Конспект заняия "Богатыри земли Русской"
план-конспект по технологии
Заняте проведено совместно с сотрудником Государственного военно - исторического музея заповедника "Куликово Поле"
Занятие нацелено на изучение образов защитников Родины, расширить кругозор подростков, углубить знания по Технологии, обеспечивая учебно - познавательную компетенцию учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Конспект занятия
«Богатыри земли русской»
Выполнила: учитель
МОУ «Ивановская СОШ»
Плотникова Н.В.
2017 год
Предмет: Занятие кружка «Умелые ручки».
Тип занятия: Занятие изучения новых знаний в виде игры – путешествия.
Цели занятия
Изучение образов защитников Родины, былинными богатырями;
Расширить кругозор подростков и углубить знания по предмету “Технология», обеспечивая учебно-познавательную компетенцию учащихся;
Развивать интерес к предмету, к народным традициям, декоративно – прикладным промыслам России и промыслам Родного края, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить свою деятельность, умения решать поставленные задачи, используя смекалку, изобретательность и творческую инициативу, развитие индивидуальности и творческих способностей.
Воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно, совершенствовать рефлексивную компетенцию через этику взаимоотношений, любовь и уважение к народным традициям, традициям семьи, чувство гордости за свой народ, пробуждать желание стать в будущем защитником своей страны.
Межпредметные связи
Тема | Занятие - путешествие в древнюю Русь. «Богатыри земли Русской»
|
Тип учебного занятия | Занятие изучения новых знаний. |
Цели учебного занятия | Познакомить учащихся с историей возникновения вязания, инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, правилами и видами вязания, основными приемами вязания и их условными обозначениями. |
Форма организации познавательно – трудовой деятельности | фронтальная, групповая, индивидуальная, |
Методы обучения | - словесные (объяснение материала, работа со слайдами презентации); - демонстрационные -репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой. |
Планируемые результаты | Достижение цели и решение основной дидактической задачи занятия |
Регулятивные (Р) | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Познавательные(П) | Использование знаково-символических средств, схем для решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Коммуникативные (К) | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе. |
Личностные (Л) | Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность. |
Практическая работа | 1.Изготовление пластинчатого доспеха. 2. Посадка саженца. |
Оценка и контроль образовательных результатов | Методы контроля и самоконтроля знаний: самооценка и взаимооценка практической работы. |
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Приветствие.
- Здравствуйте. Посмотрите на меня, на своего соседа. Улыбнитесь друг другу. Ребята посмотрите-ка, у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей и начнем наше занятие с хорошим настроением.
2. Вступительное слово.
И все вместе совершим путешествие в древнюю Русь.
Наше занятии я хочу начать такими словами:
«Слава русской старине!
Слава русской стороне!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. (Слайд 1)
В те далекие годы было много войн. Нашим предкам приходилось отстаивать свои земли от врагов. (Слайд 2)
Хазары и монголо-татары часто нападали на них, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. (Слайд 3).
Русь защищалась от врагов.
Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Такими людьми были наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые люди. Они были храбрые воины. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой. Жили среди русичей богатыри-защитники нашей Родины.
Шли годы, века. Но до сих пор мы помним подвиги героев всех времен и народов.
??? А откуда мы узнаем об этих людях, их подвигах? Из каких источников?
( Из сказок, историй, м/ф, фильмов, рассказов, песен, сказаний и былин).
3. Беседа о былинах и богатырях.
А что означает слово БЫЛИНА?
Давайте прочитаем определение былины в толковом словаре.
(Работа со словарем). (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. (русское народное песенное сказание)
Быль - то, что было на самом деле. Поэтому былина говорит о нашей истории, только в приукрашенном виде, да и события в ней могут быть смещены во времени.
Особенно много былин сложили о богатырях.
??? Кто такие богатыри?
Давайте прочитаем определение богатырь в толковом словаре.
(Работа со словарем)
(Богатырь – 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.
2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.)
«Богатыри – защитники русской земли, отличающиеся особой силой».
«Богатырь - человек рослый, дюжий и видный; необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и вы мне скажите:
О каком богатыре в нем идет речь? (Слайд 4).
???А какова полное название этого мультфильма?
???Какой подвиг совершит Илья Муромец в этом мультфильме?
???Хотите ли вы посмотреть, как Илья Муромец сражался с Соловьем Разбойником? (Слайд 5)
??? А каких богатырях вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор-Мегобогатырь, Вольга Святославович-богатырь маг, Дунай Иванович, Михайло Потык, Василий Буслаев, Нника Воин)
Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Женщины профессиональные воины, наравне с мужчинами несли и несут службу, сражались и сражаются с врагами.
На Руси такие девы – воительницы назывались поляницами. (Слайд 6).
Ребята давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия. (Слайд 7)
4. Беседа по картине.
О подвигах богатырей снято много мультипликационных фильмов, художественных фильмов-сказок, написано много литературных произведений, но эта тема нашла свое отражение и в живописи.
Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». (Слайд 7).
??? Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
???Ребята что вы знаете об Илье Муромце?
Илья Муромец – крестьянский сын, он кряжист и могуч, как вековой лес. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов».
Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич.
???А что вы знаете о Добрыне Никитиче?
Он из рода княжеского, происхождения знатного, художник В.М. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения.
