Трудовая подготовка ОВЗ 5–9кл. Маркеев М.А.
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа учителя технологии для неделимых 5 – 9 классов
Данная программа составлена на основе программы, разработанной Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко для неделимых 5 – 9 классов. Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка.
В программу были внесены некоторые изменения. Разделы «Основы чертежной грамотности», «Электротехника, электротехнические работы» и «Интерьер жилища» первоначально изучались только в 5-м классе. Но опыт показал, что правильнее первый и второй разделы распределить по трем годам обучения, раздел «Интерьер жилища» из программы необходимо исключить, ограничившись разделом «Дизайн пришкольного участка», который изучается теперь в 5-м, 6-м , 7-м 8-м и 9 - классах. Раздел «Бытовая техника», который первоначально изучался в 6-м и 8-м классах, позже был перенесен для изучения в 5-й класс. Раздел «Уход за одеждой, ее ремонт» предполагалось изучать в 5-м и 6-м классах, однако позднее часть материала была перенесена для изучения в 7-й класс.
В реализации программы важное место отводится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Адаптированная программа реализуется: в 5-9 классах в объёме 2 часа в неделю, 350 часов за период обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._trudovaya_podgotovka_ovz_5-9kl._markeev_m.a.docx | 78.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя технологии для неделимых 5 – 9 классов
Данная программа составлена на основе программы, разработанной Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко для неделимых 5 – 9 классов. Программа включает в себя следующие разделы: культура питания, электротехника, электротехнические работы, бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, декоративная обработка древесины, декоративная обработка металла, изготовление швейного изделия, уход за одеждой, ее ремонт. В содержание программы введен также инновационный раздел - дизайн пришкольного участка.
В программу были внесены некоторые изменения. Разделы «Основы чертежной грамотности», «Электротехника, электротехнические работы» и «Интерьер жилища» первоначально изучались только в 5-м классе. Но опыт показал, что правильнее первый и второй разделы распределить по трем годам обучения, раздел «Интерьер жилища» из программы необходимо исключить, ограничившись разделом «Дизайн пришкольного участка», который изучается теперь в 5-м, 6-м , 7-м 8-м и 9 - классах. Раздел «Бытовая техника», который первоначально изучался в 6-м и 8-м классах, позже был перенесен для изучения в 5-й класс. Раздел «Уход за одеждой, ее ремонт» предполагалось изучать в 5-м и 6-м классах, однако позднее часть материала была перенесена для изучения в 7-й класс.
В реализации программы важное место отводится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Адаптированная программа реализуется: в 5-9 классах в объёме 2 часа в неделю, 350 часов за период обучения.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Для детей группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся с ЗПР по предмету.
Новизна Программы заключается в:
-логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ОВЗ;
-выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
Цели изучения образовательной области «Технология» (предмет «Трудовая подготовка»)
Цели изучения предмета в 5-9 классах для детей с ОВЗ направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах школы.
Цели и задачи программы:
Обучающие
-освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда;
-освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приѐмами труда.
Развивающие
-развитие познавательных интересов, технического мышления; сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;
-развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
-развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и
профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда.
Воспитательные
-воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
-воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости.
