Мастер-класс "Пальчиковые куклы"
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

Власенко Марина Михайловна

Конспект мастер-класса: "Пальчиковые куклы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_konspekt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная проектная деятельность по технологии в системе ФГОС ООО.

Мастер-класс: «Кукла для души.»

(творческий проект: выполнение технологических операций, изготовление пупсов из капроновых колготок)

Цель:

 Повышение уровня мотивации к предмету «Технология»

Задачи:

- повысить интерес к учебной деятельности по предмету «Технология»;

- продолжить знакомство с направлениями, по которым можно выбирать тему творческого проекта; --учить выбирать тему, руководствуясь актуальностью проблемы, поиску аргументированных решений;

- воспитывать интерес к творческой деятельности;

- научить последовательности изготовления пупсов из капрона.

Вступление: (сл.1)

Садитесь ближе, господа

Мы начинаем представление…

Театр кукольный открылся

Я пригласил вас всех сюда

Садитесь на места, готовы?

Смотреть игру во все глаза

Сегодня новые артисты

Вас удивят игрой сейчас

Все будет очень натурально

Глаза, движение и шаг

Все это мне далось не просто

Ведь человек я, а не маг

И материал попался сложный

Все силы я отдал на них

Теперь на ваше обозренье

Я кукол выставил своих.

(сл.2)

Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас в нашей творческой мастерской.

Я, Власенко Марина Михайловна и мои помощницы: Валерия, Анастасия. Диана.

Изучение нового материала.

(сл.3,4,5)

Как вы уже догадались речь пойдет о куклах. Не для кого не секрет, что любимое занятие каждой девочки это игра в куклы, и не важно большая ты или маленькая эта любовь остается на всю жизнь. История кукол уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Исследовательская деятельность учащихся.

(история куклы)

(учащийся 1) (сл.6)

Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. К любому празднику мастерили куклу, в которую вкладывали частицу души, поэтому выбрасывать таких кукол считалось грешным. Их бережно складывали в сундук. А на их месте появлялись  новые.

(учащийся 2) (сл.7)

Каждый ребенок имел свою куклу. Куклы были не только девичей забавой. Играли в куклы все дети до семи-восьми лет, пока они ходили в рубахах, пока мальчики не начинали носить портки, а девочки юбки. Пока дети были маленькими, кукол им делали мамы, бабушки, старшие сестры.

(учащийся 3) (сл.8)

Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, глины, лыка, льна. Иногда это был грубый чурбанчик без рук и без ног. Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. традиционно такие куклы делят на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

(учащийся 4) (сл.9)

Главная ценность традиционной народной куклы: она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего его народа. Куклам приписывались волшебные свойства: она была символом плодородия, символом продолжения рода, куклы оберегали людей, жилье, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу.

Это хорошо отраженно в стихотворении «Кукольник»

(сл. 10-24)

На одной из улочек в Париже

Жил когда-то славный мальчуган

Не высокий, коротко  острижен,

И монет не знал его карман.

 Мать-кухарка, да еще два брата

Вот и все семейство бедняка.

Их одежда старая в заплатах,

Прикрывала кое-как бока.

Знал мальчишка нищету и холод,

И болезни знал он и обман,

Но ребенок забывал про голод,

Если приезжал к ним балаган.

Эти деревянные подмостки

И веселый скоморошный мир

Обожали нищие подростки

И у каждого ребенка свой кумир.

Был он и у нашего героя-

Добродушный кукольник-чудак.

Он любого мог отвлечь от горя,

Мог отдать он куклу просто так.

Улыбался черными усами,

А в глазах и нежность и тепло.

Словно был он послан небесами,

Чтобы людям раздавать добро.

И мальчишка после представленья

К кукольнику близко подошел,

И сказал: мне б вашего уменья,

Я б наверно землю обошел.

Научите делать эти сказки,

Я хочу быть мастером как Вы,

Чтобы эти куклы, эти маски

Всем дарили радость и мечты.

То далеко ездили, то ближе,

Но уже давно, который год

На одной из улочек в Париже

Небогатый кукольник живет.

(сл.25)

Вот и у нас в школе из-за желания дарить радость и мечты, из-за любви к игре в куклы, благодаря творческим проектам учащихся, появился небольшой кукольный театр.

(учащийся1) (26,27)

На утренник детский

Артисты спешат

У них в чемоданах

Артисты лежат

Счастливей артистов

Наверное нет:

 Мы в куклы играем

До старости лет

И нету артистов

Несчастнее нас

Никто нас не видит

Мы скрыты от глаз

Вначале у нас появились пальчиковые куклы.

(учащийся2) (сл.28)

На каждый палец оденем сапог

Восемь рук – это сорок ног

Двадцать солдат удалого полка

Смело на битву шагают войска.

Потом появились куклы-перчатки.

