Конспект мастер-класса учителя технологии Емельянцевой И.Б, МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянка, Иркутской области
план-конспект по технологии на тему
21.04.2017 год
Конспект мастер-класса учителя технологии Емельянцевой И.Б, МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянка, Иркутской области
Конспект для творческого занятия с родителями.
Тема занятия: «Панно-коллаж из специй и приправ».
Цель занятия: изготовить панно для кухни.
Задачи: способствовать –
✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества;
✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов и приемов работы; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
Мешковина, различные специи, пряности, сухая трава, сушёные цукаты.
I Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые гости и мамы! Сегодня на занятии мы будем делать необычную работу. Каждый из вас сделает для себя небольшое панно из природного материала.
Я приготовила для вас конверты, в которых лежит всё необходимое для работы, давайте посмотрим, что нам потребуется.
А теперь скажите мне, пожалуйста, с чего мы должны начать работу?
Правильно с Т.Б.
.Техника безопасности во время работы:
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время.
2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
4. Не стараться резать заготовку с одного раза.
5. Игла должна хорошо держаться в руке..
6. Соблюдать порядок на рабочем месте.
7 При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.
8 Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.
9 Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.
10 Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,
11 Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.
12 Нельзя перекусывать нитку зубами.
13 Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.
14 Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
15 Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
16 Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
17 Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Нельзя резать на ходу.
18 При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
II Самостоятельная работа мам.
III Физкультминутка
IV Продолжается самостоятельная работа мам.
V Рефлексия. А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось.
В итоге получается коллективная творческая работа «Панно»
IΙΙ. Итог мастер-класса.
– Какие ещё изделия вы сами сможете сделать, используя приёмы, которым мы сегодня учились?
– В чём испытали затруднения?
Литература:
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.
3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.
4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
5 Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;
Реализация международной программы «Экошкола/Зелёный флаг»
как модель экологического обучения.
Вот уже в третий раз наша образовательная организация стала победителем в рамках международной программы «Экошкола/Зелёный флаг» и получила третий зелёный флаг. Победа – это всегда значимо, но что стоит за этим?
В 2014 году нами была разработана и утверждена программа «Экологическое воспитание учащихся МБОУ ООШ №1 г.Слюдянки на 2014-2019уч.г.г.». В основу программы легла «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей.
Программа опирается на принципы системности, социальной активности, воспитания на успехе, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды, многообразие видов, форм, методов и средств, постоянного самосовершенствования, адаптивности.
Цель программы: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Определены задачи и основные направления программы: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Целью направления «Экология природы» является воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. Реализация этого направления в школе осуществляется через участие детей в природоохранных акциях: «Мой экодом», «Кормушка», «Покормите птиц зимой!», «Жизнь роднику-человеку здоровье», «Чистый школьный двор»; тематические классные часы: «День птиц», «День воды», «День земли»; через общение с природой: наблюдение за жизнью природы, выращивание рассады цветов для клумбы, томатов, перцев, огурцов для реализации местному населению и учителям; экологические игры: «Меньше мусора», «Лесная аптека», «Знатоки природы»; экологические проекты: «Жизнь роднику — человеку здоровье», «Синичкин день», «Мы — за здоровый образ жизни», «Мы — за чистый и зелёный город», «Байкал- жемчужина Сибири»; творческая деятельность: « Поделки из природного материала», «Что за чудо эти камни?».
В прошлом учебном году нами был успешно реализован и представлен на областном конкурсе «Зелёные идеи» проект «Родник моего детства», который представляла Капустина Ульяна, учащаяся 5 класса. Итогом работы стал Диплом за второе место.
Целью направления «Экология души» является формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.
Реализация данного направления происходит через - общешкольные творческие дела: предметные олимпиады, праздник «День школы», волонтёрская деятельность, участие в НПК «Земли моей лицо живое», «Всё обо всём», «Историко -культурное и природное наследие Сибири», «Экология города», «Байкальское кольцо»; экскурсии в музеи, на выставки, посещение кинофильмов и их обсуждение, библиотечные уроки, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, акция «Помоги ветерану», акция доброты и милосердия, «Тетрадка дружбы»; классные часы: «Герб и флаг России», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная»; творческая деятельность: конкурсы, выставки «Чудеса из мусорной корзинки», «Животные из бисера сверкающего...»,«Цветы моего края. Чудесное оригами», кукольный театр «Лягушка-путешественница», выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».
С 26 марта по 9 апреля был успешно реализован проект «Слюдянка-Москва-Санкт-Петербург». Группе ребят – волонтёров из нашей школы посчастливилось побывать в экскурсионно-туристическом туре в г.г. Москва и Санкт-Петербург. Программа тура предусматривала проезд на поезде практически через всю Россию: мы проехали Иркутскую область, Красноярский и Пермский края, Новосибирскую область, Урал со своей непередаваемой красотой Уральских гор, Татарстан.