Коррекционно - развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Данная программа направлена на обеспечение непрерывности технологического образования. Базовыми являются разделы: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Проектирование и изготовление изделий», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В течение всего периода обучения учащийся выполняет 1 проект в год. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-9-й классы (350 ч)
Разделы и темы | Количество часов по классам | ||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
Основы ведения домашнего хозяйства | - | - | - | 12 | 12 | ||||||||
Культура питания | 6 | 6 | 6 | 8 | 8 | ||||||||
Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Завтрак своими руками | 4 | - | - | ||||||||||
Значение овощей в питании Блюда из овощей | - | 4 | - | ||||||||||
Классификация и технология приготовления блюд из яиц | • | 2 | |||||||||||
Технология приготовления не печеных кондитерских изделий | 2 | ||||||||||||
Электротехника, электротехнические работы | 2 | 2 | 2 | 8 | 8 | ||||||||
Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии. Электрические светильники | 2 | ||||||||||||
Электромонтаж осветительной арматуры | - | 2 | - | ||||||||||
Устройство и принцип действия электродвигателя | - | 2 | |||||||||||
Бытовая техника | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||||||
Электрические приборы на кухне | 2 | - | - | ||||||||||
Электрические приборы для уборки квартиры | - | 2 | - | ||||||||||
Назначение и устройство велосипеда | - | - | 2 | ||||||||||
Основы чертежной грамотности | 4 | 2 | 2 | ||||||||||
Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе | 4 | ||||||||||||
Чтение графической документации | - | 2 | - | ||||||||||
Сборочный чертеж | - | - | 2 | ||||||||||
Ремонтные работы в быту | 4 | 4 | 2 | ||||||||||
Утепление оконных рам | 4 | - | - | ||||||||||
Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена | 4 | ||||||||||||
Ремонт жилого помещения. Подклеивание и замена обоев | 2 | ||||||||||||
Материаловедение | 6 | 6 | 6 | ||||||||||
Конструкционные материалы | 2 | - | - | ||||||||||
Пиломатериалы. Древесные материалы | 2 | 4 | - | ||||||||||
Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов | 2 | ||||||||||||
Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них | 2 | ||||||||||||
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них | 2 | ||||||||||||
Химические волокна и ткани из них | - | - | 2 | ||||||||||
Характеристика тканей по назначению | - | * | 2 | ||||||||||
Машиноведение | 6 | 6 | 2 | ||||||||||
Понятие о механизме и машине | 2 | - | - | ||||||||||
История развития техники. Классификация машин. Составные части машин | 2 | ||||||||||||
Устройство станков для обработки дерева и металла. Общие механизмы различных станков | 2 | ||||||||||||
Классификация швейных машин. Основные детали швейной машины | 4 | ||||||||||||
Бытовая швейная машина с электрическим приводом. Устройство машинной иглы | 2 | ||||||||||||
Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины | 2 | ||||||||||||
Декоративная обработка древесины | 4 | 6 | 8 | 10 | 10 | ||||||||
Изготовление простейших изделий из пиломатериалов | 4 | ||||||||||||
Мозаичные работы. Техника маркетри | - | 6 | - | ||||||||||
Резьба по дереву | - | - | 8 | ||||||||||
Декоративная обработка металла | 2 | 4 | 6 | 8 | 8 | ||||||||
Изготовление изделий из проволоки | 2 | - | - | ||||||||||
Изготовление декоративных изделий из жести | - | 4 | |||||||||||
Художественная обработка металла | - | - | 6 | ||||||||||
Изготовление швейного изделия | 12 | 12 | 12 | ||||||||||
Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде | 2 | ||||||||||||
Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Раскрой и изготовление швейного изделия | 8 | 10 | 10 | ||||||||||
Уход за одеждой, ее ремонт | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Способы ухода за одеждой и обувью. Замена фурнитуры | 2 | ||||||||||||
Способы чистки и влажно-тепловой обработки одежды | 2 | ||||||||||||
Стирка одежды. Мелкий ремонт швейных изделий | - | - | 2 | ||||||||||
Дизайн пришкольного участка | 16 | 16 | 18 | 20 | 20 | ||||||||
Принципы планировки. Создание микроландшафта | 2 | 2 | |||||||||||
Способы обустройства пришкольного участка: забор, дорожки, живые изгороди | 4 | ||||||||||||
Способ обустройства пришкольного участка — альпийские горки | 2 | ||||||||||||
Способ обустройства пришкольного участка — водоемы | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||||
Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка» | До 4 | До 6 | До 10 | До 12 | До 12 | ||||||||
5-й КЛАСС
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Правила внутреннего распорядка в учебной мастерской. Понятие о предмете «Технология». Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях общественного питания (на примере школьной столовой). Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.
Практические работы. Составление плана расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах».
Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.
Завтрак своими руками
Основные теоретические сведения. Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Продукты, необходимые для приготовления бутербродов. Виды и особенности приготовления бутербродов. Способы украшения и требования к качеству готовых бутербродов. Виды, особенности приготовления и требования к качеству горячих готовых напитков. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы. Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, приготовление бутербродов и горячих напитков, сервировка стола к завтраку.
Варианты объектов труда. Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии. Электрические светильники
Основные теоретические сведения. Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии. Простая электрическая цепь. Электрическая цепь квартиры. Электрические светильники. Устройство лампы накаливания и электропатрона.
Практические работы. Составление простой электрической цепи. Изучение устройства лампы накаливания и электропатрона.
