«Рисуем жидким цветным солёным тестом»
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Ирина Сергеевна Кочурина

  В рамках данного мастер – класса учащиеся знакомятся  с некоторыми видами прикладного творчества,  приобретают практические навыки. Для детей такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего возраста, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук. Кистью ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование  чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.

Работая с жидким тестом, дети учатся аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рисование жидким соленым тестом26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»

Верхнекетского района Томской области

Мастер-класс по теме:

 «Рисуем  жидким цветным солёным тестом»

                                                                       Учитель технологии

                                                                                     Кочурина Ирина Сергеевна

                   

                                                                      2018-2019 учеб. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

        Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.

       Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

  В рамках данного мастер – класса учащиеся знакомятся  с некоторыми видами прикладного творчества,  приобретают практические навыки. Для детей такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего возраста, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук. Кистью ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование  чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.

Работая с жидким тестом, дети учатся аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели. Мастер-класс предназначен для обучающихся с 7 лет. Продолжительность мастер-класса-  30 минут.

Практическая значимость:

Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с техникой рисования жидким цветным солёным тестом. Особый акцент делается на приобщение детей к одному из видов  декоративно – прикладного творчества.  Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению  «декоративно – прикладное творчество», использующим на своих занятиях, такой материал, как тесто. Данный вид деятельности развивает  у детей творческое воображение, мелкую моторику рук, способствует развитию самостоятельной творческой активности учащихся. Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

Цель:

Расширение творческих способностей обучающихся посредством знакомства с одним из видов декоративно – прикладного творчества и приобретение практических навыков рисование тестом.

Задачи:

Обучающие: 

  1. Расширение знаний обучающихся о различных видах декоративно – прикладного творчества.
  2. Обучение   технологии рисования жидким солёным тестом.
  3. Приобретение навыков работы с тестом.

Развивающие:

  1. Развитие  образного  мышления и творческой  активности.
  2. Развитие  художественного  и эстетического  вкуса.
  3. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Повышение  общекультурного  уровня.

Воспитательные:

  1. Побуждение и развитие мотивации обучающихся к трудовой деятельности.
  2. Воспитание  трудолюбия, усидчивости, аккуратности в выполнении работ.
  3. Воспитание самостоятельности, инициативности.

Дидактический  и раздаточный материал:

  • готовые работы, выполненные педагогом и учащимися;
  • технологическая карта рисования жидким солёным тестом;

Материалы и принадлежности:

  • Жидкое цветной соленое тесто в баночках.
  • Клеенка.
  • Основа.
  • Стеки
  • Чайные ложки.
  • Салфетки (влажные и бумажные).
  • Банки с водой.
  • Коктейльные  трубочки.

Создание жидкого цветного соленого теста.

В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы:

  • 2 столовых ложки пшеничной муки.
  • 1 столовая ложка мелкой соли.
  • 1 чайная ложка клея ПВА.
  • ½ чайной ложки гуаши любого цвета.
  • холодная вода.

Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.

Ход проведения мастер-класса

 «Рисование жидким цветным соленым тестом»

-Здравствуйте уважаемые эксперты, коллеги!

Меня зовут Ирина Сергеевна Кочурина, я педагог дополнительного образования  Белоярской школы №1, кружка «Страна рукоделия». Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс.

Я вас прошу, посмотрите на экран (слайд 1)  и скажите, пожалуйста, как вы думаете, что объединяет все эти изображения?      (должны ответить, что изображены разные техники рисования!).

Все правильно, существует огромное разнообразие техник рисования. Посмотрите, внимательно (слайд 2) на экран и скажите, чем мы с вами сегодня будем рисовать???? (всё правильно тестом , соленым и цветным).

(слайд 4) – сегодня я предлагаю вам порисовать жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется ложечка, коктейльная трубочка и зубочистка.

Многие люди боятся черных кошек? Думаете почему? 
Страх перед черными кошками сохранился у людей еще со средних веков. 
Невидимую ночью, бесшумно двигающуюся, с горящими глазами чёрную кошку стали считать темной силой. Женщин, держащих в доме черных кошек, объявляли ведьмами и вместе с их черными питомцами сжигали на костре. Человека всегда пугало всё непонятное. К тому же черный цвет у многих людей связан с чем-то плохим, злым. 
На самом деле чёрный цвет шерсти кошки указывает на устойчивость к болезням. Эти кошки имеют ярко выраженный характер, часто бывают по-собачьи преданы своим хозяевам, отличаются сообразительностью и хитростью. Черная кошка - отличный крысолов. 
А вы боитесь чёрных кошек или котов? Нет?! 
Ну, тогда предлагаю вам нарисовать симпатичного чёрного кота.

Рисуем фон.

Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого голубого цветного соленого теста по всей поверхности основы.

Следую последовательно слайдам, пока дети выполняют определенную работу, параллельно рассказываю об истории возникновения соленого теста:

«Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме…» (Синеглазова М.О.)

«Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве.

«Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами. » (Синеглазова М.О.)

В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку. Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.

В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.

Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику.

Соленое тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей.

«Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить цветное соленое тесто можно неделю и даже две в прохладном месте.

Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты.

Подведение итогов. Рефлексия.

       Посмотрите ребята, мы делали  кошечек по одному образцу, а у нас они получились такие, интересные, яркие и разнообразные. Какие у вас оригинальные идеи, вы молодцы! И подводя итог нашего мастер-класса, я попрошу вас представить себя на лесенке успеха. На столе лежат смайлики трех цветов.

Желтый смайлик - мастер-класс не понравился.

Зеленый смайлик - мастер-класс понравился, но новых знаний не  получил.

Красный смайлик – мастер-класс понравился, получил новые знания.

       Сегодня мы с вами научились рисовать с помощью жидкого, цветного, солёного теста. Я надеюсь, что эти знания вам пригодятся, и используя технологию рисования жидким цветным соленым тестом вы будете  фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты.

 Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

Методическая разработка занятия "Солёное тесто.Базовые (основные) формы в тестопластике".

Разработка может быть применима на первых занятиях по тестопластике.Изучив выполнение основных форм можно создавать самые разные работы в технике тестопластики от небольших фигурок до больших панно....

Презентация "Лепка из солёного теста".

Презентация " Лепка из соленого теста"            Содержание:Из истории о тестопластикеРецепты солёного тестаМатериалы и инструмент...

Мастер-класс по солёному тесту

   В крестьянском быту издревле отмечался праздник сбор урожая. Специально для него пекли праздничные хлеба: караваи, плетёнки, пряники, калачи. а в оставшуюся муку (смёт) добав...

Змейки-сувенирчики: мастер-класс лепки из солёного теста

2.Размер змеек примерно 13 на 11 см,после лакировки, с обратной стороны приклею веревочки,чтобы можно было повесить змеек на стену3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10....

Тема: «Подводный мир» (лепка из солёного теста, роспись изделий)

Цели: развитие творческих способностей учащихся;Коррекция внимания, речи, мышления. Задачи: - познакомить учащихся с особенностями лепки из солёного теста;- совершенствовать навыки лепки ра...