Для большинства наших детей это событие было действительно историческим, т.к. кто-то из них впервые ехал в поезде и в туристическом автобусе, завтракал и ужинал в ресторане, обедал в кафе, жил в гостинице и катался в лифте, посещал музеи, Храмы и Соборы, спускался по эскалатору в знаменитое Петербургское (на 123 метра) и Московское метро, ну а самое главное то, что всё это происходило в главных исторических центрах нашей Родины. И все эти ребята смело могут сказать: - Я был в Москве и Санкт-Петербурге!
Далее Елена Ивановна объявляет нас.
Работа мастер-классов!
Целью направления «Экология здоровья» является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Реализуем это направление через - общешкольные творческие дела: школьные турниры по баскетболу, пионерболу, «Веселые старты», Дни здоровья, трудовые десанты, школьные туристические и учительские слеты; акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей»; социальный проект «Мы – за здоровый образ жизни», активные игры на воздухе, подвижные игры на переменах; беседы: «В гостях у Мойдодыра», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы» (для детей с ограниченными возможностями здоровья); творческая деятельность: «Осенняя ярмарка», «Экомода», «Саквояж-шоу».
Например, особо хочется сказать о социальном проекте «Мы за здоровый образ жизни». В октябре 2015 года администрация города Слюдянки, обратилась с просьбой к директору школы Зарубиной Алле Викторовне, помочь очистить будущую лыжную трассу от природного мусора (камней, веток, спиленных деревьев) . Мы стали активными участниками этого субботника. На открытии лыжного стадиона, который состоялся 5 декабря, отряд получил грамоту за проделанную работу. Дети были приглашены для участия в лыжных гонках, но возникла проблема: желающих много, а лыж не хватает. Возникла идея разработать социальный проект «Мы за здоровый образ жизни», который направлен на получение гранда в размере 100 тысяч рублей, для покупки лыжного оборудования для школы. Проект был поддержан администрацией школы и успешно представлен перед меценатами Иркутской области. Наш проект поддержал Кондрашов Виктор Иванович, заместитель председателя правительства Иркутской области. Подарок был куплен и доставлен к 70- летнему юбилею школы.
Экологическое воспитание в понимании образовательной организации это - систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся экологического сознания.
В нашей школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Обещала информацию по информационно-методическим центрам по программе "Эко-школы/Зеленый флаг":
1. г. Усть-Кут - Центр развития дополнительного образования, координатор Моисеева Татьяна Петровна
2. Усольский район - Районный центр внешкольной работы, Герасимова Людмила Валентиновна
3. г. Иркутск (в плане)- Дворец творчества, Мирошниченко Галина Евграфовна (осенью будет вручение сертификата ИМЦ)
4. г. Усть -Илимск - МАОУ "Экспериментальный лицей "НОК", Петрова Нина Александровна
Требования:
1. наличие участников программы не менее 7- 9 учреждений
2. опыт работы в программе "Экошколы/Зеленый флаг"
3. готовность взять на себя дополнительную нагрузку на неоплачиваемой основе (волонтерский труд)
Функции:
1. консультирование по работе в программе
2. сбор общих отчетов по программе к сроку (середина мая)
3. распространение информации по программе, в том числе о конкурсах, проектах для экошкол
4. помощь в реализации конкурсов и проектов для экошкол
5. Реагирование на срочные вопросы: анкетирование, подбор фотографий для международных новостей, выставление новостей в группе экошколы вКонтакте
6. помощь в организации осенней торжественной встречи по вручению Зеленого флага
и многое другое, что может возникнуть.
Бонусов для ИМЦ программы мало, Но
сертификат ИМЦ по программе для ОО
Отзыв ( по запросу) для аккредитации школы (от Мадисон О.Г. и рег.координатора Кошкаревой Л.Г.)
приглашение участвовать в мероприятиях экошколы в Санкт-Петербурге или Татарстане ( иногда с частичной оплатой проезда - зависит от наличия проекта)
и собственное удовлетворение от вклада личного времени, творчества в развитие экологического образования в районе, регионе, России, мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_m-k_s_roditelyami.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
21.04.2017 год
Конспект мастер-класса учителя технологии Емельянцевой И.Б, МБОУ ООШ № 1 г. Слюдянка, Иркутской области
Конспект для творческого занятия с родителями.
Тема занятия: «Панно-коллаж из специй и приправ».
Цель занятия: изготовить панно для кухни.
Задачи: способствовать –
✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества;
✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов и приемов работы; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
Мешковина, различные специи, пряности, сухая трава, сушёные цукаты.
I Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые гости и мамы! Сегодня на занятии мы будем делать необычную работу. Каждый из вас сделает для себя небольшое панно из природного материала.
Я приготовила для вас конверты, в которых лежит всё необходимое для работы, давайте посмотрим, что нам потребуется.
А теперь скажите мне, пожалуйста, с чего мы должны начать работу?
Правильно с Т.Б.
.Техника безопасности во время работы:
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время.
2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
4. Не стараться резать заготовку с одного раза.
5. Игла должна хорошо держаться в руке..
6. Соблюдать порядок на рабочем месте.
7 При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.
8 Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.
9 Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.
10 Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,
11 Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.
12 Нельзя перекусывать нитку зубами.
13 Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.
14 Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
15 Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
16 Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
17 Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Нельзя резать на ходу.
18 При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
II Самостоятельная работа мам.
III Физкультминутка
IV Продолжается самостоятельная работа мам.
V Рефлексия. А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось.
В итоге получается коллективная творческая работа «Панно»
IΙΙ. Итог мастер-класса.
– Какие ещё изделия вы сами сможете сделать, используя приёмы, которым мы сегодня учились?
– В чём испытали затруднения?
Литература:
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.
3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.
4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
5 Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;
Реализация международной программы «Экошкола/Зелёный флаг»
как модель экологического обучения.
Вот уже в третий раз наша образовательная организация стала победителем в рамках международной программы «Экошкола/Зелёный флаг» и получила третий зелёный флаг. Победа – это всегда значимо, но что стоит за этим?
В 2014 году нами была разработана и утверждена программа «Экологическое воспитание учащихся МБОУ ООШ №1 г.Слюдянки на 2014-2019уч.г.г.». В основу программы легла «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей.
Программа опирается на принципы системности, социальной активности, воспитания на успехе, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды, многообразие видов, форм, методов и средств, постоянного самосовершенствования, адаптивности.
Цель программы: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Определены задачи и основные направления программы: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Целью направления «Экология природы» является воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. Реализация этого направления в школе осуществляется через участие детей в природоохранных акциях: «Мой экодом», «Кормушка», «Покормите птиц зимой!», «Жизнь роднику-человеку здоровье», «Чистый школьный двор»; тематические классные часы: «День птиц», «День воды», «День земли»; через общение с природой: наблюдение за жизнью природы, выращивание рассады цветов для клумбы, томатов, перцев, огурцов для реализации местному населению и учителям; экологические игры: «Меньше мусора», «Лесная аптека», «Знатоки природы»; экологические проекты: «Жизнь роднику — человеку здоровье», «Синичкин день», «Мы — за здоровый образ жизни», «Мы — за чистый и зелёный город», «Байкал- жемчужина Сибири»; творческая деятельность: « Поделки из природного материала», «Что за чудо эти камни?».
В прошлом учебном году нами был успешно реализован и представлен на областном конкурсе «Зелёные идеи» проект «Родник моего детства», который представляла Капустина Ульяна, учащаяся 5 класса. Итогом работы стал Диплом за второе место.
Целью направления «Экология души» является формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.
Реализация данного направления происходит через - общешкольные творческие дела: предметные олимпиады, праздник «День школы», волонтёрская деятельность, участие в НПК «Земли моей лицо живое», «Всё обо всём», «Историко -культурное и природное наследие Сибири», «Экология города», «Байкальское кольцо»; экскурсии в музеи, на выставки, посещение кинофильмов и их обсуждение, библиотечные уроки, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, акция «Помоги ветерану», акция доброты и милосердия, «Тетрадка дружбы»; классные часы: «Герб и флаг России», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная»; творческая деятельность: конкурсы, выставки «Чудеса из мусорной корзинки», «Животные из бисера сверкающего...»,«Цветы моего края. Чудесное оригами», кукольный театр «Лягушка-путешественница», выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».
С 26 марта по 9 апреля был успешно реализован проект «Слюдянка-Москва-Санкт-Петербург». Группе ребят – волонтёров из нашей школы посчастливилось побывать в экскурсионно-туристическом туре в г.г. Москва и Санкт-Петербург. Программа тура предусматривала проезд на поезде практически через всю Россию: мы проехали Иркутскую область, Красноярский и Пермский края, Новосибирскую область, Урал со своей непередаваемой красотой Уральских гор, Татарстан.
Для большинства наших детей это событие было действительно историческим, т.к. кто-то из них впервые ехал в поезде и в туристическом автобусе, завтракал и ужинал в ресторане, обедал в кафе, жил в гостинице и катался в лифте, посещал музеи, Храмы и Соборы, спускался по эскалатору в знаменитое Петербургское (на 123 метра) и Московское метро, ну а самое главное то, что всё это происходило в главных исторических центрах нашей Родины. И все эти ребята смело могут сказать: - Я был в Москве и Санкт-Петербурге!
