Конспект урока. Физиология питания 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока : Физиология питания. 7 класс
Цель:
обучающая: дать понятие о микроорганизмах, узнать о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продуты, источниках и путях проникновения болезнетворных микробов в организм человека; дать понятие о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу; познакомить с профилактикой инфекций, первой помощью при пищевых отравлениях.
развивающая: развивать познавательный интерес;
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: карточки с названиями бактерий для игры
Тип урока: усвоения новых знаний
Ход урока:
I.Организация класса
1. Приветствие
2. Проверка присутствующих
II.Актуализация опорных знаний
Упражнение «Микрофон»
1. Знаете ли вы, что такое бактерии?
2. Что может привести к пищевому отравлению?
3. Какие признаки пищевого отравления вы знаете?
III.Мотивация учебной деятельности
От нормальной работы органов пищеварения зависит состояние организма в целом. Организм человека постоянно подвергается воздействию различных вирусов и бактерий (микроорганизмов), бороться с которыми ему помогают микроорганизмы, которые в основном находятся в кишечнике. Поэтому все бактерии (микроорганизмы) можно условно разделить на полезные и вредные. Полезные выполняют роль живого щита в борьбе с болезнетворными микробами. Их также используют при изготовлении сыров и других кисломолочных продуктов. Вредные бактерии вызывают порчу продуктов, что приводит к пищевым отравлениям.
IV. Изучение нового материала
Постановка темы и цели урока обучающимися.
Понятие о микроорганизмах. Полезные микроорганизмы
Молочнокислые бактерии вырабатывают молочную кислоту из саxapa и других углеводов. Напитки типа йогурта и кефира производят с использованием молочнокислых бактерий уже очень давно.
Настоящий кисломолочный продукт обязательно содержит живые микроорганизмы (кисломолочные бактерии), которые составляют основную массу микрофлоры пищеварительного тракта человека.
Нарушение баланса микрофлоры -дисбактериоз - может привести к заболеваниям желудка и двенадцатиперстной кишки, аллергии. Одно из самых неприятных последствий дисбактериоза - общее снижение иммунитета, быстрая утомляемость.
Это интересно!
Квашеная капуста полезнее, чем свежая. А всё из-за того, что молочнокислые бактерии, которые, собственно, и заквашивают капусту, синтезируют витамины. В итоге получается продукт, обогащённый витаминами В1, В2, ВЗ, Вб и В9.
Кефирный грибок представляет собой совместное существование микроорганизмов, образовавшееся в процессе длительного развития. Сжившиеся микроорганизмы ведут себя как целостный организм. Они вместе растут, размножаются и передают свою структуру и свойства последующим поколениям. Белые или слегка желтоватые кефирные грибки обладают специфическим кислым вкусом. Их основную микрофлору составляют молочнокислые палочки, стрептококки и дрожжи, которые и влияют на вкус, аромат и питательные свойства кефира.
Кисломолочными продуктами «оздоровляют» микрофлору кишечника и лечат гастриты. В йогурте в качестве закваски используют открытую И. И. Мечниковым разновидность молочнокислых бактерий - болгарскую палочку. Как любой кисломолочный продукт, йогурт, безусловно, полезен (особенно с биодобавками), но живые бактерии сохраняются в нём, как правило, не больше 1-2 недель. Поэтому йогурты с небольшими сроками хранения полезнее йогуртов, имеющих длительный срок хранения.
Дрожжи - одноклеточные пекарские грибки, которые используют для выпечки хлеба и других изделий из теста, так как они служат разрыхлителем, придающим изделиям пористую структуру.
Вредные микроорганизмы
Плесневые грибы чаще всего появляются на сладостях, мясе и сыpe. Для роста им требуется тёплая и влажная питательная среда. Жара и солнечный свет их убивают. Плесень неприхотлива и может расти тамм, где для дрожжей и бактерий мало влаги. Употребление в пищу продуктов переработки хлебных злаков, перезимовавших в поле или убранных с опозданием, заплесневевших орехов, фруктов и овощей, поданных на стол без тепловой обработки, приводит к пищевым отравлениям. Чтобы этого не случилось, необходимо хранить продукты в холодном месте при низкой влажности.
