Повышение качества контроля результатов обучающихся по предмету за счёт повышения профессиональной компетентности в области педагогических измерений с использованием современных ИКТ
методическая разработка по технологии по теме
Использование частной методики, разработанной в Головном центре мониторинга и сертификации Отраслевой системы Национального научно-исследовательского университета информационных технологий механики и оптики, позволяет сравнить грамотность учащегося в той или иной области знаний, с эталонной мерой, определяемой метрологией отрасли образования.
Краткая суть методики: текст учебной программы переводится в цифру, т.е производится переход к цифровой модели.
В данной работе методика адаптирована к образовательной области «Технология».
Алгоритм методики измерения включил в себя:
- определение объекта исследования (объектом исследования стала технологическая грамотность учеников средних классов, сформированная по завершению их обучения в 5 классе);
- определение цели и принципа измерения (цель измерения – определение действительного значения технологической грамотности школьника);
- определение метода измерения (составление кодификатора понятий, цифровой и графической модели кодификатора);
- разработку рабочих средств измерения (составление теста).
Выводы:
В результате овладения методикой:
- возможно, по своему предмету получить на выходе результаты в виде электронной таблицы;
- возможно, использовать принципы методики применительно ко всему курсу предмета, а можно и по четвертям или разделу (не только для итогового тестирования, но и для мониторинга: выявлять незнания, закладывать новые блоки, которые учитывают вопросы предыдущих тестов (провалов)). Таким образом, есть возможность простраивать индивидуальную образовательную траекторию ученика, что требуют от нас новые ФГОСы;
- открываются большие возможности визуализации результатов: диаграммы, схемы, графики по разным категориям по классу, индивидуально.
- учитель должен переработать очень большой теоретический материал, быть компетентен в ИКТ- технологиях. На первых этапах, это отнимает очень большое количество времени;
- возможно применение принципов данной методики для выявления «незнаний» одаренных детей при решении тестовых заданий различных олимпиад (в частности олимпиады по технологии (обслуживающий труд)).
Но, в конечном результате, методика позволяет учителю более качественно проектировать учебный процесс, делать педагогические выводы с целью управления обучением детей предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shli_proekt_mbou_koltsovskaya_sosh_no5.doc | 699 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ЗА СЧЁТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
Кошелева Ольга Геннадьевна, руководитель проекта по качеству школы,
учитель технологии высшей квалификационной категории,
МБОУ Кольцовская СОШ №5 с углубленным изучением английского языка,
Новосибирская область, р.п.Кольцово, 1а
Тел./факс 83833366899
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам освоения основной образовательной программы является использование различных способов поиска информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета, направленными на овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [1, с. 9].
Развитие форм и методов дистанционного обучения, стандартизация процесса образования привело к изменению традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся» и потребовало новых подходов к оценке качества знаний обучаемых. Использование частной методики, разработанной в Головном центре мониторинга и сертификации Отраслевой системы Национального научно-исследовательского университета информационных технологий механики и оптики, позволяет сравнить грамотность учащегося в той или иной области знаний, с эталонной мерой, определяемой метрологией отрасли образования.
Данная методика адаптирована мною к образовательной области «Технология».
Шаг1. Определение объекта исследования
Объект исследования – грамотность школьника в области технологии, сформированная по завершению его обучения на определенной ступени общеобразовательной школы (технологическая грамотность).
Под эталонной мерой грамотности понимается федеральный государственный образовательный стандарт в конкретной области знания, включающий в себя понятия и системы, подлежащие обязательному усвоению школьником на ступени среднего общего образования [2, с. 17].
Объектом исследования стала технологическая грамотность учеников
средних классов, сформированная по завершению их обучения в 5 классе.
Технологическая грамотность – педагогическая величина, определяемая объемом понятий научной области «Технология» усвоенным в процессе учения школьника, и характеризующая свойство его психической системы. Педагогическая величина является общей характеристикой в качественном отношении для всех обучающихся, но в количественном отношении она индивидуальна для каждого субъекта учения.
Количественная мера технологической грамотности школьника – объем понятий научной области «Технология» усвоенный его психической системой в процессе учения по завершению обучения на определенной ступени школы
V усвоенных понятий
2. Определение цели и принципа измерения
2.1. Цель измерения – определение действительного значения технологической грамотности школьника.
За действительное значение грамотности школьника можно принять среднеарифметическое из ряда полученных экспериментальным путем значений исследуемой величины.
2.2. Принцип измерения – это явление и эффект, положенный в основу измерений.
В процессе многочисленных педагогических и психологических исследований выявлено, что в ходе учения человека в его психической системе возникают целостные новообразования в виде ЗУН (система знаний, умений и навыков), формирующие его интеллект. Таким образом, можно полагать, что одной из характеристик психической системы человека (его интеллекта) является объем ЗУН, сформированный при изучении научной области «Технология»
VЗУН
Принцип измерения – объем ЗУН прямопропорционален объему понятий научной области, усвоенных школьником в процессе его учения.
VЗУН =V усвоенных понятий
2.3 Коэффициент технологической грамотности
– безразмерный коэффициент, определяемый как отношение объема понятий научной области «Технология», усвоенных психической системой школьника к объему понятий подлежащий обязательному усвоению в соответствии кодификатору учебной программы
α = V усвоенных понятий / V понятий заданных программой
или
α = V зун / V понятий
3. Определение метода измерения
Метод измерения – это прием или совокупность приемов сравнения измеряемой педагогической величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерения.
