Искусство складывания салфеток
план-конспект урока по технологии
Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_iskusstvo_salfetok.doc | 54 КБ |
iskusstvo_skladyvaniya_salfetok.ppt | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Дата: Класс:
Тема урока: «Искусство складывания салфеток».
Цель урока: научиться красиво и правильно складывать салфетки.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с основными правилами складывания салфеток;
• показать различные варианты складывания.
Развивающие:
- развивать творческую активность;
- развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
• создавать условия для воспитания чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Учебно-методический комплекс: проектор, экран, фото сервировки стола, салфетки, элементы декорирования стола.
Ход урока
Слайд 1
- Организационное начало занятия:
Здравствуйте. Начинаем урок технологии.
- Вступительное слово учителя:
Слайд 2
Скажите, как вы думаете, о чем говорит данный слайд.
Ответ детей (о сервировке стола)
Сервировка стола
Учитель
Хозяйка, накрывая на стол, совершает чудо, так как любое застолье — это маленький праздник, даже если речь идет о простом обеде. В книгах по домоводству говорят, что сервировка стола искусство. Знатоки древних традиций добавляют: магическое!
Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво
накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола - дело творческое, но и здесь существуют каноны общего характера, которые следует принимать во внимание.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Чтобы перейти к изучению новой темы давайте вспомним, какими основными правилами сервировки стола мы должны руководствоваться.
Ответы детей (постелить скатерть, поставить приборы, специи, цветы)
Учитель читает слайд 3
- Сервировка стола предполагает разумное, удобное, аккуратное и симметричное расположение всех предметов.
- Сервировка начинается со скатерти: она должна быть чистой, хорошо выглаженной.
- Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
- Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
А чего нам еще не хватает?
Ответы детей (салфеток)
Салфеток.
Учитель
Молодцы, конечно же салфеток. Вот сегодня на уроке мы поговорим и научимся складывать бумажные салфетки, чтоб наш стол был оригинальным.
Слайд 4
Тема урока «Искусство складывания салфеток».
Слайд 5
Цель урока: научиться красиво и правильно складывать салфетки.
Историю создания салфеток нам сейчас расскажет __________________
Читает ученица слайд 6
И до сих пор сохраняются значительные отличия в манере употребления еды и напитков, поведения за столом и пользования салфетками между представителями различных культур.
Примерно 300 лет тому назад наряду со скатертью в обиход вошли столовые салфетки. Но только в XVIII веке салфетки заняли свое законное место в сервировке стола — впервые во Франции. Правда, зачастую они играли чисто декоративную роль — были очень большими и художественно оформленными. Тогда как сегодня салфетки обязательно используют по их прямому назначению.
Импульсом повышенного внимания к сервировке стола явилась разгадка в 1707 году Иоганном Бетгером секрета производства фарфора. А в 1710 году в городе Майсене была построена первая фарфоровая мануфактура. Настало великое время фарфоровых сервизов, состоящих из множества предметов с одинаковым декором. При этом изысканно накрытый стол дополнялся прекрасным столовым серебром, как для сервировки, так и в чисто декоративных целях. Именно в это время появились изящные композиции из салфеток для украшения стола. При дворе императора Австрии Франца Иосифа I (1830-1916) пользовались, например, салфетками из дорогой узорной камчи, украшенной вытканными императорскими гербами.
Эти салфетки складывались в соответствии с придворными традициями. На больших государственных приемах в Австрии и сегодня можно встретить салфетки, сложенные в соответствии с придворным этикетом того времени.
Как бабушка выходила замуж за дедушку
Поколение наших бабушек и дедушек имело превосходные, вышитые узорами и монограммами полотняные салфетки, порою довольно больших размеров. Эти салфетки являлись частью приданого, и относились к ним удивительно бережно, так что иногда салфетки "переживали" своих хозяев. Сегодня полотняными салфетками пользуются реже, поскольку стоит большого труда выстирать их, как следует накрахмалить да еще и выгладить. У кого в шкафах было достаточно места, гот не складывал салфетки вчетверо, а хранил их расправленными, чтобы не образовывались лишние складки.
Салфетки в нашем веке.
В нашем столетии две мировые войны и их последствия привели к тому, что большинство людей было озабочено лишь проблемой выживания. Соответственно и интерес к сервировке стола, а тем более к декору из салфеток заметно поубавился. И только во времена "экономического чуда", когда основные последствия войны были преодолены, пробудился интерес к оформлению как повседневного, так и праздничного стола.
