Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, объединение «Сияние»
рабочая программа по технологии на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, объединение « Сияние » Направленность программы: художественная Вид деятельности: столярное дело Уровень программы: базовый Возраст детей: 11-16 лет Срок реализации: 2 года Разработана педагогом дополнительного образования Поляковым С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_siyanie_s_novym_titulnym_listom.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 285 имени В.А. Молодцова»
Согласовано Педагог-организатор дополнительного образования _________ Акимова В.Г. «____» ______20___г. | «Утверждаю» Заместитель директора по содержанию образования ГБОУ Школа № 285 _________ Дербасов М.В. «____» ______20___ г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа,
объединение « Сияние »
Направленность программы: художественная
Вид деятельности: столярное дело
Уровень программы: базовый
Финансовое обеспечение: бюджетное
Возраст детей: 11-16 лет Срок реализации: 2 года |
Разработана педагогом дополнительного образования Поляковым С.В. ОДО №12
Принята на Педагогическом совете ГБОУ г. Москвы Школа № 285 Протокол № ___ от «____» ______20___ г. |
Москва, 2017
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности имеет базовый уровень.
Программа составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Симоненко В.Д. и адаптирована для детей среднего и старшего школьного возраста, в том числе и с ОВЗ. Содержание и объём тем подобраны с учётом возрастных и психофизических особенностей обучающихся. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к «слабым» и более подготовленным обучающимся.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда для детей среднего и старшего школьного возраста. Программа направлена на познание свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Программа содержит в себе знакомство с разнообразными видами ручного труда и технологическими приемами, которые служат развитию силы воли, усидчивости (терпению), развитию мелкой моторики рук.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрена, выжигание по дереву, резьба по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
В процессе решения творческих задач обучающиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные представления о художественно-декоративной композиции.
Радость творчества в трудовом процессе – неотъемлемое состояние подростка при активной деятельности в ходе изготовления резных изделий из дерева, и в этом тоже проявляется особенность данной программы.
Целью программы является формирование трудовых навыков и развитие творческих способностей у детей, в том числе и с ОВЗ, в процессе изготовления декоративно-прикладных изделий из древесины.
Задачи программы:
Задачи 1-го года обучения
Обучающие:
- научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
- научить основам технологии и технике безопасности ручной обработки древесины;
- научить базовым способам ручной обработки древесины;
- научить технологии работы выжигателем;
- научить базовым видам орнаментов геометрической резьбы;
- научить работать различными инструментами, приспособлениями.
Развивающие:
- развивать художественно – творческие способности учащихся;
- развить объемное видение предметов и способности работы с инструментом, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
- развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
- формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности.
Воспитывающие:
- прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
- пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
- развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
- сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Задачи 2-ого года обучения
Обучающие:
- ознакомить со старинными видами декоративно – прикладного творчества;
- научить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;
- ознакомить с комбинированными орнаментами в геометрической резьбе;
- ознакомить с технологией геометрической резьбы;
- ознакомить с основными приёмами ручной обработки древесины.
- ознакомить с различными специальными терминами в разговорной речи.
Развивающие:
- формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
- сформировать у детей мировоззрение, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие:
- ознакомить с основами культуры и искусства наших предков.
- развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности.
Программа предназначена для детей в возрасте 11-16 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для детей среднего, так и для старшего школьного возраста, в том числе и с ОВЗ.
Срок реализации программы – 2 года.
Особенности реализации программы - в процессе обучения обучащиеся изготавливают изделия в двух экземплярах. Одно из двух изделий уче оставляет в школе для оформления выставок и кабинета. Второе изделие остаётся у автора работы, что дополнительно стимулирует учащихся «творить».
Форма и режим занятий:
Форма и режим занятий – групповая. Количество детей в группе: 1-ый год и 2-ой год обучения 10-12 человек.
Режим занятий: Первый год обучения рассчитан на 144 часов в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа). Второй год обучения рассчитан на 144 часов в год (4 часа в неделю, т.е. 2 раза по 2 часа).
Занятия проводятся с учётом здоровье сберегающих технологий (чередование различных видов деятельности, соблюдение гигиенических пауз).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети:
будут знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Будут уметь:
- рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию
Ожидаемые результаты 2-го года обучения
После второго года обучения дети:
Будут знать:
- основные виды орнаментов , используемых в геометрической резьбе;
- основные приёмы выжигания, способ переноса рисунка на заготовку и выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий несложных изделий и украшение их геометрической резьбой;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Будут уметь:
- делать разметку и выполнять геометрическую резьбу по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания;
- проектировать простые изделия и изготавливать их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Дети освоят следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе по дереву;
- выполнения операции точения, сверления и геометрической резьбы;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания;
- декорирования изделий - выжиганием, различными видами орнаментов геометрической резьбы.
