Проектный метод обучения на уроках технологии
статья по технологии (5, 6, 7 класс) на тему
Проектный метод обучения на уроках технологии
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания и умению самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни, во всевозможных реальных ситуациях.
Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
Начиная работать по теме: «Проектный метод обучения на уроках технологии», мною была поставлена цель:
способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе работы над проектом;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поздеева Наталья Борисовна,
учитель технологии МОУ «Помарская СОШ» Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Проектный метод обучения на уроках технологии
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания и умению самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни, во всевозможных реальных ситуациях.
Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
Начиная работать по теме: «Проектный метод обучения на уроках технологии», мною была поставлена цель:
способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе работы над проектом;
Перед собой я ставила задачи:
- изучить теоретические основы новой технологии;
- выявить наиболее приемлемые формы введения метода проектов;
- разработать и осуществить учебные проекты от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным;
- использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности.
Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта».
Имея опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:
- повышение мотивации учащихся в учебе;
- получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
- повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
- предоставление каждому возможностей самореализации;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
- получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
Основная идея проектного обучения заключается в том, что ученик учится самостоятельно добывать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач. Дети приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему.
Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания, всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.
В целом в работе над проектом учитель
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.
Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия.
В организации проектной деятельности на уроках технологии я выделяю шесть этапов.
1-этап. Выбор темы проектного задания с учетом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга и т.д.
На данном этапе выполнения проекта я помогаю учащимся в обретении понимания смысла и общей направленности проектной деятельности. Выявляю проблемы, интересующие учащихся, и рассматриваю их в контексте значимых для ребенка жизненных ценностей.
Для учащихся 5 класса я предлагаю темы проектов, которые собраны в кабинете технологии в различной дидактической литературе. А старшеклассникам предлагается самим сформулировать темы проектов, они встречаются с социумом для того, чтобы узнать его потребности. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми (от 2-х до 3-х человек). При выборе темы проектного задания, веду диалог по значимости данного проекта. Дети должны объяснить, зачем данный проект им нужен и где он может пригодиться. При этом ученик ведет как внешний диалог с учителем, так и внутренний диалог с самим собой. Внутренний диалог с самим собой является продуктивной формой осуществления мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ. Обсуждаем такие вопросы, как: какой творческий проект мне выбрать? Зачем этот объект труда мне нужен? Пригодится ли он для дома или школы? Будет ли спрос на мое изделие? и т.п. Я стараюсь зацепиться за каждую новую мысль, за каждое творческое начинание, стараюсь поддержать обучающихся, помочь им обрести уверенность в их соображениях, уловить, принять и развить зарождающиеся идеи, не отвергая никаких предложений и суждений.
2-этап. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.
Данный этап характеризуется анализом интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей учащихся для выполнения проекта. В 5 классе изучаю индивидуальные возможности учащихся, которые позволяют мне опереться на них с учетом интереса, склонностей, разнообразия субъектного опыта учащихся, накопленного ими в реальном взаимодействии с окружающим миром, для оказания необходимой помощи при выполнении творческого проекта, и создании творческих групп. Стараюсь, чтобы в каждой группе был ребенок с интеллектуальными способностями.
В процессе работы выясняю пробелы в знаниях и умениях учащихся и планирую повторение, например: что такое масштаб? как определить площадь? свойства ткани, графическая документация. Учащиеся при этом не просто слушают меня, а постоянно взаимодействуют, задают вопросы, высказывают свои мысли.
3-этап. Сбор и обработка необходимой информации (справочники, книги, журналы, электронные базы данных, Интернет), непосредственные беседы с людьми.
Выполнение учебного проекта на этом этапе осуществляется на основе поиска необходимой информации для его выполнения. Поиск — механизм творческой продуктивной деятельности учащихся — является главной составляющей диалогического взаимодействия, так как именно в совместном поиске истины (информации, ответов на вопросы) происходит приобретение личностью, новых знаний. В процессе поиска постепенно ставятся более сложные задачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность. В кабинете технологии на стенде вывешивается список литературы по каждому выбранному проекту, время встречи каждой группы для высказывания личного суждения по изученной литературе данного проекта. Для пятиклассников я отмечаю страницу или абзац, нужный для прочтения, так как им еще сложно разобраться в массе литературы. У старшеклассников после изучения литературы, во время беседы, иногда меняются взгляды на свой проект, суждения и даже тема проекта.
4-этап. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований.
Этот этап выполнения проекта требует от ученика напряженной внутренней работы и, чтобы поддержать уровень напряжения, эмоциональный отклик на обсуждаемые факты и мысли в его сознании должен звучать долго и отчетливо, не отпуская внимания и интереса к познаваемому объекту.
В процессе работы ученику необходимо разработать идею выполнения творческого проекта, которая затем воплотится в эскиз, чертеж, технологическую карту; проанализировать экономическую и экологическую целесообразность идеи (не слишком ли дорогостоящим получается мой проект? насколько он экономичен? не нанесет ли он вреда окружающей среде? можно ли еще использовать испорченную ткань? можно ли заменить материал и почему?).
5-этап. Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности.
Работая над проектом, учащиеся используют для его выполнения имеющиеся знания и умения из различных учебных дисциплин. А диалогическое взаимодействие, которое предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций, помогает им в этом.
Учебная ситуация, создаваемая учителем на уроке, должна актуализировать, делать востребованными личностные функции обучаемых.
Приступая к самому сложному и творческому этапу: разработке технологической карты и изготовлению изделия, я предлагаю для каждой группы алгоритм последовательности действий: от выбора ткани до контроля изделия. И обязательно обсуждаю, необходимо ли соблюдение операций технологической карты. Особое внимание при выполнении технологических операций уделяю технике безопасности и культуре труда.
6-этап. Оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
На заключительном этапе работы над проектом, учащиеся осуществляют оценку качества работы (своей и чужой) и защиту проекта. По нему и оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Лучшие работы учащихся школы каждый год участвуют в выставках и конкурсах разного уровня: школьных, районных, республиканских. Мои ученики ежегодно достойно выступают на муниципальном, а затем региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников, где одним из этапов является защита проектов.
Итак, творческий проект – это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.
Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Литература
1.Барадулин В.Л.Художественная обработка дерева. М. Легпромиздат,1986г.
2. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2.
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.
4. Выпиливание лобзиком, В.В.Попов.,2006г
5. Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.
6. Мастерим из древесины, Э.В.Рихвк, 1989г. .
7. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.
8. Поделки из природных материалов. К.Е.Старадуб.,2006г
9. Резьба по дереву. Новоселова Т.И., 2000г
10.Технология обработки древесины.5-9кл. Карабанов И.А., 2000г.
11.Технология обработки металлов.5-9кл. Е.М.Муравьев. ,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода обучения на уроках технологии
Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...
Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".
Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....
статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"
Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...
статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"
Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...
Художественная обработка древесины и проектный метод обучения на уроках технологии
«Технология» - понятие настолько многогранное и распространённое, что установить его границы сегодня практически невозможно , тем более что количество новых технологий, создаваемых человеком, увеличив...
Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...