Программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по технологии на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Согласовано Заместитель директора по ВР __________/М.С. Шамотина/ «___» ___________ 2014 г. | Введено в действие Приказом директора МБОУ «Средняя школа № 4» № от |
Рабочая программа
Кружка
«Рукодельница»
для учащихся 5-6 классов
на 2017 – 2018 учебный год
РУКОВОДИТЕЛЬ
Дышко Светлана Валерьевна
Пояснительная записка.
Каждый человек должен осознавать, что умение много делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог нашей уверенности в себе. В умении делать – наша власть над предметным миром. Человек, владеющий мастерством шитья одежды, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нем окажется потребность. Закрепить эту уверенность ученикам поможет кружок « Рукодельница».
С древних времен людям нравилось себя украшать. Первобытный человек использовал для этого клыки убитых животных, в более поздние времена, когда появилось железо, украшения делались из разных сортов металла. Чем больше совершенствовалось общество, тем изящнее, красивее и дороже становились украшения людей. Причем мужчины украшали себя не меньше, чем женщины. На занятиях кружка «Рукодельница» девочки научатся изготавливать украшения из бумаги, бисера и других поделочных материалов.
Аксессуары играют существенную роль в жизни любого подростка; они позволяют выразить свою индивидуальность.
Коллекции аксессуаров играют существенную роль в жизни любого модного бренда одежды; они позволяют дизайнерам создать законченный стиль. Кроме того, существуют отдельные бренды, которые занимаются исключительно изготовлением аксессуаров и постоянно нуждаются в специалистах, которые могут привнести новые идеи.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа, 68 часов в год. Программа рассчитана на обучение детей 10 - 16 лет.
Актуальность программы «Рукодельница» заключается в том, что дети выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение своими руками. Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому ребенку, который изготовил этот сувенир, так и обладателю сувенира принявшего его в дар.
Отличительная особенность программы «Рукодельница» является вариативность - детям дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для подростков. Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков в изготовлении изделий из различных материалов.
Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества, удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Цель программы: развитие мотивации детей к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, через освоение технологии изготовления изделий утилитарного назначения.
Задачи программы.
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия;
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду.
Этапы реализации программы:
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность.
На занятиях используются методы обучения:
Наглядный метод. Это показ образца, демонстрация техники выполнения различных видов изделий, всевозможные схемы, иллюстрации. Этот метод помогает привлечь внимание детей, заинтересовать их перспективой дальнейшей работой.
Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения творческой работы. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат.
Метод исследовательской работы — это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике.
Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов изделий и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов изделий, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.
Метод проектной деятельности. Обучаясь по программе «Рукодельница» каждый ребенок выполняет проекты по каждому большому разделу программы. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях.
Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обучения.
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми программы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.
Формы реализации программы.
Беседы по темам программы. Убеждения. Индивидуальные занятия. Коллективные занятия. Игры. Викторины. Тесты. Решение кроссвордов. Исследовательские задания. Выставки. Проблемные задания. Конкурсы на закрепление полученных знаний. Исследовательские работы. Написание сообщений. Выступление перед аудиторией. Выполнение практических упражнений. Выполнение образцов и авторских работ. Оформление выставок. Оформление работ.
Прогнозируемые результаты
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
- Технологию и основные приёмы изготовления, и способы художественной обработки изделий;
- Технику безопасности труда и личной гигиены;
- Инструменты и приспособления для изготовления искусственных цветов;
- Понятия дизайн, аксессуары, колорит, цветовые сочетания;
- Основные приёмы техники изготовления изделий .
- Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
- Технологию изготовления сувениров.
должны уметь:
- Пояснять значение терминов «дизайн», «аксессуар».
- Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления изделий;
- Подбирать материалы и инструменты для работы;
- Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены
- Изготавливать сувениры в изученных техниках.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественных способностей; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект.
Учебно - тематический план на курс обучения
Раздел | Всего часов | Темы раздела | Теория | Практика |
1.Вводное занятие | 2 | Безопасные приёмы работы с инструментами. | 2 4 | 6 |
2. Аксессуары. | 10 | История аксессуаров. Современные дизайнеры аксессуаров. Материаловедение. Цветоведение. Композиция аксессуара. Эскизирование. Технология изготовления аксессуаров. Изготовление фантазийных аксессуаров. | ||
3. Вязание с бисером | 22 | Вязание с бисером. Примеры работ. Изготовление подвесок, брошей (практика). Изготовление браслетов (практика). Изготовление колье (практика). | 4 | 18 |
4. Украшения из бумаги | 14 | Изготовление украшений из бумаги. Бусы из бумажных полос. Серьги и браслет из бумажных бусин. Серьги и кулоны из пластин. | 2 | 12 |
5. Итоговый контроль. | 4 | Оформление и выставка работ. | 2 | 2 |
Итого: | 52 | 14 | 38 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Вводное занятие - (2ч .)
Уточнение состава детей в детском объединении. Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнении различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа: Запись правил техники безопасности.
2. Аксессуары - (10 ч.)
История аксессуаров. имидж, стиль, аксессуар, мода. Функции и классификация. Подбор аксессуаров: законы, параметры, правила. Цвет: гармония цвета, оптические иллюзии, психология цвета. Композиция аксессуара.
Эскиз. Современные дизайнеры аксессуаров.
Практическая часть: Выполнение упражнений на закрепление материала.
3. Вязание с бисером - ( 22 ч.)
