личностно-ориетированная технология для детей с ОВЗ
презентация к уроку по технологии на тему

Борзикова Ольга Николаевна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannaya_ovz.ppsx860.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РАЗРАБОТЧИК: Борзикова О.Н

Слайд 2

Проблемная ориентация лекции : изучение психологических характеристик отклонений с различной этиологией и патогенезом в развитии детей с целью психологической оптимизации обучения, воспитания и формирования детской личности Цель : на основе сравнительного анализа структуры психического дефекта детей с различными отклонениями в развитии сформировать представления о практических аспектах психологической оптимизации обучения, воспитания и формирования личности аномального ребенка. Задачи: изучить теорию вопроса относительно общих методических подходов при организации психолого-педагогической работы с аномальными детьми; сформировать представления о дифференциально-диагностических отличиях различных отклонений в развитии; сформировать представления о причинах дизонтогений, уметь составить коррекционно-компенсаторный прогноз развития аномального ребенка; научиться понимать психологические закономерности формирования псевдокомпенсаций в развитии аномальной личности с целью профилактики моральных, интеллектуальных, эмоциональных и социальных деприваций в развитии.

Слайд 3

Статистическая норма: средние качественно-количественные показатели представителей популяции (67,7%) Идеальная норма: оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях, высшее проявление нормы функциональной Функциональгная норма: неповторимый путь развития человека, отклонение существует только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития . Когда в результате коррекционно-компенсаторной работы существует такое соотношение взаимоотношений личности и социума, когда без длительных внутренних и внешних конфликтов личность способна выполнять ведущую деятельность, удовлетворять основные потребности и гармонично отвечать на требования, предъявляемые к ней обществом. Возможности = требования = желания БАЛАНС РАЗВИТИЯ КАК ОСОЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРАВИЛЬНОГО К НИМ ОТНОШЕНИЯ Понятие нормы

Слайд 4

ДИЗОНТОГЕНИЯ Дизонтогенез: различные формы нарушения нормального развития, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли своей зрелости. В большинстве случаев это непрогредиентные болезненные состояния , пороки развития, подчиняющиеся тем же закономерностям что и в норме. Закон психического развития Л.С.Выготского Закон компенсации анализаторых систем В.М.Соловьева Принцип трехуровневой структуры личностного дефекта при дизонтонениях Время и длительность вредности; Этиология; Распространненность болезненного процесса; Степень нарушения межфункциональных связей. Органическая или неорганическая природа дефекта.

Слайд 5

ДИЗОНТОГЕНИЯ Сомато-вегетативный уровень (0-3 лет) Психомоторный уровень (4-7 лет) Аффективный уровень (7-12 лет) Эмоционально-идеаторынй уровень (12-16 лет) Этиология - причины и условия появления тех или иных нарушений Локальные нарушения - дефекты анализаторных систем Системные нарушения - интеллектуальные дефекты умственная отсталость и ЗПР

Слайд 6

ВИДЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА: РЕТАРДАЦИЯ (запаздывание или приостановка развития, возможны дисфункци) ДИСФУНКЦИИ (морфофункциональная незрелость центральной нервной системы, взаимодействие незрелых структур личности с неблагопориятными факторами внешней среды). Промежуточное состояние между нормой и отклоняющимся развитием ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ ( повреждение анализатора или локальной структуры мозга) АСИНХРОНИЯ (искаженное развитие) Время и длительность вредности; Этиология; Распространненность болезненного процесса; Степень нарушения межфункциональных связей. Органическая или неорганическая природа дефекта.

Слайд 7

РЕТАРДАЦИИ: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ( F 70 - F 79) ФОРМЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА : ретардация или поврежденное развитие. Олигофрения; Органическая деменция; Умственная отсталость (приостановка развития). ПРИЧИНЫ: Задержка созревания мозга; Ущербный генетический материал; Психосоматические заболевания (деменция); Недостаток интегративной деятельности мозга; Токсико-дистрофирующие инфекции детского возраста.

