ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»
рабочая программа по технологии
Данная программа по начальному конструированию и моделированию научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, учащимся необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет ученику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 904 КБ |
ktp.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Начальное конструирование и моделирование»
«Управлением образованием» города Ак-Довурак
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества города Ак-Довурак
Принята на заседании Руководитель метод. Совета «Утверждаю»
Протокол №________ ЦРТДЮ от « »______2018 Директор МБУ ДО ЦРТДЮ
от « »____2018 года г. Ак-Довурак
от « »_________2018 года
Приказ №____ ___________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАЧАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Направленность: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: разновозрастной
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Ховалыг Олег Михайлович,
педагог дополнительного образования
Ак-Довурак 2018г
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа по начальному конструированию и моделированию научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, учащимся необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет ученику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет учащимся:
совместно обучаться в рамках одной бригады;
распределять обязанности в своей бригаде;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных объектов и процессов;
видеть реальный результат своей работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 8 до 14 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.
Сроки реализации программы 2 года.
Режим работы, в неделю 6 занятий по 3 часа.
Цель: обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.
Задачи:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
По окончанию курса обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-правила безопасной работы;
-основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-основные приемы конструирования роботов;
-конструктивные особенности различных роботов;
-как передавать программы в RCX;
-порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
-как использовать созданные программы;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-создавать программы на компьютере для различных роботов;
-корректировать программы при необходимости;
УМЕТЬ:
-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
- проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов;
- создавать программы для робототехнических средств.
- прогнозировать результаты работы.
- планировать ход выполнения задания.
- рационально выполнять задание.
- руководить работой группы или коллектива.
- высказываться устно в виде сообщения или доклада.
- высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
- представлять одну и ту же информацию различными способами.
Раздел 2. Учебный (тематический) план
(1 год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Колич. часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Основы работы с конструированием. | 2 | 2 Лекция | ||
2 | Среда конструирования. Знакомство с деталями конструктора. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
3 | Способы передачи движения. Понятия о редукторах. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
4 | Что такое программа. Программа Lego Mindstorm. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
5 | Понятие команды. Программа и программирование | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | Зачет |
6 | Дисплей. Использование дисплея. | 4 | 2 Лекция | 2 Самостоятельная работа | |
7 | Знакомство с моторами. Тестирование моторов. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | Зачет |
8 | Сборка простейшего лего конструктора по инструкции. | 8 | 8 Самостоятельная работа | ||
9 | Программное обеспечение. Создание простейшей программы. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | Зачет |
10 | Управление одним мотором. Движение вперёд-назад | 8 | 8 Самостоятельная работа | ||
11 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 8 | 8 Самостоятельная работа | ||
12 | Управление двумя моторами. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
13 | Применение моторов на лего конструкторе. Использование моторов на лего конструкторе | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
14 | Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | 8 | 8 Самостоятельная работа | ||
15 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 6 | 6 Самостоятельная работа | ||
16 | Освещение. Использование датчика освещенности. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
17 | Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. | 8 | 2 Лекция | 6/100 Самостоятельная работа | |
18 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 8 | 8 Самостоятельная работа | ||
19 | Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ. | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
20 | Составление программ включающих в себя ветвление. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
21 | Блок «Bluetooth», установка соединения. Загрузка с компьютера. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | Зачет |
22 | Изготовление робота. | 8 | 8 Самостоятельная работа | ||
23 | Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей. | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
24 | Разработка конструкций для соревнований | 6 | 6 Самостоятельная работа | ||
25 | Составление программ для «Движение по линии». Испытание робота. | 10 | 2 Лекция | 8 Самостоятельная работа | |
26 | Самостоятельная творческая работа учащихся. | 6 | 6 Самостоятельная работа | Зачет | |
27 | Прочность конструкции и способы повышения прочности. | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
28 | Подготовка к выставке | 10 | 10 Самостоятельная работа | ||
29 | Выставка работ учащихся | 4 | 4 Самостоятельная работа | Зачет | |
30 | Подведение итогов | 2 | 2 Лекция | ||
Итого | 216 | 38 | 176 |
Содержания учебного (тематического) плана
(1 год обучения)
№ | Тема урока | Основные вопросы рассматриваемые на уроке |
1 | Вводное занятие. Основы работы с NXT. | Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности. |
