ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУДАРУШКИ»
рабочая программа по технологии

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_t.o.sudarushki.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ средняя школа № 9

_____________________Барбаков С. Л.

«___»______________2019г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУДАРУШКИ»

Возраст обучающихся:11-16 лет

Срок реализации программы: 2 года

Преподаватель: Ермолаева Алла Анатольевна

г.Рославль

2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип программы: модифицированная

Вид программы: общеразвивающая

Направление программы: художественно-эстетическое

За основу взята программа Программы дополнительного образования детей

Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. МГДД (Ю)Т, 20015 г.

направленность дополнительной образовательной программы

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к лоскутному шитью – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

            Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

           

новизна, актуальность, педагогическую целесообразность

Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.

Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).

 У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.

Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель:

Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

Задачи:

обучающие:

-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья;

развивающие:

- развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус,

воспитательные:

-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

-формировать технологическую культуру;

-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Освоение учебной программы кружка варьируется от одного года до двух лет в зависимости от подготовленности обучающихся. Также уровень сложности программы дифференцируется по уровню обучаемости воспитанников.

По окончании основного курса обучения на занятиях кружка проводится работа по совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся по основным направлениям кружка, указанных выше с учетом индивидуальных способностей и потребностей воспитанников.

           

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

Программа строится на следующих принципах обучения:

принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);

- принцип доступности обучения и посильности труда;

-принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;

- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;

- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;

- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;

- принцип научности;

- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности обучаемых;

- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);

- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Формы организации педагогической деятельности:

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- консультативная работа,

- творческая мастерская.

Воспитывающая деятельность.

Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.

Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.

На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.

Методы воспитательной работы с детьми:

методы формирования познания - убеждение, инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут;

методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации;

методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста, применяемая техника шитья, доступна для детей 11-16 лет.

сроки реализации дополнительной образовательной программы

Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства: повтор (1 год обучения), вариация (2 год обучения).

формы и режим занятий

Программа кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукция, изделия).

Программа обучения учитывает сложность выполнения различных видов лоскутного шитья, поэтому большое количество часов отводится тренировочным работам и проработке разных приёмов стачивания лоскутов.

При выполнении изделий используются швейная машина, иглы, булавки, ножницы, поэтому на первом же занятии руководитель сообщает учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следит за их выполнением. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.

Форма проведения занятий:

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Вводный инструктаж к началу работы.
  3. Особенности выполнения изделия.
  4. Беседа.
  5. Подбор материала для выполнения работы.
  6. Практическое выполнение изделия. Оформление.
  7. Представление изделия.

Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.

В программу включены беседы и лекции по декоративно-прикладному творчеству, участие в выставках и творческих конкурсах.

Дети занимаются по 2 часа в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.

ожидаемые результаты и способы их проверки

В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке в секции декоративно-прикладного творчества.            

1 год обучения

Учащиеся должны знать:

            -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

            -историю лоскутного шитья;

            -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

            -способы выполнения аппликации, стёжки;

            -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

            -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

            -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;           

            -требования к качеству готовых изделий.

 

Учащиеся должны уметь:

            -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

            -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

            -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,  в свободной технике по спирали;

            -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

            -делать стёжку готового изделия;

            -делать аппликацию;

            -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

 

2 год обучения

Учащиеся должны знать:

            -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

            -составлять  композицию костюма;

            -техники пошива текстильных изделий;

            -способы выполнения стёжки;

            -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

            -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

            -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;           

            -требования к качеству готовых изделий.

 

Учащиеся должны уметь:

            -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

            -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

            -составлять и шить лоскутные узоры , шить одежду из традиционных           нетрадиционных материалов;

            -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

            -делать стёжку готового изделия;

            -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Для контроля качества освоения бисерного рукоделия учащихся используются следующие формы педагогического контроля.

На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный – демонстрация творческих работ в школе, в округе (выставки);

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках- конкурсах.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
  • четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
  • оригинальность творческих работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;

2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.

Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

(первый год обучения)

 

 

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

2

2

 

2

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

2

2

 

3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

2

1

1

4

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

2

1

1

5

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

1

1

6

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

1

1

7

Орнамент. Техника «треугольник».

2

1

1

8

Орнамент. Техника «треугольник».

2

1

1

9

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

1

1

10

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

1

1

11

Техника «Полоска».

2

1

1

12

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

 

2

13

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

 

2

14

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

 

2

15

Изготовление традиционного узора «Колодец»

2

1

1

16

Изготовление изделия в технике «Колодец»

2

 

2

17

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

2

1

1

18

Изготовление изделия со спиральным узором

2

 

2

19

Изготовление изделия со спиральным узором

2

 

2

20

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

1

1

21

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

 

2

22

Техника «ромбы»

2

1

1

23

Изготовление изделия в технике «Ромбы»

2

 

2

24

Аппликация. Способы выполнения.

4

1

3

25

Выполнение аппликации.

4

 

4

26

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

2

1

1

27

Выполнение стёжки. Машинная стёжка.

2

 

2

28

Приёмы получения разных фактур.

2

 

2

29

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.

6

 

6

30

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

2

 

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

2

 

2

32

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

2

 

2

33

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

2

 

2

34

Экскурсии

2

2

 

 

Итого:                                                         

76

21

55

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

(второй год обучения)

 

 

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие .Правила  ТБ.

2

2

 

2

История моды.

2

2

 

3

Композиция костюма . Обдумывание моделей .

2

1

1

4

Эскизы моделей . Описание моделей .

2

1

1

5

Снятие мерок . Создание чертежа ( конструирование)

2

1

1

6

Изготовление выкроек « на себя» . Моделирование .

2

1

1

7

 Моделирование .

2

1

1

8

Подбор тканей .

2

1

1

9

 Изучение опыта мастеров.

2

1

1

10

Изучение опыта мастеров

2

1

1

11

Изучение опыта мастеров.

2

1

1

12

Изменение структуры ткацкого полотна. Прореживание

2

 

2

13

. Изменение структуры ткацкого полотна . Растягивание .

2

 

2

14

. Изменение структуры ткацкого полотна . Буфы .

2

 

2

15

Изменение структуры ткацкого полотна . Аппликация .

2

1

1

16

Изменение структуры ткацкого полотна  . Гобелен .

2

 

2

17

Раскладка выкройки на ткани . Раскрой .

2

1

1

18

Обработка деталей кроя .

2

 

2

19

Обработка деталей кроя

2

 

2

20

Подготовка к первой примерке .

2

1

1

21

 Примерка , исправление дефектов .

2

 

2

22

Изготовление изделия

14

2

23

Изготовление изделия

 

         2

24

Изготовление изделия

         2

25

Изготовление изделия

 

2

26

. Изготовление изделия

2

27

Изготовление изделия

 

2

28

Изготовление изделия

 

2

29

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.

6

 

6

30

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

       4

 

4

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

4

 

4

32

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

2

 

2

33

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

2

 

2

34

Экскурсии

2

2

 

 

Итого:                                                         

76

21

55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"

Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...