Рабочая программа учебного предмета «Технология» для основного общего образования срок освоения программы: 4 года (с 5 по 8 класс) 2015, 2016
рабочая программа по технологии (8 класс)
Рабочая программа составлена
- в соответствии с ФГОС ООО (п.9,10,11.1, 18.2.2),
- с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- основной образовательной программы общеобразовательной организации (МБОУ СОШ № 4).
В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_malchikidevochki_5-8_klass.docx | 77.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ТАТАРСКА
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей технологии, музыки, физической культуры протокол от_26.08.2015 № 3_ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________Павлова Е.М. 27.08.2015 |
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей технологии, музыки, физической культуры протокол от 26.08.2016 № 1 | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________Павлова Е.М. 27.08.2016 |
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
для основного общего образования
срок освоения программы: 4 года (с 5 по 8 класс)
СОСТАВИТЕЛЬ:
МИЗИН Н.А.,
учителя технологии
2015, 2016
Рабочая программа составлена
- в соответствии с ФГОС ООО (п.9,10,11.1, 18.2.2),
- с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- основной образовательной программы общеобразовательной организации (МБОУ СОШ № 4).
В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология».
Личностные результаты освоения учебного предмета «Технологгия».
5-6 классы – необходимый уровень | 7 – 9 классы - необходимый уровень (для 5 – 6 классов – это повышенный уровень) | 7 – 9 классы – повышенный уровень (для 10 – 11 классов – это необходимый уровень) |
Оценивать ситуации и поступки | ||
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки; Учится разрешать моральные противоречия | Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; Решать моральные дилеммы при выборе собственных поступков | Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданских, патриотических, с точки зрения различных групп общества); Решать моральные дилеммы в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов |
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей | ||
Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей | Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место | Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (нравственных, гражданско-патриотических, ценностях разных групп) |
Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами) | Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.) | |
Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки | ||
Ценность добра и красоты | ||
Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о добре и красоте; стремиться к художественному творчеству; сдерживать себя от уничтожения красоты в мире | Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения | Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми |
Ценность семьи | ||
Учится самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье | Учиться в своей роли предотвращать и преодолевать семейные конфликты | Учиться осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей |
Ценность Родины | ||
Учиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках | Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной | Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны |
Ценность целостного мировоззрения | ||
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; – учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков |
Ценность толерантности | ||
Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя: – к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции. – к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям. Для этого: – взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга; – учиться строить взаимоотношения с другим на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; | Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя: Для этого: – при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок | |
Ценность социализации (солидарности) | ||
Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация): – учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат | Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация): – учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса; – учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами | Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация): – по мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.); – учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права; – учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.); – в процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность. |
Ценность образования | ||
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам | Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям |
Ценность здоровья | ||
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих | Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью |
Ценность природы | ||
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы | Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. | Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования |
По годам обучения результаты структурированы и конкретизированы следующим образом:
5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
- характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
- характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
- называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
- разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
- объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
- приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
- составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
- осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
- осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
- конструирует модель по заданному прототипу;
- осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
- получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
- получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
- получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
- получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
- получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
- выявляет и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- оценивает коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
- называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
- описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
- оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
- проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
- проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
- читает элементарные чертежи и эскизы;
- выполняет эскизы механизмов, интерьера;
- освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
- применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
- строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
- получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
- получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
- получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
- получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
- получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
- Оценивает коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
- выявляет и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицирует имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
- называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
- называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;
- характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
- перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
- объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
- объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
- осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
- осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
- выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
- конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
- следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
- получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
- получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
- выявляет и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицирует имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- технологизирует свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
- называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
- характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
- называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;,
- называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания,
- характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;
- перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации
- характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации),
- объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
- разъясняет функции модели и принципы моделирования,
- создаёт модель, адекватную практической задаче,
- отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям,
- составляет рацион питания, адекватный ситуации,
- планирует продвижение продукта,
- регламентирует заданный процесс в заданной форме,
- проводит оценку и испытание полученного продукта,
- описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения,
- получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,
- получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач,
- получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства,
- получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,
- получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,
- получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу
- получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования,
- получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку,
- получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
- называет и характеризует актуальные и перспективные медицинские технологии,
- называет и характеризует технологии в области электроники, тенденции их развития и новые продукты на их основе,
- объясняет закономерности технологического развития цивилизации,
- разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
- оценивает условия использования технологии в том числе с позиций экологической защищённости,
- прогнозирует по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты,
- анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации,
- в зависимости от ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта,
- анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией собственной образовательной траектории,
- анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
- получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
- получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда,
- получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб,
- получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации специализированного проекта.
