Дидактическая игра «История возникновения инструментов, приспособлений и оборудования для швейных работ»
методическая разработка по технологии (6 класс)
История возникновения швейных принадлежностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igry_istoriya_instrumentov_dlya_shveynyh_rabot_6_klass.doc | 71.5 КБ |
zagadki_o_shveynyh_prisposobleniyah_dlya_6_klassa.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Апрелевская СОШ №3 с УИОП
Ефремова Ольга Викторовна
учитель технологии
Тема: Дидактическая игра
«История возникновения инструментов, приспособлений и оборудования
для швейных работ».
Цели игры: рассмотреть историю возникновения инструментов, приспособлений и оборудования для швейных работ; развивать интерес к предмету, кругозор обучающихся, произвольную память, внимание, устную литературную речь, мышление; воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к одноклассникам.
Задачи игры: обобщение материала об истории возникновения инструментов, приспособлений и оборудования для швейных работ; формирование культуры обучающихся.
УМК: О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 6 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015./.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки из цветного картона двух любых цветов (2 штуки).
Правила игры.
Класс делится на две команды по 7-8 человек. Выбираются капитаны команд. Особенность игры в том, что нужно угадать загадку. Учитель задаёт вопрос-задание. После его полного прочтения капитан команды, которая готова отвечать, поднимает вверх карточку из цветного картона. За фальстарт право ответа переходит другой команде. Если команда, поднявшая первой карточку, отвечает неправильно, то ответить может та из двух оставшихся, капитан которой быстрее поднимет карточку. За каждый правильный ответ команда получает три балла. Время, отведённое на размышление, составляет 1-2 минуты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Введение
Многое из того, о чем мы будем сегодня говорить, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете мы поговорим подробно.
1. История возникновения ножниц.
Отгадайте загадку:
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это ножницы. А вы знаете историю их возникновения?
Так, самые ранние ножницы датируются 3,5 тыс. лет назад и найдены они в Египте, но это были ножницы для стрижки овец, и представляли они собой два ножа, скрепленных скобой. Древние ножницы сдавливали рукой и ножи соединялись, отрезая при этом кусок шерсти. Это были бронзовые ножницы, железа тогда не знали. Только через 2,5тыс. лет на Ближнем Востоке придумали конструкцию современным ножниц, соединив 2 лезвия заклепкой и загнув верхнюю часть в кольца. Самые ранние ножницы современного типа найдены под Смоленском и датируют они X в.
- История возникновения иглы.
Отгадайте загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт - не надевает.
Тонконогая Желила
Всех одела-нарядила.
На самой, бедняжке,
Даже нет рубашки. (Игла)
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это игла. А сейчас немного окунемся в историю этого швейного приспособления. Самые первые дошедшие до нас иглы датируются 20-30 тысячами лет назад. В отличие от современных металлических игл, древние иглы изготовлялись из рыбных костей, костей животных, рогов, камня, дерева. Вместо ниток использовались сухожилия, растительные волокна. Иглы были различной формы: похожие на современные с ушком (но его делали не вверху, а внизу, как у швейных игл), шила, крючья. Поиск прочных материалов для изготовления игл привел древних людей к металлам. Первыми металлическими иглами были бронзовые. Позже появились железные иглы. Стальные иглы впервые появились в Китае в X веке н.э., в Европу стальные иглы проникли довольно поздно XIV в., когда узнали тайну прочной дамасской стали.
3. История возникновения пуговицы.
Отгадайте загадку:
Очень нужная вещица-
Всем на свете пригодится
Для костюма и для юбки,
Для пальто и полушубка.
Ловко в петельку ныряет,
Что открыто, закрывает. (Пуговица)
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это пуговица. Давайте познакомимся с ее историей. Точное время появления ее установить невозможно. Древнейшие пуговицы выглядели как вполне современные пуговицы, с двумя дырочками для пришивания и датируется III тыс. лет до н.э. Первоначально пуговицы служили знаком социального статуса, они в большом количестве присутствовали на костюмах знати. В XVI в. Пуговицы пережили свой ювелирный бум. Их стали изготавливать из драгоценных металлов (золота и серебра), покрывать эмалью, инкрустировать самоцветами. Их пришивали на одежду не для удобства, а для красоты.
