ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУДАРУШКИ»
рабочая программа по технологии
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ средняя школа № 9 _____________________Барбаков С. Л. «___»______________2019г |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУДАРУШКИ»
Возраст обучающихся:11-16 лет
Срок реализации программы: 2 года
Преподаватель: Ермолаева Алла Анатольевна
г.Рославль
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: модифицированная
Вид программы: общеразвивающая
Направление программы: художественно-эстетическое
За основу взята программа Программы дополнительного образования детей
Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. МГДД (Ю)Т, 20015 г.
направленность дополнительной образовательной программы
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к лоскутному шитью – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
новизна, актуальность, педагогическую целесообразность
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.
Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).
У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.
Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель:
Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
Задачи:
обучающие:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья;
развивающие:
- развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус,
воспитательные:
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Освоение учебной программы кружка варьируется от одного года до двух лет в зависимости от подготовленности обучающихся. Также уровень сложности программы дифференцируется по уровню обучаемости воспитанников.
По окончании основного курса обучения на занятиях кружка проводится работа по совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся по основным направлениям кружка, указанных выше с учетом индивидуальных способностей и потребностей воспитанников.
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
-принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
- принцип научности;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности обучаемых;
- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Формы организации педагогической деятельности:
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- консультативная работа,
- творческая мастерская.
Воспитывающая деятельность.
Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.
Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.
На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.
Методы воспитательной работы с детьми:
- методы формирования познания - убеждение, инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации;
- методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста, применяемая техника шитья, доступна для детей 11-16 лет.
сроки реализации дополнительной образовательной программы
Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства: повтор (1 год обучения), вариация (2 год обучения).
формы и режим занятий
Программа кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукция, изделия).
Программа обучения учитывает сложность выполнения различных видов лоскутного шитья, поэтому большое количество часов отводится тренировочным работам и проработке разных приёмов стачивания лоскутов.
При выполнении изделий используются швейная машина, иглы, булавки, ножницы, поэтому на первом же занятии руководитель сообщает учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следит за их выполнением. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.
Форма проведения занятий:
- Инструктаж по технике безопасности.
- Вводный инструктаж к началу работы.
- Особенности выполнения изделия.
- Беседа.
- Подбор материала для выполнения работы.
- Практическое выполнение изделия. Оформление.
- Представление изделия.
Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.
В программу включены беседы и лекции по декоративно-прикладному творчеству, участие в выставках и творческих конкурсах.
Дети занимаются по 2 часа в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.
ожидаемые результаты и способы их проверки
В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке в секции декоративно-прикладного творчества.
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-составлять композицию костюма;
-техники пошива текстильных изделий;
-способы выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры , шить одежду из традиционных нетрадиционных материалов;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Для контроля качества освоения бисерного рукоделия учащихся используются следующие формы педагогического контроля.
На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:
- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- Промежуточный – демонстрация творческих работ в школе, в округе (выставки);
- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках- конкурсах.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
- четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
- оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.
Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
(первый год обучения)
№ |
Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел. | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
1 | Вводное занятие. История лоскутного шитья. | 2 | 2 |
|
2 | Инструменты и материалы. Правила безопасности. | 2 | 2 |
|
3 | Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 2 | 1 | 1 |
4 | Цветовые сочетания. Техника «квадрат». | 2 | 1 | 1 |
5 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2 | 1 | 1 |
6 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2 | 1 | 1 |
7 | Орнамент. Техника «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
8 | Орнамент. Техника «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
9 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
10 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
11 | Техника «Полоска». | 2 | 1 | 1 |
12 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 |
| 2 |
13 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 |
| 2 |
14 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 |
| 2 |
15 | Изготовление традиционного узора «Колодец» | 2 | 1 | 1 |
16 | Изготовление изделия в технике «Колодец» | 2 |
| 2 |
17 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. | 2 | 1 | 1 |
18 | Изготовление изделия со спиральным узором | 2 |
| 2 |
19 | Изготовление изделия со спиральным узором | 2 |
| 2 |
20 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 2 | 1 | 1 |
21 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 2 |
| 2 |
22 | Техника «ромбы» | 2 | 1 | 1 |
23 | Изготовление изделия в технике «Ромбы» | 2 |
| 2 |
24 | Аппликация. Способы выполнения. | 4 | 1 | 3 |
25 | Выполнение аппликации. | 4 |
| 4 |
26 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка. | 2 | 1 | 1 |
27 | Выполнение стёжки. Машинная стёжка. | 2 |
| 2 |
28 | Приёмы получения разных фактур. | 2 |
| 2 |
29 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 6 |
| 6 |
30 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 |
| 2 |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 |
| 2 |
32 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2 |
| 2 |
33 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2 |
| 2 |
34 | Экскурсии | 2 | 2 |
|
| Итого: | 76 | 21 | 55 |
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
(второй год обучения)
№ |
Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел. | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
1 | Вводное занятие .Правила ТБ. | 2 | 2 |
|
2 | История моды. | 2 | 2 |
|
3 | Композиция костюма . Обдумывание моделей . | 2 | 1 | 1 |
4 | Эскизы моделей . Описание моделей . | 2 | 1 | 1 |
5 | Снятие мерок . Создание чертежа ( конструирование) | 2 | 1 | 1 |
6 | Изготовление выкроек « на себя» . Моделирование . | 2 | 1 | 1 |
7 | Моделирование . | 2 | 1 | 1 |
8 | Подбор тканей . | 2 | 1 | 1 |
9 | Изучение опыта мастеров. | 2 | 1 | 1 |
10 | Изучение опыта мастеров | 2 | 1 | 1 |
11 | Изучение опыта мастеров. | 2 | 1 | 1 |
12 | Изменение структуры ткацкого полотна. Прореживание | 2 |
| 2 |
13 | . Изменение структуры ткацкого полотна . Растягивание . | 2 |
| 2 |
14 | . Изменение структуры ткацкого полотна . Буфы . | 2 |
| 2 |
15 | Изменение структуры ткацкого полотна . Аппликация . | 2 | 1 | 1 |
16 | Изменение структуры ткацкого полотна . Гобелен . | 2 |
| 2 |
17 | Раскладка выкройки на ткани . Раскрой . | 2 | 1 | 1 |
18 | Обработка деталей кроя . | 2 |
| 2 |
19 | Обработка деталей кроя | 2 |
| 2 |
20 | Подготовка к первой примерке . | 2 | 1 | 1 |
21 | Примерка , исправление дефектов . | 2 |
| 2 |
22 | Изготовление изделия | 14 | 2 | |
23 | Изготовление изделия |
| 2 | |
24 | Изготовление изделия | 2 | ||
25 | Изготовление изделия |
| 2 | |
26 | . Изготовление изделия | 2 | ||
27 | Изготовление изделия |
| 2 | |
28 | Изготовление изделия |
| 2 | |
29 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 6 |
| 6 |
30 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 4 |
| 4 |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 4 |
| 4 |
32 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2 |
| 2 |
33 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2 |
| 2 |
34 | Экскурсии | 2 | 2 |
|
| Итого: | 76 | 21 | 55 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"
Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...