Урок технологии в 6 классе "Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Урок технологии в 6 классе "Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока Построение основы чертежа плечевого изделия
с цельнокроеным рукавом»
Раздел. Конструирование плечевого изделия
Цели урока:
1) Познакомить с построением и оформлением чертежа швейного изделия;
2) Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа платья;
3) развивать пространственное мышление и воображение у детей.
4) научить строить чертеж платья по своим меркам.
Методическое оснащение урока: рисунки моделей платья с цельнокроеным рукавом; чертеж платья в М 1:1; линейка, чертежные инструменты и принадлежности, мультимедийный кабинет.
Дидактическое обеспечение: инструкционная карта для расчета и построения чертежа; материалы для закрепления знаний учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент: (2 мин.)
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
(записать тему урока в тетради)
- доведение до учащихся плана урока
2. Актуализация знаний учащихся: (5 мин.)
- Какие мерки нужны для построения чертежа платья?
- Что значит цельнокроеное платье?
- Как правильно снимают мерки?
- Назовите антропометрические точки и их местонахождение на теле человека
3. Изложение нового материала: (12 мин.)
Знакомлю с построением и оформлением чертежа швейного изделия;
Знакомство с приемами расчета конструкции, правилами и
последовательностью выполнения чертежа платья;
4. Для закрепления задаю наводящие вопросы: (5 мин.)
- Какие конструктивные линии составляет контур чертежа спинки?
- Чем отличается спинка от полочки?
- В каком масштабе будем строить чертеж и почему?
5. Практическая работа. (50 мин.)
Дети смотрят на проектор, читают, проговаривают и строят чертеж (Приложение 1).
ЗАРЯДКА (5 мин.)
Девочки, у вас затекла спина, устали мышцы, мы с вами сделаем несколько упражнений.
1. потянулись (вдох, выдох), встали на цыпочки.
2. руки на пояс и повороты туловищем влево, вправо.
3. ноги шире плеч – наклоны к левой и к правой ноге, вдох-выдох при наклонах.
4. потянулись (вдох, выдох, встали на цыпочки)
6.Вопросы для закрепления (4 мин)
- Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?
- От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?
- Что такое прибавка? Где она дается
7. Подведение итогов урока: (3 мин.)
Выставление оценок, уборка рабочих мест.
Конспект урока
Цели урока:
- Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
- Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
- Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия: стенд с образцами швов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Отметка явки.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка организации рабочих мест.
II. Проверка пройденного материала
- Чем отличается изнаночная сторона от лицевой?
- Как определить направление долевой нити?
- Расскажите о хлопке
- Расскажите о льне
-Образец полотняного переплетения
III. Актуализация знаний
На прошлом уроке я вам говорила, что мы начинаем изучать большой раздел: «Изготовление швейных изделий». Мы уже познакомились с тем, как люди изготавливают ткань.
Нам достаточно знаний, чтобы изготовить изделие?
Конечно, нет. Мы ещё не научились шить.
Значит сегодня на уроке мы будем чему учиться? (шить)
Шить можно чем?(машинка, ручная игла)
При изготовлении швейных изделий одни операции выполняются на швейной машине – наз. Машинные операции, другие ручными инструментами (например ручные иглы) – наз. Ручные работы. Ручных работы служат подготовкой для машинных работ, как вы думаете с чем мы познакомимся сначала?
В тетрадях запишите число, тема урока: «Ручные работы». Слайд 1
У вас на столах карточки, которые мы с вами заполним втечение урока. (ЗХУ)
1 столбик-«знаю». В него вы записываете все, что вы ранее изучали или слышали о ручных швейных работах. Заполняем 1 столбик.
2 столбик-«хочу узнать». Подумайте и запишите, что бы вы хотели узнать и что нужно узнать, чтобы правильно и безопасно сшить изделие своими руками (как, чем, ТБ)
Все эти вопросы будут целью нашего урока, которую мы должны выполнить.
3 столбик мы заполним в конце уроков и проверим все ли мы выполнили.
IV. Объяснение нового материала.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала соединяют вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Чем мы будем пользоваться при ручных швейных работах?
Все это называется инструменты и приспособления. Слайд 2,3
В тетрадь записываем: Иглы. № 1-12. Больше номер-толще игла (в школе № 3)Нечетные-длиннее. Нитки. № 100-10. 100-самые тонкие.(в школе-50-40)
Качество инструментов и приспособлений.
Чем обычно соединяют детали швейного изделия?(нитками).
При ниточном соединении образуются стежки и строчки. Слайд 4,5
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Шов – это место соединения деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. (Записать в тетрадь)
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Слайд 6
Схема в тетрадь
Временные строчки нужны для того, чтобы проложить качественную машинную строчку.
Постоянные строчки и стежки применяются при пришивании пуговиц, вместо машинной строчки.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из ручных строчек, продолжим на следующих уроках. Слайд 7(8,9)
В тетрадь запишем таблицу.
