Рукоделие
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему
Программа дополнительного образования по Технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelie_programma_2018.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»
Принято на педагогическом совете Протокол № ____________ от «___» ______________ 2018 г. Руководитель МО _________________ Долженко В.Н. | Утверждаю Приказ № ______________ от «___» _____________ 2018 г. Директор школы ______________ Чайковский А. В. |
дополнительная общеразвивающая программа
«Рукоделие»
Для обучающихся 10 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
учитель ИЗО
Строганова Светлана Николаевна
Хомутовка
2018-2019 год
2. Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа кружка «Рукоделие» вводит ребенка в мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность,интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности кружка.
Программа работы творческого объединения рассчитана на годичное обучение. Объединение комплектуется из девочек 5-7 классов. Количество детей в группе 12человек. Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 1,5 часа.
Структура программы
Программа кружка «Рукоделие» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
3. Содержание программы.
Вводное занятие.
Правила безопасного ведения работ при работе с ручными инструментами, с тканью, на швейных машинах, с утюгом. Знакомство членов кружка друг с другом. Выявление интересов, склонностей, умений. Планирование работы. Книги и журналы по рукоделию, диски и интернет-ресурсы. «Копилка» идей по рукоделию в кабинете технологии. Презентации. Фотографии и образцы изделий.
Работа с природным материалом.
Использование природного материала в творчестве и его подготовка. Виды листьев, технология их засушивания. Сбор природных материалов. Композиции из осенних листьев и засушенных цветов. Сочетание элементов букета.
Работа с бумагой.
Виды бумаги и картона. Композиции из бумаги. Основы аппликации. Технология изготовления цветов из бумаги и салфеток. Техника оригами и декупаж
Ниткография.
Виды ниток: хлопчатобумажные, лавсановые, шерстяные, льняные, Шелковые, из смешанных волокон. Использование нитяной крошки и нитей распущенных трикотажных изделий в аппликации. Обозначение контура в рисунках. Составление композиций.
Изонитьб – вышивка по картону. История изонити. Технология заполнения углов, окружностей, овалов. Использование ручных швов как дополнение к изонити. Работа с образцами и рисунками. Создание панно, картин, открыток и закладок. Оформление готовых работ.
Работа с тканью.
Ассортимент тканей, трикотажа и нетканых материалов. Подготовка материала к обработке. Сочетание цвета и рисунка в тканях. Подбор ткани по фактуре. Понятие о пэчворке- лоскутной технике. Способы соединения лоскутов: квадрат, треугольник, американский квадрат, по спирали. Изготовление шаблонов. Требования к качеству соединения деталей. Способы перевода рисунка на ткань: через стекло, кальку, копировку, «припорохом»,резцом, ручными стежками. Способы соединения деталей аппликации с основой: с помощью клея, швом зиг-заг, петельными стежками. Изготовление изделий для кухни: прихваток, салфеток, грелок на чайник. Дизайн интерьера. Создание эскизов, составление последовательности обработки, раскрой и изготовление диванных подушек. Соединение деталей из флиса узелковым способом. Просмотр диска « Пэчворк и квилт».
Вышивка.
История вышивки. Материалы, инструменты, приспособления для вышивания. Организация рабочего места. Технология выполнения простых украшающих стежков. Вышивка крестом: виды крестиков, виды канвы, распределение рисунка по полю вышивки, условные обозначения на схемах. Основы вышивки гладью. Работа со схемами, журналами и книгами по вышивке, диском «Вышивка крестом». Понятие о паспарту. Уход за вышитыми изделиями. Оформление готовых работ в рамку и паспарту. Вышивка изделий в подарок к праздникам 14 февраля, Новому году, 8 марта, к Пасхе.
Кулинария.
Санитарно-гигиенические требования при кулинарных работах. Инструктаж по охране. труда. Занятия организуются по желанию учащихся. Предлагаемые темы: «Мука, сахар плюс фантазия» предусматривает занятия по выпечке печенья, торта, бисквита; «Блюда за 15 минут»- приготовление бутербродов. Несложных салатов, блюд из недорогих доступных продуктов; «Украшения из овощей и фруктов» ( техника квилтинг)-практические занятия и знакомство с технологией по презентации.
Поделки и пуговиц и бросового материала.