2-3 | Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора. | Твой конструктор (состав, возможности) - Основные детали (название и назначение) - Датчики (назначение, единицы измерения) - Двигатели - Микрокомпьютер NXT - Аккумулятор (зарядка, использование) Названия и назначения деталей - Как правильно разложить детали в наборе |
4-5 | Способы передачи движения. Понятия о редукторах. | Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Различные виды зубчатых колес. Передаточное число. |
6-7 | Программа Lego Mindstorm. | Знакомство с запуском программы, ее Интерфейсом. Команды, палитры инструментов. Подключение NXT. |
8 9 | Понятие команды, программа и программирование | Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. |
10 | Дисплей. Использование дисплея NXT. | Дисплей. Использование дисплея NXT. Создание анимации. |
11 12 | Знакомство с моторами и датчиками. | Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование (Try me) - Мотор - Датчик освещенности - Датчик звука - Датчик касания - Ультразвуковой датчик • Структура меню NXT • Снятие показаний с датчиков (view) Тестирование моторов и датчиков. |
13 14 | Сборка простейшего робота, по инструкции. | - Сборка модели по технологическим картам. - Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ) |
15 16 | Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы. | Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам. |
17 18 | Управление одним мотором. | Движение вперёд-назад Использование команды « Жди» Загрузка программ в NXT |
19 20 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Самостоятельная творческая работа учащихся |
21 22 | Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка. | Управление двумя моторами с помощью команды Жди • Использование палитры команд и окна Диаграммы • Использование палитры инструментов • Загрузка программ в NXT |
23 24 | Использование датчика касания. Обнаружения касания. | Создание двухступенчатых программ • Использование кнопки Выполнять много раз для повторения действий программы • Сохранение и загрузка программ |
25 26 | Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ. | Блок воспроизведение. Настройка концентратора данных блока «Звук» Подача звуковых сигналов при касании. |
27- 29 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Самостоятельная творческая работа учащихся |
30 31 | Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии. | Использование Датчика Освещенности в команде Жди • Создание многоступенчатых программ |
32 33 | Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. | Движение вдоль линии с применением двух датчиков освещенности. |
34 35 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Самостоятельная творческая работа учащихся |
36- 38 | Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ | Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия |
39- 40 | Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G | Отображение параметров настройки Блока Добавление Блоков в Блок «Переключатель» Перемещение Блока «Переключатель» Настройка Блока «Переключатель» |
41- 42 | Блок «Bluetooth», установка соединения. Загрузка с компьютера. | Включение/выключение Установка соединения Закрытие соединения Настройка концентратора данных Блока «Bluetooth соединение» |
43 44 | Изготовление робота исследователя. | Сборка робота исследователя. Составление программы для датчика расстояния и освещённости. |
45 46 | Работа в Интернете. | Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей |
47-49 | Разработка конструкций для соревнований | Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений. |
50- 53 | Составление программ «Движение по линии». Испытание робота. | Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы. |
54- 56 | Составление программ для «Кегельринг». Испытание робота. | Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы. |
57 58 | Прочность конструкции и способы повышения прочности. | Понятие: прочность конструкции. Показ видео роликов о роботах участниках соревнования «Сумо» |
59-63 | Разработка конструкции для соревнований «Сумо» | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. |
64-69 | Подготовка к соревнованиям | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. |
70 | Подведение итогов | Защита индивидуальных и коллективных проектов. |
Учебный (тематический) план
(2 год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Колич. часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Знакомство с творческой средой «ROBOLAB». | 4 | 3 Лекция | 1 Самостоятельная работа | |
2 | Установка программы | 2 | 1 Лекция | 1 Самостоятельная работа | Зачет |
3 | Язык программирования Lab View. | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | Зачет |
4 | Изучение Окна инструментов. | 6 | 3 Лекция | 3 Самостоятельная работа | |
5 | Самостоятельное конструирование простейшего робота | 6 | 1 Лекция | 5 Самостоятельная работа | Зачет |
6 | Команды визуального языка программирования Lab View. | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
7 | Управление-уровень 1 | 4 | 2 Лекция | 2 Самостоятельная работа | |
8 | Управление-уровень 2 | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
9 | Управление-уровень 3 | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
10 | Управление-уровень 4 | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
11 | Работа в режиме Конструирования | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
12 | Конструирование – уровень 1,2 | 6 | 2 Лекция | 4 Самостоятельная работа | |
13 | Самостоятельная творческая работа | 8 | 1 Лекция | 7 Самостоятельная работа | |
14 | Конструирование уровень 3 | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
15 | Самостоятельная творческая работа | 10 | 1 Лекция | 9 Самостоятельная работа | |
16 | Конструирование уровень 4 | 8 | 2 Лекция | 6 Самостоятельная работа | |
167 | Самостоятельная творческая работа | 12 | 1 Лекция | 11 Самостоятельная работа | |
18 | Подготовка к показательным выступлениям, соревнованиям. | 34 | 2 Лекция | 32 Самостоятельная работа | |
ИТОГО | 144 | 33 | 111 |
Содержания учебного (тематического) плана
(2 год обучения)
№ | Тема урока | Основные вопросы рассматриваемые на уроке |
1-2 | Знакомство с творческой средой «ROBOLAB». | Три составляющие части среды конструктор «ROBOLAB», язык программирования Lab View, микрокомпьютер RСХ. Демонстрация моделей и возможностей среды RoboLab. |
3 | Установка программы | Установка программы на компьютер. Просмотр видео и выполнение упражнений. Раздел Администратор. Раздел «ROBOLAB». «ROBOLAB». |
4-6 | Язык программирования Lab View. | История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования Разделы программы, уровни сложности. |
7-9 | Изучение Окна инструментов. | Знакомства с инструментами. Изменение фона рабочего поля. Инструмент «Выделение». Инструмент «Перемещение». Инструмент «Текст» Добавление описания к программе. |
10-12 | Самостоятельное конструирование простейшего робота | Составление блок-схем и технологических карт на конкретные детали. Изготовление деталей и программирование отдельных функций будущего робота. Сборка робота. |
13-15 | Команды визуального языка программирования Lab View. | Изображение команд в программе и на схеме. Команды визуального языка программирования Lab View Запусти мотор вперед, запусти мотор назад, регулирование уровня мощности мотора. Поменять направление вращения моторов, включить лампочку. Регулирование уровня мощности лампочки, остановить действие. Работа с пиктограммами, соединение команд. |
16 17 | Управление-уровень 1 | Знакомство с командами: запусти мотор вперед; Включи лампочку; Жди. Знакомство с RCX. Кнопки управления. . Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. |
18-20 | Управление-уровень 2 | Работа по шаблону Знакомство с командами: Подключение к двум портам А и С. Запусти мотор назад. Стоп. Изменение программы. Жди пока. |
21- 23 | Управление-уровень 3 | Работа по шаблону. Сохранение и отработка файлов команд. Подключение к трем портам А,В,С. Двушаговое программирование. |
24- 26 | Управление-уровень 4 | Работа по шаблону. Знакомство с программами содержащими неограниченное число шагов. Вставка шага. Удаление шага. Перемещение шага. |
27- 29 | Работа в режиме Конструирования. | Информационное окно. Последовательность действий при создании программ. Выбор, размещение, удаление, соединение, передача, сохранение. |
30- 32 | Конструирование – уровень 1,2 | Соединение пиктограмм простейших команд. Соединение пиктограмм основных команд с заданными параметрами. |
33- 36 | Самостоятельная творческая работа. | Изготовление и программирование робота. |
37- 40 | Конструирование уровень 3 | Структуры: Если, Безусловный переход, Параллельные процесс, Цикл, Программирование музыки |
41 42- 45 | Самостоятельная творческая работа | Выбор и размещение. Упорядочение и изменение команд. Соединение команд. |
46- 49 | Конструирование уровень 4 | Контейнеры. Сброс значений. Параметры. |
50-55 | Самостоятельная творческая работа | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции |
56- 70 | Подготовка к показательным выступлениям, соревнованиям. | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции |
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков учащихся, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности учащихся. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
На занятиях объединения «Начальное конструирование и моделирование» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для учащихся игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:
- развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;
- воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.
- обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.
В связи с появлением и развитием в учреждении новой объединении – «Начальное конструирование и моделирование» - возникла необходимость в новых методах стимулирования и вознаграждения творческой работы учащихся. Для достижения поставленных педагогических целей используются следующие нетрадиционные игровые методы:
- Соревнования
- Олимпиады
- Выставки
Как показала практика, эти игровые методы не только интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что с помощью традиционной отметки сделать практически невозможно.
Приемы и методы организации занятий.
I Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно - объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции..
II Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для реализации программы необходимы следующие материально-технические ресурсы:
- наборы конструктора Lego WeDo, наборы конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0.;
- программное обеспечение LEGO® Education WeDo; Mindstorms NXT 2.0.;
- компьютерная и вычислительная техника;
- аккумуляторы для микропроцессорного блока робота, типа АА;
- блок питания для аккумуляторов;
- разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы;
- комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумагу для таблицы данных
- специализированные поля для соревнований, рекомендованные производителем (размер не менее 2м x 2м);
- методическое обеспечение: авторские презентации, авторские обучающие пособия по конструированию и программированию, обучающие видеоролики.
Занятия проводятся в просторном классе (со свободным пространством 2х3 метра). Для каждого учащегося или группы должно быть организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей. Необходимо выделить отдельный шкаф, большой контейнер или даже отдельное помещение для хранения наборов. Незавершённые модели можно хранить в контейнерах или на отдельных полках, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный
2. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» -
3. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
4. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
5. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
6. ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий;
7. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;
8. Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.;
9. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, 59 стр.
10. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе
информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
11. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Предварительный просмотр:
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ» ГОРОДА АК-ДОВУРАК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Г. АК-ДОВУРАК
«УТВЕРЖДЕН»
Заместитель директора по УВР
_________________/Кужугет А.Б./
«______» ______________ 2018 г.