Единица педагогической величины – это педагогическая величина фиксированного размера, которой условно присвоено числовое значение, равное «1», и которая принимается для количественного выражения одноименных с ней педагогических величин (пример, 1 понятие – единица объема понятий и единица объема усвоенных психической системой человека понятий – объема ЗУН).
3.1. Метод измерения – сравнение с мерой, в котором измеряемую величину (технологической грамотности школьника) будем сравнивать с величиной воспроизводимой мерой (стандартами образования в области «Технология» на ступени среднего общего образования).
3.2. Эталонная мера технологической грамотности – кодификатор понятий, представляющий собой таблицу, в которой согласно ФГОС определены основные технологические понятия и их системы, подлежащие обязательному усвоению школьником.
3.2.1. Эталонная мера технологической грамотности
Технология (средняя школа)
Кодификатор (фрагмент)
Система понятий | Структурные элементы системы | Всего элементов |
I.Кулинария | 1.Санитария и гигиена. ПТБ 2.Физиология питания 3. Бутерброды, горячие напитки 4. Блюда из яиц 5. Приготовление блюд из сырых овощей 6. Приготовление блюд из вареных овощей 7. Сервировка стола 8. Заготовка продуктов | 8 |
3.2.2. Цифровая модель кодификатора
Подсистема Блок 1 | Подсистема Блок 2 | Подсистема Блок 3 | Подсистема Блок 4 | Подсистема Блок 5 | Система Всего эле-ментов |
8 | 3 | 4 | 3 | 4 | 22 |
3.2.3. Графическая модель кодификатора
Распределение понятий по подсистемам
4. Разработка рабочих средств измерения
Средство измерения – это система, предназначенная для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее или хранящее единицу педагогической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени (меры, измерительные приборы, преобразователи).
4.1. Средство педагогического измерения технологической грамотности – тест.
Тест – мера, представляющая собой систему, состоящую из совокупности тестовых заданий, имеющая нормированные метро- логические характеристики, хранящая единицу педагогической величины (понятие или система понятий), размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
4.2. Составление теста
4.2.1. Количественная модель теста составляется в соответствии кодификатору
длина теста определяется общим числом понятий в кодификаторе – 22
число блоков определяется числом систем понятий в кодификаторе – 5
число заданий в блоках: 1 блок – 8; 2 блок – 3; 3 блок – 4; 4 блок – 3; 5 блок – 4.
4.2.2. Содержание тестового задания (элемент теста) составляется на проверку усвоения соответствующего понятия
4.2.3. Форма тестового задания определяется в зависимости от его содержания и целей педагогического исследования
Образец формы для составления теста
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ (5 класс)²
Вариант 1
Блок 1
Задание 1. Во время кулинарных работ нож передают…
- …держа за лезвие, ручкой вперед;
- …держа за ручку, лезвием вперед;
- … держа за ручку, лезвием вниз
______________
² Фрагмент теста
Алгоритм методики измерения включил в себя:
- определение объекта исследования (объектом исследования стала технологическая грамотность учеников средних классов, сформированная по завершению их обучения в 5 классе);
- определение цели и принципа измерения (цель измерения – определение действительного значения технологической грамотности школьника);
- определение метода измерения (составление кодификатора понятий, цифровой и графической модели кодификатора);
- разработку рабочих средств измерения (составление теста).
Выводы:
В результате овладения методикой
- возможно по своему предмету получить на выходе результаты в виде электронной таблицы;
- возможно использовать принципы методики применительно ко всему курсу предмета, а можно и по четвертям или разделу (не только для итогового тестирования, но и для мониторинга: выявлять незнания, закладывать новые блоки, которые учитывают вопросы предыдущих тестов (провалов)). Таким образом, есть возможность простраивать индивидуальную образовательную траекторию ученика, что требуют от нас новые ФГОСы;
- открываются большие возможности визуализации результатов: диаграммы, схемы, графики по разным категориям по классу, индивидуально (рис.4)
- учитель должен переработать очень большой теоретический материал, быть компетентен в ИКТ технологиях и на первых этапах это отнимает очень большое количество времени;
- возможно применение принципов данной методики для выявления «незнаний» одаренных детей при решении тестовых заданий различных олимпиад (в частности олимпиады по технологии (обслуживающий труд)).
Но, в конечном результате, методика позволяет учителю более качественно проектировать учебный процесс, делать педагогические выводы с целью управления обучением детей предмету.
Рис.4 Способы визуализации анализа оценки качества обучения при использовании методики.
Список используемой литературы и источников удаленного доступа
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. – www.consultant.ru/
2. Бояшова С.А. Теоретические основы, методы и средства педагогических измерений в автоматизированных тестовых системах контроля качества подготовки специалистов. С.А. Бояшова. – СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Профессиональная компетентность учителя в реализацииобразовательного стандарта, через использование современных образовательных технологий
Описание опыта работы.Здесь представлены результаты моей работы, мои инновации. Показана структура описания опыта....
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...
«Совершенствование профессиональных компетенций учителя как условие повышения качества предметных результатов, обучающихся»
Главная задача образования на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё мастерство, мобильно реагировать на изменения, проис...
Тема : «Использование результатов ОГЭ и ЕГЭ в повышении качества образования.
Одним из направлений модернизации Российской образовательной системы является эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенно новой для России формы проверки з...
«Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации»
выступление на педагогическом совете...
Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.
Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....
Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...