???А что вы знаете об Алеше Поповиче?
А вот Алеша Попович (он сын священника) врага побеждает не силой богатырской, а смекалкой, хитростью да ухваткой.
Вот какие они разные – богатыри русские.
??? В каком образе художник изобразил богатырей? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
??? Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).
5. Загадки о богатырском снаряжении. (Слайд 8)
Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).
1.Чтоб грудь защитить от ударов врага,
уж вы это знаете наверняка,
на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
2.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
3.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
4.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
??? Ребята, а кто работал над изготовлением доспехов.
Над изготовлением доспехов трудились и трудятся мастера- кузнецы.
Ой, ребята, что это за звуки? Откуда они доносятся? (Слайд 9)
Да ребята этот звук доносится из кузницы, слышите, в ней работает мастер-кузнец.
Давайте мы потихонечку откроем скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер, здесь трудится. Слышите! Он уже начал свою работу. Давайте пойдем и понаблюдаем как обычный металл превращается в необычные доспехи богатырские.
(Заходим и рассматриваем)
6. В кузнеце.
Ребята, смотрите какая красота! Ой, а что - то здесь никого нет.
-Здравствуйте кузнец. Мы учащиеся из Ивановской школы очень хотели бы познакомиться с Вами, с особенностью вашей профессии, а особенно хотели бы посмотреть, как вы делаете доспехи богатырские.
7. Слова кузнеца.
Уважаемый Кузнец, а как вы считаете, наши юные друзья могут ли справиться с такой работай. Смогут ли они сделать доспехи самостоятельно?
8.Физкультминутка
«Во кузнице».
9. Практическая работа.
Ребята у Вас на столе лежат заготовки для изготовления пластинчатой кольчуги.
Прежде чем, приступить к ее изготовлению, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами.
Учащиеся надевают доспехи.
10. Игра.
Свист соловья. (Слайд 10 )
Ой, что случилось? Что это за свист? Не успели вы облачиться в доспехи богатырские, как приходиться вам выполнить свой долг перед Россиею. Соловей разбойник опять шалит и безобразничает. Придется нам сражаться с ним. Вот вам стрелы и арбалеты. Посмотрим кто из вас самый меткий. Кто победит Соловья Разбойника?
Спасибо ребята – вы настоящие богатыри, настоящие защитники.
10. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы сегодня узнали? А чему вы сегодня научились?
Идут годы, идут века, эпоха богатырей прошла. Но качества которыми обладали богатыри и их заветы передаются людьми из поколения в поколение. И до нас дошли эти заветы:
- Защищать свою Родину, беречь её.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
И самые трудные времена для нашего Отечества всегда находились люди – богатыри которые вставали на его защиту.
Много войн пришлось испытать нашему народу, но наверное самой кровопролитной и самой близкой нам по времени была ВОВ.
Ребята, а что вы знаете о ВОВ?
Да вы наверное знаете, что в нашей стране наверное нет ни одной семь, которой не коснулась эта война. И в ваших семьях есть и были родственники участники ВОВ. А может, вы знаете о них что – то?
(Если нет. Вы сегодня придете домой и расспросите о них своих родителей, бабушек и дедушек)
И в нашей стране стало доброй традицией, именно 9 мая принимать участие в акции «Бессмертный полк». И мы с вами опять в этом году возьмем портреты наших родственников , участников ВОВ и пройдемся по нашей деревне и почти их память. Мы приклоняемся перед их силой духа, их мужеством, героизмом и их великими жертвами. И пусть никогда такое не повториться.
(Слайд 11)
Ребята, а сейчас в мирное время есть богатыри, кто они? Какими качествами они обладают? Людей каких профессий можно к ним отнести?
Каждую минуту, каждую секунду наш покой оберегают мужчины и женщины, которые стоят на страже нашей Родины – это военные, полиция, пожарная охрана и много, много людей различных профессий.
Но это все взрослые люди. Но заветы богатырские должны соблюдать не только взрослые люди, но и вы – дети. Заветы богатырские и вам под силу. Вы можете и должны защищать слабых, стариков, детей, любить свой народ, свою Родину, беречь ее, любить и беречь природу, животных, быть сильными, храбрыми и послушными детьми, не огорчать своих близких. Вы наше будущее. Вам необходимо защищать Родину, сохранять и чтить обычаи и традиции русского народа.
11. Заключение.
И завершить наше занятие я хочу Словами писателя Алексея Толстого:
«О витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет».
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Мы благодарим всех гостей, которые присутствовали на нашем занятии, а особенные слова благодарности мы выражаем Кулешовой М.А. – сотруднику музея заповедника «Куликово полнее», за очень интересный и поучительный рассказ и занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
конспект урока «Города Русской Земли»
Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...
конспект урока Интеграционный урок по литратуре и ОПК "ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" по житийной литературе .
Цель: 1.Расширить понятие АГИОГРАФИЯ; познакомить с житием святого Александра Невского и благоверного князя Дмитрия Донского. ...
Конспект урока по ОПК "Богородичные иконы - защитницы земли русской"
В конспекте урока по ОПК вы можете получить информацию о богородичных иконах - защитницах земли русской"...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
КОНСПЕКТ УРОКА «Сергий Радонежский- собиратель земли русской»
внеклассное занятие...