Конспект заняия "Богатыри земли Русской"
план-конспект по технологии

Плотникова Наталья Вячеславна

Заняте проведено совместно с сотрудником Государственного военно - исторического музея заповедника "Куликово Поле"

Занятие нацелено на изучение образов защитников Родины, расширить кругозор подростков, углубить знания по Технологии, обеспечивая учебно - познавательную компетенцию учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Конспект занятия

 «Богатыри земли русской»

Выполнила: учитель

МОУ «Ивановская СОШ»

Плотникова Н.В.

2017 год

Предмет: Занятие кружка «Умелые ручки».

Тип занятия: Занятие изучения новых знаний в виде игры – путешествия.

Цели занятия

Изучение образов защитников Родины, былинными богатырями;

Расширить кругозор подростков и углубить знания по предмету “Технология», обеспечивая учебно-познавательную компетенцию учащихся;

Развивать интерес к предмету, к народным традициям, декоративно – прикладным промыслам России и промыслам Родного края, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить свою деятельность, умения решать поставленные задачи, используя смекалку, изобретательность и творческую инициативу, развитие индивидуальности и творческих способностей.

Воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно, совершенствовать рефлексивную компетенцию через этику взаимоотношений, любовь и уважение к народным традициям, традициям семьи, чувство гордости за свой народ, пробуждать желание стать в будущем защитником своей страны.

 

Межпредметные связи

Тема

 Занятие - путешествие в древнюю Русь.

«Богатыри земли Русской»

 

Тип учебного занятия

Занятие изучения новых знаний.

Цели учебного занятия

 Познакомить учащихся с историей возникновения вязания, инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, правилами и видами вязания, основными приемами вязания и их условными обозначениями.

Форма организации познавательно – трудовой деятельности

 фронтальная, групповая, индивидуальная,

Методы обучения

- словесные (объяснение материала, работа со слайдами презентации);

- демонстрационные

-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Планируемые результаты

Достижение цели и решение основной дидактической задачи занятия

Регулятивные (Р)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные(П)

Использование знаково-символических средств, схем для решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные (К)

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.

Личностные (Л)

Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность.

 Практическая работа

1.Изготовление пластинчатого доспеха.

2. Посадка саженца.

Оценка и контроль образовательных результатов

Методы контроля и самоконтроля знаний: самооценка и взаимооценка практической работы.

Ход занятия 

I. Вводная часть

1. Приветствие.

- Здравствуйте. Посмотрите на меня, на своего соседа. Улыбнитесь друг другу.  Ребята посмотрите-ка, у нас на занятии присутствуют гости.  Давайте поприветствуем наших гостей и начнем наше занятие с хорошим настроением.

2. Вступительное слово.

И все вместе совершим путешествие в древнюю Русь.

Наше занятии я хочу начать такими словами:

«Слава русской старине!

Слава русской стороне!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. (Слайд 1)

 В те далекие годы было много войн. Нашим предкам приходилось отстаивать свои земли от врагов. (Слайд 2)

Хазары и монголо-татары часто нападали на них, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. (Слайд 3).

Русь защищалась от врагов.

Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Такими людьми были наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые люди. Они были храбрые воины.  Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой. Жили среди русичей богатыри-защитники нашей Родины.

Шли годы, века. Но до сих пор мы помним подвиги героев всех времен и народов.

??? А откуда мы узнаем об этих людях, их подвигах? Из каких источников?

( Из сказок, историй, м/ф, фильмов, рассказов, песен, сказаний и былин).

3. Беседа о былинах и богатырях.

А что означает слово БЫЛИНА?

Давайте прочитаем определение былины в толковом словаре.

(Работа со словарем). (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. (русское народное песенное сказание)

Быль - то, что было на самом деле. Поэтому былина говорит о нашей истории, только в приукрашенном виде, да и события в ней могут быть смещены во времени.

Особенно много былин сложили о богатырях.

??? Кто такие богатыри?

Давайте прочитаем определение богатырь в толковом словаре.

 (Работа со словарем)

(Богатырь – 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

                      2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.)

«Богатыри – защитники русской земли, отличающиеся особой силой».

«Богатырь - человек рослый, дюжий и видный;  необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и вы мне скажите:

О каком богатыре в нем идет речь? (Слайд 4).

???А какова полное название этого мультфильма?

???Какой подвиг совершит Илья Муромец в этом мультфильме?

???Хотите ли вы посмотреть, как Илья Муромец сражался с Соловьем Разбойником? (Слайд 5)

??? А каких богатырях вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович,  Никита Кожемяка, Святогор-Мегобогатырь, Вольга Святославович-богатырь маг, Дунай Иванович, Михайло Потык, Василий Буслаев, Нника Воин)

Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Женщины профессиональные воины, наравне с мужчинами несли и несут службу, сражались и сражаются с врагами.

На Руси такие девы – воительницы назывались поляницами. (Слайд 6).

Ребята давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия. (Слайд 7)

4. Беседа по картине.

О подвигах богатырей снято много мультипликационных фильмов, художественных фильмов-сказок, написано много литературных произведений, но эта тема нашла свое отражение и в живописи.

Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». (Слайд 7).

??? Кто на ней изображен?  (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

???Ребята что вы знаете об Илье Муромце?

Илья Муромец – крестьянский сын, он кряжист и могуч, как вековой лес. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов».

Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич.

???А что вы знаете о Добрыне Никитиче?