- приводит рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
- выявляет и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицирует имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- технологизирует свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
- оценивает коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
- предлагает альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
- анализирует социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».
5 КЛАСС
Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Правила ТБ.(1 час)
Потребности и технологии (24 часа)
Теоретические сведения
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Стандартизированная письменная работа. Понятие технологии. История развития технологий. Источники развития технологий. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса. Производственные и промышленные технологии. Технологий в сфере быта. Основание развитие технологий. Принципиальная технологическая схема. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Реклама как средство формирование потребностей.
Практическая деятельность
Практическая работа №1: Выбор товара в модельной ситуации.
Практическая работа №2: Составление программы изучения потребностей.
Практическая работа №3: Выполнить рекламный проспект изделия.
Практическая работа №4: Определить предприятия региона проживания.
Практическая работа №5 Определить функций работников этих предприятий.
Практическая работа №6: Современные производственные технологии (описать по выбору)
Практическая работа№7: Привести примеры производственных технологий и технологий в сфере быта Новосибирского региона.
Электротехника (2 часа)
Теоретические сведения
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи (2 часа)
Теоретические сведения
Культура потребления: выбор продукта / услуги.
Практическая деятельность
Практическая работа №8: Осуществить корректное применение / хранение продукта.
Элементы технической и технологической информации. (12 часов)
Теоретические сведения
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Конструкции. Составление технического задания.
Практическая деятельность
Практическая работа №9: Составить техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту изделия.
Практическая работа №10: Собрать модель с помощью образовательного конструктора по инструкции.
Практическая работа №11: Осуществить сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии.
Практическая работа №12: Разработка оригинальных конструкций изделий (по выбору)
Практическая работа №13: Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму
Практическая работа №14: Изготовление материального продукта из древесины.
Практическая работа №15: Проведения испытания, анализ, модернизации модели.
Техника (10 часов)
Теоретические сведения
Конструкции. Простые механизмы как часть технологических систем. Техника и ее классификация. Разновидности техники. Классификация техники. Характеристика классов техники. Понятие о технической системе. Технологические машины как технические системы. Основные элементы техники. Рабочие органы техники.
Проектная деятельность (19 часов)
Теоретические сведения
Сущность творчества и проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Стандартизированная письменная работа. Этапы изготовления изделия. Экономическое и экологическое обоснование проекта. Обобщение результатов проектной деятельности. Дизайн-анализ изделия. Апробация полученного материального продукта. Выводы по итогам работы.
Защита проекта. Годовая контрольная работа. Итоговое занятие.
Практическая деятельность
Практическая работа №16: Разработка конструкторской документации по теме проекта.
Практическая работа №17: Разработка технологической карты.
Практическая работа №18 Планирование (разработка) материального продукта.
Практическая работа №19: Изготовление материального продукта.
Практическая работа №20: Разработка рекламного проспекта изделия.
6 КЛАСС
Вводное занятие. Содержание курса. Правила ТБ (1 час)
Технологии и ресурсы (24 часа)
Теоретические сведения
Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. Эволюция потребностей. Стандартизированная письменная работа. Практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Практическая деятельность
Практическая работа №1: Описать жизненный цикл технологии, приводя примеры.
