Интегрированный урок технологии и музыки. «Царевна-Лебедь – дева-нежность, ты – явь или прекрасный сон?»
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме
Интегрированный урок технологии, музыки, искусства. Тема урока «Царевна-Лебедь – дева-нежность, ты – явь или прекрасный сон?» Выполнение творческого проекта "Сказочный образ «Девушка - Лебедь». Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность музыкального произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки для выполнения проектных работ по созданию декораций и костюмов героев сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок технологии и музыки. «Царевна-Лебедь – дева-нежность, | 26.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и технологии
Тема урока «Царевна-Лебедь – дева-нежность,
ты – явь или прекрасный сон?»
Творческий проект
сказочный образ «Девушка - Лебедь»
Автор-составитель: Комарницкая Е.Б.,
учитель технологии лицея № 144,
Калининский район, г. Санкт-Петербург
Цели: Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность музыкального произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки, выполнить эскизы костюмов героев
Вид проекта: комплексный, познавательно-творческий.
Актуальность проекта: Проект сценический костюм «Девушка - Лебедь» объединяет коммуникативную деятельность в форме музыкального творчества, изобразительного и декоративно - прикладной деятельности (рисование и технология) в единый блок.
Новаторство проекта заключается - с помощью изучения музыкального произведения составить эскизы, разработать в материале образ Царевны Лебедь Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью педагогов научить детей общаться.
Цель проекта: приобщение к миру народных сказок, легенд, сказаний, посредством музыкального творчества, изобразительного, живописи, декоративно – прикладного искусства, технологии
создание в материале сценического костюма «Девушка – лебедь»
Задачи проекта:
- Познакомиться с народными сказками, легендами, сказаниями, историей, музыкой, главным действущим лицом которых является – сказочный образ «Лебедь»;
- Способствовать накоплению эстетического опыта, знакомясь с музыкой и литературой;
- Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре русского народа;
- Формировать навыки сотрудничества;
- Выполнить костюм и декорации, опираясь на литературу, живопись, музыку
Предполагаемый конечный результат:
- Побуждение к самостоятельной творческой деятельности.
- Повышение уровня коммуникативной компетентности.
- Формирование эстетической культуры.
Оборудование:
Ход урока
- Ребята, сегодня мы пригласили вас на не совсем обычный урок. С методом проектов вы уже знакомились на многих уроках. Сегодня мы, учителя технологии, музыки, искусства предлагаем вам выполнить коллективные (групповые) творческие проекты в рамках одного урока, для этого объединили вас в 3 группы. Правила работы в группах мы повторим попозже, а сейчас посмотрите фрагмент мультфильма и определите тему нашего урока
Фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане»
Ответы ребят
Учитель: правильно, тема сегодняшнего урока «Царевна Лебедь – явь или
прекрасный сон?», и практическая работа - выполнение творческого проекта «Сценический образ Царевны Лебедь» (создание костюма и декораций)
Костюмы героев важны не только для актеров, но и для создания художественного образа всего спектакля, ведь он связан с характерами персонажей. Прежде чем создать костюм, художник внимательно изучает роль актера и, только потом начинает работу над эскизом.
- С чего начинается выполнение проекта?
- Сбор информации
- Где мы можем узнать информацию об этом образе?
- Из литературы, интернета, …..
- А можем обратиться непосредственно к Светлане Вячеславовне, учителю искусства и музыки
Светлана Вячеславовна:
Образ царевны Лебедь привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны картины М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), Соломко С.С. (1867-1928) русского советского художника И.Я. Билибина, современного художника Бориса Ольшанского.
Римский-Корсаков был очарован чудесной пушкинской сказкой и решил пересказать ее языком музыки.
«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Эти эпизоды органически включены в сценическое действие, дополняют его.
Источником вдохновения Михаила Александровича служили также русский былинный эпос и национальные фольклорные традиции. Опираясь на легенду, миф, былину, художник не иллюстрировал их, а создавал собственный поэтический мир, красочный и напряжённый, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земной тоской и человеческим страданием. Но вы слышите биение сердца русской сказки, вы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в её печальные добрые очи, любоваться обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным. Игру изумрудных самоцветных камней на кокошнике у царевны, положение перьев на крыльях художник передал ритмичными мазками, штрихами, похожими на мозаику. Эта ритмичность придаёт образу музыкальность. Она «слышится» в мерцании и переливах воздушных, невесомых красок на первом плане.
(слушают музыку)
Вопросы:
- Царевна Лебедь – явь или прекрасный сон?
- Костюм царевны – сказочный или реальный?
- Из каких основных деталей состоит костюм Царевны?
- Таким образом, мы сформулировали основные аспекты творческого проекта
- Определение образа Царевны Лебедь
- Выполнение сценического костюма Царевны Лебедь и декораций для сцены
- Презентация выполненного проекта
2 этап: Практическая работа
Вадим Алексеевич
Работаем в группах, для каждой группы подготовлены материалы, инструменты и оборудование.
Практическую работу выполняем согласно технологическим картам. Правила работы в группах повторяем на слайдах, соблюдаем технику безопасности. По окончании работы каждая группа демонстрирует свой проект, дает самооценку своей работы и предоставляет работы в экспертную группу, которая представлена сегодня вашими учителями
Помощники для характеристики образа:
Сравнительная таблица, Текст
Таблица самооценки
3 этап: Защита, самооценка, рефлексия
Экспертная оценка и самооценка
Эксперты | Оценка (самооценка) |
Лидер Группа | Выполненный нами костюм полностью отвечает требованиям, предъявленным на этапе конструирования:
|
Одноклассники | |
Учитель | |
Жюри |
Сравнительная таблица
Образ царевны в Музыке | Образ царевны в Костюме |
Нежный Воздушный Классический Яркий Эксцентричный Холодный Гротескный Солнечный Гордый Надменный волшебный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии,ИЗО,музыки"Рождественские матрешки"
Методическая разработка...
Разработка интегрированного урока технологии "Техника квиллинг под музыку Вивальди"
Интегрированный урок (технология – музыка). 5 классТема: «Техника – квиллинг, изготовление снежинок»«Музыка зимы» Вивальди»Цели урока: 1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, ...
Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"
Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
Интегрированный урок математика+изо "Домоводчство" в рамках проекта "Время храбрых рыцарей и прекрасных дам"
Педагогический проект "Время храбрых рыцарей и прекрасных дам" предполагает обобщение темы "средние века" с разных сторон: экономика, искусство, быт, костюм.Для этого юыли ра...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"
Размещаемый материал:1. План-конспект урока2. Презентация к уроку3. Список музыкальных композиции (5)Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дро...