Дрожжевые грибки размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар. Продукты с небольшим содержанием сахара, но большим содержанием жидкости (фруктовые соки и сиропы) из-за появления дрожжевых грибков начинают бродить. Рост грибков можно предотвратить, держа продукты в холодном месте.
Сальмонеллы - палочки, вызывающие тяжёлые пищевые отравления (сальмонеллёзы). Хорошо размножаются при комнатной температуре и наиболее активны при температуре +37 °С. Легко переносят низкие температуры, при температуре -20 °С сохраняются в течение нескольких месяцев. Основными переносчиками сальмонеллы являются домашние животные, птицы (особенно водоплавающие), а также грызуны и насекомые. Заражёнными могут быть молочные продукты, яйца, рыба. Наибольшую опасность представляют изделия из мяса: фарш, субпродукты, колбасы, студни, салаты. Сальмонеллы не изменяют внешний вид, вкус и запах блюд, поэтому распознать их в домашних условиях практически невозможно.
Для профилактики сальмонеллёзов необходимо сырые и готовые к употреблению продукты резать на отдельных разделочных досках, яйца тщательно мыть.
Ботулинус вызывает ботулизм - одно из самых тяжёлых пищевых отравлений. Палочки ботулинуса обитают в кишечнике человека, животных, птиц, рыб, обнаруживаются в почве, водоёмах, на овощах и фруктах. Ботулинус образует споры, которые обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Главное условие для развития ботулинуса - отсутствие доступа воздуха. Яд ботулинуса не разрушается при солении, мариновании, консервировании и даже замораживании. Основной способ борьбы с ботулизмом - воздействие на продукты высокой температуры.
Обработка консервов в домашних условиях часто не обеспечивает гибели спор. Свойства продукта при заражении ботулинусом изменяются не очень сильно, иногда ощущается слабый запах прогорклого жира, значительно реже продукт размягчается и изменяет цвет. В мясных, рыбных и других консервах могут скапливаться газы, приводящие к вздутию банки (бомбаж).
В последние годы участились случаи заболевания ботулизмом при употреблении домашних консервов. Наибольшую опасность представляют грибы и овощи с низкой кислотностью в герметически закрытых банках. Отравление может произойти и при употреблении мясных консервов, окороков, ветчины, солёного сала, а также солёной и вяленой рыбы домашнего приготовления.
Золотистый стафилококк находится в воздухе, на коже человека, в полости рта и носа. Стафилококк вызывает ангину, воспалительные процессы и гнойничковые заболевания кожи. Попадая на пищевые продукты и быстро развиваясь на них, в больших количествах выделяет токсин, не изменяя при этом их вкуса, запаха и консистенции. Основные меры борьбы со стафилококком - соблюдение правил личной гигиены, хранение продуктов при температуре +2-4 °С в закрытой посуде.
Внимание!
Поскольку кипячение убивает почти все бактерии, чтобы гарантировать безопасность пищи, важно обрабатывать продукты при высокой температуре достаточное время.
Игра «Найди свою группу» (полезные и вредные микроорганизмы)
Ход игры. Двум учащимся раздаются карточки с надписями «вредные микроорганизмы», «полезные микроорганизмы», остальным - карточки с названиями бактерий: кефирный грибок, болгарская палочка, дрожжи, золотистый стафилококк, ботулинус, сальмонеллы, дрожжевые грибки, плесневые грибы. Учащимся, получившим карточки с названиями бактерий предлагается найти свою группу - «вредные микроорганизмы» или «полезные микроорганизмы».
Пищевые отравления
Упражнение «Мозговой штурм»
- Что вы знаете о пищевых отравлениях?
- Можно ли их избежать?
