Классификация текстильных волокон
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Классификация текстильных волокон".
Цели урока:
-Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон.
-Изучить основные понятия данной темы.
-Изучить свойства тканей из натуральных растительных волокон.
-Научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
-Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
-Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
-Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
- кабинет трудового обучения;
- инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупы, ножницы, цветные карандаши, клей, кусочки ткани;
- материалы: образцы ткани.
Дидактическое обеспечение:
- слайды по теме «Материаловедение» 5 класс;
- кроссворд.
Методы обучения:
- словесные: загадки, вопросы,
- наглядные: слайды, коллекции «Хлопок», «Лён», образцы ткани;
- кроссворд;
- практические: по определению нитей основы и утка и лицевой стороны ткани.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте посмотрим кто сегодня отсутствует на уроке. Давайте посмотрим как вы приготовились к уроку. Вам было задано принести кусочки ткани, клей, лупу и цветные карандаши. Принесли? Молодцы!
Давайте подумаем с вами из чего сделана наша одежда? (да, конечно, из ткани). А что по вашему такое ткань? И как вы думаете важно ли знать свойства тканей или это не пригодится в процессе обработки и изготовления изделия?
А вот какие бывают ткани, какими они обладают свойствами мы и узнаем сегодня на уроке.
И так, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число (29 ноября) и тему сегодняшнего урока «Классификация текстильных волокон».
Обратите внимание, на доске написаны две загадки.
1). В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает.
2). Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.
В процессе изучения нового материала вы сможете их отгадать. Это ещё одна причина внимательно слушать и активно работать.
Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Исходным понятие в данной теме является ВОЛОКНО. Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше чем его поперечный размер. А волокна которые используют для изготовления пряжи, ниток, ткани называют текстильными волокнами. Запишите определения в тетрадь. Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на два основных класса: натуральные и химические.
Натуральное волокно создаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения. Посмотрите на экран, здесь представлено классификация натуральных волокон. Рассмотрим основных представителей данного класса. А теперь вернёмся к нашим загадкам, можете вы теперь сказать, о чём в них говорится? (В первой загадке говорится о хлопке, а во второй о льне).
Какие волокна относятся к натуральным. А что же такое химические волокна? Химические волокна – это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях. Давайте посмотрим этапы получения химического волокна на экране.
Этапы получения химического волокна.
1. Получение сырья и его предварительная обработка.
Для получения вискозного волокна на целлюлозно-бумажных комбинатах древесину измельчают и отваривают в щелочном растворе. В результате получается серая целлюлозная масса, которая отбеливается и прессуется в листы картона. Картон отправляют на предприятия химического волокна для дальнейшей переработки и получения волокон.
2. Приготовление прядильного раствора (расплава).
Для приготовления прядильного раствора также выполняют следующие операции:
Смешивание полимеров из различных партий. Выполняют для повышения однородности раствора, чтобы получить волокна равномерные по своим свойствам на всем протяжении. Смешивание возможно как после получения раствора, так и в сухом виде до растворения (расплавления) полимера.
Фильтрация раствора. Заключается в удалении механических примесей и нерастворившихся частиц полимера путем многократного прохождения раствора через фильтры. Фильтрация необходима для предотвращения засорения фильер и улучшения качества нитей.
3. Формование химического волокон
При формовании нитей прядильный раствор или расплав равномерно подается и продавливается через фильеры – мельчайшие отверстия в рабочих органах прядильных машин. Струйки, вытекающие из фильер, затвердевают, образуя нити, которые затем наматываются на приемные устройства. При получении нити из расплава их затвердевание происходит в камерах, где они охлаждаются потоком инертного газа или воздуха. При получении нитей из растворов их затвердевание может происходить в сухой среде в потоке горячего воздуха (этот способ формования называется сухим), или в мокрой среде в осадительной ванне (такой способ называется мокрым). Фильеры могут быть различной формы (круглые, квадратные, в виде треугольников) и размеров. При производстве волокон в фильере может быть до 40 000 отверстий, а при получении комплексных нитей – от 12 до 50 отверстий.
4. Вытягивание и термообработка волокна.
Сформованные из одной фильеры нити соединяются в комплексные и подвергаются вытягиванию и термообработке. В результате этого нити становятся более прочными благодаря лучшей ориентации их макромолекул вдоль оси, но менее растяжимыми вследствие большей распрямленности их макромолекул. Поэтому после вытягивания нити подвергаются термофиксации, где молекулы приобретают более изогнутую форму при сохранении их ориентации.
5. Отделка сформованного волокна
Отделка нитей проводится с целью удаления с их поверхности посторонних примесей и загрязнений и придания им некоторых свойств (белизны, мягкости, шелковистости, снятия электризуемости). После отделки нити перематываются в паковки и сортируются.
А теперь давайте посмотрим, что такое ткань и какими свойствами она обладает.
Ткань-переплетение двух нитей под прямым углом.
Нить основы(долевая)-тонкая, прямая, прочная, идёт вдоль кромки, издаёт звонкий звук, при растяжении не меняет длины.
Нить утка(поперечная)-толстая извилистая, идёт поперёк кромки, издаёт глухой звук, при растяжении меняет длину(растягивается).
Свойства тканей могут быть самыми различными:
- физико-механические:
- Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению.
- Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия.
- Драпируемость – способность ткани образовывать фалды, складки.
- технологические:
- Осыпаемость – выпадение нитей на срезах.
- Усадка – способность ткани укорачиваться (садиться) после обработки влагой и теплом.
- Раздвижка нитей в швах – появление разреженной структуры в шве.
Скольжение – способность ткани сдвигаться во время раскроя.
- гигиенические:
- Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.
- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.
- Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль.
- Электризуемость – способность ткани накапливать статическое электричество.
А как из волокна получается ткань, вы знаете? Нет. Далее, мы с вами об этом и будем говорить.
Прядение — процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить. Ткачество — процесс переплетения нитей пряжи основы и утка́ между собой для получения ткани (записать определения).
Ткань получают путём переплетения нитей.
Делаем вывод, что ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка. Различной последовательностью чередования основных и уточных нитей создаётся огромное количество переплетений.
Самое простое и самое распространённое переплетение нитей в ткани – это полотняное, в котором нити переплетаются через одну.
Ну а сейчас, приступим к выполнению практической работы «Определение основной и уточной нитей по внешнему виду (выдернуть из ткани), лицевой и изнаночной сторон тканей». Берем кусочки ткани, которые вы должны были принести.
А теперь проверим как вы освоили новый материал. Посмотрите на доску. Это кроссворд. По цепочке каждый из вас будет отвечать на вопросы. Молодцы все спавились!
А теперь запишем домашнее задание. На следующий урок принесите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей для оформления коллекций и изучения свойств ткани. А также составить словарь из тех терминов, которые мы изучили на сегодняшнем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация текстильных волокон
Разработка урока представлена в виде презентации по теме "Виды текстильных волокон"...
Классификация текстильных волокон 5 класс
Презентация к разделу Материаловедение...
Тема: Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышле...
Классификация текстильных волокон. Волокна растительного происхождения.
Цели:1. Образовательная цель: способствовать осознанию основного технологического материала; ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон растительного ...
Урок и презентация "Классификация текстильных волокон " в 5 классе
Урок и презентация "Классификация текстильных волокон " в 5 классе способствует формированию знаний учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения, этапах получения ткани, вид...
Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, о...
Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.
Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....