(учащийся1) (сл.29)

Превращается рука

И в котенка, и в щенка

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень-очень мало

Специальные перчатки, ум, талант – и все в порядке.

Мы даже пробуем мастерить кукол-марионеток.

(учащийся2) (сл.30)

Можно куклой покрутить

Потянуть ее за нить

На спектакле без конфетки

Послушны все марионетки.

(сл.31)

Спектакль окончен, видеть странно,

Как из-за ширмы все в огнях,

Встают артисты – великаны,

Держа артистов на руках.

Артист на сцене – кукловод,

А зритель в зале там – народ.

Артисту смотрят все на руку.

Что за театр – театр кукол.

(сл.32)

На творческих занятиях мы с вами  делаем кукол из разного материала, применяем разную технику изготовления: это работа с тканью, папье-маше, соленое тесто, вязание.

Но, сегодня мне хочется предложить вам технику изготовления кукол из капроновых колготок.

Мамы, дамы, ребятишки

На досуге и с охотки

Полистайте нашу книжку

Про веселые колготки

(сл.33-40)

Эта книжка о том, как старые колготки можно использовать для замечательных поделок: игрушек, сувениров, необыкновенных подарков, композиций, украшений и конечно же кукол.

Практическая работаю.

Текущий инструктаж.

(сл.41,42)

Вашему вниманию хочется предложить быстрый и недорогой способ изготовления куклы. Такая кукла может послужить хорошим подарком, сувениром, с ней можно поиграть, и обходиться она не дорого, даже если делать ее из нового материала. Себестоимость такой куклы где-то 15 – 20 рублей.

(сл.43)

Для этого нам понадобятся капроновые носки, х\б носки, синтепон, клей, бусины, нитки, ножницы, иголка.

Все необходимое лежит перед вами.

Есть иголка у нас, ножницы, наперсток

Куклу сделаем сейчас из носочков пестрых

Мы лицо ей разошьем нитками цветными

И волшебное потом выдумаем имя.

Технология изготовления таких кукол проста.

(сл.44-51)

Тряпье, да иголка, да ниток катушка

В умелых руках оживает игрушка

Влагает в нее непонятную властью

Частицу души своей кукольный мастер

Вот так же наверно ночными часами

Трудился когда-то Создатель над нами

Рождение куклы из разного хлама

Подобно явлению миру Адама

Бывает довольно кусочка рогожки

Чтоб вылепить тело и ручки, и ножки

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок

И мир изучает пытливый зрачок

Живет человечек и сквозь бесконечность

Глядит на него седовласая Вечность.

Инструктаж по технике безопасности.

(работа с ножницами, иглами, булавками, колющимися предметами)

Технология изготовления куклы.

(сл.52 видео)

Возьмем два кусочка синтепона и вкладываем в уголки носочка, перемотаем ниткой, закрепив ее узелком.

Аккуратно отрежем, получились ручки. сделаем аналогично носик.

Далее от отрезанного края отступаем 3 см. и перевяжем, закрепив узелком.

Берем синтепон и набиваем носок. Формируем тушку. Открытую часть зашьем косым стежком или склеим.

Аккуратными движениями иглы взобьем синтепон, так, чтобы он заполнил уголки.

Получившуюся заготовку перевяжем ниткой так, чтобы туловище составляло одну треть всей заготовки.

Приклеим носик, Пришьем глазки, предварительно наметив их булавками, вышьем брови и ресницы . теперь наметим места расположения ушей, двумя проколами иглы, сделаем уши.

Очень просто делаем ножки и попку. Для этого закрепим нитку внизу на шве, выведем ее на спине и закрепим на шве предварительно затянув ее. Из х\б носка делаем одежду, пришиваем ручки. Румяной  подкрасим щечки и кукла готова.

Заключительный этап урока. Самооценка работ.

Фея знала свое дело

И летая в небесах

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала

Все чего она касалась

Оживало, просыпалось

И в ее руках послушных

Обретали куклы души

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея

Потому, что это средство

Чтобы вечно помнить детство.

Всем спасибо, хорошего настроения и успехов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендании "Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка

В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки....

"Кукла в контексте мировой культуры. История развития куклы"

Мифы, ритуалы, фотоматериал... все что нужно, чтобы интересно рассказать детям :)...

Традиционная кукла:обрядовая и обереговая Кубанская кукла-оберег.Ангелочек

У славянских народов обрядовые и обереговые куклы известны с языческих времён. Один из основных признаков куклы – оберега –отсутствие характерных признаков лица: носа, глаз, рта....

Презентация "Руссая народная кукла. Детские куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях  "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возмо...

Презентация "Руссая народная кукла. Свадебные куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по ихготовлению кукол-закруток. Возможно использ...

Презентация "Руссая народная кукла. Куклы в целительстве"

Презентация является иллюстрированным матералом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матери...