Дизайн-проект – составная часть литературно-ознакомительной экспедиции
проект по технологии

Описание-отчёт о реализованных дизайн-проектах,

являющихся составной частью литературно-ознакомительных экспедиций

(Ясная Поляна, Москва, Киев, Пушкинские Горы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

Федеральная стажировочная площадка

Проектное задание


« Дизайн-проект –  составная часть литературно-ознакомительной экспедиции »

Выполнила:  Секоненко Милана Владимировна, учитель НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»

                           

Санкт-Петербург

2012

Дизайн-проект –  составная часть литературно-ознакомительной экспедиции

Секоненко Милана Владимировна, учитель технологии, была приглашена участвовать в трех литературно-ознакомительных экспедициях: в Ясной Поляне (2010), в Москве и Киеве (2011) и в Пушкинских Горах (2012). Отвечала в поездках за создание и воплощение дизайн-концепций.

Куратор поездок – Резцова Татьяна Борисовна, учитель литературы.

Экспедиция первая. Ясная Поляна. 2010

Цель дизайн-проекта:

Образно-изобразительное решение поездки, оснащение арт-объектами, создание интерактивной акции и представление итоговой выставки.

Задачи дизайн-проекта:

1.   Создание дизайн-концепций поездки.

2.   Создание изобразительного ряда поездки (ученики совместно с учителем дизайна).

3.   Вовлечение учеников в интерактивную деятельность.

4.   Видео и фотосъемка участников и интересных моментов поездки.

5.   Отчетная выставка об экспедиции.

1.   Учителем был проведен поиск решений для активного участия учеников гимназии в поездке. Выбрана идея о «выращивании» в экспедиции дерева из Ясной Поляны и участии учеников младших классов в подготовке художественной акции для старшеклассников.

2.   Работа над проектом началась с учениками 1-6 классов. На уроках метадизайна они прослушали историю-легенду о зеленой палочке и заветном, волшебном слове Николеньки, старшего брата Л.Н. Толстого. После рассказа учителя ученики написали свои варианты «заветного», «секретного» слова Николеньки.

У большинства учеников слова повторялись. Были предложены: добро и уважение, дети и семья, благо и мир, счастье, любовь, дружба, гармония. Некоторые ученики написали оригинальные, неповторяющиеся у других слова, например: равноправие, человечность, «чтобы никто не голодал», соблюдение законов, красота. В итоге было отобрано более 60 слов и сделаны арт-объекты: «зеленые волшебные палочки» в виде зеленых карандашей, с прикрепленными на них зелеными листиками разных оттенков, прикрытыми на случай дождя листиками из прозрачного пластика, с написанными «волшебными» словами.

3.   1) Для участников экспедиции, учеников 10 класса, в Ясной Поляне была организована акция: в конце интенсивного экскурсионного дня они «вдруг обнаружили» в саду среди облетевших деревьев одно – с зелеными палочками и листочками-словами. Им было предложено подойти и выбрать себе любую «волшебную палочку», с понравившимися словами. Ученики 10 класса, как дети, со смехом и радостью побежали порознь к дереву: некоторые снимали первую попавшуюся палочку, другие бегали от одной к другой, выбирая подходящее слово. В итоге всеми был выбран подарок, и несколько оставшихся «сюрпризов» достались учителям, сопровождающим и экскурсоводам. Учителю дизайна досталась последняя палочка со словами: благо и уважение.

       2) Во время экспедиции на большом листе крафта (выше самого высокого участника) учителем дизайна и несколькими ученицами было нарисовано дерево, на ветках которого расположились листья с цитатами из дневниковой книги Л.Н. Толстого, выбранными по дню рождения каждого участника поездки.

4.   Производилась фото и видеосъемка поездки: интерактивная акция с деревом, экскурсии и прогулки по аллеям, природа и животные в Ясной Поляне, мастер-классы по производству глиняной посуды, кукол-оберегов и открыток с сухими букетиками цветов, экскурсия в Кремле Тулы.  

5.   По итогам поездки была представлена выставка у классов учеников 10 «А» и 10 «Б»: «Дерево из Ясной Поляны» и большой плакат-газета, придуманный в виде тематических полос с фотографиями: природа Ясной Поляны, усадьба, работа на краю елового леса, творческие мастерские.

Заключение:

Таким образом, в поездке была воплощена задуманная дизайн-концепция, реализованная через образно-изобразительное решение: от идеи-концепции, создания «Дерева из Ясной Поляны», акции с «волшебными палочками» до отчетной выставки.

Экспедиция вторая. Москва и Киев. 2011

Цель дизайн-проекта:

Образно-изобразительное решение поездки, создание сложного арт-объекта, создание интерактивных акций, представление итоговой выставки об экспедиции, создание буклета.