Варианты объекте труда. Лампа накаливания, электропатрон, настольная лампа.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Электрические приборы на кухне
Основные теоретические сведения. Устройство и правила эксплуатации электрического чайника, электромиксера, соковыжималки, микроволновой печи, холодильника. Основные причины неполадок в работе электроприборов и способы их устранения.
Практические работы. Ознакомление с устройством бытовых электроприборов, применяемых на кухне.
Варианты объектов труда. Электрический чайник, электромиксер, соковыжималка, микроволновая печь, холодильник.
ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе
Основные теоретические сведения. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Определение эскиза, технического рисунка, чертежа. Виды линий, понятие о масштабе, правила выполнения чертежей.
Практические работы. Создание эскиза, технического рисунка, выбор масштаба, выполнение чертежа.
Варианты объектов труда. Эскиз, технический рисунок, линии, масштаб, чертеж.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ
Утепление оконных рам
Основные теоретические сведения. Виды оконной замазки. Штапики. Правила безопасности.
Практические работы. Утепление оконных рам в учебной мастерской.
Варианты объектов труда. Оконная замазка, штапики, оконные рамы.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Конструкционные материалы
Основные теоретические сведения. Породы древесины. Классификация волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства тканей из этих волокон.
Практические работы. Изучение свойств конструкционных материалов.
Варианты объектов труда. Образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения.
Пиломатериалы. Древесные материалы
Основные теоретические сведения. Виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство верстака.
Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и т.д.).
Варианты объектов труда. Образцы древесных пород.
Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них
Основные теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Хлопок, лен. Получение ткани. Признаки определения нити основы, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Практические работы. Распознавание волокон растительного происхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна».
МАШИНОВЕДЕНИЕ
Понятие о механизме и машине
Основные теоретические сведения. Понятие о машине. Роль машины в технологическом процессе. Примеры бытовых машин. Устройство машины. Понятие о кинематической схеме. Определение механизма. Понятие об изделии и детали.
Практические работы. Ознакомление с устройством различных механизмов. Выполнение графических изображений типовых деталей.
Варианты объектов труда. Винтовой механизм зажима столярного верстака.
Классификация швейных машин.
Основные детали швейной машины
Основные теоретические сведения. Промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные узлы и детали швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе.
Практические работы. Знакомство с устройством бытовой швейной машины, определение месторасположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток, выполнение машинных строчек по намеченным линиям (прямой, волнистой, зигзагообразной). Выполнение машинных швов (стачного, в подгибку и накладного).
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
Изготовление простейших изделий из пиломатериалов
Основные теоретические сведения. Понятие о технологическом процессе. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие.
Практические работы. Выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.
Варианты объектов труда. Коробка для рукоделия, шкатулка.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Изготовление изделий из проволоки
Основные теоретические сведения. Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.
Практические работы. Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся.
Варианты объектов труда. Детская вешалка, крючок, подставка для кисточек.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (РАБОЧЕГО ФАРТУКА)
Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде
Основные теоретические сведения. Понятие об одежде, ее назначение, классификация, требования, предъявляемые к одежде.
Практические работы. Классификация по назначению представленных эскизов одежды.
Варианты объектов груда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование
Основные теоретические сведения. Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.
Практические работы. Выполнение эскиза рабочего фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.
Варианты объектов труда. Выкройка фартука.
Раскрой и изготовление швейного изделия (рабочего фартука)
Основные теоретические сведения. Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Правила подготовки ткани к раскрою. Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления рабочего фартука.
Практические работы. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Раскрой и изготовление рабочего фартука.
Варианты объектов труда. Ткань, выкройки, детали кроя рабочего фартука.
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ, ЕЕ РЕМОНТ
Способы ухода за одеждой и обувью. Замена фурнитуры
Основные теоретические сведения. Уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения влажно-тепловой обработки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей. Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки и др.). Правила ее подбора в зависимости от назначения одежды, фасона, покроя, вида и цвета ткани. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов.
Практические работы. Влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов).
Варианты объектов труда. Сорочка, блузка; пуговицы, крючки и петли, лоскуты тканей.
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Принципы планировки. Создание микроландшафта
Основные теоретические сведения. Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней».
Практические работы. Выполнение эскиза планировки пришкольного участка.
Варианты объектов труда. Эскиз пришкольного участка.
