Рабочая программа кружка «Самоделкин»
рабочая программа по технологии на тему
Программа имеет художественную направленность и соответствует уровню начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samodelkin.docx | 47.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №49»
______________ Богер Т.В. _______________ Торопова С.А. «_____» ______________ 2018г. Приказ № ______ от
«_____» ______________ 2018г.
Рабочая программа кружка
«Самоделкин»
Класс – 6 - 7
Сроки реализации – 2018-2019 уч. год
Ф.И.О. педагога-разработчика программы –
Ермакова Е.Н. (учитель технологии)
г. Новокузнецк
1. Пояснительная записка
Занятия декоративно-прикладным творчеством воспитывают у учащихся мастерство, терпение, сообразительность и развивают мелкую моторику рук, которая стимулирует их речевую и умственную деятельность. Это еще и превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у учащихся художественного взгляда на мир, на поиске прекрасного в повседневной жизни.
Программа позволяет освоить различные виды техник: аппликации, бисерного рукоделия, лепки из соленого теста, декупаж, а также комбинированных работ из различных материалов, создание коллажей и панно.
Программа имеет художественную направленность и соответствует уровню начального общего образования.
- При разработке программы учитывались следующие нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Закон Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» №86-ОЗ от 03.07.2013 г. (в ред. Закона Кемеровской области №147-ОЗ от 26.12.2013 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования).
Программа разработана на основе:
- авторской программы Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняковой «Ручное рукоделие»;
- авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественный труд»;
- программ Центра детского творчества «Логос» г. Москвы
- «Бисерная фантазия»
- «Сувенирная роспись».
Программа рассчитана на один год обучения. Программа разработана для учащихся 11-12 лет.
Целью программы является развития творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
- обучить учащихся различным приемам и техникам декоративно-прикладного творчества;
- развивать художественно – эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- развивать мелкую моторику;
- развивать наблюдательность;
- развивать самостоятельность в работе;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать креативность, то есть способности к творческому конструированию в режиме самоорганизации;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, художественный вкус;
- воспитывать у учащихся такие ценностные качества, как отзывчивость, уважение к членам коллектива, к себе, к людям.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. В программе «Самоделкин» прослеживается ряд условий, способствующих развитию интереса к декоративно – прикладному творчеству, так как процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, что предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желание учиться, приобретать новые знания со стороны обучающихся.
Работа с различным материалом оказывает положительное воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появление элементов творчества. Обычно вначале учащиеся предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, учащиеся уже усваивают последовательность и сам ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, учащиеся уже могут разделить процесс выполнения игрушки или сувенира на несколько этапов и смастерить поделку в повторе за взрослым или по собственному замыслу. В этот момент в деятельности учащихся возникают элементы творчества.
Работы по изготовлению игрушек или сувениров из различных материалов способствует развитию у учащихся таких качеств, как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию поделки, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроения учащихся, их радости общения во время труда.
Реализовать поставленные задачи по освоению различных видов художественного прикладного творчества при максимальном раскрытии потенциала учащегося помогает система методических приемов. Педагог последовательно знакомит учащихся с правилами безопасной работы с инструментами, требованиями к организации рабочего места.
Учащимся сообщаются различные интересные сведения по истории материала, ремесла или искусства. Помимо этого учащимся предлагается самим поискать дополнительную информацию в других книгах. Такой подход распространяется на все виды работ.
Большое внимание уделяется развитию у учащихся умению читать схему, понимать условные обозначения, анализировать способ изготовления, выделять этапы работы, планировать свои действия.
Учащиеся получают наибольшее удовольствие, как правило, занимаясь в коллективе, в группе. Они вместе рассматривают получившуюся работу, анализируют ее, делятся впечатлениями. В результате расширяется словарный запас учащихся, совместная деятельность сближает их, делает отношения между ними доброжелательными, ровными, психологически комфортными. Кроме того работы большого формата позволяют учащемуся попробовать свои силы в более сложных композициях, почувствовать пространство, постигать и использовать законы композиции в декоративно – прикладном творчестве.
В коллективе создается радостная, гармоничная атмосфера, уделяется внимание каждому учащемуся.
Итоговые выставки, конкурсы, беседы по декоративно – прикладному творчеству, показ приемов и техник изготовления поделок, анализ работ совместно с учащимися, игра, как средство глубокого изучения заданного образа, также являются неотъемлемыми приемами основного методического комплекса преподавателя декоративно – прикладного творчества.