Он из рода княжеского, происхождения знатного, художник В.М. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения.

 ???А что вы знаете об Алеше Поповиче?

А вот Алеша Попович (он сын священника) врага побеждает не силой богатырской, а смекалкой, хитростью да ухваткой.

 Вот какие они разные – богатыри русские.


??? В каком образе художник изобразил богатырей? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
??? Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).


5. Загадки о богатырском снаряжении.  (Слайд 8)


Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).

1.Чтоб грудь защитить от ударов врага,

 уж вы это знаете наверняка,

на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

 2.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)

3.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
4.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

??? Ребята, а кто работал над изготовлением доспехов.

Над изготовлением доспехов трудились и трудятся мастера- кузнецы.

Ой, ребята, что это за звуки? Откуда они доносятся? (Слайд 9)

Да ребята этот звук доносится из кузницы, слышите, в ней работает мастер-кузнец.

Давайте мы потихонечку откроем скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер, здесь трудится. Слышите! Он уже начал свою работу. Давайте пойдем и понаблюдаем как обычный металл превращается в необычные доспехи богатырские.

(Заходим и рассматриваем)

6. В кузнеце.

Ребята, смотрите какая красота! Ой, а что - то здесь никого нет.

-Здравствуйте кузнец. Мы учащиеся из Ивановской школы очень хотели бы познакомиться с Вами, с особенностью вашей профессии, а особенно хотели бы посмотреть, как вы делаете доспехи богатырские.

7. Слова кузнеца.

Уважаемый Кузнец, а как вы считаете, наши юные друзья могут ли справиться с такой работай. Смогут ли они сделать доспехи самостоятельно?

8.Физкультминутка

 «Во кузнице».

9. Практическая работа.

Ребята у Вас на столе лежат заготовки для изготовления пластинчатой кольчуги. 

Прежде чем, приступить к ее изготовлению, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами. 

Учащиеся надевают доспехи.

10. Игра.

Свист соловья. (Слайд 10 )

Ой, что случилось? Что это за свист? Не успели вы облачиться в доспехи богатырские, как приходиться вам выполнить свой долг перед Россиею. Соловей разбойник опять шалит и безобразничает. Придется нам сражаться с ним. Вот вам стрелы и арбалеты. Посмотрим кто из вас самый меткий. Кто победит Соловья Разбойника?

Спасибо ребята – вы настоящие богатыри, настоящие защитники.

10. Рефлексия.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы сегодня узнали? А чему вы сегодня научились?

Идут годы, идут века, эпоха богатырей прошла. Но качества которыми обладали богатыри и их заветы передаются людьми из поколения в поколение. И до нас дошли эти заветы:

- Защищать свою Родину, беречь её.    

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

И самые трудные времена для нашего Отечества всегда находились люди – богатыри которые вставали на его защиту.

Много войн пришлось испытать нашему народу, но наверное самой кровопролитной и самой близкой нам по времени была ВОВ.

Ребята, а что вы знаете о ВОВ?

Да вы наверное знаете, что в нашей стране наверное нет ни одной семь, которой не коснулась эта война. И в ваших семьях есть и были родственники участники ВОВ.  А может, вы  знаете о них что – то?

(Если нет. Вы сегодня придете домой и расспросите о них своих родителей, бабушек и дедушек)

И в нашей стране стало доброй традицией, именно 9 мая принимать участие в акции «Бессмертный полк». И мы с вами опять в этом году возьмем портреты наших родственников , участников ВОВ и пройдемся  по нашей деревне и почти их память. Мы приклоняемся перед их силой духа, их мужеством, героизмом и их великими жертвами. И пусть никогда такое не повториться.
(Слайд 11)

Ребята, а сейчас в мирное время есть богатыри, кто они? Какими качествами они обладают? Людей каких профессий можно к ним отнести?

Каждую минуту, каждую секунду наш покой оберегают мужчины и женщины, которые стоят  на страже нашей Родины – это военные, полиция, пожарная охрана и много, много людей различных профессий.

  Но это все взрослые люди.  Но заветы богатырские должны соблюдать не только взрослые люди, но и вы – дети. Заветы богатырские и вам под силу. Вы можете и должны защищать слабых, стариков, детей, любить свой народ, свою Родину, беречь ее,  любить и беречь природу, животных, быть сильными, храбрыми и послушными детьми, не огорчать своих близких. Вы наше будущее. Вам необходимо защищать Родину, сохранять и чтить обычаи и традиции русского народа.

11. Заключение.

И завершить наше занятие я хочу Словами писателя Алексея Толстого:

«О витязь! Делами твоими

Гордится великий народ.

Твое громоносное имя

Столетия все перейдет».

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Мы благодарим всех гостей, которые присутствовали на нашем занятии, а особенные слова благодарности мы выражаем Кулешовой М.А. – сотруднику музея заповедника «Куликово полнее», за очень интересный и поучительный рассказ и занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

конспект урока «Города Русской Земли»

Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...

конспект урока Интеграционный урок по литратуре и ОПК "ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" по житийной литературе .

Цель: 1.Расширить понятие АГИОГРАФИЯ; познакомить с житием святого Александра Невского и  благоверного князя Дмитрия Донского. ...

Конспект урока по ОПК "Богородичные иконы - защитницы земли русской"

В конспекте урока по ОПК  вы можете получить информацию о богородичных иконах - защитницах земли русской"...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...