«Изготовление лоскутной салфетки» (переработка текстильного мусора).
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Мякишева Любовь Александровна

сформировать знания, умения и навыки  в области изготовления лоскутной салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_po_tehnologii_v_5_klass1.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по технологии в 5 классе.

Учитель технологии МБОУ «Школа№69»

Тема урока: «Изготовление лоскутной салфетки» (переработка текстильного мусора).

Цель: сформировать знания, умения и навыки  в области изготовления лоскутной салфетки.

Задачи:

  • раскрыть возможности лоскутного шитья; показать варианты применения текстильного мусора; научить  составлять схему обдумывания и изготавливать  салфетку из лоскутов;
  • ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения лоскутной техники «спираль»;
  •  воспитывать эстетический вкус, бережливость и чувство сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.


 Оборудование:

Компьютер,  проектор;  технологическая карта, образцы готовых изделий, лоскутки ткани, ткань для основы; ножницы, нитки, швейная машина, утюг.

 Методы: проблемно-поисковый.

Формы работы: практическая, самостоятельная, коллективная, работа в группах, в парах, индивидуальная.

План урока:

  • Проверка готовности к уроку – 3 мин;
  •  Беседа по выявления знаний учащихся -5 мин;
  • Изучение нового материала – 10 мин;
  • Актуализация  -5 мин;
  • Составление  схемы обдумывания 10 мин;
  • Выполнение практической работы  – 15 мин;
  • Физкультминутка – 3 мин;
  • Продолжение практики – 17 мин;
  • Беседа по вопросам -5 мин;
  • Проверка работ, оценивание – 5-7мин.

Технологическая карта урока

Этап урока/занятия

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

1.Организационный момент.

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, девочки!

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую  тему, которая называется  «Рукоделие».

Учащиеся готовят все необходимое для урока.  Записывают тему урока в тетрадь.

2.Беседа по выявлению знаний учащихся.

  • выявить уровень знаний по данной теме;
  •  выслушать ответы;
  •  обсудить возникшие вопросы.

  1. Кто знает, что означает слово «рукоделие»?
  2. Какие виды рукоделия вы знаете?
  3.  Какие инструменты  нужны для выполнения этих работ?

Ответы учащихся:

1) Когда человек что-то делает своими руками.

2) Вышивка, макраме, плетение, вязание крючком и спицами.

3) Ножницы, иглы, наперсток, крючок, спицы.

3.Изучение нового материала.

  • рассмотреть новый для учащихся вид рукоделия и заинтересовать их;
  •  ознакомить с историей лоскутного шитья и техникой «спираль»;
  • раскрыть возможности лоскутного шитья;
  • сформировать навыки использования в работе текстильного мусора.

Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним очень увлекательным  видом  рукоделия - «лоскутное шитье» или «пэчворк».

Что вы знаете или слышали об этом виде рукоделия?

История возникновения лоскутного шитья (презентация). Презентация наглядно демонстрирует применение предметов лоскутного шитья

Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, своими корнями, уходящая в те времена, когда наши прабабушки вручную ткали холсты на примитивных ткацких станках, которые имелись почти в каждом крепком хозяйстве. Домотканые холсты шли на изготовление нехитрой крестьянской одежды, а лоскуточки бережливые хозяйки не выбрасывали, аккуратно складывали и впоследствии шили из них различные предметы домашнего обихода: одеяла, подушки, коврики, ставили заплаты и пр.

Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей,  позволяет и сейчас создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно называть живописью, где краски заменяют кусочками ткани. Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла. У каждого народа - своя история появления и развития лоскутного шитья, но каждый народ сохранил традиции своих предков до сегодняшних дней, и мы с вами эту традиции продолжим. Создавать из лоскутков что-то новое и необычное – занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машинке) и быть в работе очень аккуратным.

Изучение данного вида рукоделия мы начнем с небольшой работы  - лоскутной салфетки. После изготовления фартука у вас остались небольшие обрезки ткани.

 Нерадивая хозяйка давно бы их выбросила, а мы  из этого текстильного  мусора изготовим красивую салфетку, которая украсит интерьер вашей кухни, её не стыдно будет подарить маме или бабушке на 8 марта. Поэтому девизом нашего урока будут такие слова: «Не сори, а твори!».

