ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»
рабочая программа по технологии

Ховалыг Олег Михайлович

     Данная     программа  по начальному конструированию и моделированию   научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, учащимся необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

    Педагогическая целесообразность этой программы  заключается в том что, она является целостной  и непрерывной  в течении всего процесса обучения, и позволяет ученику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности  и само реализоваться в с современном мире .  В процессе конструирования и программирования  учащиеся   получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

    Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.

    Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

    Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

    Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

    Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc904 КБ
Файл ktp.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности  

«Начальное конструирование и моделирование»

lego_wed.jpg

«Управлением образованием» города Ак-Довурак

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества города Ак-Довурак

        

Принята на заседании              Руководитель метод. Совета                 «Утверждаю»

Протокол №________              ЦРТДЮ от «     »______2018      Директор МБУ ДО ЦРТДЮ

от «     »____2018 года                                                                                 г. Ак-Довурак

                                                                                                           от «    »_________2018 года

                                                                                                           Приказ №____ ___________

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«НАЧАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Направленность: техническая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: разновозрастной

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:  

Ховалыг Олег Михайлович,

педагог дополнительного образования

Ак-Довурак 2018г

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная         программа  по начальному конструированию и моделированию   научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, учащимся необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

     Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

    Педагогическая целесообразность этой программы  заключается в том что, она является целостной  и непрерывной  в течении всего процесса обучения, и позволяет ученику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности  и само реализоваться в с современном мире .  В процессе конструирования и программирования  учащиеся   получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

    Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.

    Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

    Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

    Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

    Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Lego позволяет учащимся:

 совместно обучаться в рамках одной бригады;

 распределять обязанности в своей бригаде;

 проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

 проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

 создавать модели реальных объектов и процессов;

 видеть реальный результат своей работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 8 до 14 лет. В коллектив могут  быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Сроки реализации программы 2 года.

Режим работы, в неделю 6 занятий по 3 часа.

Цель: обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.

     Задачи:

- дать первоначальные знания о конструкции  робототехнических устройств;

- научить  приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами

- формировать творческое отношение   к выполняемой работе;

     - воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

- развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

     По окончанию курса обучения учащиеся должны

 ЗНАТЬ:

          -правила безопасной работы;

-основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

-компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-основные приемы конструирования роботов;

-конструктивные особенности различных роботов;

-как передавать программы в RCX;

     -порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;

     -как использовать созданные программы;

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

-создавать программы на компьютере для различных роботов;

-корректировать программы при необходимости;

  УМЕТЬ:

     -принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

     - проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов;

     - создавать программы для робототехнических средств.

     - прогнозировать результаты работы.

     - планировать ход выполнения задания.

     - рационально выполнять задание.

     - руководить работой группы или коллектива.

     - высказываться устно в виде сообщения или доклада.

     - высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.

     - представлять одну и ту же информацию различными способами.

Раздел 2. Учебный (тематический) план

(1 год обучения)

п\п

Тема занятий

Колич. часов

Формы аттестации  (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Основы работы с конструированием.

2

2

Лекция

2

 Среда конструирования. Знакомство  с деталями

конструктора.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

3

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

4

Что такое программа.

Программа Lego Mindstorm. 

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

5

Понятие команды. Программа и программирование

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

Зачет

6

Дисплей.

Использование дисплея.

4

2

Лекция

2

Самостоятельная работа

7

Знакомство с моторами. Тестирование моторов.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

Зачет

8

 Сборка простейшего лего конструктора по инструкции.

8

8

Самостоятельная работа

9

Программное обеспечение. Создание простейшей программы.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

Зачет

10

 Управление одним мотором. Движение вперёд-назад

8

8

Самостоятельная работа

11

Самостоятельная творческая работа учащихся

8

8

Самостоятельная работа

12

Управление двумя моторами.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

13

Применение моторов на лего конструкторе. Использование моторов на лего конструкторе

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

14

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

8

8

Самостоятельная работа

15

Самостоятельная творческая работа учащихся

6

6

Самостоятельная работа

16

Освещение. Использование датчика освещенности.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

17

Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии.

