«Вышивка крестом. Композиционное построение узоров»
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Михалочкина Татьяна Валерьевна
Цели: 
- ознакомить учащихся с историей вышивки;
- познакомить со знаками и символами русской вышивки;
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус;
- развивать координацию движений рук, исполнительские умения.
 
 
Оборудование:
- рабочая тетрадь;
- ножницы;
- пяльцы;
- канва;
- схемы знаков – символов.
 
 
Словарная работа:
- орнамент;
- оберег.
 
 
Тип урока: урок - практикум
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-_vyshivka_1.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся план урока.)

  1. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения:

- что называют вышивкой?  

(украшение изделий из различных материалов, орнаментом, сюжетным изображением выполненными нитками вручную с помощью иглы)

- когда возникла вышивка?

(в эпоху первобытной культуры)

- что служило материалом для вышивки?

(бусы, жемчуг, ракушки)

- какую ткань применяют для вышивания?

 (применяют как гладкие полотна, так и с вытконым  узором)

- перечислите, какие инструменты и материалы нужны для вышивки?

 

III. Изучение нового материала.

 

 Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.

Это занятия для рук умелых и души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его  овладения:

Как место рабочие организовать,

Рисунок как правильно копировать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделие гармонию создать.

Итак, искусству вышивания будем учиться.

Мы помним: в  нашей жизни всё пригодиться.

Неспроста я начала новую тему с этих строк. Ведь, вышивка является  одним из самых  любимых и распространенных видов рукоделья. Возникнув в глубокой древности искусство вышивки живо и поныне. И сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию по теме вышивка, где собраны лучшие работы выполнение крестом и гладью.

 

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищаю нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, её истории, культуры.

В 19 начале 20 века вышивка широко применялась для украшения народного костюма. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов.

Человек, постоянно живший среди природы уже в глубокой древности начал создавать не сложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал  свое отношение к непонятным явлением природы. Смысл каждого знака был понятен ему, они служили одним из средств общения. Многие знаки- символы (узоры) не только украшали одежду, жилище, но и должны были уберегать человека и его хозяйство от злых духов,  приносить счастье. По этому их называли оберегами и наносили на видные места. Орнамент возникал из различных рисунков, в которых исключалось  всё не нужное, суть рисунка упрощалась.

Например: Солнце почиталось в природе как источник жизни, по этому не случайно в любом орнаменте встречаются солнечные  символы. Птица считалась символом мира, добра, ромб – символ земли. Мастерицы создавая узоры обереги искренне верили в их силу.

  1. Сегодня на уроке мы будем работать над созданием орнамента для полотенца.

Обычно в узорах полотенец часто присутствуют сказочная жар - птица  символ огня и обязательно древо жизни – символ продолжения рода. Именно древо  является распространенным образом  и встречается в фольклоре любого народа.

С древом связано много различных поверий, в основе которых лежат представление о тесной связи человека и дерева.

О каких поверьях связанных с деревом  вы слышали, читали, и можете нам рассказать (сообщения детей)/

  1. Введение в практическую часть:

Для работы нам потребуется хлопчатобумажная ткань, нитки, иглы и пыльца.

 

  1. Практическая часть:

Перед началом работы вспомним правила техники безопасности с колющими предметами.

Использую данные знаки и символы, составьте каждая свой орнамент.

С начало проделайте эту работу в тетради, а потом уже на ткани. Вышивку орнамента лучше выполнять снизу вверх. Нитками мулине, красного цвета, вышивают птицу. Древо вышивают нитками черного цвета.

  1. Целевой обход учителя:  

Обходя рабочие места, контролирую правильность выполнения работы, соблюдение правил т/б.

  1. Подведение итогов урока:

Опрос учащихся:

  1. Что украшали вышивкой?
  2. О каких знаках – символах узнали на уроке?
  3. Что означает каждый из них?

IX. Сообщение темы следующего урока.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вышивка крестом"

В презентации представлен материал по основам вышивки крестом и представлены работы, выполненные моими ученицами. Данная презентация является совместной работой учителя и  ученицы (Шарапова Люба,...

Творческий проект по технологии на тему "Вышивка крестом. Летний букет."

Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна....

Методическая разработка урока на тему: "Композиционное построение узоров. техника выполнения счетных швов: шов "крест" и гобеленовый шов".

 Вышивка, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе  первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных....

«Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»

Тема урока «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»...

Вышивка крестом.Методы и виды вышивки крестом.

Цель урока:   создать условия  длязнакомства с историей возникновения вышивки крестом;изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;освоение технических условий и п...