Существует немало техник переработки текстильного мусора: «ляпачиха», «пицца», «спираль».

 Сегодня на уроке  вы познакомитесь только с одной из техник  лоскутного шитья  - «спираль»  или «крэйзи» (сумасшедший лоскуток), в  которой  вы и изготовите свою салфетку.

 Вы просмотрели презентацию «Лоскутное шитье», а теперь,  ответьте, пожалуйста, на следующие  вопросы.

Ответы учащихся:

(выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об этом виде рукоделия подробнее).

В ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и  запоминают новую информацию.

4.Закрепление изученного материала.

  • сформулировать цель и задачи урока;
  • составить план -  схему по выполнению работы;
  • закрепить полученные знания на практике;
  • изучить технику и последовательность  изготовления лоскутной салфетки;
  • научить их творчески мыслить и принимать решение самостоятельно;
  •  дать возможность получить удовлетворение от выполненной работы

и увидеть результат своего труда.

Беседа по вопросам:

1)  Какова цель нашего урока?

2) Какие задачи мы поставим, чтобы добиться поставленной цели?

3) Что же такое «лоскутное шитье» или («пэчворк»)?

 

Посмотрите, что представляют собой работы, выполненные в данной технике   (учитель демонстрирует изделия, выполненные в технике  «спираль»).

 Как вы думаете, что нам понадобится для выполнения этой работы?

С чего мы начнем свою работу?  

Чтобы ничего не забыть и не упустить в работе составляется схема обдумывания, чем вы сейчас и займетесь. Давайте подумаем и составим логически-смысловую модель на изготовление нашей салфетки (есть правила, чтобы полностью представить и раскрыть весь материал используется формула (7 + -2), т.е. направлений должно быть не больше 9 и не меньше 5).

  • Самостоятельная работа по составлению схемы обдумывания по изготовлению лоскутной салфетки.

Затем класс делится на 3 группы  и каждой группе дается задание раскрыть  содержание  двух направлений из схемы обдумывания.

       Учитель направляет деятельность учащихся, дает необходимые советы и  рекомендации.

Перед практической работой учитель объявляет критерии оценивания.

Критерии изготовления салфетки в технике  лоскутного шитья «спираль»:

  1. Кусочки ткани, расположенные рядом  должны гармонировать между собой по цвету;
  2. Ширина шва настрачивания должна быть 5 мм;
  3. После каждого настрачивания шов должен быть заутюжен, чтобы исключить  напуск  ткани;
  4. Ткань основы должна быть полностью покрыта кусочками ткани.

  • Практическая работа «Изготовление салфетки в технике лоскутного шитья «спираль».

Учитель проводит:

  •  инструктаж по правилам безопасности труда при работе с  ножницами, утюгом и на швейной машине;
  • вводный инструктаж  по выполнению практической работы;
  • демонстрирует правильные приемы работы;

  • Физкультминутка.

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
  3. И.п. – сидя.  Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем     против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

В процессе выполнения практической работы учитель совершает целевые обходы рабочих мест учащихся, контролируя правильность и качество  выполнения работы, организацию рабочего места  и соблюдение правил техники безопасности.

 Работа считается законченной, если кусочками ткани  заполнена вся  основа салфетки.

Ответы учащихся:

1)  Изготовить салфетку из текстильного мусора.

2) Изучить новый вид рукоделия, освоить технику «спираль».

3) Лоскутное шитье -  это сшивание узоров из мелких лоскутков ткани,  или изготовление изделий из лоскутков)?

Учащиеся изучают образцы салфеток и других работ.

Ткань, нитки, ножницы, иглы, швейная машина, утюг.

С составления плана.

Коллективное обсуждение схемы:

Учащиеся обсуждают направления работы,  предлагают  выбрать 6 направлений для  построения схемы изготовления  салфетки.

Работа в группе: учащиеся раскрывают содержание направлений схемы обдумывания:

  • материалы: основа – х/б ткань, разноцветные  кусочки ткани, нитки;
  • инструменты: ножницы, швейная машина, утюг, карандаш, линейка;
  • форма салфетки: круглая, прямоугольная, овальная, треугольная,  квадратная;
  • культура труда: организация рабочего места, техника безопасности;
  • последовательность изготовления  салфетки (с чего начать работу);
  • способы  обработки среза: (бейка, тесьма, лента).