Способы и формы проверки
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п. | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Резьба по дереву | 1 | 1 | 2 |
2 | Основные материалы для художественных работ из дерева. | 1 | 1 | 2 |
3 | Ручная обработка древесины. | 2 | 12 | 14 |
4 | Инструменты для геометрической резьбы. | 2 | 2 | 4 |
5 | Орнаменты в геометрической резьбе. | 2 | 2 | 4 |
6 | Геометрическая резьба по дереву. | 2 | 16 | 18 |
7 | Изготовление подставки для кружки. | 2 | 14 | 16 |
8 | Изготовление кухонной лопатки. | 2 | 32 | 34 |
9 | Выжигание по дереву. | 1 | 8 | 9 |
10 | Изготовление подставки для карандашей. | 2 | 36 | 32 |
11 | Итоговое занятие. | 1 | 2 | 3 |
Итого | 18 | 126 | 144 |
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие. Резьба по дереву.
Задачи программы. Режим занятий. Правила Т.Б. и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Основные сведения о геометрической резьбе и выжигании. Применение. Мастер-класс педагога.
2. Основные материалы для художественных работ из дерева. Ручная обработка.
Теория. Строение дерева. Пиломатериалы. Породы дерева для резьбы по дереву. Характерные признаки пород дерева.
Практика. Лабораторная работа. Определение пород дерева по образцам.
3. Ручная обработка древесины.
Теория. Ножовка, рубанок, стамеска . Назначение. Требования предъявляемые к столярному ручному инструменту. Конструкция столярных инструментов. Правила Т.Б. при работе ручным инструментом.
Практика. Приёмы безопасной работы ручным инструментом. Отработка навыков обработки древесины (пиление, строгание, долбление).
4.Инструменты для геометрической резьбы.
Теория. Нож «косяк» - как основной инструмент для геометрической резьбы. Назначение. Требования предъявляемые к ножу «косяку». Правила Т.Б. при работе ножом «косяком».
Практика. Приёмы безопасной работы ножом «косяком». Основные «хваты» ножа во время работы.
5. Орнаменты в геометрической резьбе.
Теория. Основные орнаменты («сколышки», «змейка», «витейка», «сияние») в геометрической резьбе.
Практика. Построение орнаментов на чертеже. Отработка навыков черчения.
6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория .Геометрическая резьба по дереву. Выбор орнамента.
Практика. Построение орнамента на тренировочной заготовке. Выполнение резьбы на тренировочной заготовке.
7. Изготовление подставки для кружки.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Разметка. Выполнение резьбы. Шлифование. Отделка ЛКМ.
8. Изготовление кухонной лопатки.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Выбор орнамента. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Разметка. Выполнение резьбы. Шлифование. Отделка ЛКМ.
9. Выжигание по дереву.
Теория. Правила Т.Б. при работе выжигательным аппаратом. Приёмы безопасной работы выжигательным аппаратом. Выбор темы(рисунка).
Практика. Подготовка фанерного основания(пиление, шлифование).
Перенос рисунка на заготовку. Выполнение выжигания. Отделка ЛКМ.
10. Изготовление подставки для карандашей.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Выбор орнамента. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Разметка. Выполнение резьбы. Сверление. Шлифование. Отделка ЛКМ.
11. Итоговое занятие.
Подготовка к выставке. Отбор работ. Оформление работ. Оформление выставки. Проведение промежуточной аттестации.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п. | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Резьба по дереву. | 1 | 1 | 2 |
2 | Изготовление режущего инструмента. «Нож «косяк». | 1 | 4 | 5 |
3 | Выжигание. Кухонная лопатка. | 1 | 8 | 9 |
4 | Столярные соединения. | 1 | 2 | 3 |
5 | Заточка режущего инструмента. | 2 | 4 | 6 |
6 | Изготовление солонки. | 1 | 16 | 18 |
7 | Изготовление салфетницы. | 1 | 20 | 22 |
8 | Комбинирование орнамента в геометрической резьбе. | 1 | 3 | 4 |
9 | Изготовление шкатулки. | 1 | 36 | 37 |
10 | Изготовление рамки для фото. | 1 | 36 | 37 |
11 | Итоговое занятие. | 1 | 2 | 3 |
Итого | 12 | 132 | 144 |
Содержание программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие. Резьба по дереву.
Задачи программы. Режим занятий. Правила Т.Б. и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Основные сведения о геометрической резьбе и выжигании. Применение. Мастер-класс педагога.
2.Изготовление режущего инструмента «нож косяк».
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления.
Практика. Выбор и заготовка материала. Ручная обработка древесины. Сверление. Склеивание. Шлифование. Отделка ЛКМ.
Помощь преподавателя.
3.Выжигание. Кухонная лопатка.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Подбор рисунка для выжигания.
