Методические рекомендании "Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка
методическая разработка по теме
В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla-mamka_-_kopiya.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
« ЮНОСТЬ»
Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
АВТОР: Еремеичева Елена Олеговна, педагог
дополнительного образования 1 категории.
Г. Сергиев Посад 2011 г.
Аннотация
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 10 – 14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества и обучению изготовления тряпичной куклы на основе традиционной технологии.
Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, обучающим детей изготовлению традиционных тряпичных кукол. В них приведен процесс изготовления очень интересной с точки зрения изготовления, и с точки зрения игры куклы-мамки. Если развязать пояс у вас в руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.
Источником практического опыта для данной разработки послужили авторские работы художников Анны и Марии Дмитриевых и результаты практической работы с детьми в созданном автором разработки, творческом объединении «Хозяюшка».
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Цель :
-развитие интереса детей к народной культуре и традициям через изготовление куклы-мамки,
-знакомство детей в процессе работы с историей и разнообразием тряпичных кукол.
Задачи :
- развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка,
- научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии,
- развивать глазомер и умения работать с лоскутками ткани,
- развивать стремление к самостоятельному творчеству,
- формирование навыков работы при изготовлении куклы-мамки,
- воспитание аккуратности, усидчивости и интереса в достижении цели.
Материалы и инструменты :
- белая ткань для головы и туловища основной куклы и пеленашек,
- разноцветная ткань для кукольной одежды и пеленашек,
- вата,
- тесьма,
- нитки,
- иглы для ручного шитья,
- ножницы.
Формы работы :
- индивидуальная: подбор ткани, индивидуальный показ выполнения изделия, самостоятельная работа над изделием,
- коллективная - фронтальный показ последовательности выполнения изделия, объяснение, обсуждение.
Методы работы :
- информационные: история тряпичной куклы, демонстрация образца и последовательности выполнения работы,
- практические,
- управление деятельностью детей.
План и содержание занятия
- Организационный этап: приветствие и сообщение темы занятия.
- Аннотация: информация об истории куклы, её образах и символике, демонстрация образца и определение последовательности выполнения работ.
- Подготовка рабочего места, повторение правил техники безопасности.
- Подбор материала для выполнения изделия.
- Выполнение творческого задания. Практическая часть работы.
- Подведение итогов.
Результаты:
- оценка усвоения полученной информации и навыков и умений, полученных в процессе работы,
- интерес детей не только к результату, но и к процессу выполнения изделия,
- проявление активности каждого ребенка,
- анализ индивидуальной и коллективной работы.
Основная часть ( содержание занятия):
1.Тема занятия – изготовление тряпичной сшивной тряпичной куклы – кукла-мамка.
2.Из истории.
Еще в середине ХХ века дети играли тряпичными куклами. Тряпичная кукла играла большую роль. Она была участницей многих праздников и обрядов, являлась символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода.
Куклу начинали вертеть с пяти лет. С большим старанием куклу наряжали, так как по ней судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки. А вот лицо кукле не делали – она была безликой.
По народным поверьям кукла с лицом обретала душу и становилась опасной для ребенка, а безликая кукла считалась неодушевленной и не могла ему навредить.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды и просто житейские ситуации. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обрядов, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
Куклу никогда не оставляли на улице, не разбрасывали в избе, а берегли в коробках или корзинках. Куклу позволяли брать в гости, их клали в приданое.
Традиционных русских кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и этнографические; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и не сшивную (закрутку).
Тряпичная «кукла-мамка» состоит из скрученного или сшитого и набитого столбика, превращенного с помощью разноцветных лоскутков ситца, в деревенскую женщину, и пяти кукол-младенцев, прикрепленных к ней поясом.
Последовательность выполнения работы:
- Изготовление столбика;
- Оформление столбика одеждой из цветного ситца;
- Скручивание пеленашек;
- Закрепление пеленашек к кукле-столбику пояском из тесьмы.
3. На рабочем месте должны быть иглы для ручного шитья, нитки, тесьма, вата и ножницы. Перед началом работы необходимо напомнить правила техники безопасности с колющими и режущими предметами.