После работы в группе, обсудив и  объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к практической работе.

Работа в парах:

 по желанию  ученицы выбирают себе пару, с кем будут работать за одной швейной машиной и  пользоваться утюгом.

Индивидуальная работа:

ученицы самостоятельно выбирают форму и размер  салфетки, размер и форму «глаза» салфетки (от чего будет зависеть сложность работы и количество витков спирали, а также цветовую гамму выбранных лоскутов).

Сильные учащиеся работают самостоятельно, тем, у кого возникают затруднения,  предлагаются технологические карты на изготовление салфетки.

В середине практической работы, чтобы снять напряжение учащиеся  проводят разминку для глаз и плечевого пояса.

В ходе работы учащиеся осуществляют само и взаимоконтроль.

 По окончании работы - уборка рабочих мест.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  • проанализировать урок,
  •  отметить типичные ошибки,
  •  определить пути их исправления,
  • выставить оценки за работу на уроке,
  • сделать выводы по рефлексии.

Беседа по вопросам:

  1. С каким видом рукоделия вы познакомились?
  2. В  какой    технике  вы заполнили основу своей  салфетки?
  3. В чем особенность этой техники?
  4. Какие изделия можно ещё изготовить из маленьких кусочков ткани?
  5. Какова ширина шва настрачивания кусочков?
  6. Почему после каждой машинной строчки необходимо заутюживать кусочек ткани?

  1. Что нового узнали на уроке, чему научились?
  2. Пригодятся ли вам в дальнейшем знания и навыки, полученные сегодня на уроке?

Продемонстрировать  лучшие  работы учащихся (похвалить), разобрать типичные ошибки учениц и  пути их исправления (если они будут). Оценить каждую работу. 

Рефлексия «Светофор».

 Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного; кружочки данных цветов даны учащимся еще в начале урока). Делает выводы, подводит итог урока.

 Учитель комментирует объективность оценивания результатов уч-ся, выставляет оценки в журнал, говорит о том, что необходимо подготовить к следующему занятию.

Ответы учащихся:

1. С лоскутным шитьём.

2. В технике «спираль».

3. При выполнение данной техники не требуются шаблоны и точность при раскрое.

4. Из маленьких кусочков можно сшить любую вещь: одеяло, наволочки, жилеты, юбки, сумки, косметички, игрушки и т.д.

5. Ширина шва настрачивания кусочков равна 5 мм.

6. Чтобы не было напуска ткани.

7. Историю лоскутного шитья, научились изготавливать салфетку из лоскутов.

8. Да, можно самой сшить салфетку, а не покупать в магазине. В жизни все пригодиться.

Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения.

Самооценка:

Оценивают свою работу с помощью цветных кружочков.

6. Домашнее задание.

  • Повторить правила ТБ;
  • закрепить полученные знания;
  • помочь применить имеющие знания в дальнейшем.

На следующем уроке мы будем обрабатывать срезы салфетки.  Для этого вам нужно:  принести ткань для подкладки и окантовки,  а также предложить свой способ переработки текстильного мусора и  оформить  страничку в рабочей тетради по данной теме.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".

Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....

Методический план изготовления изделия «Салфетка с мотивами народной вышивки»

Вашему внимаю предлагается методический план изготовления изделия "Салфетка с мотивами народной вышивки"....

Изготовление лоскутного клоуна

Тема занятия: Изготовление лоскутного клоуна. Цель занятия: Помочь детям научиться  шить лоскутного клоуна.Задачи: Обучение технологии изготовления лоскутного клоуна....

"Изготовление лоскутной салфетки" 5 класс

Материал содержит разработку компетентостно-ориентированного урока для 5 класса и включает:- конспект урока;- схему обдумывания;- технологическую карту на изготовление салфетки;- презентацию.Разработк...

Матер класс по изготовлению куклы в "скульптурно- текстильной технике"

Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическим работникам образо...

Развитие творческих способностей у детей через обучение изготовлению кукол в скульптурно-текстильной технике с использованием современных материалов.

Развитие творческих  способностей у детей через обучение изготовлению кукол  в скульптурно-текстильной технике  с  использованием современных материалов....