Метапредмет технология
презентация к уроку по технологии

Метапредмет технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmet_tehnologiya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Городское профессиональное сообщество учителей технологии. Методический семинар: «Метапредметный подход в реализации содержания предметной области «Технология» в условиях реализации ФГОС»

(1слайд)Предмет технология изначально неразрывно связан с окружающим миром, с предметной средой, в которой человек живёт.

(2слайд) Образовательная область «Технология» является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Кроме освоения теоретического материала, много внимания уделяется работам прикладного характера.

Опираясь на мнение общества и его неудовлетворенность качеством общего образования, которое не может стать основой для будущей успешной карьеры выпускников, государством была сформирована новая модель развития российской школы. Создается Федеральный государственный образовательный стандарт, который был призван решить эту задачу.Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы.

(3слайд)Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том,

что они носят  метапредметный характер;

обеспечивают целостность личностного и познавательного развития школьника;

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по различным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. Ученику поможет метапредметный подход в обучении, для того, чтобы увидеть мир в целостности.

Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий.

(4слайд) Метапредметный подход включает в себя следующее:

1. Работа с деятельностью учащегося, передача не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

 2. Метапредметный подход – это отличное знание своего предмета, что позволяет деятельностно перебрать учебный материал и заново его интерпретировать в соответствии с новыми требованиями.

3.Необходимо  ориентироваться  на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения и т.д.

4.Инновации в использовании разного типа методических приемов

 В школе педагогические инновации приходят на помощь там, где традиционные способы обучения и воспитания не приносят желаемых результатов. 

Метапредметный подход в образовании – это вовлечение ученика в мыслительный процесс (конечно, с помощью учителя), направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применения этих методов на практике. Кроме того, при таком подходе, ученик сам анализирует свою деятельность и оценивает результат.

Метапредмет– предмет, в котором изучается не только само знание по конкретным темам предмета, но и то, что дополняет эти знания, позволяет ученику включить своё воображение, фантазию. Ребёнок постигает смысл и ценности жизни, жизненные ситуации, учится применять к изучаемому предмету свой, пусть пока небольшой, жизненный опыт.

Метапредметные результаты обучения заключаются в том, что ученики начинают свободно мыслить, действовать в рамках образовательного процесса, адаптируются к решению проблем реальных жизненных ситуаций.

Метапредметное задание – задание, которое побуждает ученика использовать при подготовке учебного задания по конкретному предмету знания из других предметов, жизненных ситуаций, личный опыт, фантазию, творчество, креативное мышление.

Урок технологии представляет собой один  из учебных предметов, который предусматривает следование учебному плану школы, и его педагогическая значимость повышается, если труд осуществляется в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Когда ручной труд  поставлен в  соотношение с другими предметами, он рассматриваться не как обособленный предмет, ставящий своей  целью осуществление только своих задач, а занимает  должное место в общей системе учебно-воспитательной работы и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника.

Метапредметные задания.

  • В качестве ответов на этот вопрос я использовала то, что мы с детьми уже наработали по проектной и исследовательской деятельности, сами того не ведая, выполняем, пусть пока не по науке, метапредметный подход

   В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта

(5слайд) Объект – лоскут ткани.

 Вопросы: что это, для чего нужно, где видел? Как предлагаешь использовать?

 Ткань, из неё шьют одежду, паруса для парусников, парашюты, а можно ещё сделать панно как поднос, или картину, как сказку, или шкатулку, как торт, Варианты:

   Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета.

   Я думаю, что благодаря сущности нашего предмета, его практической направленности, мы уже где-то близко с метапредметным содержанием уроков.

 Взаимосвязь ручного труда с другими предметами прежде всего выражается в том, что на уроках технологии применяются, конкретизируются, закрепляются знания, полученные на уроках по этим предметам. Конкретные знания, полученные на уроках технологии, используются на уроках и по другим предметам как материал для обобщения, развития устной и письменной речи учащихся. Тем самым урок технологии помогает повышению качества преподавания других учебных предметов, обеспечивает активный характер усвоения знаний .

