О проблемах образовательной области «Технология»
статья по технологии на тему
О проблемах образовательной области «Технология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_problemah_obrazovatelnoy_oblasti.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
О проблемах образовательной области «Технология»
(сообщение)
Модернизация российской системы общего образования повлекла за собой существенные преобразования в содержании и подходах к преподаванию практически всех предметов школьной программы. Однако содержание предметной области
«Технология» практически осталось без изменений. Сначала в 1993 г. предмет
«Трудовое обучение» был переименован в предмет «Технология», включающий в себя технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, черчение, а затем позднее, в 1998 г., была разработана Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе, определяющая цели и задачи предметной области «Технология». Рассматриваемая концепция была нацелена на формирование технологической культуры обучающихся, которая предполагала
«овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей». В ней были представлены этапы технологического подготовки в системе школьного образования: 1–4 классы – начальная технологическая подготовка; 5–9 классы – общетрудовая и технологическая подготовка по направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный труд);
10–11 классы – общеобразовательная технологическая и профильная технологическая подготовка школьников.
Внедрение данной концепции в технологическую подготовку школьников обеспечила достижение определенных позитивных моментов:
- обеспечение непрерывности и последовательности (с 1 по 11 класс) в преподавании технологии в школе;
- сохранение в содержании школьной программы по технологии направлений по обработке материалов (металлы, древесина, пищевые продукты, ткань);
- выделение независимых от технологий обработки материалов таких направлений в технологической подготовке, как материаловедение, техническое черчение, охрана и безопасность труда, машиноведение, моделирование, конструирование и проектирование;
- использование метода проектов как средства формирования практических умений и навыков в технологической подготовке школьников.
В нынешней системе образования предметная область «Технология» играет главенствующую роль в формировании технологической культуры личности обучающегося. Являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности.
Длительное отсутствие модернизации в предметной области «Технология» привело к тому, что современное содержание предмета не отвечает требованиям постиндустриального общества. Нынешнее содержание учебной дисциплины ориентировано на изучение таких традиционных материалов и технологий производства, как металлообработка, деревообработка, технология обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственного производства. Такое содержание предмета не может отвечать потребностям современного общества, которое нуждается в применении новых технологий и техники. Меняются требования и к будущему специалисту, который будет управлять современными технологическими процессами. Прежде всего от будущего специалиста требуется высокий уровень естественно-научной и математической подготовки, а также владение такими универсальными видами деятельности, как конструирование, моделирование, исследование и управление.
Несмотря на обновленные цели и задачи технологической подготовки школьников, в преподавании предмета «Технология» имеется ряд серьезных проблем, которые нельзя оставлять без внимания. Прежде всего это проблемы кадрового обеспечения учебного процесса. Нередки ситуации, когда в средних общеобразовательных школах уроки технологии проводят учителя совершенно других профилей, которые не заинтересованы в овладении содержанием предметного материала, не владеют методикой преподавания предмета и не обладают необходимыми компетенциями. Такая ситуация приводит к ухудшению качества технологической подготовки обучающихся, а это, в свою очередь, приводит к тому, что обучающиеся не могут на должном уровне выполнить элементарный чертеж детали, произвести технический расчет, изготовить объект труда, предусмотренный образовательной программой, участвовать в олимпиадах по технологии. В целом это снижает мотивацию школьников к изучению одного из основных предметов, формирующего знания технологических основ производства, трудовых умений и навыков.
Несмотря на перемены, связанные с модернизацией системы образования, основной дидактической единицей учебного процесса продолжает оставаться урок, эффективность которого во многом определяется применением современных образовательных технологий в учебном процессе. В технологической подготовке школьников центральное место отводится проектной технологии, использование которой способствует развитию познавательных способностей обучающихся, а также самостоятельному поиску и решению проблем. В свою очередь, решение поставленных проблем требует от ученика привлечения и актуализации знаний из разных научных областей. Включение в учебный процесс метода проектов позволяет решить проблемы дифференцированного обучения (уровневая и профильная дифференциация) школьников.
Содержание предметной области «Технология» может быть реализовано посредством двух учебных предметов: «Технология» (1–11 классы) и «Черчение и графика» (8–9 классы). Второй предмет способствует формированию графической культуры, систематизации и расширению графических знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии. «Черчение и графика» как предмет более всего способствует развитию пространственного, технического, конструкторского мышления обучающихся.
Поскольку решение графических задач эффективно способствует формированию и развитию пространственного мышления, необходимо вводить графические дисциплины в старших классах – как предмет по выбору или в качестве элективных курсов.
Таким образом, рассмотренные проблемы развития и совершенствования методики преподавания образовательной области «Технология» позволят учителям средних общеобразовательных школ по-новому подойти к изучению данного предмета, что также будет способствовать формированию технологической и графической культуры у школьников при дальнейшем их обучении в системе среднего профессионального и высшего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»
Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...
ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"
В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология. Представлена ...
Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".
Выбор проекта в качестве ГИА в 9 классах. Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....
Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Календарно - тематическое планирование по образовательной области "Технология" направлению "Индустриальные технологии" 5 класс ФГОС второго поколения.
В 2015-2016 учебном году школа переходит на ФГОС второго поколения утвержденном приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. В соотв...
Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области «Технология».
Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя пр...
Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»
Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...