Конспект урока столярное дело
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Сорокин Сергей Михайлович

Лабораторная работа для определения свойств древесины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока столярного дела в 7 классе.

Тема урока: Свойства древесины (лабораторная работа).

Цель урока: Изучение физических и механических свойств древесины.

Задачи:

        образовательные – закреплять сведения о породах древесины через установление соответствия и знакомство с различными свойствами (цвет, блеск, запах, влажность, текстура, твердость, прочность, упругость);

развивающие – формировать навыки учащихся по сравнению и обобщению знаний о породах древесины через изучение отдельных ее свойств;

воспитывающие – воспитывать навыки совместной работы, ответственности и точности при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Используемые методы: лабораторная работа.

Оборудование: карточки с заданиями, образцы различных пород древесины, карандаш, линейка, гвоздь, весы.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Примечания

Организа-ционный момент

Сообщение темы и цели занятия

Повторение

Сообщение новых знаний

Практическая часть

Заключительная часть

Здравствуйте, садитесь! Для начала давайте отметим отсутствующих.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Свойства древесины», цель нашего урока – изучение физических и механических свойств древесины. За урок мы должны изучить основные физические и механические свойства древесины и определить их в процессе выполнения лабораторной работы.

Но перед этим повторим материал прошлого урока: у вас на верстаках карточки с заданиями. На них даны описания пород древесины. Вам необходимо определить и записать породу древесины напротив описания.

 А теперь, давайте обменяемся карточками и проверим друг у друга ответы и оценим.

Тему прошлого урока повторили, теперь начнем изучение нового материала.

Древесина обладает различными свойствами. Среди них различают физические и механические.

Физические свойства – это свойства, которые проявляются при взаимодействии древесины с окружающей средой без изменения ее состава. Эти свойства определяют по внешнему виду древесины путем осмотра, взвешивания, измерения, высушивания.

Механические свойства – это свойства, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий.

К физическим свойствам относятся:

влажность древесины - это содержание влаги в массе древесины. Чем менее плотная древесина, тем больше она может поглотить влаги. Влажная древесина быстрее загнивает, чем сухая, покрывается темными пятнами, ее труднее обрабатывать;

цвет - древесине придают находящиеся в ней дубильные, смолистые красящие вещества. Древесина различных пород имеет цвет от белого до черного. Цвет древесины имеет большое значение в мебельном производстве;

блеск - зависит от плотности древесины, количества, размеров и расположения сердцевинных лучей. Особым блеском обладает древесина бука, клена, дуба. Древесина осины, липы, тополя имеет матовую поверхность;

запах - является определяющим признаком пород древесины. Смолистый запах имеют хвойные породы (ель, сосна, пихта);

текстура - рисунок, получаемый на разрезах древесины при перерезании  ее волокон, годичных слоев и сердцевинных лучей. Текстура зависит от особенности строения отдельных пород древесины и направления реза.

К механическим свойствам относятся:

Прочность - способность древесины выдерживать нагрузки, не разрушаясь. Она зависит от породы древесины, ее плотности, влажности и др. высокая прочность у древесины клена, дуба, меньшая - у осины, ели, сосны.

Твердость - способность древесины сопротивляться проникновению в нее других, более твердых тел.

Упругость - это способность материала восстанавливать первоначальную форму после прекращения воздействия нагрузки (лыжи, линейки, луки и др.).

Новую тему мы обсудили, а теперь будем выполнять лабораторную работу.

1. Вводный инструктаж – работа представляет собой заполнение таблицы, в процессе определения свойств древесины.

Работу выполняем в следующей последовательности:

- рассмотреть образцы древесины.

- определить породу, цвет, наличие блеска, запаха.

- занести данные в таблицу.

- сравнить твердость образцов пород нанесением царапины гвоздем поперек волокон.

- измерить линейные размеры образцов.

- определить массу образцов.

- занести полученные данные в таблицу.

- сделать вывод по выполненной работе.

2. Практическая работа – заполнение таблицы, определение свойств древесины.

*3. При необходимости проводить текущий инструктаж.

Давайте вместе сделаем вывод по проведенной работе: все породы древесины обладают различными свойствами. Чем тверже древесина, тем больше ее масса и прочность.

- подведение итогов урока.

- анализ работ учащихся.

- выставление оценок.

- уборка рабочих мест.

1 мин.

2 мин.

7 мин.

Вывесить на доске правиль-ные ответы

25 мин.

Раздать карточки со свойствами древесины.

Дети читают по очереди каждое определение и в процессе беседы обсуждаем каждое из них.

Наглядно на примере демонстрирую каждое свойство.

Обратить внимание на осанку учеников

Наглядно демонстрирую каждое свойство.

20 мин.

У всех на верстаках карточки с таблицами

Повесить последовательность выполнения работы на доске

Один ученик работает у доски

Записать вывод в тетрадь

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок столярного дела: "Ремонт столярных соединений, замена деталей, заделка трещин и сколов".

Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины.                        Развива...

Конспект урока столярного дела в 6 классе "Долбление сквозного гнезда"

Конспект урока столярного дела для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока столярное дело

Конспект урока в 7 классе по теме "Основные пороки древесины"...

плант урока столярное дело 7 класс "Вводный урок"

Тема урока: «Вводное занятие».Цель урока:1. Ознакомить учащихся с планом работы на учебный год, ТБ.2.Развить у учащихся умение применять ранее полученные знания и умения в столярных работа...

Конспект урока столярного дела в 5 «В» классе «Инструменты для малярных работ, их назначение и уход за ними»

Тема: Инструменты для малярных работ, их назначение и уход за ними.Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами для малярных работ, их устройством и назначением. Научиться ухаживать и хранить инстр...