8

2

Лекция

6/100

Самостоятельная работа

18

Самостоятельная творческая работа учащихся

8

8

Самостоятельная работа

19

Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ.

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

20

Составление программ включающих в себя ветвление.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

21

Блок «Bluetooth», установка соединения.

Загрузка с компьютера.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

Зачет

22

Изготовление робота.

8

8

Самостоятельная работа

23

Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей.

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

24

Разработка конструкций для соревнований

6

6

Самостоятельная работа

25

Составление программ для «Движение по линии». Испытание робота.

10

2

Лекция

8

Самостоятельная работа

26

Самостоятельная творческая работа учащихся.

6

6

Самостоятельная работа

Зачет

27

Прочность конструкции и способы повышения прочности.

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

28

Подготовка к выставке

10

10

Самостоятельная работа

29

Выставка работ учащихся

4

4

Самостоятельная работа

Зачет

30

Подведение итогов

2

2

Лекция

Итого

216

38

176

Содержания учебного (тематического) плана  

(1 год обучения)

Тема урока

Основные вопросы рассматриваемые на

уроке

1

Вводное занятие. Основы работы с NXT.

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.

Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

Правила техники безопасности.

2-3

Среда конструирования - знакомство с деталями

конструктора.

Твой конструктор (состав, возможности)

- Основные детали (название и назначение)

- Датчики (назначение, единицы измерения)

- Двигатели

- Микрокомпьютер NXT

- Аккумулятор (зарядка, использование)

Названия и назначения деталей

- Как правильно разложить детали в наборе

4-5

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

Различные виды зубчатых колес. Передаточное число.

6-7

Программа Lego Mindstorm. 

Знакомство с запуском программы, ее

Интерфейсом.

Команды, палитры инструментов.

Подключение NXT.

8

9

Понятие команды, программа и программирование

Визуальные языки программирования.

Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

10

Дисплей. Использование дисплея NXT.

Дисплей. Использование дисплея NXT.

Создание анимации.

11

12

Знакомство с моторами и датчиками.

Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование (Try me) - Мотор - Датчик освещенности - Датчик звука - Датчик касания - Ультразвуковой датчик • Структура меню NXT • Снятие показаний с датчиков (view) Тестирование моторов  и датчиков.

13

14

Сборка простейшего робота, по

инструкции.

- Сборка модели по технологическим картам.

- Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ)

15

16

Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы.

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

17

18

Управление одним мотором.

Движение вперёд-назад

 Использование команды « Жди»

Загрузка программ в NXT

19

20

Самостоятельная творческая работа учащихся

Самостоятельная творческая

работа учащихся

21

22

Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка.

Управление двумя моторами с помощью команды Жди

• Использование палитры команд и окна Диаграммы

• Использование палитры инструментов

• Загрузка программ в NXT

23

24

Использование датчика касания. Обнаружения касания.

Создание двухступенчатых программ

• Использование кнопки Выполнять много раз для повторения

действий программы

• Сохранение и загрузка программ

25

26

Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ.

Блок воспроизведение.

Настройка концентратора данных блока «Звук»

Подача звуковых сигналов при касании. 

27-

29

Самостоятельная творческая работа учащихся

Самостоятельная творческая

работа учащихся

30

31

Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии.

Использование Датчика Освещенности в команде Жди

• Создание многоступенчатых программ

32

33

Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии.

Движение вдоль линии с применением двух датчиков освещенности.

34

35

Самостоятельная творческая работа учащихся

Самостоятельная творческая

работа учащихся

36-

38

Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ

Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия

39-

40

Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G

Отображение параметров настройки Блока

Добавление Блоков в Блок «Переключатель»

Перемещение Блока «Переключатель»

 Настройка Блока «Переключатель»

41-

42

Блок «Bluetooth», установка соединения.

Загрузка с компьютера.

Включение/выключение

Установка соединения

Закрытие соединения

Настройка концентратора данных Блока «Bluetooth соединение»

43

44

Изготовление робота исследователя.

Сборка робота исследователя. Составление программы для

 датчика расстояния и освещённости.

45

46

Работа в Интернете.

Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей

47-49

Разработка конструкций для соревнований

Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений.