Пуговицы произвели своеобразную революцию в крое и шитье, т.к. с их появлением одежду перестали надевать через голову. Первоначально пуговицы появились на мужском костюме, а женщины еще долго пользовались крючками, петлями, шнурками. Только в XX в. Пуговицы на женских блузах стали пришивать спереди, ранее по требованиям приличия, застежка располагалась сзади.
4. История возникновения наперстка.
Отгадайте загадку:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это наперсток. Слово «напёрсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Назначение наперстка – протолкнуть иглу в ткань и защитить палец швеи от уколов. Первые дошедшие наперстки, имеющие такую форму, что и современные были найдены в I в. до н.э. – III в. н.э. Первые наперстки изготавливались из костей, кожи, дерева. Наперстки, которые нам известны, предназначены для работы с тонкими материалами, для работы с кожей и грубыми материалами используют наперсток без верха или в виде кольца (иголку проталкивают боковой стороной такого наперстка). В Старину наперстки изготавливали не только из меди, бронзы, железа, но и из драгоценных металлов – золота, серебра. Они украшались эмалью, драгоценными камнями, расписывали миниатюрой. Не менее популярными были наперстки из перламутра, фарфора.
Подобные экземпляры служили своеобразным подарком. Самыми дорогими наперстками, на сегодняшний день, являются наперстки изготовленные фирмой К. Фаберже.
5. История возникновения швейной машинки.
Отгадайте загадку:
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. (Швейная машинка)
Ответы детей.
Учитель. Правильно, это швейная машинка.
Первые проекты швейных машин:
- Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века Леонардо да Винчи, но он так и остался невоплощенным.
- В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрёл швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машинка копировала принцип ручного образования стежков.
- В 1790г англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой.
- Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье.
- Все эти машины не получили широкого практического применения.
Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году. Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым "качающимся челноком". В 1851 г. 12 августа он официально зарегистрировал свою разработку и заполучил на него патент под номером №8294.В 1854 году было учреждено товарищество "И.М.Зингер и Ко" – с этого началась история знаменитой компании по производству швейных машинок «Зингер». Одним из самых больших филиалов этой транснациональной компании до первой мировой войны, являлся Подольский филиал в России.
Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. ХХ век подарил миру моды такое разнообразие швейных машин, что практически не осталось технологических операций, которые они не смогли бы выполнить.
Современные швейно-вышивальные машины — это самая сложная разновидность швейной техники. Она дает возможность выполнять вышивальные и швейные операции. С ее помощью можно создавать настоящие шедевры.
Ответы на вопросы к игре см. приложение 1.
Активные ссылки на страницы материалов в Интернете:
1. Статья «История швейной иглы»
2. Статья «История изобретения напёрстка»
http://fashionstime.ru/?p=742/
3. Статья «История возникновения ножниц»
4. Статья «История возникновения пуговицы»
5. Статья «Швейная машинка. История появления» http://mastirina.livejournal.com/10596.html
6. Загадки о рукоделии
http://zagadki-pro.ru/tema/zagadki-pro-rukodeliye
Приложение 1.
Ответы.
1. Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
2. Всех на свете обшивает,
Что сошьёт - не надевает.
Тонконогая Желила
Всех одела-нарядила.
На самой, бедняжке,
Даже нет рубашки. (Игла)
3. Очень нужная вещица-
Всем на свете пригодится
Для костюма и для юбки,
Для пальто и полушубка.
Ловко в петельку ныряет,
Что открыто, закрывает. (Пуговица)
4. На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
5. На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. (Швейная машинка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка: Инструмент бывалый Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижёт.
Сколько лет ножницам? Как они появились? Самые первые ножницы появились у человека примерно 3,5тыс. лет назад, но это были ножницы для стрижки овец. Они представляли собой два ножа, скрепленных скобой.
Только через 2,5тыс. лет на Ближнем Востоке придумали конструкцию современным ножниц, соединив 2 лезвия заклепкой и загнув верхнюю часть в кольца
Всех на свете обшивает, Что сошьёт - не надевает. Тонконогая Желила Всех одела-нарядила. На самой, бедняжке, Даже нет рубашки. Загадка:
Самые первые дошедшие до нас иглы датируются 20-30 тысячами лет назад
Древние иглы были из рыбьих костей, костей животных, рогов, камней, дерева в тупом конце которой была сделана дырка.