Практическая работа № 2: Охарактеризовать развития технологий произвольно избранной отрасли.
Практическая работа № 3: Провести морфологический и функциональный анализ технологической системы.
Практическая работа № 4: Изучить и охарактеризовать профессии в области строительства.
Производство энергии (6 часов)
Теоретические сведения
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология.
Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии и передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Социальные и бытовые технологии (3 часа)
Теоретические сведения
Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья.
Практическая деятельность
Практическая работа № 5: Взаимодействие со службами ЖКХ.
Энергетическое обеспечение нашего дома (4 часа)
Теоретические сведения
Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.
Практическая деятельность
Изучают электрическую схему. Описывают систему и процессы с помощью блок-схем.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи (1 час)
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи
Техника проектирования (22 часа)
Теоретические сведения
Технические условия. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Технические условия. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Технологический узел. Понятие модели. Логика проектирования технологической системы
Основные характеристики конструкций.
Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(его) заданным условиям. Виды движения. Кинематические схемы. Анализ альтернативных ресурсов. Стандартизированная письменная работа
Практическая деятельность
Практическая работа № 6: Техника проектирования, конструирования, моделирования.
Практическая работа № 7: Анализ альтернативных ресурсов.
Практическая работа № 8: Способы соединения деталей.
Практическая работа № 9: Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы.
Практическая работа № 10: Выполнить эскизы механизмов, интерьера помещения.
Практическая работа № 11: Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде.
Практическая работа № 12: Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы.
Практическая работа № 13: Провести морфологический и функциональный анализ технологической системы.
Практическая работа № 14: Обработка материалов.
Практическая работа № 15: Построить модель механизма.
Проектная деятельность (9 часов)
Теоретические сведения
Методика научного познания и проектной деятельности. Техника обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности). Экономическое и экологическое обоснование проекта. Обобщение результатов проектной деятельности. Защита проекта. Годовая контрольная работа. Итоговое занятие.
Практическая деятельность
Практическая работа № 16: Планирование (разработка) материального продукта (по выбору учащегося)
Практическая работа № 17: Разработка конструкторской документации по теме проекта.
7 КЛАСС
Вводное занятие. Содержание курса. Правила ТБ (1 час)
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (69 часов)
Теоретические сведения
Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Профессии в сфере энергетики, энергетика региона проживания. Автоматизация производства. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Сущность управления в технологических системах, автоматические и саморегулируемые системы. Производственные технологии автоматизированного производства. Стандартизированная письменная работа. Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы). Пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Порошковая металлургия, композитные материалы. Технологии синтеза. Биотехнологии. Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров. Потребительские функции транспорта. Виды транспорта. История развития транспорта. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. Способы представления технической и технологической информации. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(его) заданным условиям.
Функции моделей. Робототехника и среда конструирования. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Простейшие роботы. Апробация путей оптимизации технологического процесса. Компьютерное моделирование. Проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства). Простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов. Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта.
Стандартизированная письменная работа. Реализация этапов анализа ситуации, целеполагания.
Выбор системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): Энергетическое обеспечение нашего дома. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Оценка коммерческого потенциала продукта или технологии. Годовая контрольная работа. Итоговое занятие.
Практическая деятельность
Практическая работа №1. Привести произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий
Практическая работа №2. Описать технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.).
Практическая работа №3. Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Практическая работа №4. Влияние транспорта на окружающую среду.
Практическая работа №5. Способы представления технической и технологической информации.
Практическая работа №6. Моделирование.
Практическая работа №7. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.
Практическая работа № 8. Сборка моделей.
Практическая работа №9. Исследование характеристик конструкций
Практическая работа №10. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу.
Практическая работа №11. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта.
Практическая работа №12. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений,
Практическая работа №13. Проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения.
Практическая работа №14. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.
Практическая работа №15. Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора.
Практическая работа №16. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме.
Практическая работа №17. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде.
Практическая работа №18. Составление технологической карты известного технологического процесса.
Практическая работа №19. Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни).
Практическая работа №20 Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования.
