Рукоделие
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Строганова Светлана Николаевна

Программа дополнительного образования по Технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukodelie_programma_2018.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»

Принято на педагогическом совете

Протокол № ____________

от  «___» ______________ 2018 г.

Руководитель МО

_________________

Долженко В.Н.

Утверждаю

Приказ № ______________

от  «___» _____________ 2018 г.

Директор школы ______________

Чайковский А. В.

дополнительная общеразвивающая программа

«Рукоделие»

Для обучающихся 10 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

учитель ИЗО

Строганова Светлана Николаевна

Хомутовка

2018-2019 год

2. Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа кружка «Рукоделие» вводит ребенка в мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность,интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Организация деятельности кружка.

Программа работы творческого объединения рассчитана на годичное обучение. Объединение комплектуется из девочек 5-7 классов. Количество детей в группе 12человек. Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 1,5 часа.

Структура программы

Программа кружка «Рукоделие» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

3. Содержание программы.

Вводное занятие.

Правила безопасного ведения работ при работе с ручными инструментами, с тканью, на швейных машинах, с утюгом. Знакомство членов кружка друг с другом. Выявление интересов, склонностей, умений. Планирование работы. Книги и журналы по рукоделию, диски и интернет-ресурсы. «Копилка» идей по рукоделию в кабинете технологии. Презентации. Фотографии и образцы изделий.

Работа с природным материалом.

Использование природного материала в творчестве и его подготовка. Виды листьев, технология их засушивания. Сбор природных материалов. Композиции из осенних листьев и засушенных цветов. Сочетание элементов букета.

Работа с бумагой.

Виды бумаги и картона. Композиции из бумаги. Основы аппликации. Технология изготовления цветов из бумаги и салфеток. Техника оригами и декупаж

Ниткография.

Виды ниток: хлопчатобумажные, лавсановые, шерстяные, льняные, Шелковые, из смешанных волокон. Использование нитяной крошки и нитей распущенных трикотажных изделий в аппликации. Обозначение контура в рисунках. Составление композиций.

Изонитьб – вышивка по картону. История изонити. Технология заполнения углов, окружностей, овалов. Использование ручных швов как дополнение к изонити. Работа с образцами и рисунками. Создание панно, картин, открыток и закладок. Оформление готовых работ.

Работа с тканью.

Ассортимент тканей, трикотажа и нетканых материалов. Подготовка материала к обработке. Сочетание цвета и рисунка в тканях. Подбор ткани по фактуре. Понятие о пэчворке- лоскутной технике. Способы соединения лоскутов: квадрат, треугольник, американский квадрат, по спирали. Изготовление шаблонов. Требования к качеству соединения деталей. Способы перевода рисунка на ткань: через стекло, кальку, копировку, «припорохом»,резцом, ручными стежками. Способы соединения деталей аппликации с основой: с помощью клея, швом зиг-заг, петельными стежками. Изготовление изделий для кухни: прихваток, салфеток, грелок на чайник. Дизайн интерьера. Создание эскизов, составление последовательности обработки, раскрой и изготовление диванных подушек. Соединение деталей из флиса узелковым способом. Просмотр диска « Пэчворк и квилт».

Вышивка.

История вышивки. Материалы, инструменты, приспособления для вышивания. Организация рабочего места. Технология выполнения простых украшающих стежков. Вышивка крестом: виды крестиков, виды канвы, распределение рисунка по полю вышивки, условные обозначения на схемах. Основы вышивки гладью. Работа со схемами, журналами и книгами по вышивке, диском «Вышивка крестом». Понятие о паспарту. Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых работ в рамку и паспарту. Вышивка изделий в подарок к праздникам 14 февраля, Новому году, 8 марта, к Пасхе.

Кулинария.

Санитарно-гигиенические требования при кулинарных работах. Инструктаж по охране. труда. Занятия организуются по желанию учащихся. Предлагаемые темы: «Мука, сахар плюс фантазия» предусматривает занятия по выпечке печенья, торта, бисквита; «Блюда за 15 минут»- приготовление бутербродов. Несложных салатов, блюд из недорогих доступных продуктов; «Украшения из овощей и фруктов» ( техника квилтинг)-практические занятия и знакомство с технологией по презентации.

Поделки и пуговиц и бросового материала.

Вопросы экологии. Возможности использования ненужных пакетов, упаковочного материала, фантиков. Открыток, газет, пластиковых бутылок, салфеток для изготовления полезных вещей. Виды пуговиц. История пуговиц. Технология их крепления: клеевой способ, пришивание вручную и на машине. Изготовление букетиков и панно из пуговиц.

Работа с бисером.

Виды бисера, стекляруса, паеток, бусин. История бисерной вышивки. Технологии вышивки бисером и бисероплетения. Работа с образцами. Изготовление несложных изделий.

Выставки, экскурсии, мероприятия кружка.

По выбору учащихся экскурсия в Музей ситца или художественный музей. На городскую или областную выставку декоративно- прикладного творчества, обновление и оформление выставок в кабинете, изготовление сувениров к праздникам, участие в конкурсах, акциях, мастер-классах.

4. Планируемые результаты.

В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте, роли и видах декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
  • о вышивке ;
  • о культуре питания и пищевых продуктах

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу
  • вышивать разными способами, создавать композиции, располагая их на панно, изготавливать изделия с использованием различных материалов и технологий.

5. Календарно-тематическое планирование.