Первыми металлическими иглами были бронзовые. Позже появились железные иглы ( III в. до н.э.).
Стальные иглы впервые появились в Китае в X веке н.э., в Европу стальные иглы проникли довольно поздно XIV в., когда узнали тайну прочной дамасской стали.
Загадка: Очень нужная вещица- Всем на свете пригодится Для костюма и для юбки, Для пальто и полушубка. Ловко в петельку ныряет, Что открыто, закрывает
Первое упоминание о пуговице датируется III тыс. лет до н.э. Первые пуговицы изготавливались из костей, дерева, рога, кожи, перламутра, черепахового панциря
В XVI в. Пуговицы пережили свой ювелирный бум. Их стали изготавливать из драгоценных металлов (золота и серебра), покрывать эмалью, инкрустировать самоцветами. Их пришивали на одежду не для удобства, а для красоты.
Загадки : На пальце одном Ведерко вверх дном.
Слово «напёрсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Первые наперстки изготавливались из костей, кожи, дерева. Перовые наперстки были найдены I в. до н.э.- III в. н.э.
Напёрсток без верха. Для работы с кожей и грубыми материалами используют наперсток без верха или виде кольца (иголку проталкивают боковой стороной такого наперстка).
В Старину наперстки изготавливали не только из меди, бронзы, железа, но и из драгоценных металлов – золота, серебра. Они украшались эмалью, драгоценными камнями, расписывали миниатюрой. Не менее популярными были наперстки из перламутра, фарфора. Подобные экземпляры служили своеобразным подарком.
Загадка: На поляне шерстяной Пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной Выползает стежка.
Первые проекты швейных машин. Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века Леонардо да Винчи, но он так и остался невоплощенным. В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрёл швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машинка копировала принцип ручного образования стежков. В 1790г англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье. Все эти машины не получили широкого практического применения.
Исаак Меррит Зингер. Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году. Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым "качающимся челноком". В 1851 г. 12 августа он официально зарегистрировал свою разработку и заполучил на него патент под номером №8294. В 1854 году было учреждено товарищество "И.М.Зингер и Ко" – с этого началась история знаменитой компании по производству швейных машинок «Зингер». Одним из самых больших филиалов этой транснациональной компании до первой мировой войны, являлся Подольский филиал в России.
Старинные швейные машины.
Современные швейные машины. Швейно-вышивальные машины — это самая сложная разновидность швейной техники. Она дает возможность выполнять вышивальные и швейные операции. С ее помощью можно создавать настоящие шедевры.
Список использованных источников Активные ссылки на страницы материалов в Интернете: Статья «История швейной иглы» http://fashionstime.ru/?p=407 Статья «История изобретения напёрстка» http://fashionstime.ru/?p=742/ Статья «История возникновения ножниц» http://fashionstime.ru/?p=548 Статья «История возникновения пуговицы» http://fashionstime.ru/?p=355 Статья «Швейная машинка. История появления» http://mastirina.livejournal.com/10596.html Загадки о рукоделии http://zagadki-pro.ru/tema/zagadki-pro-rukodeliye/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: « Инструменты и приспособления для швейных работ»
Урок предназначен для учащихся 5 класса...
конспект урока "Инструменты и приспособления для швейных работ"
Инструменты и приспособления для швейных работ...
Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»
Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»...
Интерактивный кроссворд "Инструменты и приспособления для выполнения швейных работ"
Занимательный интерактивный кроссворд для учащихся 5 класса по теме "Инструменты и приспособления для выполнения швейных работ"....
Интерактивный тренажёр "Инструменты и приспособления для выполнения швейных работ".
Интерактивный тренажёр "Инструменты и приспособления для выполнения швейных работ" для учащихся 5 класса по предмету "Технология швейное дело"....
Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры
ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...
Доклад " Дидактические игры как важное средство сенсорного воспитания". Из опыта работы.
Специально организованные дидактические игры являются хорошим дополнением к обучению на занятиях по ознакомлению с общими представлениями об окружающих предметах и их сенссорных эталонах....