50-

53

Составление программ  «Движение по линии». Испытание робота.

Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы.

54-

56

Составление программ для «Кегельринг». Испытание робота.

Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы.

57

58

Прочность конструкции и способы повышения прочности.

Понятие: прочность конструкции. Показ видео роликов о роботах участниках соревнования «Сумо»

59-63

Разработка конструкции для соревнований «Сумо»

Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции.

64-69

Подготовка к соревнованиям

Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции.

70

Подведение итогов

Защита индивидуальных и коллективных проектов.

Учебный (тематический) план

(2 год обучения)

п\п

Тема занятий

Колич. часов

Формы аттестации  (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с творческой средой «ROBOLAB».

4

3

Лекция

1

Самостоятельная работа

2

Установка программы

2

1

Лекция

1

Самостоятельная работа

Зачет

3

Язык программирования Lab View.

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

Зачет

4

Изучение Окна инструментов.

6

3

Лекция

3

Самостоятельная работа

5

Самостоятельное конструирование простейшего робота

6

1

Лекция

5

Самостоятельная работа

Зачет

6

Команды визуального языка программирования Lab View.

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

7

Управление-уровень 1

4

2

Лекция

2

Самостоятельная работа

8

Управление-уровень 2

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

9

Управление-уровень 3

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

10

 Управление-уровень 4

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

11

Работа в режиме Конструирования

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

12

 Конструирование – уровень 1,2

6

2

Лекция

4

Самостоятельная работа

13

Самостоятельная творческая работа

8

1

Лекция

7

Самостоятельная работа

14

Конструирование уровень 3

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

15

Самостоятельная творческая работа

10

1

Лекция

9

Самостоятельная работа

16

Конструирование уровень 4

8

2

Лекция

6

Самостоятельная работа

167

Самостоятельная творческая работа

12

1

Лекция

11

Самостоятельная работа

18

Подготовка к показательным выступлениям, соревнованиям.

34

2

Лекция

32

Самостоятельная работа

ИТОГО

144

33

111

Содержания учебного (тематического) плана  

(2 год обучения)

Тема урока

Основные вопросы рассматриваемые на

уроке

1-2

Знакомство с творческой средой «ROBOLAB».

Три составляющие части среды конструктор «ROBOLAB», язык программирования Lab View, микрокомпьютер RСХ. Демонстрация моделей и возможностей среды RoboLab.

3

 Установка программы

Установка программы на компьютер. Просмотр видео и выполнение упражнений. Раздел Администратор. Раздел «ROBOLAB». «ROBOLAB».

4-6

Язык программирования Lab View.

История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования

Разделы программы, уровни сложности.

7-9

Изучение Окна инструментов.

Знакомства с инструментами. Изменение фона рабочего поля. Инструмент «Выделение».

Инструмент «Перемещение». Инструмент «Текст» Добавление описания к программе.

10-12

Самостоятельное конструирование простейшего робота

Составление блок-схем и технологических карт на конкретные детали. Изготовление деталей и программирование отдельных функций будущего робота. Сборка робота.

13-15

Команды визуального языка программирования Lab View.

Изображение команд в программе и на схеме.

Команды визуального языка программирования Lab View

Запусти мотор вперед, запусти мотор назад, регулирование уровня мощности мотора. Поменять направление вращения моторов, включить лампочку. Регулирование уровня мощности лампочки,

остановить действие. Работа с пиктограммами, соединение команд.

16

17

 Управление-уровень 1

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; Включи лампочку; Жди. Знакомство с RCX. Кнопки управления. . Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы.  

18-20

Управление-уровень 2

 Работа по  шаблону Знакомство с командами: Подключение к двум портам А и С.  Запусти мотор назад. Стоп. Изменение программы. Жди пока.  

21-

23

Управление-уровень 3

Работа по  шаблону. Сохранение и отработка файлов команд. Подключение к трем портам А,В,С. Двушаговое программирование.

24-

26

Управление-уровень 4

Работа по  шаблону. Знакомство с программами содержащими неограниченное число шагов.

Вставка шага. Удаление шага. Перемещение шага.

