Интегрированный урок технологии и музыки. «Царевна-Лебедь – дева-нежность, ты – явь или прекрасный сон?»
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме

Комарницкая Елена Брониславовна

Интегрированный урок технологии, музыки, искусства. Тема урока «Царевна-Лебедь – дева-нежность, ты – явь или прекрасный сон?» Выполнение творческого проекта "Сказочный образ «Девушка - Лебедь». Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность музыкального произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки для выполнения проектных работ по созданию декораций и костюмов  героев сказки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и технологии

Тема урока «Царевна-Лебедь – дева-нежность, 
ты – явь или прекрасный сон?»

Творческий проект

сказочный образ «Девушка - Лебедь»

Автор-составитель: Комарницкая Е.Б.,

учитель технологии лицея № 144,

Калининский район, г. Санкт-Петербург

Цели: Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность музыкального произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки, выполнить эскизы костюмов героев

Вид проекта: комплексный, познавательно-творческий.

Актуальность проекта: Проект сценический костюм «Девушка - Лебедь» объединяет коммуникативную деятельность в форме музыкального творчества, изобразительного и декоративно - прикладной деятельности (рисование и технология) в единый блок.

Новаторство проекта заключается - с помощью изучения музыкального произведения составить эскизы, разработать в материале образ Царевны Лебедь Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью  педагогов научить детей общаться.

Цель проекта: приобщение к миру народных сказок, легенд, сказаний,  посредством музыкального творчества, изобразительного, живописи, декоративно – прикладного искусства, технологии  

создание в материале сценического костюма «Девушка – лебедь»

Задачи проекта:

  • Познакомиться с народными сказками, легендами, сказаниями, историей, музыкой, главным действущим лицом которых является – сказочный образ «Лебедь»;
  • Способствовать  накоплению эстетического опыта, знакомясь с музыкой и литературой;
  • Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре русского народа;
  • Формировать навыки сотрудничества;
  • Выполнить костюм и декорации, опираясь на литературу, живопись, музыку

Предполагаемый конечный результат:

  • Побуждение к самостоятельной творческой деятельности.
  • Повышение уровня коммуникативной компетентности.
  • Формирование эстетической культуры.

Оборудование:

Ход урока

- Ребята, сегодня мы пригласили вас на не совсем обычный урок. С методом проектов вы уже знакомились на многих уроках. Сегодня мы, учителя технологии, музыки, искусства предлагаем вам выполнить коллективные (групповые) творческие проекты в рамках одного урока, для этого объединили вас в 3 группы. Правила работы в группах мы повторим попозже, а сейчас посмотрите фрагмент мультфильма и определите тему нашего урока

Фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане»

Ответы ребят

Учитель: правильно, тема сегодняшнего урока «Царевна Лебедь – явь или

прекрасный сон?», и практическая работа -  выполнение творческого проекта «Сценический образ Царевны Лебедь» (создание костюма и декораций)

Костюмы героев важны не только для актеров, но и для создания художественного образа всего спектакля, ведь он связан с характерами персонажей. Прежде чем создать костюм, художник внимательно изучает роль актера и,  только потом начинает работу над эскизом.

- С чего начинается выполнение проекта?

- Сбор информации

- Где мы можем узнать информацию об этом образе?

- Из литературы, интернета, …..

- А можем обратиться непосредственно к Светлане Вячеславовне, учителю искусства и музыки

Светлана Вячеславовна:

Образ царевны Лебедь привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны картины  М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), Соломко С.С. (1867-1928) русского советского художника И.Я. Билибина, современного художника  Бориса Ольшанского.

Римский-Корсаков был очарован чудесной пушкинской сказкой и решил пересказать ее языком музыки.

«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Эти эпизоды органически включены в сценическое действие, дополняют его.

Источником вдохновения Михаила Александровича служили также русский былинный эпос и национальные фольклорные традиции. Опираясь на легенду, миф, былину, художник не иллюстрировал их, а создавал собственный поэтический мир, красочный и напряжённый, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земной тоской и человеческим страданием. Но вы слышите биение сердца русской сказки, вы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в её печальные добрые очи, любоваться обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным. Игру изумрудных самоцветных камней на кокошнике у царевны, положение перьев на крыльях художник передал ритмичными мазками, штрихами, похожими на мозаику. Эта ритмичность придаёт образу музыкальность. Она «слышится» в мерцании и переливах воздушных, невесомых красок на первом плане.

(слушают музыку)

Вопросы:  

- Царевна Лебедь – явь или прекрасный сон?

- Костюм царевны – сказочный или реальный?

- Из каких основных деталей состоит костюм Царевны?

- Таким образом, мы сформулировали основные аспекты творческого проекта

  • Определение образа Царевны Лебедь
  • Выполнение сценического костюма Царевны Лебедь и декораций для сцены
  • Презентация выполненного проекта

2 этап: Практическая работа

Вадим Алексеевич

Работаем в группах, для каждой группы подготовлены материалы, инструменты и оборудование.

Практическую работу выполняем согласно технологическим картам. Правила работы в группах повторяем на слайдах, соблюдаем технику безопасности. По окончании работы каждая группа демонстрирует свой проект, дает самооценку своей работы и предоставляет работы в экспертную группу, которая представлена сегодня вашими учителями

Помощники для характеристики образа:

 Сравнительная таблица, Текст

Таблица самооценки

3 этап: Защита, самооценка, рефлексия

Экспертная оценка и самооценка

Эксперты

Оценка (самооценка)

Лидер Группа

Выполненный нами костюм полностью отвечает требованиям, предъявленным на этапе конструирования:

  • мы смогли его сшить сами
  • Не потребовалось большого количества ткани
  • Костюм прост в конструкции
  • На изготовление было потрачено немного времени
  • Костюм ……. (красивый, яркий….
  • Благодаря аксессуарам выглядит сказочно, выдержан в народных традициях русских сказок
  • Наш костюм царевны нам нравится, потому что

Одноклассники

Учитель

Жюри

Сравнительная таблица

Образ царевны в Музыке

Образ царевны в Костюме

Нежный

Воздушный

Классический

Яркий

Эксцентричный

Холодный

Гротескный

Солнечный

Гордый

Надменный

волшебный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока технологии "Техника квиллинг под музыку Вивальди"

Интегрированный урок (технология – музыка). 5 классТема: «Техника – квиллинг, изготовление снежинок»«Музыка зимы» Вивальди»Цели урока: 1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, ...

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Интегрированный урок математика+изо "Домоводчство" в рамках проекта "Время храбрых рыцарей и прекрасных дам"

Педагогический проект "Время храбрых рыцарей и прекрасных дам"  предполагает обобщение темы "средние века" с разных сторон: экономика, искусство, быт, костюм.Для этого юыли ра...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...

Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"

Размещаемый материал:1. План-конспект урока2. Презентация к уроку3. Список музыкальных композиции (5)Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дро...