V. Текущий инструктаж.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
- Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
- Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
- Голову слегка наклонить вперёд.
- Нельзя опираться грудью о стол.
- Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
- При работе не следует ставить локти на стол.
- Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. Слайд 10,11,12,13
- Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз. - Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. - Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. - Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. Слайд 12
- Опасности в работе:
возгорание шнура;
ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
поражение электрическим током. - Что нужно сделать до начала работы:
проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
проверить наличие резинового коврика. - Что нужно делать во время работы:
выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
ставить утюг на специальную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
использовать для увлажнения ткани пульверизатор. - Что нужно сделать по окончании работы:
выключить утюг;
поставить его на специальную подставку.
VI. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
- Выполнить строчки временного назначения. Учебник стр 117. Технология выполнения, рис 67,68
VI. Анализ допущенных отклонений
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Оценка работы.
VII. Заключительная часть..
Заполните 3 столбик карточки и скажите, мы выполнили, что хотели?
VII. Домашнее задание:
Учеб. №
Дополнительный материал.
Ножницы.
Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.
На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.
Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.
Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей… Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.
Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.
Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.
Пуговица.
До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.
Утюг.
В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.
В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.
Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.
Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.
Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.
Литература
- Под редакцией В. Д. Симоненко. Учебник технологии для учащихся 5 класса. М.: – 2007.
- В. Н. Чернякова. Технология обработки ткани 5 класс. М.: – 2005.
- Ю. В. Крупская Методические рекомендации 5 класс. М.: – 2005.
- А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. Обслуживающий труд 4 класс. М.: Просвещение – 2006.
Приложение № 1
Кроссворд «Инструменты».
5 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
4 | ||||||||||
1 | ||||||||||
- Длинная …-ленивая швея.
- Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.
- Два кольца, два конца - посередине гвоздик.
- Остра, длинна, одноуха - всему миру красна.
Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
Приложение № 2
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ
(технические условия)
- Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
- Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
- Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.
- Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.
- Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
- Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.
- Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
«Построение основы чертежа плечевого изделия
с цельнокроеным рукавом»
Раздел. Конструирование плечевого изделия
Цели урока:
1) Познакомить с построением и оформлением чертежа швейного изделия;
2) Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа платья;
3) развивать пространственное мышление и воображение у детей.
4) научить строить чертеж платья по своим меркам.
Методическое оснащение урока: рисунки моделей платья с цельнокроеным рукавом; чертеж платья в М 1:1; линейка, чертежные инструменты и принадлежности, мультимедийный кабинет.
Дидактическое обеспечение: инструкционная карта для расчета и построения чертежа; материалы для закрепления знаний учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент: (2 мин.)
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
(записать тему урока в тетради)
- доведение до учащихся плана урока
2. Актуализация знаний учащихся: (5 мин.)
- Какие мерки нужны для построения чертежа платья?
- Что значит цельнокроеное платье?
- Как правильно снимают мерки?
- Назовите антропометрические точки и их местонахождение на теле человека
3. Изложение нового материала: (12 мин.)
Знакомлю с построением и оформлением чертежа швейного изделия;
Знакомство с приемами расчета конструкции, правилами и
последовательностью выполнения чертежа платья;
4. Для закрепления задаю наводящие вопросы: (5 мин.)
- Какие конструктивные линии составляет контур чертежа спинки?
- Чем отличается спинка от полочки?
- В каком масштабе будем строить чертеж и почему?
5. Практическая работа. (50 мин.)
Дети смотрят на проектор, читают, проговаривают и строят чертеж (Приложение 1).
ЗАРЯДКА (5 мин.)
Девочки, у вас затекла спина, устали мышцы, мы с вами сделаем несколько упражнений.
1. потянулись (вдох, выдох), встали на цыпочки.
2. руки на пояс и повороты туловищем влево, вправо.
3. ноги шире плеч – наклоны к левой и к правой ноге, вдох-выдох при наклонах.
4. потянулись (вдох, выдох, встали на цыпочки)
6.Вопросы для закрепления (4 мин)
- Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?
- От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?
- Что такое прибавка? Где она дается
7. Подведение итогов урока: (3 мин.)
Выставление оценок, уборка рабочих мест.
Конспект урока
Цели урока:
- Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
- Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
- Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия: стенд с образцами швов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Отметка явки.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка организации рабочих мест.
II. Проверка пройденного материала
- Чем отличается изнаночная сторона от лицевой?
- Как определить направление долевой нити?
- Расскажите о хлопке
- Расскажите о льне
-Образец полотняного переплетения
III. Актуализация знаний
На прошлом уроке я вам говорила, что мы начинаем изучать большой раздел: «Изготовление швейных изделий». Мы уже познакомились с тем, как люди изготавливают ткань.
Нам достаточно знаний, чтобы изготовить изделие?
Конечно, нет. Мы ещё не научились шить.
Значит сегодня на уроке мы будем чему учиться? (шить)
Шить можно чем?(машинка, ручная игла)
При изготовлении швейных изделий одни операции выполняются на швейной машине – наз. Машинные операции, другие ручными инструментами (например ручные иглы) – наз. Ручные работы. Ручных работы служат подготовкой для машинных работ, как вы думаете с чем мы познакомимся сначала?
В тетрадях запишите число, тема урока: «Ручные работы». Слайд 1
У вас на столах карточки, которые мы с вами заполним втечение урока. (ЗХУ)
1 столбик-«знаю». В него вы записываете все, что вы ранее изучали или слышали о ручных швейных работах. Заполняем 1 столбик.
2 столбик-«хочу узнать». Подумайте и запишите, что бы вы хотели узнать и что нужно узнать, чтобы правильно и безопасно сшить изделие своими руками (как, чем, ТБ)
Все эти вопросы будут целью нашего урока, которую мы должны выполнить.
3 столбик мы заполним в конце уроков и проверим все ли мы выполнили.
IV. Объяснение нового материала.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала соединяют вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Чем мы будем пользоваться при ручных швейных работах?
Все это называется инструменты и приспособления. Слайд 2,3
В тетрадь записываем: Иглы. № 1-12. Больше номер-толще игла (в школе № 3)Нечетные-длиннее. Нитки. № 100-10. 100-самые тонкие.(в школе-50-40)
Качество инструментов и приспособлений.
Чем обычно соединяют детали швейного изделия?(нитками).
При ниточном соединении образуются стежки и строчки. Слайд 4,5
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Шов – это место соединения деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. (Записать в тетрадь)
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Слайд 6
Схема в тетрадь
Временные строчки нужны для того, чтобы проложить качественную машинную строчку.
Постоянные строчки и стежки применяются при пришивании пуговиц, вместо машинной строчки.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из ручных строчек, продолжим на следующих уроках. Слайд 7(8,9)
В тетрадь запишем таблицу.
Название строчки | Термин | Содержание работы | Рисунок |
Сметочная | Сметать | Временное соединение двух деталей | |
Замёточная с открытым срезом | Заметать | Временно закрепить подогнутые края детали | |
Замёточная с закрытым срезом | Заметать | Временно закрепить подогнутые края детали | |
- | Пришить | Пришить кнопки, пуговицы к изделию. |
V. Текущий инструктаж.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
- Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
- Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
- Голову слегка наклонить вперёд.
- Нельзя опираться грудью о стол.
- Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
- При работе не следует ставить локти на стол.
- Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. Слайд 10,11,12,13
- Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз. - Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. - Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. - Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. Слайд 12
- Опасности в работе:
возгорание шнура;
ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
поражение электрическим током. - Что нужно сделать до начала работы:
проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
проверить наличие резинового коврика. - Что нужно делать во время работы:
выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
ставить утюг на специальную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
использовать для увлажнения ткани пульверизатор. - Что нужно сделать по окончании работы:
выключить утюг;
поставить его на специальную подставку.
VI. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
- Выполнить строчки временного назначения. Учебник стр 117. Технология выполнения, рис 67,68
VI. Анализ допущенных отклонений
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Оценка работы.
VII. Заключительная часть..
Заполните 3 столбик карточки и скажите, мы выполнили, что хотели?
VII. Домашнее задание:
Учеб. №
Дополнительный материал.
Ножницы.
Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.
На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.
Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.
Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей… Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.
Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.
Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.
Пуговица.
До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.
Утюг.
В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.
В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.
Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.
Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.
Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.
Литература
- Под редакцией В. Д. Симоненко. Учебник технологии для учащихся 5 класса. М.: – 2007.
- В. Н. Чернякова. Технология обработки ткани 5 класс. М.: – 2005.
- Ю. В. Крупская Методические рекомендации 5 класс. М.: – 2005.
- А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. Обслуживающий труд 4 класс. М.: Просвещение – 2006.
Приложение № 1
Кроссворд «Инструменты».
5 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
4 | ||||||||||
1 | ||||||||||
- Длинная …-ленивая швея.
- Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.
- Два кольца, два конца - посередине гвоздик.
- Остра, длинна, одноуха - всему миру красна.
Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
Приложение № 2
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ
(технические условия)
- Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
- Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
- Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.
- Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.
- Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
- Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.
- Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация"Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом"
Урок-презентация очень удобен как для учеников, так и для учителя...
Технология 7 класс.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Презентация по технологиии для учащихся 7 класса, где наглядно показано последовательное построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....
«Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Метапредметный урок по технологии 7 класс...
Урок технологии "Мерки, необходимые для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
Методическая разработка урока технологии в 7 классе по теме "Мерки, необходимые для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"....
урок технологии «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» (7 класс)
план-конспект урока на тему:«Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»...
СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ
СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМЦели : ознакомить учащихся с видами плечевых изделий, их характеристикой, тканями и отделками, применяемыми для их и...
Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...