Задачи дизайн-проекта:  

1.   Создание дизайн-концепций поездки. Создание сложного арт-объекта.

2.   Создание изобразительного ряда поездки (ученики совместно с учителем дизайна).

3.   Вовлечение учеников в интерактивную деятельность.

4.   Фотосъемка участников экспедиции, архитектуры, проведения интерактивных акций и интересных моментов.

5.   Отчетная выставка об экспедиции.

6.   Работа по созданию и выпуску буклета.

1.   1) Учителем литературы Резцовой Татьяной Борисовной было предложено создать объект, который можно взять как символ поездки. Было также предложено подумать над возможностью создания брошюры или буклета по результатам поездки.

      2) После перечитывания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» у учителя дизайна родилась идея взять в экспедицию Бегемота в образе кота, но не статичную фигуру-символ, а создать динамичную структуру, с которой могло бы быть проведено представление – активное действие. После поисков эскизов было найдено решение: объемный кот Бегемот из картона с подвижными деталями, отдельными атрибутами (примусом, фигуркой шахматного коня и гривенником). Сразу за образом возникла сама концепция представления: огромный черный кот Бегемот, которого легко носить на руках или за спиной, «украшен» цитатами из романа. Он плывет как по воздуху по улицам Москвы и Киева, гуляет на Патриарших прудах; ездит в метро и на фуникулере, сидит у окна в автобусе, спит на верхней полке в купе. Ученики 11 класса с помощью Бегемота задают вопросы о творчестве М.А. Булгакова жителям и гостям столиц двух государств.  

      3) Работа по созданию макета кота (сюрприз для всех остальных участников поездки): основа для всех частей из двойного картона, окрашивание акрилом черного цвета, цитаты и оформление деталей, соединение и украшение деталей веревочками, шитье прозрачного футляра из полиэтилена на случай дождливой погоды. Было отобрано более 90 цитат из «Мастера и Маргариты», но на коте «уместилось» менее 80.

      4) Одновременно с работой над фигурой кота Бегемота началась работа по осмыслению вариантов создания будущего буклета; были напечатаны иллюстрации разных авторов к роману для работы с учениками 11 класса в поездке, подготовлены цитаты, определены обязательные сцены с участием нашего арт-объекта.

      5) После договоренности учителя литературы Т.Б. Резцовой с директором государственного музея «Нехорошая квартира» о возможности создания композиции на стене лестницы, ведущей к музею, разрабатывалась тема росписи. Была выбрана тема, подготовлены материалы и инструменты для создания коллективного граффити.

2.   1) Ученики 11 класса приняли активное участие в оформлении стены лестницы на 5 этаже, где находится музей «Нехорошая квартира». Получился большой добрый кот, который был нарисован с помощью валика, акрила, кистей, а также маркеров нескольких цветов. На лестнице проходили вверх и вниз посетители музея, его работники, участники соседней театральной школы. Все они благожелательно принимали нашу работу над котом и ее окончательный результат. Строгая директор тоже осталась довольна.

      2) В последний вечер поездки, в Киеве, в кают-компании гостиницы-корабля ученики нарисовали на листах формата А4 цветными ручками, фломастерами, маркерами наиболее яркие впечатления о поездке. Рисунок был обязательным заданием для всех учеников, рисующих и «не рисующих», в свободной технике, любая композиция. Все справились и с волнением и с заданием.

      3) Ученик 11 класса Антон Винокуров после поездки сделал яркие акварельные работы с удачным сюжетом и хорошей композицией для включения их в будущий буклет.

      4) Бутырин Женя и Винокуров Антон (11 класс), Ипполитова Даша и Горбенко Глаша (8 класс) работали над кадрами «из неснятого кино» по сценам романа «Мастер и Маргарита» в рамках предмета «Искусство кино» для включения их в будущий буклет (учитель Поплавская Светлана Игоревна).

3.   В течение всей поездки кот Бегемот бережно переходил от одного участника к другому. Девочки с удовольствием участвовали на Патриарших прудах в перфомансе с котом на руках, задавая вопросы большим и совсем маленьким жителям и гостям Москвы. Детей знакомили с котом, а у взрослых спрашивали о любимых цитатах, об отношении к творчеству М.А. Булгакова. (Перфоманс – это представление, ориентированное на аудиовизуальное восприятие, один из видов современного искусства, синтез всевозможных направлений: театра, музыки, спецэффектов.) К своему удовольствию девочки также немного погоняли с помощью картонного кота голубей по траве, один голубь к их восторгу на несколько секунд даже заскочил внутрь загородки-кота, но быстро опомнился и выпорхнул. Присоединившиеся позже к прогулке мальчики продолжили шествие по дорожкам с котом за спиной или на руках. Кота провожали глазами люди с разными эмоциями (удивление, оживление, радость, недоумение, узнавание): на вокзале, в московском метро, на улицах Москвы и Киева. На фуникулере в Киеве была разыграна сцена из романа «Мастер и Маргарита»: «с котами нельзя!». Кот Бегемот в музее «Нехорошая квартира» ожидал экскурсантов около билетерши при входе в музей. Некоторые посетители принимали его за постоянный экспонат музея. В частном музее «Булгаковский Дом» наш кот был на некоторое время оставлен рядом с ящиком пожертвований на установку памятника писателю.