4. Подбор материала для изготовления куклы производится индивидуально каждым ребенком с учетом сочетания цветов между собой и настроением создаваемого изделия.
5. Изготовление куклы-мамки.
5.1. Начинаем работу с изготовления столбика. Рекомендованная высота от 15 до 30 см. В данном случае столбик у нас дополнен деталями рук.
Раскраиваем 2 детали для столбика, 1 деталь донышка и 4 детали для рук. Фото 1.
Сшиваем и набиваем заготовки, предназначенные для изготовления рук. Сшиваем туловище-столбик, вшивая в боковые швы, изготовленные детали рук. Выворачиваем туловище-столбик. Далее через незашитое донышко набиваем полученную заготовку и пришиваем донышко. Фото 2.
5.2. Раскраиваем детали одежды: рубашку, сарафан, жакет и платок. Для рубашки больше подойдет светлый ситец с мелким рисунком. Для сарафана лучше взять более темную и плотную ткань (например, лен). Жакет выкраиваем из шерстенной ткани. Для платка подойдет цветной ситец. При раскрое рубашки и сарафана необходимо сделать прорези для рук. Фото 3.
Сшиваем рубашку по заднему шву и одеваем её на туловище. Руки одеваем в прорези для рук. Горловину рубашки пришиваем к туловищу потайным стежком. Линия, по которой пришивается горловина рубашки, определяет линию шеи. Фото 4.
Сшиваем сарафан также как и рубашку, по заднему шву. Одеваем его на куклу, пришивая к туловищу немного ниже линии пришивания рубашки. Рубашка должна быть видна у горловины, сверху сарафана.
Фото 5.
Сшиваем жакет по боковым швам и выворачиваем. Фото 6.
Одеваем куклу в жакет, а на голову повязываем платок. Фото 7.
5.3. Следующим этапом станет изготовление пеленашек. Для этого складываем кусок светлой ткани пополам, скручиваем в трубочку и перевязываем ниткой. Делаем 5 заготовок. Заворачиваем сделанные заготовки в цветные лоскутки так же, как заворачивают ребенка. Фото 8.
5.4. Заканчиваем изготовление куклы-мамки сборкой всех частей. Пеленашек прикладываем к кукле и привязываем пояском-тесьмой. Фото 9.
5. Подведение итогов.
Если благодаря полученной информации из истории тряпичной куклы, дети увлеклись процессом подбора ткани и изготовления куклы, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, и в итоге сшили куклу, то результаты занятия можно считать положительными.
Фотографии сделаны автором данной работы в процессе изготовления изделия.
Список используемой литературы
- Русская тряпичная кукла. Галина и Мария Дайн, Изд. Культура и традиции, Москва 2008г.
- Русский народный свадебный костюм. С.В.Горожанина, Л.М.Зайцева, Изд. Культура и традиции, Москва 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по технологии "Русская тряпичная кукла."
методическая разработка по технологии для МОучителей технологии...
Тряпичная кукла (Методическое пособие)
Методическое пособие разработанное специально для учащихся младших классов, а так же для работников детского сада, родителей и учителей. Данная методичка является приложением к разработанной мною прог...
Тряпичная кукла (Методическое пособие)
Методическое пособие разработанное специально для учащихся младших классов, а так же для работников детского сада, родителей и учителей. Данная методичка является приложением к разработанной мною прог...
Тряпичная кукла (Методическое пособие)
Методическое пособие разработанное специально для учащихся младших классов, а так же для работников детского сада, родителей и учителей. Данная методичка является приложением к разработанной мною прог...
Методическое пособие "Тряпичная кукла"
Методическое пособие "Тряпичная кукла" спецально разработано к блоку занятий по программе декоративно-прикладного искусства "Наследие"....
Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Данная разработка посвящена развитию интереса детей 10 – 14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества и обучению изготовления тряпичной куклы на основе традици...
Презентация "Тряпичная кукла" к уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Столбушка"
Презентация содержит материал к открытому уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Стол...