27-

29

Работа в режиме Конструирования.

Информационное окно. Последовательность действий при создании программ. Выбор, размещение, удаление, соединение, передача, сохранение.

30-

32

Конструирование – уровень 1,2

Соединение пиктограмм простейших команд. Соединение пиктограмм основных команд с заданными параметрами.

33-

36

Самостоятельная творческая работа.

 Изготовление и программирование робота.

37-

40

Конструирование уровень 3

Структуры: Если, Безусловный переход, Параллельные процесс, Цикл, Программирование музыки

41

42-

45

Самостоятельная творческая работа

Выбор и размещение.

Упорядочение и изменение команд.

Соединение команд.

46-

49

Конструирование уровень 4

Контейнеры.

Сброс значений.

Параметры.

50-55

Самостоятельная творческая работа

Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции

56-

70

Подготовка к показательным выступлениям, соревнованиям.

Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.  

 Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков учащихся, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности учащихся. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.

Данная программа  допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий.  Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

На занятиях объединения «Начальное конструирование и моделирование» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для учащихся игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

- развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;

- воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.

- обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.

В связи с появлением и развитием в учреждении новой объединении – «Начальное конструирование и моделирование» - возникла необходимость в новых методах стимулирования и вознаграждения творческой работы учащихся. Для достижения поставленных педагогических целей используются следующие нетрадиционные игровые методы:

  • Соревнования
  • Олимпиады
  • Выставки

Как показала практика, эти игровые методы не только интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что с помощью традиционной отметки сделать практически невозможно.

Приемы и методы организации занятий.

 I Методы организации и осуществления занятий

 1. Перцептивный акцент:

 а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

 б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

 в) практические методы (упражнения, задачи).

 2. Гностический аспект:

 а) иллюстративно - объяснительные методы;

 б) репродуктивные методы;

 в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

 г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

 д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

 3. Логический аспект:

 а) индуктивные методы, дедуктивные методы;

 б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции..

II Методы стимулирования и мотивации деятельности

 Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

 познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

 Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Для реализации программы необходимы следующие материально-технические ресурсы:

  • наборы конструктора Lego WeDo, наборы конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0.;
  • программное обеспечение LEGO® Education WeDo; Mindstorms NXT 2.0.;
  • компьютерная и вычислительная техника;
  • аккумуляторы для микропроцессорного блока робота, типа АА;
  • блок питания для аккумуляторов;
  • разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы;
  • комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумагу для таблицы данных
  • специализированные поля для соревнований, рекомендованные производителем (размер не менее 2м x 2м);
  • методическое обеспечение: авторские презентации, авторские обучающие пособия по конструированию и программированию, обучающие видеоролики.

Занятия проводятся в просторном классе (со свободным пространством 2х3 метра).  Для каждого учащегося или группы должно быть организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей. Необходимо выделить отдельный шкаф, большой контейнер или даже  отдельное помещение для хранения наборов. Незавершённые модели можно хранить в контейнерах или на отдельных полках, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный  

2. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» -    

3. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;

  4. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.

  5. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;

   6. ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий;

   7. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;

   8. Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.;

   9. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001,   59 стр.

       10. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе        

          информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

       11. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.

   



Предварительный просмотр:

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ» ГОРОДА АК-ДОВУРАК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Г. АК-ДОВУРАК

                                                                                                                                                                        «УТВЕРЖДЕН»

Заместитель  директора по УВР

 _________________/Кужугет А.Б./

«______»  ______________    2018 г.

Календарный учебный  график программы «Конструирование и моделирование»

на первое и второе полугодие 2018-2019 учебного года

объединения «Конструирование и моделирование»

(1 группа, 1-4 классы на базе ЦРТДЮ)

Составила педагог дополнительного образования:

Ховалыг Олег Михайлович

Ак-Довурак-2018

Учебный тематический план объединения «Конструирование и моделирование»

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

03

09.00-10.35

Теория

2

Вводное занятие. Основы работы с конструированием.