Ренессанс салфетки
Вспомним историю использования салфеток. Вначале салфетки чаще всего служили лишь украшением. Сегодня вновь актуальны композиции из салфеток в сочетании с вазами, подсвечниками или подставками для цветов. Украшение стола при помощи салфеток предоставляет необозримые возможности, особенно в сочетании с другими предметами сервировки. Тот, кто предпочитает что-то необычное, отваживается складывать из салфеток объемные фигуры типа вееров или колонн, которые производят впечатление, даже если стоят где-нибудь в отдалении, например на буфете.
В 1981 году я выпустил первую книгу о салфетках для немецкоязычного региона, поскольку перемен в сервировке стола нельзя было не заметить. Вновь больше внимания уделяется не только предметам сервировки, но и декору стола, что потребовало нестандартных решений в выборе цвета и формы. И без искусно выложенных салфеток, конечно, не обойтись.
Искусство складывания салфеток переживает сегодня свое возрождение. Маленький "платочек для губ" расценивается не только как утилитарная вещь, а вновь становится важной деталью украшения стола.
Учитель
Слайды 7-12
Внимание на экран. Посмотрите варианты складывания салфеток для различных праздников, как можно оформить стол. Разные салфетки можно сложить по-разному, создавая элегантность стола. (Во время просмотра слайдов учитель комментирует их названия)
Слайд 13
Сегодня мы с вами освоим способ слаживания салфетки из формы сердечка в цветок розу.
Слайд 14
Слаживаем стопкой 4 салфетки, скрепляем степлером по краям, чтобы салфетки не сдвигались.
Слайд 15
Наносим рисунок карандашом либо ручкой по шаблону в форме сердечка.
Слайд 16
Вырезаем.
Слайд 17-18
Получаем 16 сердечек.
Слайд 19
Каждый полукруг скручиваем пастой от ручки. Получаем закругленные края.
Слайд 20
Теперь собираем, чередуя лепестки, расправляя края, сформировываем розу.
Слайд 21
Вот такая оригинальная получается роза, которой мы можем, украсить стол.
Практическая работа
У вас на столах лежат салфетки, ножницы и паста от ручки. Ваша задача, собрать цветок и поместить его на праздничном столе, придав ему эстетичность. Как вы его поместите, это ваша фантазия. Но сначала давайте повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Слайд 22
А теперь приступаем к работе, соблюдая данное правило.
Учащиеся выполняют практическое задание
Во время работы - физкультминутка
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Розу помещают на стол
Заключительная часть
Спасибо за оригинальное украшение и размещение.
Скажите, что вам понравилось сегодня понравилось на уроке?
Ответы детей (слаживать салфетки, узнали историю возникновения салфеток, варианты слаживания)
Какие трудности вы испытали при выполнении розы?
Ответы детей (формировать цветок)
Где еще можно применить данную работу?
Ответы детей (цветы можно использовать как декор в интерьере)
Кроме салфеток можно ли еще применять какие-то материалы?
Ответы детей (трехслойные салфетки, бумага, ткань, если розу потом зафиксировать, например лаком, и использовать, например на шторах)
Достигли мы с вами нашу цель?
Ответы детей (да, мы научились красиво и правильно слаживать салфетки)
Сегодня, ребята, мы с вами научились красиво и правильно слаживать салфетки, рассмотрели различные варианты слаживания салфеток для оформления и украшения стола. За урок всем пятерки. И закончить урок хочется на лирической ноте:
Всё, что осень в лунном свете.
Вздумала наколдовать,
Всё в изысканном обеде,
Что сумели мы собрать.
Слайд 23
Спасибо за урок.
До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собрать цветок и поместить его на праздничном столе, придав ему эстетичность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Искусство складывания салфеток"
Данная презентация была показана на открытом уроке областного семинара-тренинга "Трудоустройство и востребованность на рынке труда" для учащихся восьмых классов коррекционных школ области....
Конспект урока. Мастер класс "Искусство складывания салфеток"
Данный мастер класс был проведён на областном семинаре-тренинге " Трудоустройство и востребовательность на рынке труда" для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида....
История салфетки. Способы складывания салфеток
История салфетки. Способы складывания салфеток...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: «ВАРИАНТЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК»
Тема: «Варианты складывания салфеток»Цели урока:Ознакомить учащихся с основными приёмами складывания салфеток и создать условия для формирования умения по их выполнению;Способствовать восп...
План – конспект урока 7 класс. Тема: «Складывание салфеток».
Познакомить учащихся с историей появления салфеток, формировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как необходимого элемента в сервировке стоПривитие навыков в складывании салфеток и прив...
Презентация "Складывание салфеток"
Презентация "Складывание салфеток"...
« Сервировка стола. Искусство складывания салфеток»
Научить приемам складывания салфеток. Развивать навыки о культуре поведения за столом эстетический вкус, сервировку стола к завтраку, правилам этикета за столом...