Практическая работа №21. Функции специалистов, занятых в производстве».
Практическая работа №22. Разработка вспомогательной технологии.
Практическая работа №23. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Практическая работа №24. Модернизация материального продукта.
Практическая работа №25. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации).
Практическая работа №26. Разработка на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Практическая работа №27. Изготовление материального продукта.
Практическая работа №28. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.
Практическая работа №29. Проект оптимизации энергозатрат.
8 КЛАСС
Вводное занятие. Содержание курса. Правила ТБ (1 час)
Теоретические сведения
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (17 часов)
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами. Анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства.
Стандартизированная письменная работа. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов. Технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план).
Инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект.
Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (18 часов)
Трансферт технологий. Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий. Технологии обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.
Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся. Профессии в сфере энергетики. Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся. Спектр профессий. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам.
Стандартизированная письменная работа. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Годовая контрольная работа. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
Тематическое планирование 5 класс | ||
№ | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
5 КЛАСС | ||
Вводное занятие (1 час) | ||
Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Правила ТБ. | Содержание курса «Технология», задачи, программные требованиями по предмету. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей. Правила охраны труда в учебных мастерских. | |
Потребности и технологии (24 часа) | ||
Потребности и технологии | Разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность» и адекватно пользуется этими понятиями. Объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии. Характеризует рекламу как средство формирования потребностей; осуществляет выбор товара в модельной ситуации. Характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса. Приводит произвольные примеры производственных технологий, промышленных технологий и сельского хозяйства. Получают и проанализируют опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы. Приводят произвольные примеры технологий сферы услуг. Приводят произвольные примеры технологий в сфере быта; получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Знакомятся с общими сведениями о потребностях и рекламе. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Эволюция потребностей. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Осуществляют правила выбора товара в модельной ситуации. Выполняют задания по изученному материалу (базовый и повышенный уровень) Знакомятся с общими сведениями о технологиях. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий. Понятие технологии. Приводят примеры производственных технологий и технологий в сфере быта. Предприятия региона, работающие на основе современных производственных технологий. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. | |
Потребности. Иерархия потребностей. | ||
Общественные потребности. Потребности и цели. | ||
Практическая работа № 1. Выбор товара в модельной ситуации. | ||
Развитие потребностей и развитие технологий. | ||
Практическая работа № 2. Составление программы изучения потребностей. | ||
Стандартизированная письменная работа | ||
Реклама. Принципы организации рекламы. | ||
Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. | ||
Практическая работа № 3. Выполнить рекламный проспект изделия | ||
Реклама как средство формирование потребностей | ||
Понятие технологии. История развития технологий. | ||
Источники развития технологий. | ||
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. | ||
Виды ресурсов. | ||
Место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса | ||
Производственные и промышленные технологии. | ||
Практическая работа № 4. Определить предприятия региона проживания. | ||
Практическая работа № 5. Определить функций работников этих предприятий. | ||
Практическая работа № 6. Современные производственные технологии (описать по выбору) | Обзорно знакомятся с информацией, выполнения группового мини-проекта. | |
Технологии в сфере быта. | ||
Основание развитие технологий. | Объясняют основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии | |
Практическая работа№ 7. Привести примеры производственных технологий и технологий в сфере быта Новосибирского региона. | Разрабатывают буклет о предприятии работающих на основе современных производственных технологий, приводят примеры функций работников этих предприятий (по выбору учащихся). | |
Принципиальная технологическая схема | Объясняют, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты | |
Электротехника (2 часа) | ||
Энергетическое обеспечение нашего дома. | Чтение электрической схемы. Условные обозначения элементов электрической цепи. Соблюдение правил безопасности труда и электробезопасности. | |
Электроприборы. | ||
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи (2 часа) | ||
Культура потребления: выбор продукта / услуги. | Составляют программу потребления продуктов питания своей семьи. | |
Практическая работа № 8. Осуществить корректное применение / хранение продукта | Осуществить корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки) | |
Элементы технической и технологической информации. (12 часов) | ||
Способы представления технической и технологической информации. | Составляют задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. | |
Техническое задание. Эскизы и чертежи. | ||
Технологическая карта. | ||
Практическая работа № 9. Составить техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту изделия | ||
Конструкции. Модели. | Спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. | |
Составление технического задания. | ||
Практическая работа №10. Собрать модель с помощью образовательного конструктора по инструкции | Сборка модели с помощью образовательного конструктора по инструкции. | |
Практическая работа №11. Осуществить сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии | Применяют правила хранения информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии. | |
Практическая работа №12. Разработка оригинальных конструкций изделий (по выбору) | Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление материального продукта из древесины. Проведения испытания, анализ, модернизации модели Разработка технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. | |
Практическая работа №13. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму | ||
Практическая работа №14. Изготовление материального продукта. | Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательного й организации). | |
Практическая работа №15. Проведения испытания, анализ, модернизации модели. | Разработка технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. | |
Техника (10 часов) | ||
Конструкции. | Ознакомление с типовыми деталями машин, типовыми соединениями деталей. Условными обозначениями деталей и узлов механизмов на кинематических схемах. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Производственные, промышленные технологии. технологии. Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Понятие о технике и техническом устройстве. Ременные и фрикционные передачи. | |
Простые механизмы как часть технологических систем. | ||
Техника и ее классификация | ||
Разновидности техники | ||
Классификация техники | ||
Характеристика классов техники | ||
Понятие о технической системе | ||
Технологические машины как технические системы | ||
Основные элементы техники | ||
Рабочие органы техники | ||
Проектная деятельность (19 часов) | ||
Сущность творчества и проектной деятельности | Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей или маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации. Применение ПК при проектировании изделий. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта | |
Этапы проектной деятельности | Определение потребностей и краткая формулировка задачи. Разработка творческого проекта. Пояснительная записка к проекту. Поисково-исследовательский этап. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. | |
Подготовительный этап | ||
Конструкторский этап. | ||
Стандартизированная письменная работа | Выполняют задания по изученному материалу (базовый и повышенный уровень) | |
Практическая работа №16. Разработка конструкторской документации по теме проекта. | Разработка конструкторской документации по теме проекта. | |
Практическая работа №17. Разработка технологической карты. | ||
Этапы изготовления изделия. | Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования. | |
Практическая работа №18. Планирование (разработка) материального продукта. | ||
Практическая работа №19. Изготовление материального продукта. | ||
Экономическое и экологическое обоснование проекта. | Экологическое и экономическое обоснование проекта. Расчет себестоимости проектного задания. Оформление проектной документации | |
Практическая работа №20. Разработка рекламного проспекта изделия. | Дизайн-анализ изделия. Определение перечня критериев. Исследование рынка. Исследование собственных возможностей. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Вывод. Оценка изделия. Презентация изделия. Реклама проекта. | |
Обобщение результатов проектной деятельности. | ||
Дизайн-анализ изделия. | ||
Апробация полученного материального продукта. | ||
Выводы по итогам работы. | ||
Защита проекта | ||
Годовая контрольная работа | Выбор правильных ответов | |
Итоговое занятие. | Обобщение курса «Технология». Поиск необходимой информации. |
Тематическое 6 класс | ||||
№ | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | ||
Вводное занятие (1 час) | ||||
Вводное занятие. Содержание курса. Правила ТБ. | Содержание курса «Технология», задачи, программные требованиями по предмету. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей. Правила охраны труда в учебных мастерских. | |||
Технологии и ресурсы (24 часа) | ||||
Цикл жизни технологии. | Называют понятие «потребность»; анализируют потребности человека и сообществ; оформлять результаты своего труда. Анализируют иерархию потребностей; выявлять и называть причины возникновения развития потребностей. Определяют необходимые действия для выявления потребностей и составлять алгоритм их выполнения; организовывать учебное взаимодействие в группе. Называют понятие «технология», объясняют его значение. Анализируют и сравнивают этапы развития технологий в различные исторические периоды; устанавливают взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Целенаправленно ищут информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; оформляют результаты своего труда. Называют источники развития технологий; оформлять результаты своего труда. | |||
Практическая работа №1. Описать жизненный цикл технологии, приводя примеры. | ||||
Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. | ||||
Эволюция потребностей | ||||
Практическая работа №2. Охарактеризовать развития технологий произвольно избранной отрасли. | ||||
Стандартизированная письменная работа | ||||
Практический опыт, научное знание, технологизация научных идей | ||||
Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. | ||||
Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития | ||||
Способы получения ресурсов. | Изучают способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. | |||
Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. | ||||
Условия реализации технологического процесса. | Изучают условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технологию в контексте производства. Технологическую систему как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. | |||