Основными методами организации образовательного процесса являются объяснение, беседа, наглядный метод обучения.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа «Самоделкин» рассчитана на один год, занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа). Предусмотрены разнообразные формы организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. В каждом занятии прослеживаются две части: теоретическая; практическая. Предмет (курс) входит в число дисциплин, включенных в учебный план МБОУ СОШ № 49.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные:
- ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
- приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
- осознать свое место в мире;
- формировать мотивационную основу для занятий декоративно – прикладным творчеством, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, интерес к новым видам искусства, к новым способам самовыражения, устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов, понимание причин успешности творческой деятельности;
- оптимистически воспринимать мир.
Метапредметные
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе разработки проекта.
Предметные
в познавательной сфере:
- осознание роли декоративно – прикладного творчества для прогрессивного развития общества;
- формирование целостного представления о сущности культуры и культуры труда;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт.
5.Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Роспись по стеклу.
Теоретические сведения. Роспись по стеклу - это кропотливая и очень сложная работа, в результате которой обычное стекло полностью преображается, превращаясь в удивительное произведение искусства.
Роспись по стеклу, роспись бутылок выполняется специальными красками и кистями. Краски могут быть матовыми или прозрачными. Это могут быть либо витражные краски (предназначенными именно для росписи по стеклу), либо акриловые краски.
Подготовка стеклянной поверхности сводится к ее очистке от грязи и пыли, а также к обезжириванию спиртосодержащими растворами.
Нанесение контура рисунка. Это можно сделать при помощи специального контура или маркера для cd-дисков.
Краской-контуром создают рельефный контур, который служит границей для растекающейся краски.
Когда контур высохнет начинают роспись красками. Закрепление рисунка.
Художественные витражи и просто роспись стекла могут выполняться на цветных или прозрачных стеклах, в виде композиций, картин, узоров. Рисунок может заполнять как всю поверхность стекла, так и отдельные его части. Для росписи можно использовать любые предметы: флаконы, бутылки, зеркала, плафоны, вазы и так далее.
Практические работы. Роспись «Двойной мазок». Роспись с перенесением рисунка на стеклянную поверхность. Роспись в технике «Point to point» Роспись на основе кругов. Разработка эскиза. Перенесение эскиза на стеклянную поверхность. Роспись стеклянной поверхности.
Тема 2. Декупаж.
Теоретические сведения. Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффектности, сохранности и долговечности.
Практические работы. Грунтовка и раскрашивание поверхности основы. Декорирование поверхности в технике «Декупаж». Оформление работы. Декоративная тарелочка, грунтовка. Обработка и наклеивание изображения. Прорисовка деталей на тарелке.
Тема 3. Комбинированные работы.
Теоретические сведения. Изготовление коллажа – техника плоскими и объемными материалами (цветной картон, обои, ткани, отделочные материалы, проволока, веревка, дерево, кожа и т.д.); изготовление коллажа на cd – дисках – техника изонить, с использованием цветов, объемных фигурок, разработка эскизов к работе, применение ранее изученных техник декоративно-прикладного творчества.
Практические работы. Дерево, разработка эскиза. Подготовка основы. Изготовление декоративных элементов. Оформление работы. Панно «В мире чудес». Разработка эскиза. Лепка фигурок. Оформление фона. Роспись фигурок. Конфетный букет. Подготовка основы. Изготовление цветов и конусов с конфетами. Изготовление фунтиков. Оформление работы.
Тема 4. Бисероплетение.
Теоретические сведения. Приемы плетения на проволоке. Чтение схем. Плетение объемных игрушек. Самостоятельная работа по изготовлению объемной фигурки из бисера. Декоративное оформление изделий. Подготовка инструментов для работы.
Практические работы.