Способы обустройства пришкольного участка: забор, дорожки, живые изгороди
Основные теоретические сведения. Использование каменной кладки, красного кирпича, частокола из деревянных столбиков, элементов плетения для создания заборов. Растения и кустарники, применяемые для создания живых изгородей и бордюров; уход за ними и обрезка.
Практические работы. Выполнение эскиза ограждения пришкольного участка.
Варианты объектов труда. Эскиз ограждения пришкольного участка.
Оформление пришкольного участка.
Декоративные элементы из природного материала
Основные теоретические сведения. Технология изготовления ваз, цветников, кашпо, декоративной плитки для обустройства дорожек.
Практические работы. Изготовление форм из жести для декоративной плитки, изготовление и декоративное оформление переносных цветников, ваз.
Варианты объектов труда. Цветники, вазы.
Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка»
6-й КЛАСС
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Основы рационального питания. Значение жиров, белков, углеводов в питании человека. Вводный инструктаж. Семейный этикет. Особенности сервировки стола к ужину.
Практические работы. Зарисовка вариантов сервировки стола к ужину для всей семьи, работа с таблицами «Содержание жиров, белков, углеводов в различных продуктах».
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, таблицы.
Значение овощей в питании. ,
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения. Правила техники безопасности. Первичная и тепловая обработка овощей. Требования к качеству готовых салатов. Виды и способы оформления салатов.
Практические работы. Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, приготовление салатов из овощей.
Варианты объектов труда. Овощи, посуда, столовые приборы.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Электромонтаж осветительной арматуры
Основные теоретические сведения. Классификация проводов в зависимости от назначения. Приемы соединения проводов.
Практические работы. Оконцевание и сращивание проводов.
Варианты объектов труда. Электропровода.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Электрические приборы для уборки квартиры
Основные теоретические сведения. Классификация пылесосов и стиральных машин. Устройство пылесоса, стиральной машины.
Практические работы. Знакомство с устройством и паспортными данными пылесоса, стиральной машины.
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Чтение графической документации
Основные теоретические сведения. Типы линий, применяемых в чертежах. Чертежный шрифт.
Практические работы. Выполнение линий и надписей.
Варианты объектов труда. Готовые чертежи.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ
Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена
Основные теоретические сведения. Устройство мебельной фурнитуры, правила ее установки и замены. Причины неисправности, способы ремонта.
Практические работы. Ремонт стульев, установка магнитных защелок на дверцы шкафов.
Варианты объектов труда. Уголки, стяжки, полкодержатели, магнитные защелки, петли, замки, шурупы.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Пиломатериалы. Древесные материалы
Основные теоретические сведения. Пороки древесины. Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины.
Практические работы. Изучение пороков древесины.
Варианты объектов труда. Образцы пород древесины с различными пороками.
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них
Основные теоретические сведения. Получение и свойства волокон животного происхождения. Свойства тканей из этих волокон.
Практические работы. Распознавание волокон животного происхождения Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Определение свойств тканей (сми-наемость, драпируемость, скольжение, осыпаемость).
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна». Образцы шерстяных тканей и тканей из натурального шелка.
МАШИНОВЕДЕНИЕ
История развития техники. Классификация машин. Составные части машин
Основные теоретические сведения. Основные вехи технического прогресса. Классификация и составные части машин (двигатель, передаточные механизмы и рабочие механизмы).
Практические работы. Ознакомление с устройством бытовой швейной машины. Определение общих составляющих для всех машин на примере бытовой машины.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина, структурная и кинематическая схемы машин.
Бытовая швейная машина с электрическим приводом. Устройство машинной иглы
Основные теоретические сведения. Виды приводов швейной машины, их отличительные признаки. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани.
Практические работы. Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек.
Варианты объектов труда. Машинная игла, бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины
Основные теоретические сведения. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка.
Практические работы. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах тканей.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
Мозаичные работы. Техника маркетри
Основные теоретические сведения. Рабочее место мозаиста. Правила техники безопасности при выполнении мозаичных работ. Орнамент и сюжетный набор.
Практические работы. Поэтапное выполнение деталей. Декоративный набор из листов шпона. Резание шпона. Запрессовка мозаичного набора. Отделка мозаичного набора.
Варианты объектов труда. Паспарту, панно.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Изготовление декоративных изделий из жести
Основные теоретические сведения. Правила и последовательность обработки жести.
Практические работы. Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся.