Вопросы экологии. Возможности использования ненужных пакетов, упаковочного материала, фантиков. Открыток, газет, пластиковых бутылок, салфеток для изготовления полезных вещей. Виды пуговиц. История пуговиц. Технология их крепления: клеевой способ, пришивание вручную и на машине. Изготовление букетиков и панно из пуговиц.
Работа с бисером.
Виды бисера, стекляруса, паеток, бусин. История бисерной вышивки. Технологии вышивки бисером и бисероплетения. Работа с образцами. Изготовление несложных изделий.
Выставки, экскурсии, мероприятия кружка.
По выбору учащихся экскурсия в Музей ситца или художественный музей. На городскую или областную выставку декоративно- прикладного творчества, обновление и оформление выставок в кабинете, изготовление сувениров к праздникам, участие в конкурсах, акциях, мастер-классах.
4. Планируемые результаты.
В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте, роли и видах декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
- о вышивке ;
- о культуре питания и пищевых продуктах
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу
- вышивать разными способами, создавать композиции, располагая их на панно, изготавливать изделия с использованием различных материалов и технологий.
5. Календарно-тематическое планирование.
74 часов, 2 час в неделю
№ п/п | Название раздела | Наименование темы урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 | Вводное занятие (2 часа) | Вводное занятие | 1 | 04.09 | ||
2 | Планирование работы. Работа с литературой по рукоделию | 1 | 04.09 | |||
3 | Работа с природным материалом (4 часа) | Букеты и поделки из осенних листьев | 1 | 11.09 | ||
4 | Букеты и поделки из осенних листьев | 1 | 11.09 | |||
5 | Букеты и поделки из осенних листьев | 1 | 18.09 | |||
6 | Букеты и поделки из осенних листьев | 1 | 18.09 | |||
7 | Работа с бумагой (9 часов) | Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация | 1 | 25.09 | ||
8 | Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация | 1 | 25.09 | |||
9 | Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация | 1 | 02.10 | |||
10 | Бумажная мозаика | 1 | 02.10 | |||
11 | Бумажная мозаика | 1 | 09.10 | |||
12 | Бумажная мозаика | 1 | 09.10 | |||
13 | Декупаж | 1 | 16.10 | |||
14 | Декупаж | 1 | 16.10 | |||
15 | Декупаж | 1 | 23.10 | |||
16 | Ниткография (8 часов) | Аппликация из нитяной крошки | 1 | 23.10 | ||
17 | Аппликация из нитяной крошки | 1 | 30.10 | |||
18 | Аппликация из нитяной крошки | 1 | 30.10 | |||
19 | Аппликация из нитяной крошки | 1 | 06.11 | |||
20 | Изонить | 1 | 06.11 | |||
21 | Изонить | 1 | 13.11 | |||
22 | Изонить | 1 | 13.11 | |||
23 | Изонить | 1 | 20.11 | |||
24 | Работа с тканью (12 часов) | Аппликация из ткани | 1 | 20.11 | ||
25 | Аппликация из ткани | 1 | 27.11 | |||
26 | Аппликация из ткани | 1 | 27.11 | |||
27 | Аппликация из ткани | 1 | 04.12 | |||
28 | Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник | 1 | 04.12 | |||
29 | Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник | 1 | 11.12 | |||
30 | Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник | 1 | 11.12 | |||
31 | Изделия для кухни: прихватки, салфетки, грелки на чайник | 1 | 18.12 | |||
32 | Декоративные подушки | 1 | 18.12 | |||
33 | Декоративные подушки | 1 | 25.12 | |||
34 | Декоративные подушки | 1 | 25.12 | |||
35 | Декоративные подушки | 1 | 15.01 | |||
36 | Вышивка (10 часов) | Технология вышивания | 1 | 15.01 | ||
37 | Вышивка стежками | 1 | 22.01 | |||
38 | Вышивка стежками | 1 | 22.01 | |||
39 | Вышивка стежками | 1 | 29.01 | |||
40 | Вышивка гладью | 1 | 29.01 | |||
41 | Вышивка гладью | 1 | 05.02 | |||
42 | Вышивка гладью | 1 | 05.02 | |||
43 | Вышивка крестом | 1 | 12.02 | |||
44 | Вышивка крестом | 1 | 12.02 | |||
45 | Вышивка крестом | 1 | 19.02 | |||
46 | Кулинария (8 часов) | Украшения из овощей и фруктов. | 1 | 19.02 | ||
47 | Украшения из овощей и фруктов. | 1 | 26.02 | |||
