Устройство настольного сверлильного станка
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Технологическая карта урока 5 класса по теме: Устройство настольного сверлильного станка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Печенин Никита Михайлович, учитель технологии МБОУ «СОШ №1»

Предмет: технология

Класс:5

Учебник (УМК): А.Д. Тищенко, В.Д. Симоненко

Тема урока: «Устройство настольного сверлильного станка»

Тип урока: Комбинированный

Цель:

Образовательная:

- формировать у учащихся представление об устройстве, управлении и назначении сверлильного станка, управлении сверлильным станком

Воспитательная:

- прививать интерес к техническому труду;

- привить чувство ответственности к результатам своего труда и труда одноклассников.

Развивающая:

- развивать у ребят профессиональный интерес;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи:

- ознакомить обучающихся со сверлильным станком, его технические характеристики, конструкция и работа;

- ознакомить с инструментами для сверления и видами сверл по металлу;

- обслуживание сверлильного станка.

Оборудование:

- Учебник по технологии А.Д. Тищенко, В.Д. Симоненко, индустриальные технологии, 5 класс.

- Технологические карты.

- Инструкция по технике безопасности.

- Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс.

- Сверлильный станок, набор сверл, заготовки для сверления, измерительные инструменты, тиски.

Планируемые результаты:

  1. Предметные – учащиеся ознакомятся с устройством и работой сверлильного станка; соблюдать правила ТБ.при работе с инструментами; получат возможность научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении данных операций.
  2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать по ней; выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками. Научатся оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий; доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлении ошибок;

Познавательные -, правилами безопасного труда с инструментами и общие правила работы в мастерской.

Личностные – Развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету.

Основные понятия: сверление, устройство сверлильного станка, патрон, шпиндель.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: УМК по технологии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя

2. Проверка домашнего задания

Учитель задает вопросы по пройденной теме:

Какими свойствами облают металлы?

Назовите 2-3 вида сплавов.

Какие изделия изготавливают из тонколистового металла и

проволоки?

Назовите профессии работников, занятых изготовлением изделий

из тонколистового металла и проволоки.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

3.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

Так же, как и древесину, металл можно просверлить, скажите мне с помощью какого инструмента? Для этого необходимо использовать специальные сверла. Приходилось ли вам работать и разбирать сверлильный станок или наблюдать за процессом?

Исходя из своих познаний, попробуйте сформулировать тему урока.

Основываясь на познаниях из жизненного опыта, наводящих вопросов учителя, учащиеся формулируют тему урока.

Записывают тему и цель в тетради

4. Изучение нового материала

Ручные инструменты, применяемые для сверления отверстий.

hello_html_m3acbf240.jpg

Основные части технологических машин (двигатель, передаточный механизм, рабочий орган)

Настольный вертикально-сверлильный станок (рис.1) состоит из следующих основных частей: плиты (1), колонки (2), с зубчатой рейкой (3), корпуса (4), реечного механизма (5) для подъема корпуса, рукоятки (6) для закрепления корпуса на колонке, шпинделя (7), который вращается в гильзе (8), реечного механизма (9) для подъема и опускания шпинделя, ременной передачи (10), электродвигателя (11) и пускателя (12).

hello_html_m2055ca39.jpg

МЕХАНИЗМ ДВИЖЕНИЯ РЕЗАНИЯ

Шпиндель (1) установлен на подшипниках (4) в пустотелой гильзе (5).

Благодаря этим подшипникам шпиндель легко вращается в гильзе. Подшипники жестко закреплены в гильзе втулкой (3) и гайкой (4).

Гильза является вспомогательной деталью, она не вращается вместе со шпинделем, а только перемещается вместе с ним вверх вниз.

Верхней части шпиндель перемещается во втулке (6), которая запрессована в шкив (7) и вращается вместе с ним.

На верхнем конце шпинделя имеется длинная шпоночная канавка (8). Шпоночная канавка имеется и на втулке (6).

Вставленная в эти канавки, шпонка соединяет шпиндель и втулку. Шпиндель вращается вместе со втулкой, но втулка не перемещается вместе со шпинделем вверх и вниз.

hello_html_m4cc33fc7.jpg

Правила работы на сверлильном станке:

  1. Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.
  2. Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.
  3. Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на плиту станка.
  4. Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.
  5. Перед работой надо проверить надежность закрепления патрона в шпинделе, сверла в патроне, детали в тисках.
  6. Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.
  7. Ось вращения сверла при работе дрелью должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки.

Виды сверл для сверления отверстий. hello_html_m3f03afd1.jpg

Технические сведения

Сверление отверстий чаще всего производится на стационарных (постоянно установленных) сверлильных станках.

Сверла закрепляются в шпинделе непосредственно или с помощью переходных втулок и сверлильных патронов.

На рисунке 1 показана переходная втулка (а), ее положение в шпинделе (б) и способ освобождения сверла от втулки с помощью клина

hello_html_7dec1abd.jpg

Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками (рис 2). Он состоит из корпуса (1), в который запрессована гайка (2). На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками (3), которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу.

При вращении корпуса (а вместе с ним и гайки) кулачки ввинчиваются в гайку или расходятся, закрепляют или освобождают сверло.

hello_html_3ea3ec0a.jpg

Учащиеся записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает инструменты и приспособления, задают вопросы.

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Упражнения для осанки

Выполняют физкультминутку

6. Практическая работа

Подготовка к практической работе. Составление плана поэтапного выполнения работы.

Выполнение работы по технологическим картам.

  1. Надеть спец одежду;
  2. Правильно закрепить сверло в патроне;
  3. Прочно закрепить режущую деталь
  4. Не использовать изношенные сверла;
  5. Использовать крупную деревянную заготовку под режущей деталью
  6. Не отходить от станка, не наклоняться слишком близко и не тормозить патрон руками.

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:

Текущий инструктаж:

Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

Рассказывают правила работы со станком, правила закрепления заготовок и сверл в патроне.

Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль.

7. Подведение итогов урока

Заключительный инструктаж

Проверка работ

Самоконтроль

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

Учащиеся показывают свои работы, указывают на сложности при выполнении

8. Закрепление материала и рефлексия

Вопрос: Какую новую операцию мы изучили с вами на уроке?

Этапы выполнения сверления древесины.

Чем отличается дрель от коловорота?

9. Задание на дом

Прочитать параграф , ответить на вопросы после параграфа

запись домашнего задания

уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Устройство и управление сверлильным станком.

Урок технологии в 5 классе  с использованием мультимедийного оборудования, сверлильного станка, технологических карт, тестов для проверки уровня усвоения полученных знаний....

Тест: "Устройство настольного сверлильного станка"

Тест к разделу: "ТЕХНОЛОГИИ МАШИННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ" (5 класс)...

Устройство сверлильного станка

Презентация по темам: "Устройство сверлильного станка","Приемы работы на сверлильном станке", "Правила техники безопасности при работе на сверлильном станке"...

Разработка урока по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".

Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке"....

КИМ по теме «Устройство настольного сверлильного станка»

ТЕСТ по теме: «Устройство настольного сверлильного станка»...