Программа
методическая разработка по технологии
Программа педагогической поддержки одаренных и талантливых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа педагогической поддержки одаренных и талантливых детей в МБОУ «Дубъязская СОШ »
Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).
В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» – служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу.
Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.
В МБОУ «Дубъязская СОШ» создан положительный опыт по развитию одаренных и талантливых детей. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы. За последние три года учащиеся школы (53 % от общего количества детей) стали призерами и победителями в творческих конкурсах, предметных олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Проблема выявления одаренных детей в сельской школе состоит в том, что в обычной сельской общеобразовательной школе нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей, случается так, что ребенок как бы останавливается в развитии: школьный материал он легко усваивает. А как быть дальше? Как создать условия для роста учащегося?
Как проводить такую работу?
Кого можно назвать одаренным? Как его распознать?
Одаренный ребенок - это ребенок, который имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.), часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту.
Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. В развитии одаренности детей надо активно вовлекать их в групповые занятия музыкой, рисованием, узкими специализациями, увлекать изучением предметов. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр, викторин и направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
Определение детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
Интеллектуальная сфера: Ребенок отличается гибким и острым мышлением, наблюдательностью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, имеет глубокую память, часто полностью погружается в то или иное занятие, легко и охотно учится, умеет связно излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
Одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко в областях знания.
Творческое или продуктивное мышление: Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Общение и лидерство: Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью; относится к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; явно принимается большинством людей, которые его знают.
К художественной деятельности относятся изобразительное искусство и музыка.
Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за лепкой или рисованием; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; его работы отличает отменная композиция, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; отличается повышенным любопытством ко всем звучащим объектам; чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Психомоторная сфера: Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Практическая одаренность: Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его особенностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир, — привлекает, например, других людей чтобы выполнить то, что сам сделать хорошо не в состоянии.
Социальная одаренность проявляется в проявлении лидерских качеств, умении организовывать других, четко следовать выбранным целям.
Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом, поиском духовных ценностей в жизни и следование принципам духовного развития.
Основные направления работы педагогов в системе поддержки развития талантливых детей:
- идентификация одаренных и талантливых детей.
Создание системы учета одаренных детей через:
-анализ особых успехов и достижений ученика;
-создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
-диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
-преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
- включение в учебный план факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
- организация эффективного взаимодействия педагогов.
Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей
- Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, городских и областных СМИ;
- Функционирование стенда «Ими гордится школа»;
- Школьный и городской конкурс «Формула успеха»;
- Информирование о достижениях ребенка по месту; работы родителей
Педагогическая поддержка одаренных детей
- Создание целевой творческой группы;
- Повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
- Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
- Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
- Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
- Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Показатели эффективности работы по созданию творческой среды в развитии одаренных детей
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Внедрение в образовательное пространство образовательного учреждения альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...