Причиной бактериальных пищевых отравлений является несвежая пища, в которой содержатся микроорганизмы (как правило, бактерии, грибки) и продукты их жизнедеятельности: токсины, ядовитые для человеческого организма. Наиболее опасным для человека является ботулинический токсин («колбасный яд»), который вырабатывается бактериями, поселяющимися внутри рыбы, колбасы, ветчины и в консервах. Этот токсин полностью разрушается при кипячении в течение 15 мин.
Бактерии попадают на продукты с грязных рук, грязного оборудования и рабочих поверхностей, с потоком воздуха и водой, переносятся насекомыми, птицами, грызунами, домашними животными, очень легко переносятся с не убранных вовремя пищевых отходов.
Болезнетворные бактерии частично гибнут под влиянием слюны, желудочного сока и желчи, но некоторые могут долгое время оставаться устойчивыми и размножаться в кишечнике, вызывая инфекционные заболевания.
Пищевые отравления сопровождаются болью в животе, рвотой, поносом, головной болью, головокружением, обморочным состоянием. Иногда могут возникать судороги и бред. Часто происходит отравление нескольких людей, принимавших одну и ту же пищу.
Дизентерия - инфекционное кишечное заболевание. Дизентерийная палочка поражает толстую кишку. Инкубационный период длится 2-5 суток, затем происходит повышение температуры до 38- 39 °С, появляются боли в мышцах и суставах, головная боль, схваткообразные боли в левой половине живота, учащается стул, в нём появляется слизь, иногда кровь. Источником заражения могут быть мухи или больной человек.
Чтобы избежать пищевых отравлений, пища должна быть по возможности свежеприготовленной. Особого внимания при обработке и хранении требуют бульоны, соусы, супы, мясо и мясопродукты, мясные блюда, пироги, молоко и молочные продукты, яйца и яичные продукты, продукты, которые подвергаются ручной обработке, повторно подогретая пища.
Сырое мясо, рыбу и птицу нельзя хранить рядом с продуктами, употребляемыми в пищу без термической обработки (сыр, колбаса). Сырые мясные и рыбные продукты, овощи необходимо разделывать на разных досках.
V. Повторение изученного материала
Упражнение «Незаконченное предложение»
- Полезными принято называть бактерии, которые…………
- В организме человека они…………
- Кефир считают диетическим продуктом потому, что…………………
- Плесневые грибки появляются на……….
- Для роста и развития им нужна…………
- Чтобы избежать отравления нужно…………..
VI. Рефлексия
1. Какую тему изучали на уроке?
2. Что нового узнали?
3. Чему новому научились?
4. Где пригодятся полученные знания?
5 Тема сегодняшнего урока важна для меня потому, что…………………
VII.Домашнее задание
Повторить параграф 1 (учебник Технология: Обслуживающий труд, 7 класс, автор О.А.Кожина.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока .Физиология питания.
Ознакомить учащихся с влиянием микроорганизмов на пищевые продукты, с ролью минеральных веществ в жизнедеятельности организма, с влиянием солей кальция, натрия, железа, йода на организм человека; изуч...
Конспект урока "Особенности питания животных", 6 класс
Урок в 6 классе по УМК Сонина. Разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Открытый урок. Физиология питания. 7 класс.
Разработка урока по теме "Физиология питания"...
конспект урока для 6 класса "Culture Corner. Places to eat in the UK. Культуроведение. Общественные места питания в Великобритании". по учебнику "Spotlight" Ю. Ваулина, О. Подоляко
форма: творческий проекттехнологии: ИКТ, проектная...
Разработка урока "Физиология питания"
главная цель урока -демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья....
План урока "Физиология питания"
Цели урока - развивать умения находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, питательных и минеральных веществ; знать понятия «пища», «физиология пита...
План открытого урока "Физиология питания"
Цель урока - формирование общих знаний о физиологии питания человека; роли витаминов, питательных веществ и минералов в процессе жизнедеятельности организма....