74 часов, 2 час в неделю

п/п

Название раздела

Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Вводное занятие

(2 часа)

Вводное занятие

1

04.09

2

Планирование работы. Работа с литературой по рукоделию

1

04.09

3

Работа с природным материалом

(4 часа)

Букеты и поделки из осенних листьев

1

11.09

4

Букеты и поделки из осенних листьев

1

11.09

5

Букеты и поделки из осенних листьев

1

18.09

6

Букеты и поделки из осенних листьев

1

18.09

7

Работа с бумагой

(9 часов)

 Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация

1

25.09

8

 Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация

1

25.09

9

Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация

1

02.10

10

Бумажная мозаика

1

02.10

11

Бумажная мозаика

1

09.10

12

Бумажная мозаика

1

09.10

13

Декупаж

1

16.10

14

Декупаж

1

16.10

15

Декупаж

1

23.10

16

Ниткография (8 часов)

Аппликация из нитяной крошки

1

23.10

17

Аппликация из нитяной крошки

1

30.10

18

Аппликация из нитяной крошки

1

30.10

19

Аппликация из нитяной крошки

1

06.11

20

Изонить

1

06.11

21

Изонить

1

13.11

22

Изонить

1

13.11

23

Изонить

1

20.11

24

Работа с тканью

(12 часов)

 Аппликация из ткани

1

20.11

25

 Аппликация из ткани

1

27.11

26

 Аппликация из ткани

1

27.11

27

 Аппликация из ткани

1

04.12

28

Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник

1

04.12

29

Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник

1

11.12

30

Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник

1

11.12

31

Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник

1

18.12

32

Декоративные подушки

1

18.12

33

Декоративные подушки

1

25.12

34

Декоративные подушки

1

25.12

35

Декоративные подушки

1

15.01

36

Вышивка

 (10 часов)

Технология вышивания

1

15.01

37

Вышивка стежками

1

22.01

38

Вышивка стежками

1

22.01

39

Вышивка стежками

1

29.01

40

Вышивка гладью

1

29.01

41

Вышивка гладью

1

05.02

42

Вышивка гладью

1

05.02

43

Вышивка крестом

1

12.02

44

Вышивка крестом

1

12.02

45

Вышивка крестом

1

19.02

46

Кулинария

(8 часов)

Украшения из овощей и фруктов.

1

19.02

47

Украшения из овощей и фруктов.

1

26.02

48

Блюда за 15 минут.

1

26.02

49

Блюда за 15 минут.

1

05.03

50

Мука, сахар плюс фантазия.

1

05.03

51

Мука, сахар плюс фантазия.

1

12.03

52

Блюда по выбору.

1

12.03

53

Блюда по выбору.

1

19.03

54

Поделки из пуговиц и бросового материала 

(7 часов)

Букетики и панно из пуговиц

1

19.03

55

Букетики и панно из пуговиц

1

26.03

56

Букетики и панно из пуговиц

1

26.03

57

Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок

1

02.04

58

Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок

1

02.04

59

Поделки из бросовых материалов: фантиков,

открыток, пластиковых бутылок

1

09.04

60

Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок

1

09.04

61

Работа с бисером

(12 часов)

Вышивка бисером.

1

16.04

62

Вышивка бисером.

1

16.04

63

Вышивка бисером.

1

23.04

64

Вышивка бисером.

1

23.04

65

Вышивка бисером.

1

30.04

66

Вышивка бисером.

1

30.04

67

Плетение из бисера.

1

07.05

68

Плетение из бисера.

1

07.05

69

Плетение из бисера.

1

14.05

70

Плетение из бисера.

1

14.05

71

Плетение из бисера.

1

21.05

72

Плетение из бисера.

1

21.05

73

Организация и обсуждение

выставки детских работ

(1 час)

Организация выставки

1

28.05

74

Выставка детских работ

(1 час)

Выставка детских работ

1

28.05

6. Список литературы.

1. Т. Еременко. Вышивка. - М.;АСТ-ПРЕСС КНИГА,2001.

2. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия. – М.: Научное издательство: Большая российская энциклопедия, 1994

3. Технология. Учебники для 5,6,7,8 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко.М. «Вентана-Граф.»,2006год.

4. Книга Подарки Техники, приемы, изделия АSТ пресс

5. Мусская И.А. «Энциклопедия для девочек». – Ижевск: РИО «Квест», 1994.

6. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 1997, 208 стр.,ил.

7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

8. Рукоделие: Популярная энциклопедия, М.,1992

9. Большая книга бисера. (В электронном виде)

10. И.Н.Котова, А.С.Котова. Гармония цветов. Санкт-Петербург, Изд. Дом «М и М»,1997

Интернет-ресурсы:

1. Кулинарный портал. http://kuking.net/

2. Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на родственные сайты.http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm

3. Сайт для тех, кто любит вышивать. http://www.rukodelie.ru

4. Диски «Пэчворк и квилт», «Вышивка крестом»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рукоделию "Продлись, продлись, очарованье!"

Аннотация урока  «Продлись, продлись, очарованье!»   Учитель  технологии  МОУ «Лицей №1»     Юлдашева Гульшат Калеевна     Одними...

Юлдашева Г.К.Рукоделие, 9 класс,« Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»

Урок  для 9 класса из раздела "Художественная обработка ткани.Вязание крючком."Урок построен так, что учащиеся знакомятся с историей возникновения платочков и учатся обвязывать платочки кружевом,...

Программа "Рукоделие"

Программа. Рукоделие Пояснительная записка Ручной труд, или рукоделие, - составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Та...

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

"Деревенские посиделки"(фрагмент заключительного урока, раздел "Рукоделие" 7 класс)"

(фрагмент заключительного урока, раздел «Рукоделие» 7 класс) Цели:Расширить кругозор детей об истории края, приобщать учащихся к культурному наследию нашего народа.Воспитывать чувство любви...

Кроссворд "Виды рукоделия"

Кроссворд по теме «Виды рукоделия» составлен по предмету обслуживающий труд для учащихся 5-6 классов специальной коррекционной школы VIII вида. Цель: развитие познавательной деятельности ребенка с и...