Варианты объектов труда. Выемки для теста, подставки под горячее, подсвечники, декоративные вазочки, декоративные панно.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА: ШОРТЫ, КЕПИ, РЮКЗАК
Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование
Основные теоретические сведения. Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия.
Практические работы. Снятие мерок. Выполнение эскиза изделия. Копирование из журнала мод и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.
Варианты объектов труда. Шорты, кепи, рюкзак (по выбору учащихся).
Раскрой и изготовление швейного изделия
Основные теоретические сведения. Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления швейного изделия.
Практическая работа. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Раскрой и изготовление швейного изделия.
Варианты объектов труда. Ткань, выкройки, детали кроя швейного изделия.
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ, ЕЕ РЕМОНТ
Способы чистки и влажно-тепловой обработки одежды
Основные теоретические сведения. Символы ухода за одеждой. Удаление пятен с одежды. Правила чистки и утюжки брюк.
Практические работы. Чистка и утюжка брюк.
Варианты объектов труда. Брюки.
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Принципы планировки. Создание микроландшафта
Основные теоретические сведения. Учет особенностей микрорельефа, «включение» в композицию окружающего ландшафта, элементы озеленения.
Практические работы. Создание плана пришкольного участка с учетом особенностей микрорельефа.
Варианты объектов труда. План пришкольного участка.
Способ обустройства пришкольного участка — альпийские горки
Основные теоретические сведения. Принципы создания и правила обустройства альпийских горок. Принципы подбора растений для альпийских горок.
Практические работы. Выполнение элементов альпийской горки.
Варианты объектов труда. Элементы альпийской горки.
Оформление пришкольного участка.
Декоративные элементы из природного материала
Основные теоретические сведения. Технология изготовления декоративных изделий с использованием стекла, камня и дерева для оформления пришкольного участка (деревянная скульптура, переносные кашпо).
Практические работы. Изготовление декоративной скульптуры, переносных кашпо.
Варианты объектов труда. Деревянная скульптура, переносные кашпо.
Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка»
7-й КЛАСС
КУЛИНАРИЯ
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Физиология питания. Значение минеральных веществ в питании человека.
Практические работы. Работа с таблицами «Содержание минеральных веществ в различных продуктах».
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
Классификация и технология приготовления блюд из яиц
Основные теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Способы определения свежести яиц. Приспособления и технология приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Практические работы. Приготовление блюд из яиц.
Варианты объектов труда. Яичница, омлет.
Технология приготовления не печеных кондитерских изделий
Основные теоретические сведения. Виды и способы приготовления не печеных кондитерских изделий.
Практические работы. Приготовление непеченых кондитерских изделий.
Варианты объектов труда. Пирожные: «Картошка» из печенья, «Картошка» из сухарей, «Кукуруза», «Здоровье», кондитерская колбаска (по выбору учащихся).
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Устройство и принцип действия электродвигателя
Основные теоретические сведения. Устройство коллекторного электродвигателя. Назначение его основных частей. Причины неисправностей и способы их устранения.
Практические работы. Изготовление электромагнита.
Варианты объектов труда. Электромагнит, модель электродвигателя.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Назначение и устройство велосипеда
Основные теоретические сведения. История велосипеда. Классификация и устройство велосипедов. Назначение велосипеда, его особенности. Правила эксплуатации, настройки и ухода за велосипедом. Основные виды неисправностей в работе велосипеда, их причины и способы устранения.
Практические работы. Настройка высоты и угла наклона седла, расположения руля, смазка трущихся частей, ремонт и накачка колес.
Варианты объектов труда. Велосипед.
ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сборочный чертеж
Основные теоретические сведения. Понятие о сборочном чертеже. Назначение, изображение, размеры, наносимые на сборочные чертежи. Номера позиций и спецификация сборочного чертежа. Чтение чертежей несложных сборочных единиц.
Практические работы. Работа по карточкам.
Варианты объектов труда. Чертежи (по выбору учителя).
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ
Ремонт жилого помещения. Подклеивание и замена обоев
Основные теоретические сведения. Основные сведения о ремонте жилых помещений. Классификация обоев. Особенности структуры различных обоев и их применение. Правила расчета необходимого количества обоев.
Практические работы. Расчет количества обоев для ремонта жилой комнаты. Мелкий ремонт учебной мастерской.
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, учебная мастерская.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов
Основные теоретические сведения. Виды, свойства и назначение сталей. Основные приемы термообработки.