(6слайд)   Взаимосвязь урока технологии с обучением детей русскому языку заключается в том, что на уроках труда дети на практике учатся владеть речью — формулировать мысли (вопросы, ответы), говорить кратко, содержательно; так же они овладевают специальным словарем (название материалов, инструментов, технические термины).

По содержанию и отчасти по виду ручной деятельности труд тесно связан с изобразительным искусством. Фундаментальные знания из конкретной предметной области. черчение, графика, дизайн – создание наброска будущего изделия, построение композиции, подбор цветового решения ;Занятия трудовой деятельностью, содействует формированию гибкости руки, развивает моторику, координацию движений.

Истории: изучение народных традиций, культуры русского народа.при освоении технологий традиционных промыслов

Экология -  возможность использования отходов производства в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества;

с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; мер времени. 

с химией при характеристике свойств конструкционных материалов;

с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий;

 При проведении занятий в 5 классе можно использовать метод «Минипроект», чтобы обучающиеся в самостоятельной деятельности познакомились с творческим проектированием на уроках технологии.

Пример. Творческий проект на уроке технологии в 5 классе.

Учащиеся определяют и формулируют проблему. Учитель предлагает решить эту проблему. Учащиеся определяют тему проекта «Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья» ставят перед собой цель и формулируют задачи.

Обучающиеся работают в группах. Каждой из групп обучающихся предлагается задание, выбрать и составить последовательность из отдельных этапов проектной деятельности, которые относятся к организационно-подготовительному, технологическому и заключительному этапу. Учащиеся представляют результаты своей работы, сравнивают их с образцом, находят ошибки и делают выводы.

Затем в соответствии с составленной ими технологической последовательностью они выполняют практическую часть работы.

После выполнения практической части работы обучающиеся представляют защиту своих проектов, во время которой проговаривают весь технологический процесс изготовления, достижение собственных целей и рекламу своего изделия.

В рамках проектной деятельности, обучающиеся выявляют потребность, проектируют и создают объект, оценивают правильность выполнения учебной задачи, развивают коммуникативные навыки работы в команде, следовательно, формируют метапредметные результаты.

 Использование метода творческих проектов играет ключевую роль в достижении метапредметных результатов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на уроках технологии является защита итогового индивидуального проекта.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического, критического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Для определения технологии эффективно формирующей метапредметные результаты необходимо разработать занятия в соответствии с выбранной технологией и в системе применять её на уроках и во внеурочной деятельности.

Собственные изыскания и исследования ученика могут привести совсем к другим результатам решения проблемы, отличным от тех, которые могли предполагаться учеником первоначально до начала метапредметной деятельности. Причём разные ученики по-разному подойдут к конечному результату в силу разного уровня подготовленности, интеллекта, кругозора.

Я думаю, если такое обучение происходит на базе всех изучаемых предметов, то каждый ученик становится личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"

Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....

Мастер-класс «Особенности технологии метапредмета «Проблема»

мастер- класс "Особенности технологии метапредмета "Проблема"...

Метапредмет дәрес. А. Гыйләҗевнеӊ «Өч аршын җир» әсәренә

Бу дәрес 11 класста А. Гыйләҗев иҗатын өйрәнгәндә бәйләнешле сөйләм үстерү  дәресе кысаларында үткәрелә. Әдәби әсәр белән укучылар өйдә таныша.     Әдәбиятны метапредмет...

Что такое метапредмет?

Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность....

урок биологии в 6 классе "Опорные системы"(метапредмет "Причина и следствие")

Проведение метапредметного урока «Причина и следствие» предлагается в ходе изучения темы «Опорные системы» в курсе биологии «Живой организм» в 6 классе. Первый урок в теме отводится под обзор ро...

Метапредмет «проблема» на уроках математики.

Создание условий для передачи опыта по формированию метапредмета «проблема»  на уроках математики при решении задач....

Метапредмет "Проблема" в изучении ключевых проблем истории России 20 века

Выступление на метапредметной городской конференции на базе ГБОУ  Гимназия 1517 г.Москвы...