Слайд 8

РЕТАРДАЦИИ: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ( F 70 - F 79) СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО ДЕФЕКТА: Тотальность недоразвития корковых и подкорковых функций; Необратимость органической патологии; Системность патологии мозга. СТРУКТУРА ВТОРИЧНОГО ДЕФЕКТА: Неспособность к аналитико-синтетической деятельности; Нарушение логики, недоступность анализа и синтеза; Отсутствие абстрактно-логического мышления, нарушения продуктивности ВППП. ТРЕТИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ + ТЕОРИЯ КОМПЕНСАЦИИ А.АДЛЕРА

Слайд 9

РЕТАРДАЦИИ: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ( F 70 - F 79) СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО ДЕФЕКТА: Замедленный темп созревания структур мозга; Недостаток нейродинамики мозга; Нарушение тонуса и подвижности психических процессов СТРУКТУРА ВТОРИЧНОГО ДЕФЕКТА: Психический инфантилизм; Трудности с организацией абстрактно-логических операций; Слабость познавательноых интересов, учебных мотивов; Нарушения словесно-логической памяти, фрагментарность восприятия; Речевые недоразвития. ТРЕТИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ + ТЕОРИЯ КОМПЕНСАЦИИ А.АДЛЕРА

Слайд 10

РЕТАРДАЦИИ: ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ( F 80 - F 89) ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Гармонический инфантилизм; Соматогенная задержка; Психогенная задержка; Церебрально-органическая задержка.

Слайд 11

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ И ЗПР): ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ МЕТОДИК: Кубики Кооса (обучающий эксперимент Л.Ивановой) Динамические пробы руки; Порядковый прямой обратный и фрагментарный счет. Пробы Б.Ф.Зейгарник (пословицы, поговорки). Интерпретация картин «нелепицы».

Слайд 12

Оценка результатов . 10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время он заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 8-9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4-5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 2-3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0-1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из 7 имеющихся нелепиц. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень низкий Методика «Нелепицы»

Слайд 13

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО РЕБЕНКА. НАРУШЕНИЕ ТЕМПОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ; ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ; МОЗАИЧНАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ; АФФЕКТИВНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ; НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВНЕ СВЯЗИ С ИНТЕЛЛЕКТОМ; ЗАДЕРЖКА РЕЧИ ВНЕ СВЯЗИ С ИНТЕЛЛЕКТОМ; СТРЕМЛЕНИЕ К ПОСТОЯНСТВУ, СТЕРЕОТИПИИ; АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Слайд 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Отсутствие нажима и принуждения в контакте с ребенком; Первые контакты на уровне активности и интереса ребенка; Поддержание собственной положительной валентности для личности педагога; Расширять круг положительных впечатлений ребенка; Усложнение форм контактов на основе сложившихся стереотипов ребенка; Не перегружать ребенка требованиями.

Слайд 15

ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ СОХРАННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ НАРУШЕНИИ КОНКРЕТНОГО ВИДА СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ; НАРУШЕНИЯ СЛУХА-НАРУШЕНИЕ РЕЧИ; НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА-НАРУШЕНИЕ РЕЧИ; ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВЕРБАЛИЗАЦИ МЫШЛЕНИЯ; КОМПЕНСАТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ; АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Слайд 16

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Использование компенсаторных возможностей анализаторных систем организма; Формировать представления о качествах личности, эмоциональных свойствах и о нормах поведения; Сформировать правильные социальные эталоны и оценки, социальная компетентность; Формирование адекватной самооценки; Общение в смешанных коллективах, вовлечение в совместные формы деятельности; Формирование толерантной позиции к сасому себе; Духовное воспитание.