Календарный учебный график программы «Конструирование и моделирование»
на первое и второе полугодие 2018-2019 учебного года
объединения «Конструирование и моделирование»
(1 группа, 1-4 классы на базе ЦРТДЮ)
Составила педагог дополнительного образования:
Ховалыг Олег Михайлович
Ак-Довурак-2018
Учебный тематический план объединения «Конструирование и моделирование»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 03 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Вводное занятие. Основы работы с конструированием. | Кабинет №7 | |
2 | 05 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Среда конструирования | Кабинет №7 | ||
3 | 07 10 12 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Знакомство с деталями конструктора | Кабинет №7 | ||
4 | 14 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Понятия о редукторах | Кабинет №7 | ||
5 | 17 19 21 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Способы передачи движения | Кабинет №7 | ||
6 | 24 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Что такое программа | Кабинет №7 | ||
7 | Октябрь | 26 28 01 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Программа Lego Mindstorm | Кабинет №7 | |
8 | 03 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Понятие команды | Кабинет №7 | ||
9 | 05 08 10 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Программа и программирование | Кабинет №7 | ||
10 | 12 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Дисплей | Кабинет №7 | ||
11 | 15 17 19 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Использование дисплея | Кабинет №7 | ||
12 | 22 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Знакомство с моторами | Кабинет №7 | ||
13 | 24 26 29 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Тестирование моторов | Кабинет №7 | ||
14 | Ноябрь | 31 02 05 07 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 8 | Сборка простейшего лего-конструктора по инструкции | Кабинет №7 | |
15 | 09 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Программное обеспечение | Кабинет №7 | ||
16 | 12 14 16 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Создание простейшей программы | Кабинет №7 | ||
17 | 19 21 23 26 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 8 | Управление одним мотором. Движение вперёд-назад | Кабинет №7 | ||
18 | Декабрь | 28 30 03 05 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 8 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Кабинет №7 | |
19 | 07 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Управление двумя моторами | Кабинет №7 | ||
20 | 10 12 14 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Управление двумя моторами | Кабинет №7 | ||
21 | 17 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Применение моторов на лего конструкторе | Кабинет №7 | ||
22 | 19 21 24 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Использование моторов на лего конструкторе | Кабинет №7 | ||
23 | Январь | 26 28 07 09 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 8 | Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | Кабинет №7 | |
24 | 11 14 16 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Кабинет №7 | ||
25 | 18 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Освещение | Кабинет №7 | ||
26 | 21 23 25 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Использование датчика освещенности | Кабинет №7 | ||
27 | 28 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Составление программ с двумя датчиками освещённости | Кабинет №7 | ||
28 | Февраль | 30 01 06 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Составление программ с двумя датчиками освещённости | Кабинет №7 | |
29 | 08 11 13 15 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 8 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Кабинет №7 | ||
30 | 18 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Использование датчика расстояния | Кабинет №7 | ||
31 | 20 22 25 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Создание многоступенчатых программ | Кабинет №7 | ||
32 | 27 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Составление программ включающих в себя ветвление | Кабинет №7 | ||
33 | Март | 01 04 06 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Составление программ включающих в себя ветвление | Кабинет №7 | |
34 | 11 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Блок «Bluetooth», установка соединения. | Кабинет №7 | ||
35 | 13 15 18 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Загрузка с компьютера | Кабинет №7 | ||
36 | 20 22 25 27 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 8 | Изготовление робота | Кабинет №7 | ||
37 | 29 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Работа в Интернете | Кабинет №7 | ||
38 | Апрель | 01 03 05 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей | Кабинет №7 | |
39 | 08 10 12 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Разработка конструкций для соревнований | Кабинет №7 | ||
40 | 15 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Составление программ для «Движение по линии» | Кабинет №7 | ||
41 | 17 19 22 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Испытание робота | Кабинет №7 | ||
42 | Май | 24 29 03 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Кабинет №7 | |
43 | 06 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Прочность конструкции | Кабинет №7 | ||
44 | 08 10 13 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 6 | Способы повышения прочности | Кабинет №7 | ||
45 | 15 17 20 22 24 | 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 09.00-10.35 | 10 | Подготовка к выставке | Кабинет №7 | |||
46 | 27 29 | 09.00-10.35 09.00-10.35 | Практика | 4 | Выставка работ учащихся | Кабинет №7 | ||
47 | 31 | 09.00-10.35 | Теория | 2 | Подведение итогов | Кабинет №7 | ||
48 | Итого: | 216 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" 2017
В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогичес...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)
Формирование специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....
План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»
План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальная туристская подготовка"
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности...
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...
Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается острым востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»
Для заинтересованности обучающихся техническим творчеством и инженерной деятельностью была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с эле...