Кабинет №7

2

05

09.00-10.35

Теория

2

Среда конструирования

Кабинет №7

3

07

10

12

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Знакомство  с деталями

конструктора

Кабинет №7

4

14

09.00-10.35

Теория

2

Понятия о редукторах

Кабинет №7

5

17

19

21

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Способы передачи движения

Кабинет №7

6

24

09.00-10.35

Теория

2

Что такое программа

Кабинет №7

7

Октябрь

26

28

01

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Программа Lego Mindstorm

Кабинет №7

8

03

09.00-10.35

Теория

2

Понятие команды

Кабинет №7

9

05

08

10

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Программа и программирование

Кабинет №7

10

12

09.00-10.35

Теория

2

Дисплей

Кабинет №7

11

15

17

19

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Использование дисплея

Кабинет №7

12

22

09.00-10.35

Теория

2

Знакомство с моторами

Кабинет №7

13

24

26

29

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Тестирование моторов

Кабинет №7

14

Ноябрь

31

02

05

07

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

8

Сборка простейшего лего-конструктора по инструкции

Кабинет №7

15

09

09.00-10.35

Теория

2

Программное обеспечение

Кабинет №7

16

12

14

16

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Создание простейшей программы

Кабинет №7

17

19

21

23

26

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

8

Управление одним мотором. Движение вперёд-назад

Кабинет №7

18

Декабрь

28

30

03

05

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

8

Самостоятельная творческая работа учащихся

Кабинет №7

19

07

09.00-10.35

Теория

2

Управление двумя моторами

Кабинет №7

20

10

12

14

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Управление двумя моторами

Кабинет №7

21

17

09.00-10.35

Теория

2

Применение моторов на лего конструкторе

Кабинет №7

22

19

21

24

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Использование моторов на лего конструкторе

Кабинет №7

23

Январь

26

28

07

09

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

8

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

Кабинет №7

24

11

14

16

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Самостоятельная творческая работа учащихся

Кабинет №7

25

18

09.00-10.35

Теория

2

Освещение

Кабинет №7

26

21

23

25

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Использование датчика освещенности

Кабинет №7

27

28

09.00-10.35

Теория

2

Составление программ с двумя датчиками освещённости

Кабинет №7

28

Февраль

30

01

06

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Составление программ с двумя датчиками освещённости

Кабинет №7

29

08

11

13

15

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

8

Самостоятельная творческая работа учащихся

Кабинет №7

30

18

09.00-10.35

Теория

2

Использование датчика расстояния

Кабинет №7

31

20

22

25

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Создание многоступенчатых программ

Кабинет №7

32

27

09.00-10.35

Теория

2

Составление программ включающих в себя ветвление

Кабинет №7

33

Март

01

04

06

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Составление программ включающих в себя ветвление

Кабинет №7

34

11

09.00-10.35

Теория

2

Блок «Bluetooth», установка соединения.

Кабинет №7

35

13

15

18

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Загрузка с компьютера

Кабинет №7

36

20

22

25

27

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

8

Изготовление робота

Кабинет №7

37

29

09.00-10.35

Теория

2

Работа в Интернете

Кабинет №7

38

Апрель

01

03

05

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей

Кабинет №7

39

08

10

12

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Разработка конструкций для соревнований

Кабинет №7

40

15

09.00-10.35

Теория

2

Составление программ для «Движение по линии»

Кабинет №7

41

17

19

22

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Испытание робота

Кабинет №7

42

Май

24

29

03

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Самостоятельная творческая работа учащихся

Кабинет №7

43

06

09.00-10.35

Теория

2

Прочность конструкции

Кабинет №7

44

08

10

13

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

6

Способы  повышения прочности

Кабинет №7

45

15

17

20

22

24

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

09.00-10.35

10

Подготовка к выставке

Кабинет №7

46

27

29

09.00-10.35

09.00-10.35

Практика

4

Выставка работ учащихся

Кабинет №7

47

31

09.00-10.35

Теория

2

Подведение итогов

Кабинет №7

48

Итого:

216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" 2017

В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)

Формирование   специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальная туристская подготовка"

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности...

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»

Для заинтересованности обучающихся техническим творчеством и инженерной деятельностью была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с эле...