Практические работы. Пробная обработка образцов закаленной и незакаленной сталей.
Варианты объектов труда. Образцы закаленной и незакаленной стали.
Химические волокна и ткани из них
Основные теоретические сведения. Способы получения искусственных и синтетических волокон. Механические, физические, технологические свойства тканей из химических волокон.
Практические работы Распознавание вида волокна по характеру горения. Определение технологических свойств тканей из искусственных волокон.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон.
Характеристика тканей по назначению
Основные теоретические сведения. Классификация тканей по волокнистому составу, характеру отделки и окраски, назначению.
Практические работы. Составление коллекции тканей по назначению.
Варианты объектов труда. Образцы различных тканей.
МАШИНОВЕДЕНИЕ
Устройство станков для обработки дерева и металла. Общие механизмы различных станков
Основные теоретические сведения. Устройство токарно-винторезного, фрезерного станков, токарного станка для обработки древесины.
Практические работы. Ознакомление с устройством станка, практическое освоение приемов работы на нем.
Варианты объектов труда. Станки, заготовки деталей для последующей обработки.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
Резьба по дереву
Основные теоретические сведения. Технология обработки природных материалов. Применение изделий, выполненных в технике корнепластики, в дизайне жилых помещений. Классификация резьбы (профильная, геометрическая, скульптурная).
Практические работы. Выполнение элементов контурной, геометрической и скульптурной резьбы.
Варианты объектов труда. Пиломатериалы.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Художественная обработка металла
Основные теоретические сведения. Приемы тиснения, чеканка на резиновой подкладке.
Практические работы. Приемы тиснения. Выполнение ажурной скульптуры (чеканки) по выбору учащихся.
Варианты объектов труда. Ажурная скульптура, декоративное панно.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (ХАЛАТ РАБОЧИЙ, ВЕТРОВКА)
Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование
Основные теоретические сведения. Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия.
Практические работы. Снятие мерок. Выполнение эскиза швейного изделия. Копирование из журнала мод и моделирование готовой выкройки швейного изделия. Расчет количества ткани для изготовления швейного изделия.
Варианты объектов труда. Журналы мод, выкройки халата рабочего (ветровки).
Раскрой и изготовление швейного изделия
Основные теоретические сведения. Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Правила раскроя и последовательность изготовления швейного изделия.
Практические работы. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, раскрой швейного изделия.
Варианты объектов труда. Ткань, выкройки, детали кроя халата рабочего (ветровки).
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ, ЕЕ РЕМОНТ
Стирка одежды. Мелкий ремонт швейных изделий
Основные теоретические сведения. Правила подбора моющего средства, определения вида тканей, приемы и последовательность стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных тканей, тканей из натурального шелка, искусственных и синтетических.
Правила и последовательность замены застежки «молнии» на брюках или юбке.
Практические работы. Замена застежки «молнии», подшивание низа брюк.
Варианты объектов труда. Застежка «молния», брюки.
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Способ обустройства пришкольного участка — водоемы
Основные теоретические сведения. Принципы устройства водоемов на приусадебных участках.
Практические работы. Составление в рабочей тетради технологической последовательности обустройства водоема.
Варианты объектов труда. Технологическая последовательность обустройства водоема.
Оформление пришкольного участка.
Декоративные элементы из природного материала
Основные теоретические сведения. Технология обработки природных материалов. Применение изделий, выполненных в технике корнепластики, в дизайне приусадебных и пришкольных участков.
Практические работы. Изготовление лесной скульптуры.
Варианты объектов труда. Подвесные кашпо, подставки для цветов, декоративные изделия, выполненные в технике корнепластики.
Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Раздел «Культура питания»
Знать/понимать: санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков; пищевую ценность овощей.
Уметь: работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц, не печеные кондитерские изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.
Раздел «Бытовая техника»
Знать/понимать: правила техники безопасности; принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины); название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.
Уметь: правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; отрегулировать велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру, накачать колеса.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.
Раздел «Основы чертежной грамотности»
Знать/понимать: эскиз, технический рисунок, чертеж.
Уметь: читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления каких-либо изделий в быту.
Раздел «Ремонтные работы в быту»
Знать/понимать: что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.
Уметь: устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять Дефекты обойных работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания уютных и комфортных условий проживания.