Побочные эффекты реализации технологического процесса. | ||||
Технология в контексте производства. | ||||
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. | ||||
Практическая работа № 3. Провести морфологический и функциональный анализ технологической системы | ||||
Входы и выходы технологической системы. | ||||
Управление в технологических системах. Обратная связь. | ||||
Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. | ||||
Робототехника. Системы автоматического управления. | Знакомятся с робототехникой. Системами автоматического управления. Программированием работы устройств. | |||
Программирование работы устройств. | ||||
Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. | Осваивают промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. Изучают профессии в области строительства. Описывают строительную отрасль региона проживания. | |||
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. | ||||
Практическая работа № 4. Изучить и охарактеризовать профессии в области строительства. | ||||
Производство энергии (6 часов) | ||||
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. | Изучают производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. | |||
Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. | ||||
Машины для преобразования энергии. | ||||
Устройства для накопления энергии и передачи энергии. | Предмет исследования: Устройства преобразования различных видов энергии в электрическую энергию, а также устройства для длительного хранения энергии. Цель исследования: Устройство для получения и накопление бесплатной энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. | |||
Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. | ||||
Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. | ||||
Социальные и бытовые технологии (3 часа) | ||||
Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг. | Изучают технологии сферы услуг. Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Выполняют практические задания:
| |||
33 | Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. | |||
Практическая работа № 5. Взаимодействие со службами ЖКХ. | ||||
Энергетическое обеспечение нашего дома (4 часа) | ||||
Бытовая техника и ее развитие. | Изучают электрическую схему. Описывают систему и процессы с помощью блок-схем. | |||
Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. | ||||
Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. | ||||
Электробезопасность в быту и экология жилища. | ||||
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи (1 час) | ||||
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи | ||||
Техника проектирования (22 часа) | ||||
Технические условия. Алгоритм. Инструкция. | Осваивают технику проектирования, конструирования, моделирования. Выявляют способы потребностей. Принимают методы решения. Изучают способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. Объясняют логику проектирования технологической системы. Осваивают основные характеристики конструкций. Виды движения. Кинематические схемы. Проводят анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта (по выбору обучающегося) | |||
Описание систем и процессов с помощью блок-схем. | ||||
Электрическая схема. | ||||
Практическая работа № 6. Техника проектирования, конструирования, моделирования. | ||||
Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. | ||||
Практическая работа № 7. Анализ альтернативных ресурсов. | ||||
Порядок действий по сборке конструкции / механизма. | ||||
Практическая работа № 8. Способы соединения деталей. | ||||
Технологический узел. Понятие модели. | ||||
Логика проектирования технологической системы | ||||
Практическая работа № 9. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. | ||||
Основные характеристики конструкций. | ||||
Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(его) заданным условиям. | ||||
Виды движения. Кинематические схемы | ||||
Практическая работа № 10. Выполнить эскизы механизмов, интерьера помещения. | ||||
Практическая работа № 11. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. | ||||
Практическая работа № 12. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. | Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. | |||
Анализ альтернативных ресурсов. | Порядок действий по сборке конструкции / механизма. | |||
Практическая работа № 13. Провести морфологический и функциональный анализ технологической системы. | ||||
Стандартизированная письменная работа | Выполняют задания по изученному материалу (базовый и повышенный уровень) | |||
Практическая работа №14: Обработка материалов. | Обрабатывают материал (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) | |||
Практическая работа № 15: Построить модель механизма. | Строят модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме. | |||
Проектная деятельность (9 часов) | ||||
Методика научного познания и проектной деятельности. | Планируют (разрабатывают) материальный продукт в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. | |||
Практическая работа № 16. Планирование (разработка) материального продукта (по выбору учащегося) | ||||
Практическая работа № 17. Разработка конструкторской документации по теме проекта. | Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей или маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации. Применение ПК при проектировании изделий. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта | |||
Техника обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) | ||||
Практическая работа № 18. Экономическое и экологическое обоснование проекта. | ||||
Обобщение результатов проектной деятельности. | ||||
Защита проекта. | ||||
Годовая контрольная работа. | Выбор правильных ответов. Поиск необходимой информации. | |||
Итоговое занятие. | Обобщение тем курса «Технология» 6 класс. |
Тематическое 7 класс | ||
№ | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
Вводное занятие (1 час) | ||