Объемная фигурка «Сова»
Объемная фигурка «Пудель»
Объемная фигурка «Котик»
Объемная фигурка «Попугай»
Объемная фигурка «Рыбка»
Объемная фигурка «Собачка»
Объемная фигурка «Медвежонок»
Объемная фигурка «Медвежонок»
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Наименование разделов, тема. | Количество часов | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. | Роспись по стеклу Декупаж Комбинированные работы Бисероплетение (фуллерены) Итого | 7 8 9 9 34 | 1 1 1 1 4 | 6 7 8 8 30 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Практическая работа (контроль) | Примечания |
1.Вводное занятие | |||||
Инструктаж по ТБ, ПБ. | |||||
2. Роспись по стеклу | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
3. Декупаж | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
4. Комбинированные работы | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
5. Бисероплетение | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материал, предлагаемый для изучения по каждой теме расположен по принципу от простого к сложному. Учащиеся используют в работе хорошо известные и доступные материалы: тесто, глина, бисер, бумага, картон, текстиль, нитки, гипс. Технология и способы изготовления во многом являются для учащихся новыми.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Учащиеся:
Знают:
- что такое декоративно-прикладное искусство;
- виды декоративно-прикладного искусства;
- основные приемы декоративно-прикладного творчества;
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и др.;
- правила техники безопасности;
- основные средства художественной выразительности (цвет, линии, форма, объем)
- термины применяемые в декоративно-прикладном искусстве;
- историю возникновения видов декоративно-прикладного искусства, с которыми работают дети (бисероплетение, лепка из соленого теста, изонить, аппликация из соломки);
- правила техники безопасности при работе с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- правила построения сложных форм и композиций
Умеют:
- пользоваться ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и др.;
- создавать не сложные изделия декоративно-прикладного творчества
- пользоваться средства художественной выразительности (цвет, линии, форма, объем)
- читать простые схемы;
- подбирать нужный цвет для работы
- создавать простые и сложные изделия декоративно прикладного творчества;
- составлять композиции из готовых поделок;
- читать простые и сложные схемы;
- самостоятельно разрабатывать эскизы к аппликации и выставочным работам;
- делить сложные формы на простые и составлять простые формы в сложные при изготовлении различных предметов
Формы проведения итогов в данной образовательной программе
Контроль деятельности детей происходит поэтапно:
- Предварительный контроль заключается в том, что педагог знакомится с исходными знаниями, умениями и навыками детей. (проводится диагностика – см. приложение №1.)
- Текущий контроль проводиться в процессе учебной работы и осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащихся на каждом занятии.
- Промежуточный контроль заключается в проведении конкурсов, выставок, фестивалей, открытых занятий.
- Итоговым результатом декоративно-прикладной деятельности является выставка, представленная лучшими работами учащихся.
Список литературы для педагога.
- Бисер. Авт.-сост. Дюмина Г. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 251с.
- Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.
- Митителло К. Золотая коллекция. Аппликация. – М.: Эксмо, 2005 – 64с.
- Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для третьего класса. – Самара, 2000.- 116с.
- Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб.: Кристалл, 1998. – 292с.
- Соленое тесто. Сост. Силаева К, Михайлова М. – М.: Эксмо, 2004 – 224с.
- Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып.11 Под ред. Кудряшова А.В. – М.: ГОУ ЦРС ДОД, 2004. – 80с.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для второго класса. – Самара: «Федоров», 1999 – 112с.
- Бочкарева Н.И., Смирнова Н.Г. Уроки в образовательных учреждениях.-Кемерово, 1996г.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста / Зимина Н.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192с.: ил.
- Чиотти, Донателла, Фантазии из бисера / Пер. с итал. М.С.Меньшиков. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 96с.: цв.ил.
- Виноградов Е.Г. Новые модели фенечек из бисера / Е.Г.Виноградов. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 108 с.: ил.
- Кингдом К. Волшебные ленты: пер.с англ.: в сокр. / Кристина Кингдом. – М.: Мой мир, 2008. – 80 с.: цв. ил.
Список литературы для учащихся
- Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 112с.: цв.ил.
- Бенсон, Энн Бисероплетение для новичков / Энн Бенсон; пер. Р.Н.Аскаровой. – М.: АСТ, 2009. – 111 с.: ил.
- Агапова И., Давыдов М. Лучшие поделки из природных материалов. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 144с. +8, ил.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста / Зимина Н.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192с.: ил.
- Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.: ООО «Динамит», ООО «Золотой век», 1999. – 480с., ил.
- Виноградов Е.Г. Новые модели фенечек из бисера / Е.Г.Виноградов. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 108 с.: ил.
- http://stranamasterov.ru/
- http://solo-nebo.narod.ru
- http://www.vsehobby.ru
- http://sahnoshka.narod.ru
- http://present-cama.livejournal.com
- http://lanterny.naogonek.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...