48 | Блюда за 15 минут. | 1 | 26.02 | |||
49 | Блюда за 15 минут. | 1 | 05.03 | |||
50 | Мука, сахар плюс фантазия. | 1 | 05.03 | |||
51 | Мука, сахар плюс фантазия. | 1 | 12.03 | |||
52 | Блюда по выбору. | 1 | 12.03 | |||
53 | Блюда по выбору. | 1 | 19.03 | |||
54 | Поделки из пуговиц и бросового материала (7 часов) | Букетики и панно из пуговиц | 1 | 19.03 | ||
55 | Букетики и панно из пуговиц | 1 | 26.03 | |||
56 | Букетики и панно из пуговиц | 1 | 26.03 | |||
57 | Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок | 1 | 02.04 | |||
58 | Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок | 1 | 02.04 | |||
59 | Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок | 1 | 09.04 | |||
60 | Поделки из бросовых материалов: фантиков, открыток, пластиковых бутылок | 1 | 09.04 | |||
61 | Работа с бисером (12 часов) | Вышивка бисером. | 1 | 16.04 | ||
62 | Вышивка бисером. | 1 | 16.04 | |||
63 | Вышивка бисером. | 1 | 23.04 | |||
64 | Вышивка бисером. | 1 | 23.04 | |||
65 | Вышивка бисером. | 1 | 30.04 | |||
66 | Вышивка бисером. | 1 | 30.04 | |||
67 | Плетение из бисера. | 1 | 07.05 | |||
68 | Плетение из бисера. | 1 | 07.05 | |||
69 | Плетение из бисера. | 1 | 14.05 | |||
70 | Плетение из бисера. | 1 | 14.05 | |||
71 | Плетение из бисера. | 1 | 21.05 | |||
72 | Плетение из бисера. | 1 | 21.05 | |||
73 | Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час) | Организация выставки | 1 | 28.05 | ||
74 | Выставка детских работ (1 час) | Выставка детских работ | 1 | 28.05 |
6. Список литературы.
1. Т. Еременко. Вышивка. - М.;АСТ-ПРЕСС КНИГА,2001.
2. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия. – М.: Научное издательство: Большая российская энциклопедия, 1994
3. Технология. Учебники для 5,6,7,8 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко.М. «Вентана-Граф.»,2006год.
4. Книга Подарки Техники, приемы, изделия АSТ пресс
5. Мусская И.А. «Энциклопедия для девочек». – Ижевск: РИО «Квест», 1994.
6. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 1997, 208 стр.,ил.
7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
8. Рукоделие: Популярная энциклопедия, М.,1992
9. Большая книга бисера. (В электронном виде)
10. И.Н.Котова, А.С.Котова. Гармония цветов. Санкт-Петербург, Изд. Дом «М и М»,1997
Интернет-ресурсы:
1. Кулинарный портал. http://kuking.net/
2. Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на родственные сайты.http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm
3. Сайт для тех, кто любит вышивать. http://www.rukodelie.ru
4. Диски «Пэчворк и квилт», «Вышивка крестом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по рукоделию "Продлись, продлись, очарованье!"
Аннотация урока «Продлись, продлись, очарованье!» Учитель технологии МОУ «Лицей №1» Юлдашева Гульшат Калеевна Одними...
Юлдашева Г.К.Рукоделие, 9 класс,« Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»
Урок для 9 класса из раздела "Художественная обработка ткани.Вязание крючком."Урок построен так, что учащиеся знакомятся с историей возникновения платочков и учатся обвязывать платочки кружевом,...
Программа "Рукоделие"
Программа. Рукоделие Пояснительная записка Ручной труд, или рукоделие, - составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Та...
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
"Деревенские посиделки"(фрагмент заключительного урока, раздел "Рукоделие" 7 класс)"
(фрагмент заключительного урока, раздел «Рукоделие» 7 класс) Цели:Расширить кругозор детей об истории края, приобщать учащихся к культурному наследию нашего народа.Воспитывать чувство любви...
Кроссворд "Виды рукоделия"
Кроссворд по теме «Виды рукоделия» составлен по предмету обслуживающий труд для учащихся 5-6 классов специальной коррекционной школы VIII вида. Цель: развитие познавательной деятельности ребенка с и...
Конспект итогового занятия ДО "Рукоделие" : "Путешествие в страну Рукоделию".
Подробный конспект итогового занятия....