Далее Елена Ивановна объявляет нас.
Работа мастер-классов!
Целью направления «Экология здоровья» является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Реализуем это направление через - общешкольные творческие дела: школьные турниры по баскетболу, пионерболу, «Веселые старты», Дни здоровья, трудовые десанты, школьные туристические и учительские слеты; акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей»; социальный проект «Мы – за здоровый образ жизни», активные игры на воздухе, подвижные игры на переменах; беседы: «В гостях у Мойдодыра», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы» (для детей с ограниченными возможностями здоровья); творческая деятельность: «Осенняя ярмарка», «Экомода», «Саквояж-шоу».
Например, особо хочется сказать о социальном проекте «Мы за здоровый образ жизни». В октябре 2015 года администрация города Слюдянки, обратилась с просьбой к директору школы Зарубиной Алле Викторовне, помочь очистить будущую лыжную трассу от природного мусора (камней, веток, спиленных деревьев) . Мы стали активными участниками этого субботника. На открытии лыжного стадиона, который состоялся 5 декабря, отряд получил грамоту за проделанную работу. Дети были приглашены для участия в лыжных гонках, но возникла проблема: желающих много, а лыж не хватает. Возникла идея разработать социальный проект «Мы за здоровый образ жизни», который направлен на получение гранда в размере 100 тысяч рублей, для покупки лыжного оборудования для школы. Проект был поддержан администрацией школы и успешно представлен перед меценатами Иркутской области. Наш проект поддержал Кондрашов Виктор Иванович, заместитель председателя правительства Иркутской области. Подарок был куплен и доставлен к 70- летнему юбилею школы.
Экологическое воспитание в понимании образовательной организации это - систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся экологического сознания.
В нашей школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Обещала информацию по информационно-методическим центрам по программе "Эко-школы/Зеленый флаг":
1. г. Усть-Кут - Центр развития дополнительного образования, координатор Моисеева Татьяна Петровна
2. Усольский район - Районный центр внешкольной работы, Герасимова Людмила Валентиновна
3. г. Иркутск (в плане)- Дворец творчества, Мирошниченко Галина Евграфовна (осенью будет вручение сертификата ИМЦ)
4. г. Усть -Илимск - МАОУ "Экспериментальный лицей "НОК", Петрова Нина Александровна
Требования:
1. наличие участников программы не менее 7- 9 учреждений
2. опыт работы в программе "Экошколы/Зеленый флаг"
3. готовность взять на себя дополнительную нагрузку на неоплачиваемой основе (волонтерский труд)
Функции:
1. консультирование по работе в программе
2. сбор общих отчетов по программе к сроку (середина мая)
3. распространение информации по программе, в том числе о конкурсах, проектах для экошкол
4. помощь в реализации конкурсов и проектов для экошкол
5. Реагирование на срочные вопросы: анкетирование, подбор фотографий для международных новостей, выставление новостей в группе экошколы вКонтакте
6. помощь в организации осенней торжественной встречи по вручению Зеленого флага
и многое другое, что может возникнуть.
Бонусов для ИМЦ программы мало, Но
сертификат ИМЦ по программе для ОО
Отзыв ( по запросу) для аккредитации школы (от Мадисон О.Г. и рег.координатора Кошкаревой Л.Г.)
приглашение участвовать в мероприятиях экошколы в Санкт-Петербурге или Татарстане ( иногда с частичной оплатой проезда - зависит от наличия проекта)
и собственное удовлетворение от вклада личного времени, творчества в развитие экологического образования в районе, регионе, России, мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу География Иркутской области" Население Иркутской области". 9 класс
В школьную прогамму входит учебный курс родного края "География Иркутской области"...
Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме " Климат Иркутской области"
Презентация даёт возможность повторить материал по теме "Климат России", изучить и закрепить новый материал, используя самостоятельную работу, тестовые задания. Активно работают учащиеся с учебником, ...
Тест по географии Иркутской области "Рельеф и геологическое строение Иркутской области"
Тест по географии Иркутской области по теме "Рельеф и геологическое строение Иркутской области". Данный тест можно провести после изучения соответствующей темы в 8 классе, составлен по учебнику Геогра...
Презентация по географии Иркутской области по теме "Население Иркутской области"
Урок овладения новыми знаниями. Презентация содержит некоторую информацию по показателям населения Иркутской области, но большая часть слайдов - это задания для самостоятельного выполнения учащимися с...
конспект урока по географии Иркутской области "Города Иркутской области"
Урок проводится в 9 классе. Используется технология проектного обучения....
Природные условия Иркутской области Иркутской области
Рабочая тетрадь к УМК Живая природа Иркутской области (черновой вариант) под редакцией И. В.Шерстяниковой, В.Г. Шеленкова...