Раздел «Материаловедение»
Знать/понимать: процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины, процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из натуральных и химических волокон.
Уметь: распознавать: металлы и сплавы; породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.
Раздел «Машиноведение»
Знать/понимать: значение техники в истории человечества; назначение детали в машине; общее устройство машин; общее устройство станков для обработки дерева и металла; общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.
Уметь: готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки; длину стежка; производить простейшие расчеты режимов обработки сырья и готовой продукции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов.
Раздел «Декоративная обработка древесины»
Знать/понимать: виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.
Уметь: выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединять детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
Раздел «Декоративная обработка металла»
Знать/понимать: приемы обработки металлов согласно их свойствам.
Уметь: выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
Раздел «Изготовление швейного изделия»
Знать/понимать: классификацию одежды; способы экономной раскладки выкроек на ткани; признаки определения лицевой стороны ткани; способы изготовления простых швейных изделий.
Уметь: переводить готовые выкройки из журналов мод; определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления простых швейных изделий из текстильных материалов.
Раздел «Электротехника. Электротехнические работы»
Знать/понимать: правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту; источники и потребители электроэнергии.
Уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их схемам; собирать электрическую цепь.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
Раздел «Уход за одеждой, ее ремонт»
Знать/понимать: правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой.
Уметь: чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и брюк; осуществлять простейший ремонт одежды (ремонт распоровшихся швов); выбирать и менять фурнитуру, застежку «молнию», подшивать низ брюк.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.
Раздел «Дизайн пришкольного участка»
Знать/понимать: принципы планировки приусадебных участков, способы обустройства пришкольного участка.
Уметь: создавать переносные цветники, миниатюрные сады, элементы альпийской горки, водоемы; использовать различные виды художественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов деревьев.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: озеленения территории с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне.
8 КЛАСС
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе.
Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно -гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство с содержаниями и последовательностью изучения предмета «Технологии» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА
Теоретические сведения Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика, как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составления перечня товаров и услуг - источников доходов школьников. Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Расчѐт прибыли от реализации урожая.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИХ ТЕКСТИЛЬНЫХ, ПОДЕЛОЧНЫХ И КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Теоретические сведения Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты оборудование для вышивки гладью. История и современность народных художественных промыслов. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной глади. Швы «узелки» и «рококо». Понятие «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания. Народные промыслы. Виды художественной обработки металлов. Классификация инструментов по назначению. Характеристика инструментов. Правила безопасной работы.
Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивки. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой, атласной глади, художественными швами «рококо». Выполнение вышитых цветов гладью. Изготовление декоративных изделий из жести.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн спецификация, дизайн - анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Выбор модели проектного изделия. Работа над проектом. Технология изготовления проектного изделия. Подготовка к защите. Защита проекта.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Теоретические сведения Виды энергии. Электрическая энергия - основа современного технического прогресса. Правила электробезопасности. Электрический ток и его использование. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего места для электротехнических работ. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Классификация и виды нагревательных приборов. Бытовые электронагревательные приборы
Практические работы Устройство и правила эксплуатации стиральных машин, электроутюга с терморегулятором, холодильника. Изучение элементов электрической цепи, их условные обозначения.
9 КЛАСС
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 9 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно - гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство с содержаниями и последовательностью изучения предмета «Технологии» в 9 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Профессия и карьера. Сферы современного производства. Разделение труда на производстве. Понятие специальности и квалификации работника. Факторы влияющие на уровень оплаты труда. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Роль темперамента и характера в профессиональной деятельности. Психологические процессы, важные для профессионального самоопределения. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность. Учреждения профессионального образования.
Практические работы. Построение плана профессиональной карьеры. Составление профессиограммы. Определение уровня и характера самооценки. Выявление склонностей, типа темперамента, черт характера. Анализ мотивов профессионального выбора. Профессиональная проба. Выбор пути продолжения образования или трудоустройства.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИХ ТЕКСТИЛЬНЫХ, ПОДЕЛОЧНЫХ И КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Теоретические сведения. Техника филейного вязания крючком. Вывязывание филейного полотна. Приемы изготовления трикотажной одежды из филейного полотна. Схемы филейного кружева. Модные аксессуары. История металлургии. Технологии получения чугунов, сталей и сплавов. Способы переработки пластмассовых отходов.
Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вязания крючком. Выполнение образцов различных вязок. Вывязывание салфетки любой формы в технике филейного вязания. Выполнение образцов кружев, бахромы, шнуров, кистей, аксессуаров. Ознакомление с термической обработкой сталей. Устройство токарно-винторезного станка.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
Теоретические сведения. Понятие «проектирование», составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн спецификация, дизайн - анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии проведенным анализом правильности выбранных решений. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Выбор модели проектного изделия. Работа над проектом. Технология изготовления проектного изделия. Подготовка к защите. Защита проекта.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Теоретические сведения Понятие «радиоэлектроника». История радиоэлектроники. Электромагнитные волны и передача информации с помощь радиоволн. Схема спутниковой связи. Правила безопасного труда при выполнении радиотехнических работ. Технология радиомонтажных работ. Технология электротехнических измерений. Элементы электрических цепей: источники электрического тока, переключатели и выключатели, резисторы, конденсаторы, детали с катушками индуктивности. Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы, интегральные микросхемы, индикаторы. Бытовые радиоэлектронные приборы.
Практические работы. Ознакомление с конструкцией различных типов тока, выпрямителя, постоянных и переменных резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности. Знакомство с устройством и проверка работы телефона, микрофона, персонального компьютера.
В результате изучения технологии независимо от изучаемого раздела, обучающиеся 8 класса должны:
знать: цели и значение семейной экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; роль членов семьи в формировании семейного бюджета; необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена; цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства; как строится дом; профессии строителей; особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; как устанавливается врезной замок; технологию ремонта оконных и дверных блоков; утепления дверей и окон; понятие «художественное творчество», «художественная вышивка»; технику вышивки гладь, лентами, бисером; влиянии электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов; основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь: анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров; выдвигать деловые идеи; изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества в технике художественной вышивки. собирать простейшие электрические цепи; читать схему квартирной электропроводки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения техникотехнологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
В результате изучения технологии независимо от изучаемого раздела, обучающиеся 9 класса должны:
знать: понятие «профессия», «профессиональная деятельность», «карьера»; сферы трудовой деятельности; классификацию профессий; роль темперамента и характера в профессиональной деятельности; психологические процессы, важные в профессиональной деятельности; материалы, инструменты, приспособления для выполнения ручной вязки крючком; возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров, их условные обозначения, способы вязания по кругу; технологию обработки конструкционных материалов; технологические процессы металлургического и деревообрабатывающего производства, основные этапы развития радиоэлектротехники; принцип передачи электромагнитных волн и передачи информации; пути экономии электрической энергии в быту, правила работы с электроприборами; влияние электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; этапы работы над проектом.
уметь: осуществлять самоанализ развития своей личности; соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям; сферы современного производства, пути получения профессионального образования; рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении; находить необходимую информацию; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий; выполнять технологические операции с использованием инструментов, приспособлений, оборудования; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; применять политехнические и технологические знания и умения к самостоятельной практической деятельности; находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального трудоустройства. использовать знания и умения, приобретённые в практической деятельности и повседневной жизни: проектирования и изготовления полезных изделий из конструкторских и поделочных материалов; безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; ведения экологически здорового образа жизни; построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства, для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....
О проблеме трудовой подготовки и трудоустройства выпускников СКОШ 7и 8 вида
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях...
Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида
В материале рассказывается о путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида...
Карточки по углубленной трудовой подготовке в 10 классе коррекционной школы VIIIвида.
В нашей школе обучаются дети с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость.В коррекционной школе для детей с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость решающую роль в системе кор...
Рабочая программа по предмету «Производственно-трудовое обучение» (Образовательная область «Трудовая подготовка») для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида..
Рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение» (Общеобразовательная область «Трудовая подготовка») составлена на основе программы по слесарному делу для специальных (коррекционных) ...
Календарно -тематическое планирование уроков по предмету «Производственно-трудовое обучение» (Образовательная область «Трудовая подготовка») для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Календарно тематический план составлен в соответствии с требованиями стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся, закона Российской Федерации «Об образовании в РФ».Основанием для...
Рабочая программа по учебному курсу "Трудовая подготовка. Профессионально-трудовое обучение" (цветоводство и декоративное садоводство) 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» для 7 класса составлена на основе авторской программы курса ««Цветоводство и дек...