«Проектная деятельность на уроках технологии и вне, как средство развития и социализации слабослышащих детей»
статья по технологии на тему

Шангин Геннадий Владимирович

Описание моего опыта использования проектной деятельности, как средства  развития и социализации слабослышащих детей»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_shangin_g.v._nizhnevartovsk2.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

(1)«Проектная деятельность на уроках технологии и вне, как средство развития и социализации слабослышащих детей»

Шангин Г.В.

(2)Развитие и обучение ребенка должно определяться
не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что
он есть; что он может сделать с тем, что имеет.
Эрих Фромм

(3)На  пути обновления школы перед учителем всё чаще возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроках материала, на его не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное развитие личности?

         Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.

"Развивая себя - развивать общество" - тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. В современной системе образования необходимо развитие творческой, активной личности, способной, реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества.

Контингент учащихся  нашей школы представлен различными. Дети с разной стартовой подготовкой, с разными творческими способностями, требуют изыскания новых приемов и средств обучения.

(4)Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для развития познавательных задатков школьников,  

приобщению к самостоятельной активной деятельности;

  • обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих повышению познавательной активности детей;
  • организация мониторинга для корректировки развития личности школьников.

В рамках образовательного процесса осуществляются урочные и внеурочные занятия:

  • уроки технологии в 5-11 классах;
  • занятия творческого объединения  по модифицированной общеобразовательной программе «Столяр»; авторской программе «Художественная обработка древесины» (резьба по дереву)

Проведение уроков технологии в 5-11 классах осуществляется по программе В.Д. Симоненко «Технология».

 Данная программа всецело отвечает на вопрос: как строить учебный процесс, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и самообразования, так как современный процесс образования немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.  

    (5)Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии, что позволяет эффективно применять личностно — ориентированные технологии.

     (6)Я использую в своей деятельности четыре основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На первом этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе ученики должны  уяснить,  зачем и почему им надо выполнять проект,  каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

На втором этапе  возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах: разработка конструкции,  соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления,  где учащиеся осуществляют такие действия,  как подбор инструментов и оборудования,  определение последовательности технологических операций,  выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, родителей, опыт учителя,  а также рабочие инструменты и приспособления, которые имеются в наличии. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений,  работать с графическими документами. 

На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности –  создаваемый материальный продукт,  знания,  умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование,  с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний,  умений и навыков.

На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль,  корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты,  экологическое и мини-маркетинговые исследования,  анализируют проделанную ими работу,  устанавливают,  достигли ли они своей цели,  каков результат их труда?  В завершении всего оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект  перед одноклассниками.

С целью вовлечения учащихся во внеурочную деятельность организована кружковая деятельность «Столяр» и «Художественная обработка древесины».  

Данная курсы закрепляют и дополняет разделы школьной программы по технологии, они продолжают политехническое образование и воспитание учащихся во внеклассной работе. Основная  цель – развитие познавательных способностей учащихся с учётом их индивидуальных возможностей.

        Цель этих занятий развитие индивидуальных способностей, создание более сложных индивидуальных творческих проектов, позволяющих принимать участие в олимпиадах и конкурсах по технологии.

Практика показала, что проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Ученики с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

В работах детей проявляется активность фантазии, образность - словом, те качества, которые, возвышая занятия до творчества, развиваются, совершенствуются, чтобы затем осесть в характере ребенка, чтобы наполнять позже своим драгоценным содержанием всякую иную его деятельность, всю его жизнь. Используя метод проектов, предполагается решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми".

 При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.

Достоинство метода проектов думаю в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить". При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.     Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов. Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению творческих практических работ на уроке, в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности. Улучшается и общий  психологический климат на уроках:  ученики помогают друг другу,  в выполнении сложных заданий,  они с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на более высоком уровне.

При применении метода проектирования наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии. Результаты успеваемости по технологии учащихся стабильны, и качество знаний составляет 90%. Ученики постоянные участники и победители муниципальных этапов, и призёры региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии, выставок технического творчества на протяжении нескольких лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Проектная деятельность на уроках технологии как одно из направлений развития творческих способностей.

Любая деятельность человека как профессионального, так и выбора  жизненного поприща представляет собой череду исполняемых проектов разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий....

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...

Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности

    В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом ...

Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности.

Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности....