«Изготовление лоскутной салфетки» (переработка текстильного мусора).
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
сформировать знания, умения и навыки в области изготовления лоскутной салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_po_tehnologii_v_5_klass1.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по технологии в 5 классе.
Учитель технологии МБОУ «Школа№69»
Тема урока: «Изготовление лоскутной салфетки» (переработка текстильного мусора).
Цель: сформировать знания, умения и навыки в области изготовления лоскутной салфетки.
Задачи:
- раскрыть возможности лоскутного шитья; показать варианты применения текстильного мусора; научить составлять схему обдумывания и изготавливать салфетку из лоскутов;
- ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения лоскутной техники «спираль»;
- воспитывать эстетический вкус, бережливость и чувство сотрудничества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Компьютер, проектор; технологическая карта, образцы готовых изделий, лоскутки ткани, ткань для основы; ножницы, нитки, швейная машина, утюг.
Методы: проблемно-поисковый.
Формы работы: практическая, самостоятельная, коллективная, работа в группах, в парах, индивидуальная.
План урока:
- Проверка готовности к уроку – 3 мин;
- Беседа по выявления знаний учащихся -5 мин;
- Изучение нового материала – 10 мин;
- Актуализация -5 мин;
- Составление схемы обдумывания 10 мин;
- Выполнение практической работы – 15 мин;
- Физкультминутка – 3 мин;
- Продолжение практики – 17 мин;
- Беседа по вопросам -5 мин;
- Проверка работ, оценивание – 5-7мин.
Технологическая карта урока
Этап урока/занятия | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции |
1.Организационный момент. |
| Здравствуйте, девочки! Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему, которая называется «Рукоделие». | Учащиеся готовят все необходимое для урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
2.Беседа по выявлению знаний учащихся. |
|
| Ответы учащихся: 1) Когда человек что-то делает своими руками. 2) Вышивка, макраме, плетение, вязание крючком и спицами. 3) Ножницы, иглы, наперсток, крючок, спицы. |
3.Изучение нового материала. |
| Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним очень увлекательным видом рукоделия - «лоскутное шитье» или «пэчворк». Что вы знаете или слышали об этом виде рукоделия? История возникновения лоскутного шитья (презентация). Презентация наглядно демонстрирует применение предметов лоскутного шитья Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, своими корнями, уходящая в те времена, когда наши прабабушки вручную ткали холсты на примитивных ткацких станках, которые имелись почти в каждом крепком хозяйстве. Домотканые холсты шли на изготовление нехитрой крестьянской одежды, а лоскуточки бережливые хозяйки не выбрасывали, аккуратно складывали и впоследствии шили из них различные предметы домашнего обихода: одеяла, подушки, коврики, ставили заплаты и пр. Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей, позволяет и сейчас создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно называть живописью, где краски заменяют кусочками ткани. Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла. У каждого народа - своя история появления и развития лоскутного шитья, но каждый народ сохранил традиции своих предков до сегодняшних дней, и мы с вами эту традиции продолжим. Создавать из лоскутков что-то новое и необычное – занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машинке) и быть в работе очень аккуратным. Изучение данного вида рукоделия мы начнем с небольшой работы - лоскутной салфетки. После изготовления фартука у вас остались небольшие обрезки ткани. Нерадивая хозяйка давно бы их выбросила, а мы из этого текстильного мусора изготовим красивую салфетку, которая украсит интерьер вашей кухни, её не стыдно будет подарить маме или бабушке на 8 марта. Поэтому девизом нашего урока будут такие слова: «Не сори, а твори!». Существует немало техник переработки текстильного мусора: «ляпачиха», «пицца», «спираль». Сегодня на уроке вы познакомитесь только с одной из техник лоскутного шитья - «спираль» или «крэйзи» (сумасшедший лоскуток), в которой вы и изготовите свою салфетку. Вы просмотрели презентацию «Лоскутное шитье», а теперь, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. | Ответы учащихся: (выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об этом виде рукоделия подробнее). В ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и запоминают новую информацию. |
4.Закрепление изученного материала. |
и увидеть результат своего труда. | Беседа по вопросам: 1) Какова цель нашего урока? 2) Какие задачи мы поставим, чтобы добиться поставленной цели? 3) Что же такое «лоскутное шитье» или («пэчворк»)?
Посмотрите, что представляют собой работы, выполненные в данной технике (учитель демонстрирует изделия, выполненные в технике «спираль»). Как вы думаете, что нам понадобится для выполнения этой работы? С чего мы начнем свою работу? Чтобы ничего не забыть и не упустить в работе составляется схема обдумывания, чем вы сейчас и займетесь. Давайте подумаем и составим логически-смысловую модель на изготовление нашей салфетки (есть правила, чтобы полностью представить и раскрыть весь материал используется формула (7 + -2), т.е. направлений должно быть не больше 9 и не меньше 5).
