Выступление на ШМО учителей трудового обучения
методическая разработка по технологии (7 класс)

Тихомирова Надежда Васильевна

Особенности деятельность и роль труда в обучении и развитии детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_truda.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  КЛИН »

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

   

                   Доклад:

" Особенности деятельности и роль труда в обучении и развитии детей с                                                                                     ОВЗ"

                                                                               Выступление на ШМО    

                                                                             учителей трудового обучения

                                                                                Тихомировой Н.В.

                                                       02.11.2017

                                                                       

«Особенности деятельности и роль труда в обучении и развитии детей с ОВЗ».

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие школьника.

 Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные результаты , целенаправленно строить трудовой процесс. Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

 Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процесс

Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, дети с ограниченными возможностями должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом

. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для окружающих.

Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.

 Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель

 - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

 А также задачи:

- развитие трудовых навыков;

- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия

 - воспитание положительного отношения к труду.

 Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

 Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.

 Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

 Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

 1) осознание целей и задач труда; 2)

 2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

 3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.

Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду.

 Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

Формами трудового воспитания являются:

- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

 - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

- групповая (утренники, праздники на тему труда)

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

 Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

 Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций. Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности перед практическими занятиями, например, с лопатой, граблями, с иголкой, ножницами.

 Инструктаж всегда проводится с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа- наиболее важная особенность трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

 Важной особенностью работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

 Наиболее благоприятной особенностью для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественнозначимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.

Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности .

 Занимаясь изучением вопроса о трудовом воспитании детей с ОВЗ и их профессиональном самоопределении, можно провести тестирование по выявлению мотивов выбора профессии.

 Я проводила такое тестирование . При обсуждении теста выяснилось, что 2 человека привлекает престиж профессии, желание занять положение в обществе. Желание заработать большие деньги, не подкреплённое практическими возможностями- такой мотив выбора профессии был у 2 человек. Выбрали для себя профессию с желанием работать творчески, приносить пользу людям 2 человека. Также, в ходе расшифровки теста выяснилось, что у 2 воспитанниц , выбор профессии ещё чётко не определён или не соответствует психофизиологическим возможностям воспитанника коррекционной школы

Заключение

 Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социальноэкономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически

 Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.

Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.

 Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию в обществе. Обобщая сказанное , считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.

 Вывод: только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей трудового обучения в корреционной школе.

В данном плане работы  методичекого объединения учителей  трудового обучения отражены разные направления, что способствует   более плодотворной работе. Чётко поставлены задач...

Опыт учителя трудового обучения

Цель: сформировать навыки художествен­ной обработки древесины путем выпиливания....

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения  «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...

Выступление на ШМО учителей трудового обучения

quot; Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной ( коррекционной) школе."...

Выступление на ШМО учителей трудового обучения

Самостоятельность учащихся в процессе профессионального трудового обучения в коррекционной школе...