4.   Велась фотосъемка участников экспедиции, архитектуры, памятников, интересных моментов, участия учеников в интерактивных акциях.

5.   По результатам поездки в холле 1 этажа гимназии была собрана учителем дизайна выставка, включившая стенды с фотоматериалами (фотографии учителя дизайна, учителя истории Красильникова А.М. и ученицы 11 класса Кати Копыловой), рисунками (Антона Винокурова и Димы Барковского). На подиуме был выставлен кот Бегемот как полноправный участник экспедиции. Над ним были укреплены сочинения учеников, предоставленные учителем литературы Резцовой Т.Б. Витрина с книгами, сувенирами, билетами, буклетами, монетами, кленовыми листьями и каштанами была оформлена в ретро-стиле. Экспонаты были предоставлены участниками поездки.

6.   Работа непосредственно над буклетом проходила у учителя дизайна в свободное время, от осенних каникул по майские праздники.

Цикл работ над буклетом и по его выпуску (формат А5, обложка, 28 стр.):

1) Концепция издания – что может быть и должно быть включено в буклет, для кого он предназначен; расположение элементов текста и иллюстраций, отбор материалов, выбор шрифта, цвета и т.п., печать.

2) Макет страницы в графическом редакторе.

3) Макет обложки в графическом редакторе.

4) Создание каждой отдельной страницы буклета.

5) Создание обложки (в дизайн обложки были включены акварельные рисунки Антона Винокурова).

6) Подготовка к печати: пробная печать всего буклета, работа по корректировке цвета и его насыщенности, контрастности, консультации в типографии «Знакъ», окончательные изменения в макете книги.

Печать готового буклета в типографии «Знакъ» в количестве 50 экземпляров частично помогла оплатить мама участницы поездки Сони Анпиловой.  

Заключение

Таким образом, в поездке была воплощена задуманная дизайн-концепция, реализованная через образно-изобразительное решение: от идеи-концепции, создания «Кота Бегемота», проведения перфоманса, создания граффити  до отчетной выставки и издания буклета.

Экспедиция третья. Пушкинские Горы. 2012

Цель дизайн-проекта:

Образно-изобразительное решение поездки, создание сложного арт-объекта, осуществление интерактивной акции, представление итоговой выставки.

Задачи дизайн-проекта:

1.   Создание дизайн-концепции поездки. Создание сложного арт-объекта.

2.   Создание изобразительного ряда поездки (ученики совместно с учителем дизайна).

3.   Вовлечение учеников в интерактивную деятельность.

4.   Фотосъемка участников экспедиции, природы, особенностей ландшафта, проведения интерактивных акций и интересных моментов.

5.   Отчетная выставка об экспедиции.

1.   В сентябре 2012 учителем литературы Резцовой Т.Б. была организована поездка в Пушкинские Горы. Ею была предложена тема для создания символа поездки: заяц - «спаситель» А.С. Пушкина. Также было рассказано о возможности проведения пленэра на Савкиной горке.

      1) Работа проходила в сжатый срок. Знакомство с материалами: буклеты музея, статьи из разных источников, фотографии. Памятник в лесу села Михайловское  зайцу-спасителю – это идея художника Резо Габриадзе и писателя Андрея Битова («Вычитание зайца»). «Вычитание зайца»: так как бронзовая фигурка зайца приносится на постамент (верстовой столб с надписью "До Сенатской площади осталось 416 верст") в знаменательные дни, на остальное время уносится на хранение в музей.

Учителем дизайна было найдено решение: создание арт-объекта, который соединит (сложит) рисунки учеников 6 и 7 классов. В итоге работы арт-объект представлял следующее: два зеркальных силуэта зайца, сделанных из белого, голубого и сиреневого пенокартона; каждый силуэт представляет собой отдельный самостоятельный объект, а может быть и равноправной половиной всего объекта.

 В графическом редакторе одновременно с работой по созданию общего силуэта шла работа по переводу разномасштабных рисунков учеников в нужный для макета масштаб, далее – их печать, изготовление деталей (пазлов).

Кроме рисунков учеников было сделано несколько деталей с цитатами из романа «Евгений Онегин», над которым  Александр Сергеевич Пушкин работал в Михайловском.