Изделия в техники вязание с бисером. Знакомство с технологией вязания и дополнительными материалами. Инструменты, приспособления для изготовления украшений. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материала к работе. Эскиз. Основные приёмы вязание.
Практические работы: Изготовление аксессуаров в техники вязания с бисером.
4. Украшение из бумаги- (14 ч)
Изготовление украшений из бумаги. Бусы из бумажных полос. Серьги и браслет из бумажных бусин. Серьги и кулоны из пластин.
Практические работы: Изготовление аксессуаров из бумаги.
5. Итоговый контроль работ. - (4 ч.)
Выставка творческих работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Общее количество часов | В том числе | Дата проведения | |
теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие. Безопасные приёмы работы с инструментами. | 2 | 2 | ||
2. Аксессуары. | |||||
2.1. | История аксессуаров. Понятия имидж, стиль, аксессуар, мода. Функции и классификация. | 2 | 4 | ||
2.2 | Подбор аксессуаров: законы, параметры, правила. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Цвет: гармония цвета, оптические иллюзии, психология цвета | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Композиция аксессуара. Эскиз. | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Современные дизайнеры аксессуаров. | 2 | 2 | ||
3. Технология изготовления аксессуаров в технике вязание бисером. | |||||
3.1 | Вязание бисером. Примеры работ. | 2 | 2 | ||
3.2 | Изготовление подвесок, брошей (практика). | 7 | 1 | 6 | |
3.3 | Изготовление браслетов (практика). | 7 | 1 | 6 | |
3.4 | Изготовление колье (практика). | 6 | 1 | 5 | |
4. | Украшение из бумаги | ||||
4.1 | Украшение из бумаги. Примеры работ. | 2 | 2 | ||
4.2 | Бусы из бумажных полос. | 4 | 4 | ||
4.3 | Браслет из бумажных бусин. | 4 | 4 | ||
4.4 | Серьги и кулоны из бумажных бусин. | 4 | 4 | ||
5. | Итоговый контроль. Выставка и оформление работ. | 4 | 2 | 2 |
Содержание
1. Вводное занятие
Порядок и содержание работы объединения. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Начальная диагностика группы, с целью установления уровня детей, на котором они находятся к началу освоения курса.
2. Аксессуары.
2.1. Аксессуары, основные понятия, функции, классификация.
История аксессуаров от древности до наших дней; Аксессуары, как обереги; Основные понятия, функции аксессуаров, классификация аксессуаров. Бижутерия – вклад Коко Шанель.
2.2. Подбор аксессуаров: законы, параметры, правила.
Тонкости подбора аксессуаров, законы и основные правила их подбора.
Композиция костюма позволяет грамотно составить комплект из одежды, дополнить его аксессуарами и передать смысл всего образа.
Практическая часть
Выполнение упражнений на закрепление материала.
- Цвет: гармония, оптические иллюзии, психология цвета.
Основные цвета, вторичные цвета. Теплые и холодные цвета. Гармоничное сочетание цветов, оптические хроматические и ахроматические иллюзии. Психологическое цвета.
Практическая часть
Выполнение упражнений на закрепление материала.
2.4 Композиция аксессуара.
Основы композиции: понятие о пропорции и равновесии, симметрии и асимметрии. Ролью аксессуаров в композиции костюма. Композиционным равновесием, единством характера формы всех элементов, колористическое и тональное единство.
Практическая часть
Выполнение эскизов.
2.5 Современные дизайнеры аксессуаров.
Познакомимся с современными мировыми дизайнерами аксессуаров.
Практическая часть
Выполнение упражнений на закрепление материала.
3.Технология изготовления аксессуаров в технике вязания бисером.
3.1 Вязание бисером. Примеры работ. Изделия в техники вязание бисером. Знакомство с дополнительными материалами. Инструменты, приспособления для изготовления украшений. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материала к работе. Эскиз. Основные приёмы работы.
Практические работы:
Изготовление аксессуаров в техники вязания с бисером.
3.2 Изготовление подвесок, брошей (практика).
3.3 Изготовление браслетов (практика).
3.4 Изготовление колье (практика).
4.Украшение из бумаги.
4.1 Украшение из бумаги. Примеры работ. Изделия из бумаги. Знакомство с дополнительными материалами. Инструменты, приспособления для изготовления украшений. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материала к работе. Эскиз. Основные приёмы работы.
Практические работы:
Изготовления аксессуаров из бумаги.
4.2 Бусы из бумажных полос (практика)
4.3 Серьги и браслет из бумажных бусин (практика)
4.4 Серьги и кулоны из пластин (практика)
5. Итоговый контроль.
Выставка и оформление работ.
Список литературы.
- Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.:Искусство. 2004
- Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 2006
- Дворниченко Н.В. Украшения к одежде.-Минск: Полымя, 2007.
- Кливенская Т.М., Панкратов В.А. Цветочная аранжировка.-М.:ВО «Агропромиздат», 2008.
- Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах.-М.: Педагогика-пресс, 2003.
- Числова З. «Украшения из бисера». Издательство: Феникс
Серия: Город мастеров
г.2013
Рекомендуемая литература для детей:
1.Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде [Текст] / Н.В. Дворниченко. – Мин.: Полымя, 1987.- 80 с.
2.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама [Текст с иллюстрациями] / Н.В. Ерзенкова. - С-Пб.: Диамайнт ТОО – Лейла, ТОО Диамант, 1995.- 478 с.
3.Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208с.
4.Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е. Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.
5.Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство АСТ Олимп Премьера, 2000.- 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...