Затем класс делится на 3 группы и каждой группе дается задание раскрыть содержание двух направлений из схемы обдумывания. Учитель направляет деятельность учащихся, дает необходимые советы и рекомендации. Перед практической работой учитель объявляет критерии оценивания. Критерии изготовления салфетки в технике лоскутного шитья «спираль»:
Учитель проводит:
В процессе выполнения практической работы учитель совершает целевые обходы рабочих мест учащихся, контролируя правильность и качество выполнения работы, организацию рабочего места и соблюдение правил техники безопасности. Работа считается законченной, если кусочками ткани заполнена вся основа салфетки. | Ответы учащихся: 1) Изготовить салфетку из текстильного мусора. 2) Изучить новый вид рукоделия, освоить технику «спираль». 3) Лоскутное шитье - это сшивание узоров из мелких лоскутков ткани, или изготовление изделий из лоскутков)? Учащиеся изучают образцы салфеток и других работ. Ткань, нитки, ножницы, иглы, швейная машина, утюг. С составления плана. Коллективное обсуждение схемы: Учащиеся обсуждают направления работы, предлагают выбрать 6 направлений для построения схемы изготовления салфетки. Работа в группе: учащиеся раскрывают содержание направлений схемы обдумывания:
После работы в группе, обсудив и объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к практической работе. Работа в парах: по желанию ученицы выбирают себе пару, с кем будут работать за одной швейной машиной и пользоваться утюгом. Индивидуальная работа: ученицы самостоятельно выбирают форму и размер салфетки, размер и форму «глаза» салфетки (от чего будет зависеть сложность работы и количество витков спирали, а также цветовую гамму выбранных лоскутов). Сильные учащиеся работают самостоятельно, тем, у кого возникают затруднения, предлагаются технологические карты на изготовление салфетки. В середине практической работы, чтобы снять напряжение учащиеся проводят разминку для глаз и плечевого пояса. В ходе работы учащиеся осуществляют само и взаимоконтроль. По окончании работы - уборка рабочих мест. |
5. Подведение итогов урока, выставление оценок. |
| Беседа по вопросам:
Продемонстрировать лучшие работы учащихся (похвалить), разобрать типичные ошибки учениц и пути их исправления (если они будут). Оценить каждую работу. Рефлексия «Светофор». Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного; кружочки данных цветов даны учащимся еще в начале урока). Делает выводы, подводит итог урока. Учитель комментирует объективность оценивания результатов уч-ся, выставляет оценки в журнал, говорит о том, что необходимо подготовить к следующему занятию. | Ответы учащихся: 1. С лоскутным шитьём. 2. В технике «спираль». 3. При выполнение данной техники не требуются шаблоны и точность при раскрое. 4. Из маленьких кусочков можно сшить любую вещь: одеяло, наволочки, жилеты, юбки, сумки, косметички, игрушки и т.д. 5. Ширина шва настрачивания кусочков равна 5 мм. 6. Чтобы не было напуска ткани. 7. Историю лоскутного шитья, научились изготавливать салфетку из лоскутов. 8. Да, можно самой сшить салфетку, а не покупать в магазине. В жизни все пригодиться. Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения. Самооценка: Оценивают свою работу с помощью цветных кружочков. |
6. Домашнее задание. |
| На следующем уроке мы будем обрабатывать срезы салфетки. Для этого вам нужно: принести ткань для подкладки и окантовки, а также предложить свой способ переработки текстильного мусора и оформить страничку в рабочей тетради по данной теме. | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".
Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....
Методический план изготовления изделия «Салфетка с мотивами народной вышивки»
Вашему внимаю предлагается методический план изготовления изделия "Салфетка с мотивами народной вышивки"....
Изготовление лоскутного клоуна
Тема занятия: Изготовление лоскутного клоуна. Цель занятия: Помочь детям научиться шить лоскутного клоуна.Задачи: Обучение технологии изготовления лоскутного клоуна....
"Изготовление лоскутной салфетки" 5 класс
Материал содержит разработку компетентостно-ориентированного урока для 5 класса и включает:- конспект урока;- схему обдумывания;- технологическую карту на изготовление салфетки;- презентацию.Разработк...
Инструкционно-технологическая карта "Лоскутная салфетка в технике "иллюзия"
инструкционная карта к разделу "Лоскутное шитье"...
Матер класс по изготовлению куклы в "скульптурно- текстильной технике"
Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическим работникам образо...
Развитие творческих способностей у детей через обучение изготовлению кукол в скульптурно-текстильной технике с использованием современных материалов.
Развитие творческих способностей у детей через обучение изготовлению кукол в скульптурно-текстильной технике с использованием современных материалов....