Вводное занятие. Содержание курса. Правила ТБ. | Содержание курса «Технология», задачи, программные требованиями по предмету. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей. Правила охраны труда в учебных мастерских. | |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (69 часов) | ||
Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. | Изучают способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Профессии в сфере энергетики, энергетика региона проживания. Называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, | |
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. | ||
Профессии в сфере энергетики, энергетика региона проживания. | ||
Автоматизация производства. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. | Характеризуют автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводят произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий; перечисляют, характеризует и распознает; объясняют понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю; объясняют сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы. Следуют технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта; | |
Сущность управления в технологических системах, автоматические и саморегулируемые системы. | ||
Производственные технологии автоматизированного производства. | ||
Практическая работа №1. Привести произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий. | ||
Стандартизированная письменная работа. | ||
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. | ||
Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы). | ||
Пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. | ||
Практическая работа №2. Описать технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.). | ||
Порошковая металлургия, композитные материалы. | ||
Технологии синтеза | Изучают технологии синтеза, биотехнологии. | |
Биотехнологии. | ||
Специфика социальных технологий. | Называют и характеризуют актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий; | |
Технологии работы с общественным мнением. | ||
Практическая работа №3. Современные промышленные технологии получения продуктов питания. | ||
Современные информационные технологии. | ||
Потребности в перемещении людей и товаров. | Изучают потребности в перемещении людей и товаров. Потребительские функции транспорта. Виды транспорта. История развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. | |
Потребительские функции транспорта. | ||
Виды транспорта. | ||
История развития транспорта. | ||
Практическая работа №4. Влияние транспорта на окружающую среду. | ||
Безопасность транспорта. | ||
Транспортная логистика. | ||
Регулирование транспортных потоков. | ||
Практическая работа №5. Способы представления технической и технологической информации. | Выполняют базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации). Конструируют простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов; Получают и проанализируют опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования; Получают и проанализируют опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа). | |
Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(его) заданным условиям. | ||
Практическая работа №6. Моделирование. | ||
Функции моделей. | ||
Практическая работа №7. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. | ||
Робототехника и среда конструирования. | ||
33 | Опыт проектирования, конструирования, моделирования. | |
Практическая работа № 8. Сборка моделей. | ||
Практическая работа №9. Исследование характеристик конструкций | ||
Практическая работа №10. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. | ||
Практическая работа №11. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. | ||
Практическая работа №12. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, | ||
Практическая работа №13. Проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. | ||
Практическая работа №14. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов. | ||
Практическая работа №15. Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. | ||
Практическая работа №16. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. | ||
Практическая работа №17. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. | ||
Простейшие роботы. | ||
Практическая работа №18. Составление технологической карты известного технологического процесса. | ||
Апробация путей оптимизации технологического процесса. | ||
Практическая работа №19. Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). | ||
Компьютерное моделирование,. | ||
Проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства). | ||
Практическая работа №20 Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. | ||
Простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов; | ||
Практическая работа №21. Функции специалистов, занятых в производстве». | ||
Практическая работа №22. Разработка вспомогательной технологии. | ||
Практическая работа №23. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. | ||
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. | ||
Практическая работа №24. Модернизация материального продукта. | ||
Практическая работа №25. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации). | ||
Стандартизированная письменная работа | ||
Практическая работа №26. Разработка на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). | ||
Реализация этапов анализа ситуации, целеполагания. | ||
Выбор системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). | ||
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): | ||
Практическая работа №27. Изготовление материального продукта. | Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). | |
Энергетическое обеспечение нашего дома. | Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Проект оптимизации энергозатрат. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Оценка коммерческого потенциала продукта или технологии. Выбор правильных ответов | |
Практическая работа №28. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. | ||
Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. | ||
Практическая работа №29. Проект оптимизации энергозатрат. | ||
Оценка коммерческого потенциала продукта или технологии. | ||
