Технологическая карта урока "Городецкая роспись"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Тема урока: Городецкая роспись
Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний
Класс: 5.
Цель: формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов Городецкой росписи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaja_karta_uroka_po_gorodeckoj_rospi.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Григорович Оксана Анатольевна, МКОУ Почетская СОШ
Тема урока: Городецкая роспись
Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний
Класс: 5.
Цель: формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов Городецкой росписи
Задачи:
- познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи;
- предоставить возможность реализовать свои творческие способности;
- воспитывать любознательность, аккуратность, умение работать индивидуально;
- способствовать развитию мышления, фантазии, художественного вкуса.
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Метапредметные
Познавательные УУД: Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу. Уметь организовать место занятий.
Предметные
Учащиеся должны понимать, что такое – Городецкая роспись. Объяснять ее отличия от других традиционных росписей.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Оборудование и материалы:
- Изделия, оформленные росписью: (деревянная салфетница в виде матрешки, игрушка, разделочная доска); иллюстрации поэтапного выполнения элементов Городецкой росписи («конь вороной», «Городецкая роза», «птицы», «листья и кустики», «купавка и бутон», «ромашка», «розан»).
- Художественные материалы (гуашь, набор кистей для росписи, баночка для воды, бумага, картон, тряпочка).
Технологии:
Здоровье- сберегающие, творческий, дифференцированный подход.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. Выполнение практической работы.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Ход урока
Этапы | Методы и приемы |
1. Организационный момент | Сбор участников, размещение, решение организационных вопросов. |
2. Изучение нового материала Учитель: сегодня наше занятие посвящено мастер- классу по традиционной Городецкой росписи. Для начала послушайте немного об истории возникновения этой росписи. На берегу Волги стоит древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий, как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги разграбили и сожгли Городец, но со временем его отстроили заново. Город стоял по соседству с Макарьевской ярмаркой, на которой продавали различный товар, в том числе и изделия, сделанные своими руками. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью на ярмарке пользовались прялки, т.к они были оформлены росписью, а со временем мастера стали расписывать игрушки, посуду, мебель, и даже части дома- это ставни, двери, ворота. Вся Городецкая роспись символична, например, конь в ней является как символ богатства, птица- означает счастье, а цветы как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Еще одна особенность Городецкой росписи в том, что животные изображаются в профиль, а люди только в анфас, и все эти персонажи находятся в окружении прелестных цветков и их гирлянд. Городецкая роспись выполняется в три этапа: сначала на изделие наносится фон, обычно он желтого цвета, ведь раньше дерево красили луковой шелухой. I этап называется «подмалевок» когда на фон наносятся крупные цветовые пятна. II этап «теневка» на цветовые пятна наносится контрастный рисунок, чаще всего темной краской по светлому фону подмалевка. III этап «разживка» ее выполняют черной и белой краской, и тогда картинка оживает. | Рассказ учителя |
Демонстрация наглядных пособий расписных изделий. Учитель: вашему вниманию представлены изделия, оформленные Городецкой росписью, а так же на доске вы видите образцы поэтапного выполнения различных элементов росписи (травка, листья, бутон, розан, ромашка, птицы, конь вороной и т.д.) -Давайте вспомним и назовем этапы росписи на примере Городецкой розы. | Комментируемая демонстрационная беседа по выполнению различных элементов росписи |
Используемые инструменты и материалы при росписи изделия. Учитель: ребята, для росписи нам понадобятся такие инструменты и материалы как: 1. кисти №2, №6. белка; 2. баночка с водой; 3. картон белый; 4. краски гуашь; 5. лист бумаги для смешивания красок; 6. тряпочка. | Беседа учителя с обучающимися, демонстрация необходимых инструментов и материалов |
Практическая работа. Выполнение элементов Городецкой росписи Учитель: А теперь мы с вами научимся изображать основные элементы Городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Сейчас я на доске буду выполнять элементы росписи, вы можете рисовать то же что и я, или выбрать любые элементы с наглядных иллюстраций вывешенных на доске. Итак, я решила нарисовать Городецкую розу. первый этап-ПОДМАЛЕВОК Беру красную краску, немного разбавляю водой, толстой кистью выполняю цветовое пятно, рисую листья у цветка. Пока мы будем рисовать листья и травку, наше цветовое пятно для цветка высохнет. Переходим к этапу №2- ТЕНЕВКА, рисуем на подмалевке. Теперь мне нужно смешать на палитре черный и красный цвета, чтобы получить более темный оттенок красного. Тонкой кистью я рисую центр розы (маленький кружок вверху) и обвожу ее по контуру. И последний этап- РАЗЖИВКА- оживляем рисунок черной и затем белой краской. | В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Показательная демонстрация последовательности выполнения росписи. Учитель отвечает на вопросы, возникающие у участников мастер- класса |
3. Рефлексия. Подведение итогов. Вопросы учителя: - С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? - Какие элементы Городецкой росписи мы научились выполнять? - На каких изделиях выполняется роспись? - сегодня каждый из вас был в роли народного мастера, понравилось ли вам своими руками создавать эти удивительные узоры? В чем вы испытывали затруднения? С задачей нашего занятия все справились, вы молодцы! В завершении мастер- класса, я хочу вам сказать, что к сожалению, в наше время современную молодежь мало интересует сохранение наших традиций. Я надеюсь, что это занятие способствовало зарождению истинного интереса к такому виду искусства как Городецкая роспись, и возникновению желания применить свои знания на практике еще много раз, а также научиться выполнять более сложные элементы. Ведь благодаря этому виду искусства создается уют и сказка вокруг нас. Всем спасибо! | Беседа, обмен впечатлениями, обсуждение, обобщение, вывод и отзывы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучение темы: Городецкая роспись.
Знакомство учащихся с народными промыслами России: Городецкая роспись....
Технологическая карта «Счётная вышивка – роспись» 6 класс
Технологическая карта «Счётная вышивка – роспись» 6 классВышивание — распространенный вид декоративно — прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего о...
Технологическая карта урока по теме "Ручная роспись тканей".
В технологической карте прописаны планируемые результаты, а так же деятельность как учителя, так и обучающихся....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Роспись камня»,
Технологическая карта урока по изобразительному искусству тема «Роспись камня»,...
Технологическая карта урока тема «Хохломская роспись ».
Технологическая карта урока тема «Хохломская роспись »....
Технологическая карта Герб Калмыкии Роспись по дереву.
Технологическая карта Герб Калмыкии Роспись по дереву....
Технологическая карта по технологии 8 класс на тему: «Батик - художественная роспись ткани».
Краткая история художественной росписи на ткани.Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля (ткань, трикотаж). Современные художники по текстилю с глубоким уважением относят...