Было придумано название для акции: «Сложносочиненный заяц». По аналогии с названием настоящего памятника и, исходя из того, что наш заяц складывался из двух равноценных частей, которые в свою очередь складывались из отдельных деталей-образов, сочиненных учениками.

Для переноски зайца была сделана сумка-коробка из белого и зеленого пенокартона.

      2) Была подготовлена акция: пленэр на Савкиной Горке. Закуплены материалы и инструменты, сделаны планшеты на каждого ученика, подготовлена бумага нескольких видов и размеров.

       3) Были подготовлены графические материалы, инструменты для начальной работы над мультфильмом (для преподавателя УКиТ Алексеевой О.В.).

2.   1) Ученикам на уроках дизайна была рассказана история-легенда о спасшем Александра Сергеевича Пушкина зайце, в декабре 1825 выскочившего из Михайловского леса перед уезжающим в Петербург поэтом. Поэт поверил местной примете и вернулся  в усадьбу. Объяснена идея включения зайца-символа в поездку. Ученики – будущие участники поездки и те, кто не смог в итоге поехать – нарисовали на уроке свои образы зайца. Зайцы получились разные, непохожие друг на друга: натуралистические, силуэт или контур, в образе героя мультфильма, в образе поэта, с современными атрибутами школьника и т.д. Ученики не знали о том, как будут использованы образы их зайцев, поэтому акция в экспедиции стала для них приятным сюрпризом.

       2) Участники поездки получили возможность на Савкиной горке выбрать место для пленэра по настроению, выбрать материалы для работы. Рисунки были сделаны в разных техниках: пастель, масляная пастель, акварель, ручки, фломастеры, карандаши, восковые мелки. Некоторые работы были графические, другие живописные. В основном, ребята захотели запечатлеть выбранный ракурс панорамы на реку Сороть, кто-то рисовал отдельно стоящее дерево; было несколько работ, в которых ученики соединяли конкретную панораму со своими представлениями, фантазиями. Для работы ученики разделились: кто-то предпочел остаться в одиночестве, большинство расположились несколькими оживленными группками в разных частях Савкиной Горы. Незаконченные работы были дорисованы в гостинице.

3.   1) В первый день экспедиции для ребят в гостинице была организована акция-игра по сложению фигурок зайца. Две смешанные команды (девочки и мальчики из 6 и 7 классов) должны были, кто быстрее, сложить все детали пазла: девочкам выпало складывать сиреневые элементы на сиреневом зайце, а мальчикам – белые элементы на белом зайце. Работа велась оживленно; многим хотелось «распознать» пазл со своим зайчиком, это осложнялось из-за неожиданного для ребят изменения в масштабе рисунка, а также из-за того, что свой рисунок мог оказаться и в соседней по сборке группе. В итоге победила дружба: мальчики собрали быстрее (их было больше), девочки позже, но у девочек была сложнее задача и из-за меньшего количества участниц и из-за меньшей контрастности и яркости элементов.

      2) На следующий день ученики в парке Михайловского носили «Сложносочиненного зайца», соединенного в один объект и по отдельности две зеркальных части, фотографировались с зайцем в красивых уголках парка. Наконец, участники экспедиции дошли с ним и до конечной точки «заячьего» путешествия в Михайловском, верстового столба с надписью «От С. Петербурга 432 версты», где была сделана памятная фотография.

4.   Проводилась фотосъемка участников экспедиции, природы, особенностей ландшафта, проведения интерактивных акций и интересных моментов.

Также  на занятиях над созданием мультфильма (проект учителя литературы Резцовой Т.Б.) пейзажные графические работы и вновь нарисованные зайцы были сфотографированы и в цифровом виде предоставлены преподавателю Алексеевой О.В.

5.   По результатам поездки в холле 1 этажа гимназии была сделана учителем дизайна выставка: стенды с фотоматериалами, пленэрными рисунками, уточняющими смысл поездки записями, карты Михайловского, Петровского, Тригорского, спутниковая карта местности из Интернета – Савкиной горки, коллективный арт-объект «Сложносочиненный заяц». Графических работ оказалось так много, хотелось выставить все, чтобы никого не обидеть. Поэтому было найдено решение, как разместить дополнительные материалы.

Заключение:

Таким образом, в поездке была воплощена задуманная дизайн-концепция, реализованная через образно-изобразительное решение: от идеи-концепции, создания «Сложносочиненного зайца», акции-игры, пленэра на Савкиной горке до отчетной выставки.

Общее заключение:

Реализованные дизайн-проекты являясь составной частью литературно-ознакомительных экспедиций, обогатили поездки образно-изобразительным содержанием, которое позволило усилить эмоциональную составляющую путешествий и дало обширный материал для завершающих отчетов-выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся

Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм,  ощущение его человеком – это  основа  музыкальности. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из на...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»

В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...