Годовая контрольная работа. | ||
Итоговое занятие. | Обобщение курса «Технология». Поиск необходимой информации. |
Тематическое 8 класс | ||
№ | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
Вводное занятие (1 час) | ||
Вводное занятие. Содержание курса. Правила ТБ. | Содержание курса «Технология», задачи, программные требованиями по предмету. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей. Правила охраны труда в учебных мастерских. | |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (17 часов) | ||
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами. Анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. | Получают и анализируют опыт хранения продовольственных и непродовольственных продуктов. Характеризуют современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития. Называют и характеризуют актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами; Называют и характеризуют технологии в области электроники . тенденции их развития и новые продукты на их основе. | |
Стандартизированная письменная работа. | ||
Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. | ||
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. | ||
Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. | ||
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. | ||
Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. | ||
Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. | Получают и анализируют наблюдения (изучения , ознакомления с современными производствами в сферах медицины производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса , информационной сфере и деятельностью занятых в них работников. Называют и характеризуют актуальные и перспективные медицинские технологии | |
Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. | ||
Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. | ||
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. | Характеризуют автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие производства. Приводят произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий. Объясняют сущность управления в технологических системах, характеризуют автоматические и саморегулируемые системы, | |
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. | ||
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов. Технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план). | ||
Инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. | ||
Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. | ||
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. | ||
Позиционирование продукта. Маркетинговый план. | ||
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (18 часов) | ||
Трансферт технологий. | Называют характеристики современного рынка труда, описывают цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания; характеризуют ситуацию на региональном рынке труда, называют тенденции ее развития; получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу. Разъясняют социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда. Анализируют свои возможности и предпочтения , связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности. Получают опыт поиска, извлечения структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания , а так же информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда, получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб.. Анализируют результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией собственной образовательной траектории, образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности, | |
Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий. | ||
Технологии обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии. | ||
Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся. | ||
Профессии в сфере энергетики. | ||
Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. | ||
Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. | ||
Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. | ||
Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся. | ||
Спектр профессий. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. | ||
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. | ||
Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. | ||
Стандартизированная письменная работа. | ||
Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». | ||
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. | ||
Предпрофессиональные пробы в реальных или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. | ||
Годовая контрольная работа. | ||
Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Технология» среднего (полного) общего образования вариант для неделимых классов 10-11 класс (базовый уровень).
2. Рабочая программа учебного предмета «Технология» среднего (полного) общего образования вариант для неделимых классов 10-11 класс (базовый уровень)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» основного общего образования Срок реализации- 4 года
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897, с изм. от 29.12.2014), с учетом приме...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» уровня основного общего образования для 7-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» уровня основного общего образования для 7-9 классовСрок реализации 2017-2019 годыПрограмма составлена на основе автор...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для основного общего образования срок освоения программы: 4 года (с 5 по 8 класс) 2015, 2016
Рабочая программа по курсу «Технология» основного общего образования для организаций общего образования составлена на основе авторской программы разработанной коллективом Казакевич В...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» основного общего образования 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» основного общего образования5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Основное общее образование 5-9 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Основное общее образование5-9 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообра...