Основная программа профессионального обучения по профессии «Столяр» (2 разряда)
проект по технологии (5, 6, 7 класс)
Основной целью обучения столярному делу является – повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_respubliki_hakasi1.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия
«Аскизская школа-интернат»
Утверждено на методическом совете Утверждаю:
от «______» ____________ 2016 г. Директор
Приказ № ______ Н. Г. Челтыгмашева
«______»_____________2016 г.
Основная программа
профессионального обучения
по профессии «Столяр» (2 разряда)
Составители: Субраков А.М.,
Боргояков А.М.
Аскиз, 2016 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой ( М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010- Сб. 2), допущено Министерством образования Российской Федерации и Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Программа состоит из двух модулей: допрофессиональное и профессиональное обучение по профессии «Столяр» (1-2 разряда).
I модуль (подготовительный) делится на три этапа обучения:
1 этап - 5 класс;
2 этап – 6 класс;
3 этап – 7 класс.
Количество учебных часов
Четверти | Количество недель | Количество часов в неделю, Классы 5кл. 6 кл. 7 кл. | Количество часов по четвертям Классы 5кл. 6 кл. 7 кл. |
I | 9 | 6 6 10 | 52 52 89 |
II | 7 | 6 6 10 | 42 42 70 |
III | 11 | 6 6 10 | 60 66 98 |
IV | 8 | 6 6 10 | 54 54 84 |
год | 35 | 24 24 40 | 208 208 341 |
Формы промежуточной аттестации: Контрольные и самостоятельные работы.
Цели и задачидопрофессионального обучения
Основной целью обучения столярному делу является – повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Таким образом, при обучении столярному делу ставится триада задач:
- Образовательные задачи:
1. Формировать у учащихся необходимый объем профессиональных знаний и трудовых умений и навыков.
2. Формировать организационные умения в труде (правильно располагать на своём рабочем месте инструменты и приспособления).
3. Формировать умение видеть и создавать красивые вещи (поделки) своими руками.
4. Выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда.
5. Формировать умение планировать предстоящую работу, пользоваться инструкциями.
- Воспитательные задачи:
1. Умение работать в коллективе.
2. Воспитание положительных качеств личности.
3. Уважение к человеку труда.
4. Привитие интереса к труду.
5. Формирование эстетических представлений.
III. Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно- логического (умение видеть и устанавливать связи между предметами).
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.
- Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации.
- Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму.
- Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей.
- Развитие связной речи.
- Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития – мелкой моторики рук. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работы в учебных мастерских, обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Учебный материал составлен с учётом возрастных и психофизических возможностей учащихся 5, 6, 7 классов.
При оценивании знаний и умений учащихся следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности при выполнении задания, качество готового изделия, организацию рабочего места, соблюдения правил техники безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования образа объекта труда используются натуральные образцы.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в столярной мастерской, которая приспособлена и имеет всё необходимое для реализации данной программы.
Основное содержание программы
5 класс
- Четверть
Вводное занятие (2час)
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Пиление столярной ножовкой (28 часов)
Изделие.Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой..
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы.Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
. Промышленная заготовка древесины (8 часов)
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
.Игрушки из древесного материала (12 часов)
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы.Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Практическая самостоятельная работа
Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.
Контрольная работа 2ч
II Четверть
Сверление отверстий (12 часов)
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы.Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.
Игрушки из древесины и других материалов (20 часа)
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения.Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.
Выжигание (8 часов)
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие
Практические работы.Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Практические работы.
Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.
Контрольная работа 2ч
III.Четверть
Пиление ручным лобзиком (6 часов)
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лобзиком.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.
Строгание древесины (12 часов)
Изделие. Заготовка деталей изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы.Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
Соединение деталей с помощью шурупов (28 часов)
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы.Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.
Самостоятельная работа по изготовлению полки (12 часов)
Изделие. Настенная полка, полочка под телефон и т.д.
Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выбор дизайна изделия, владение столярным инструментом.
Практические работы.Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Контрольная работа 2ч
IV.Четверть.
Изготовление кухонной утвари (20 часов)
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы.Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой (30 часов)
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).
Практические работы.Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.
Контрольная работа 2ч.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
1-2уровень | 3-4уровень |
-основные столярные инструменты ; -строение дерева и правильное её использование; - правила техники безопасности при работе со столярными инструментами; -выполнить угловое соединение в пол дерева; - изготовить изделие из нескольких деталей; | -основные столярные инструменты. - строение древесины; - правила техники безопасности со столярными инструментами; - выполнить простое соединение; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Выполнение механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 111101.01 Мастер животноводства
Комплект КОС по профессиональнму модулю "Выполнение механизированных работ на фермах и комплесах крупного рогатого скота"ОПОП...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОП.07 « Деловая культура» общеопрофессионального цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии начального профессионального образования (НПО) социально-экономи
комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплиныОП.07. Деловая культура...
Основная общеобразовательная программа профессиональной подготовки по профессии "Маляр" (1-2 разряда)
Эта программа разработанная мной и лицензированна, для подготовки учеников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Данная программа расчитана на один год для учащихся 10 класса. Рассчита...
Программа профессиональной подготовки по профессии «Слесарь - сантехник» (1-2 разряда).
Программа профессиональной подготовкипо специальности «Слесарь – сантехник» (1-2 разряды). Программа профессиональной подг...
Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»
Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...
Основная профессиональная образовательная программа профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессии 16437 Парикмахер
Программа профессиональной подготовки по профессии 16437 Парикмахер - 3 месяца...
Программа профессионального обучения по профессии «Столяр» на 2023-2024 учебный год
Цели и задачи профессионального обучения Целью настоящей программы является подготовка школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современн...