РОЛЬ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья по технологии
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И МАТЕМАТИКИ | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Н.И. Косова
учитель профессионально-трудового обучения,
ГБОУ"Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат"
cosowa.nina2016@yandex.ru
С.В. Сохина
учитель математики,
ГБОУ"Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат"
swetok.65@mail.ru
В.И. Тупика
учитель профессионально-трудового обучения,
ГБОУ"Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат"
Главными задачами школы обучающей детей с нарушением интеллекта являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду[2].
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и др. для детей с интеллектуальными нарушениями характерно недоразвитие познавательных интересов. Это выражается в том, что эти дети меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Дети с недостатком интеллекта отличаются нарушениями внимания, импульсивностью или инертностью, лёгкой отвлекаемостью, повышенной утомляемостью, психической нестабильностью [1]. В результате они получают неполные, искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним. Все эти факторы возлагают на учителей специальных школ особую ответственность за здоровье детей, обеспечение здорового образа жизни, и здоровой среды в школе.
Согласно определению, данному Всемирной организацией здравоохранения здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» [3]. Одной из задач любого образовательного учреждения является создание условий, которые в процессе обучения и воспитания помогают формировать и укреплять здоровье обучающихся средствами здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровью детей.
Здоровьесберегающий урок - это урок, на котором учитель обеспечивает высокую работоспособность обучающихся, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, создает доброжелательную творческую атмосферу. Все это позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, успешно усваивать материал, снизить риск ухудшения здоровья.
Обучая детей с интеллектуальными нарушениями учитель специальной общеобразовательной школы должен учитывать возрастные психологические особенности детей, применять индивидуальный и дифференцированный подход, продумывать виды учебной деятельности на уроке так, чтобы избежать быстрого утомления и однообразия, прорабатывать механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах урока (игровые моменты, переключения, обязательные физкультминутки).
Чтобы учебный процесс был продуктивным и способствовал сохранению здоровья ребенка, на уроках можно использовать следующие методы и приемы:
1. Проведение разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата. Данные упражнения помогут снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность, поддержат высокий уровень работоспособности учеников.
2. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка.
3. Использование разноуровневых классных и домашних заданий (их дозировка, степень сложности)
4. Включение в содержание уроков текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
5. Организация рефлексии.
6. Личный пример учителя.
На уроках профессионально-трудового обучения, математики и других уроках педагоги специальной школы стараются учитывать и использовать различные виды учебной деятельности, использовать работу в группах и парах, деятельность с элементами соревнований. Хорошо помогает детям в обучении групповая работа: в результате уровень осмысления и усвоения материала на уроке заметно возрастает. Организуется такая работа по-разному: дети садятся так, чтобы они могли видеть лица друг друга, или, они могут какое-то время работать стоя. Такой подход в обучении помогает избежать длительного сидения за партой. Периодическая смена поз, чередование умственной работы с выполнением физических упражнений – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся.
Дифференцированное обучение помогает облегчить усвоение материала слабым ученикам и создает благоприятные условия для развития более сильных детей. Для медлительных детей необходимо снижать темп опроса, не торопить ученика, дать время на обдумывание, подготовку, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При таком обучении ребенок ощущает комфорт, защищенность, получает от урока только положительные эмоции и проявляет больший интерес к учебе.
Эмоциональные разрядки: шутки, поговорки, небольшие стихотворения, музыкальные минутки и т.п. – все это создает на уроке психологический благоприятный климат. Хорошим подспорьем этому являются координационные и дыхательные упражнения, такие как
а) «Растирание ушных раковин и пальцев рук» - это активизирует все системы организма.
б) «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
в) Глубокое дыхание, наклон головы вперед. Голова медленно качается из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение.
Физкультминутки – необходимый элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.
Применение информационных технологий в школьном образовании сегодня является неотъемлемой частью урока. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поэтому в специальной школе для детей с интеллектуальными нарушениями активно используются на уроках презентации, тесты и др. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, повышает активность детей и познавательные способности, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости обучающихся.
Большую часть времени дети работают с тетрадью, книгой, иглой, инструментами на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Чтобы избежать нарушения зрения и снять напряжение используются разного рода упражнения для глаз:
- вращение глазами влево-вправо, вверх-вниз, по часовой стрелке
- вращение глазами по спирали, по кривой и т.д.
- рисование глазами каких-либо фигур.
В практике обучения детей с интеллектуальными нарушениями часто используются нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы и др. Проведенные в игровой форме устный счет или проверка изученного материала, приемы с элементами соревнования, оказывают положительный эффект в обучении, помогают вызвать положительные эмоции. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию ребенка, позволяет увидеть его индивидуальность, повышает познавательный интерес к обучению, благотворно влияют на здоровье.
Для обучающихся особую важность имеет спокойное завершение урока. Показателем эффективности проведенного урока можно считать отсутствие усталости у детей и педагога, удовлетворение от сделанной работы ,положительный эмоциональный настрой.
Для создания условий сохранения здоровья обучающихся полезно на уроках выполнять задания и упражнения, которые непосредственно связаны с понятиями «гигиена тела», «правильное питание», привлекать обучающихся к поддержанию санитарного состояния класса, соблюдению режима проветривания, опрятности одежды. Классные часы, беседы о вредных привычках, дни здоровья, инструктажи о том, как заботиться о своем здоровье, какие меры нужно принимать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями – все это формирует у обучающихся правильное отношение к здоровому образу жизни.
Сохранение и укрепление здоровья детей - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости учеников зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы , а значит и успешность в самостоятельной жизни.
Литература:
- Выготский Л.С. Соб. соч.: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и история
психологии /Л.С.Выготский; под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. – С. 325-330.
- Мирский С.Л. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб.1. - С. 29.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2006. - № 6. – С. 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьезберегающие технологии на уроках физики
Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебн...
Здоровьезберегающие технологии на уроках английского языка
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общатьс...
Здоровьезберегающие технологии на уроках английского языка
Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стим...
Здоровьезберегающие технологии на уроках математики
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...
"Возможности урока музыки, как средство реализации здоровьезберегающих технологий".
Использование эдоровьезберегающие технологии на уроках музыки....
Статья "Оздоравливание учащихся в процессе приобщения к духовной музыке" из раздела "Здоровьезберегающие технологии"
Здоровьезберегающие технологии...
Здоровьезберегающие технологии в старшей школе
Обшее понятие о здоровьезбережении и примеры проводимых приемов и методов, физкультминутки различного типа....