Слайд 17

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ СОХРАННЫЙ СЛУХ; СОХРАННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ; ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ; НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ; НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ( ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ); НАРУШЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ (ЗАИКАНИЕ); АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Слайд 18

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Отсутствие нажима и принуждения в контакте с ребенком; Ориентация на меньший объем воспроизведения и запоминания материала; Использование фазового мерцающего характера учебной нагрузки; Ориентация на дозирование материала, формирование абстрактной формы обобщения; Форма подачи материала - дидактическая игра; Учесть в обучении повышенную возбудимость и раздражительность таких детей; Привлечение в совместные виды и формы деятельности в смешанных коллективах.

Слайд 19

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА; ХРОНИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ; МЕРЦАЮЩИЙ ФАЗОВЫЙ ХАРАКТЕР РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ; НАРУШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ; ТРУДНОСТИ С РАСПРЕДЕЛЕНИМ ВНИМАНИЯ; АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Слайд 20

МИКРО-МОЗГОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ Биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости. Моторные нарушения; Повышенная медлительность или расторможенность поведения; Нарушения сна, неуправляемость поведения, возбудимость; Снижение работоспособности, социальная дезадаптация; Возможно возникновение других заболеваний (эпилепсия, психопатия, неврозоподобные расстройства); Истощаемость психических процессов; Высокая эмоциональная лабильность.

Слайд 21

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Использование системы упреждающих педагогических мероприятий; Дозация нагрузки; Использование модели урока, учитывающей фазовый мерцающий характер активности таких детей; Ориентация на систему интересов и возможностей ребенка; Чередование режима учебных нагрузок и отдыха - отработка динамического стереотипа; Волевое воспитание, стимуляция морального поступка-выбора; Жесткий контроль и наказание за нежелательных формы поведения; Привлечение к активным занятиям спортом; Формирование социальной компетентности.

Слайд 22

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ Отягощенная наследственность; Токсико-дистрофирующие инфекции первых лет жизни; Травмы черепа; Сотрясения головного мозга; Родовые травмы; Патология беременности (алкогольная или никотиновая зависимость матери, токсикозы, инфекционные заболевания матери); Воздействие вредных факторов внутриутробно (интоксикации матери лекарственными препаратами или химически вредными веществами).

Слайд 23

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНВАРИАНТНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕКОМПЕНСАЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКОГО ТИПА: ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, УЩЕРБНОСТИ. СНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА; СНИЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПОЯВЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ; ПОЯВЛЕНИЕ ФАНТАЗИЙ-ДЕКОМПЕНСАЦИЙ; ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ; СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Слайд 24

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНВАРИАНТНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕКОМПЕНСАЦИЯ ПСИХОПАТОПОДОБНОГОТИПА: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ; АФФЕКТИВНАЯ ВОЗБУДИВОСТЬ; ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ПАТОЛОГИЯ ВЛЕЧЕНИЙ; РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К КОНФЛИКТАМ, АФФЕКТИВНАЯ ВЗРЫВЧАТОСТЬ; ОТСУТСТВИЕ СТОЙКИХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ ПРИ БОЛЬШОЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ; МОТИВ УДОВОЛЬСТВИЯ – ОСНОВНОЙ МОТИВ ПОВЕДЕНИЯ; НЕМОТИВИРОВАННЫЕ КОЛЕБАНИЯ НАСТРОЕНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям»

Данная презентация обобщает опыт работы классных руководителей по профилактике асоциальных явлений среди подростков, Презентация подготовлена к выступлению на областном учебно-методическом семинаре по...

Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

статья опубликова в сбонике научных трудов "Комплексное сопровождение детей школьного возраста ос ОВЗ" чебоксары ,2012...

Рабочая программа по технологии 7 класс "Индустриальные технологии"для детей с ОВЗ.ФГОС

Данная рабочая программа разработана для детей находящихся на домашнем обучении (дети с ОВЗ).Программа пропорционально сжата в теоретическом и практическом материале (0,25 часа в неделю) и полностью с...

Личностно-ориетированный подход в физическом воспитании

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующи...