ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии на тему

Кривошеева Галина Ивановна

В статье рассмотрены особенности изучения декоративно-прикладного творчества на примере изучения народных промыслов в рамках проектной деятельности на уроках технологии, совершенствование преподавания предмета образовательной области «Технология» через усиление роли проектной технологии в урочной работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_krivosheeva.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кривошеева Галина Ивановна

МАОУ "СОШ№16", Губкин

        Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память. Трудом людей старшего поколения и их талантом, талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная художественная культура края. И пока живут и здравствуют самобытные мастера декоративно-прикладного искусства, люди почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры.

Ведущая педагогическая идея состоит в формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся к жизни личности, а так же воспитание художественно-эстетического вкуса в процессе ознакомления учащихся с народными промыслами, как нашей области, так и отдельных народов нашей страны.

Труд учащихся в рамках изучения народных промыслов носит творческий характер. Способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Поэтому учитель должен тщательно отбирать предметы, над которыми будут работать ребята.

        Традиционные народные промыслы России очень разнообразны по видам используемых материалов и технологий, что обусловливает их высокий педагогический потенциал. Обучая ребят приемам художественной работы, следует особо заботиться о создании творческой атмосфере в классе или в кружке. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.

Знакомясь с образцами народного творчества, школьники попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнамента, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Широкое распространение получила художественная обработка различных материалов: вязание крючком, лоскутное шитье, роспись ткани, вышивка лентами, акварельная вышивка.

В 5 классе учащиеся впервые знакомятся с уроками технологии. В разделе лоскутная техника они знакомятся с удивительным видом рукоделия, который своими корнями уходит в древность. Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы лишь лоскуты и нитки, которые есть в любом доме. На уроках в 5 классе девочки впервые знакомятся с народными ремеслами. Изготавливая куклы - закрутки девочки приобретают навыки раскроя ткани, работы с ножницами. В разделе «машинные швы» для закрепления навыков работы на швейной машине и машинных швов они выполняют плоскую игрушку в лоскутной технике. Это изделие не требует особых умений и навыков.

Вязание крючком – такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус. В программе есть раздел «Рукоделие. Вязание крючком», но учебное время ограничено. Особенно учащимся нравиться составлять схемы четырехгранных снежинок. Размер и сложность схемы зависят от владения учащимися техники вязания.

В 8 классе можно начинать учебный год с повторения основных швов. Но делать это можно осваивая новые техники: «Вышивка лентами». Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того,  дети учатся делать красивые панно, салфетки и множество других вещичек.

При обучении учащихся современной технологии вышивки необходимо учитывать местные национальные традиции, так как в последние годы  произошел рост национального самосознания народов России, возникло движение по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел. В районах традиционных народных художественных промыслов в последние годы делаются успешные попытки раннего приобщения детей к созданию украшений из бисера, народных кукол, амулетов для дома. Приобщают школьников к народному декоративному искусству своего края краеведческие музеи. В дни каникул в музее проходят встречи учащихся с мастерами и художниками промыслов, когда можно увидеть, как непосредственно выполняются работы.

Для проведения уроков всегда необходимо иметь под рукой вышитые образцы и изделия, современные материалы, инструменты и приспособления, которые демонстрируют учащимся при изучении каждой новой темы. Чем меньше возраст учеников, тем более наглядным должен быть урок.

Большое значение для овладения учащимися современной технологии вышивки и расширения их кругозора имеют занятия по изучению общей классификации вышивки. По окончании этих занятий необходимо, чтобы каждая девочка умела по внешнему виду классифицировать продукцию различных вышивальных промыслов России. Например, на теоретической части урока по контурной вышивке необходимо объяснить классификацию вышивки по различным признакам, сопровождая объяснение наглядными материалами. Учащиеся с помощью учителя составляют опорный конспект, в котором отражен оптимальный объем необходимых для практической части урока теоретических сведений.

Метод проектов целесообразно использовать во всех классах. Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентированна  на достижение чего-то нового, оригинального. В основе проектной деятельности лежит исследование. Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала.

Практика показывает, что учебные проекты школьников вполне можно отнести к разряду творческих. Творческий компонент в проектной деятельности учащихся присутствует непременно.

Основное место на уроке отводится практическим работам, которые включают:

- выполнение графических зарисовок (различных видов орнаментов, вышивальных мотивов, народных костюмов) при изучении тем по применению вышивки в отделке современных швейных изделий, классификации вышивки;

- изготовление вышитых изделий ручным способом;

- расчет стоимости вышитого изделия.

Знакомя учащихся с технологией ручной вышивки, необходимо направлять деятельность учеников на правильное выполнение вышивальных приемов, следить за качеством их исполнения.

Для учащихся 6 классов, изучивших несколько простых швов, которые применяются в контурной вышивке, лучше использовать элементы батика.   Фон расписывается  акварелью, проглаживается горячим утюгом, а отдельные элементы вышиваются простейшими швами. Сюжеты подходят разные: одиноко стоящее дерево в поле, кустарничек на лугу и т.д.

При изучении народных промыслов на уроках технологии в школе необходимо учитывать методологические основы, понятия и определения, разработанные и принятые в науке за последние годы. Следует опираться на определение народного искусства как особого типа творчества. При составлении учебных программ необходимо учитывать опыт народной педагогики местной традиции. Важным в обучении является понимание народного искусства как особого типа творчества, а так же понимание понятия «народный мастер» и структуры его творчества.

Становление личности ученика рассматривается как единый, неразрывно совершающийся в различных сферах жизнедеятельности процесс. Этот процесс следует рассматривать как систему. Системно-образующей основой художественно-эстетического становления учащихся являются традиционные воззрения народа. Ценность преподавания в школе  народных промыслов в том, что традиции не только сохраняются, но и передаются новому поколению учеников.

Литература

1.Журнал «Воспитание школьников»,2003 г.,Новикова Е. «Эстетическое воспитание школьника на занятиях кружка».

3.Основы художественного ремесла. Вышивка, Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Под ред. В.А.Барадулина и О.В. Танкус. М., «Просвещение», 1978.- 225 .

2.Художественно-эстетическое образование в Белгородской области: состояние, проблемы, поиски. Выпуск №3, Белгород.2006 г. Коллектив авторов.

5.Этнографические записки: школьники о культуре Белгородчины /Белгородский государственный музей народной культуры. – Белгород: КОНСТАНТА, 2006 – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских

Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Урок физической культуры в 5 классе «Развитие двигательных навыков и умений на уроке гимнастики»

Представлен подробный план-конспект урока гимнастики. Цель урока: формирование практических умений в самостоятельном выполнении акробатических упражнений, лазании по канату, равновесии о опорных прыжк...

АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».

Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...

Урок физической культуры в 5 классе Тема: «Развитие двигательных навыков и умений на уроке гимнастики»

Цели и задачи урока:1) Совершенствование ранее изученных элементов акробатики.2) Закрепление техники подготовительных упражнений опорного прыжка.3) Развитие гибкости, координации движений, вестибулярн...