Практика. Ручная обработка древесины. Пиление. Шлифование. Копирование рисунка. Выжигание. Отделка ЛКМ.
4.Столярные соединения.
Теория. Столярные соединения. Виды. Названия. Назначение. Применение.
Практика. Соединение на «ус». Ручная обработка древесины. Пиление в стусле. Соединение двух тренировочных деталей на «ус». Проверка качества соединения.
5. Заточка режущего инструмента.
Теория. Виды заточки. Способы заточки. Затачивание на абразивных камнях.
Практика. Затачивание ножа «косяка» на абразивных камнях. Правка инструмента на коже. Помощь преподавателя.
6. Изготовление солонки.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Разметка. Выполнение резьбы. Шлифование. Отделка ЛКМ.
7. Изготовление салфетницы.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Разметка комбинированного орнамента. Склеивание. Выполнение резьбы. Шлифование. Отделка ЛКМ.
8. Комбинирование орнамента в геометрической резьбе.
Теория. Основные орнаменты («сколышки», «змейка», «витейка», «сияние», «ромбы», «лесенка») в геометрической резьбе.
Практика. Построение орнаментов на чертеже. Отработка навыков черчения.
Комбинирование орнаментов.
9. Изготовление шкатулки.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Разметка комбинированного орнамента. Склеивание. Выполнение резьбы. Шлифование. Отделка ЛКМ.
10. Изготовление рамки для фото.
Теория. Выполнение чертежа изделия. Составление последовательности изготовления. Построение орнамента на чертеже.
Практика. Ручная обработка древесины. Заготовка материала. Пиление. Строгание. Соединение на «ус». Склеивание. Разметка комбинированного орнамента. Выполнение резьбы. Шлифование. Отделка ЛКМ.
11.Итоговое занятие.
Подготовка к выставке. Отбор работ для выставки. Оформление работ. Оформление выставки. Проведение открытых уроков.
Организационно-педагогические условия реализации
1. Форма занятий:
- Беседы.
- Объяснения
- Рассказы
- Практические работы
- Мстер-классы
- Выставки
2. Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
3. Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия.
4. Необходимые условия для реализации программы.
Для реализации программы «Сияние» необходимы следующие техническо-материальные средства обучения:
1.Учебный класс.
2. Рабочие верстаки и парты.
3. Инструменты для геометрической резьбы (нож «косяк»).
4. Ручные инструменты(ножовка, рубанок, стамеска).
5. Станки деревообрабатывающие (фуговальный, рейсмусовый, торцово-усорезный, фрезерный, сверлильный, пылесос).
6. Абразивные материалы (наждачная бумага).
7. Выжигательный аппарат.
8. Пиломатериалы, фанера.
9. Лакокрасочные материалы.
10. Разметочно-измерительный инструмент.
11. Персональный компьютер.
Печатные наглядные пособия
Технологические карты изделий
Шаблоны
Трафареты
Рисунки
Образцы готовых изделий, орнаментов
Чертежи орнаментов
5.Особенности реализации программы. В процессе обучения в объединении «Сияние», учащиеся изготавливают изделия в двух экземплярах. Одно из двух изделий ученик оставляет в школе для оформления выставок и кабинета. Второе изделие остаётся у автора работы, что дополнительно стимулирует их «творить».
Список использованной литературы
- Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1998.
- Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
- Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
- Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
- Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
- Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.
- Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея. Л.,1981.
- 10. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
- Бородулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.
- Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. М.,1987.
- Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
- Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
- Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
- Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
- Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ поддереву. М.,1985.
- Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
- Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
- Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
- Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. М.,1978.
- Жегалова С.К. Пряник, прялка и птица Сирин. М.,1983.
- Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.
- Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.
- Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.,1980.
- Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
- Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
- Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
- Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.,1983.
- Ларин О.И. Поклонись дереву. М.,1985.
- Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.
33. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: Высшая школа 1989.
Список рекомендованной литературы для обучающихся
- Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
- Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
- Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
- Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск: Полымя, 1997.
- Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. – Екатеринбург, 2000.
- Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
- Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1. - М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
- Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2. - М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
- Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск: Полымя, 1990.
- Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.
- Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./- М.: Клён, 1993.
- Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
- Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
- Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
- Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
- Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
- Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск: Элайда, 1999.
- Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
- Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года....
методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»
В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...
Учебно-тематический план дополнительно-образовательной программы объединения «Изостудия»
Планирование объединения "Изостудия" 4 часа в неделю...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию....
Дополнительная образовательная программа объединения "Солисты"
Программа объединения «Солисты» по своей направленности художественно-эстетическая. Рассчитана на детей в возрасте 6-10 лет. Срок реализации 3 года.Программа для учреждений дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа объединения «Природа и фантазия»
Программа дополнительного образования «Природа и фантазия», расширяет знания экологии, биологии, природоведения, но и дополняет их. Программой предусматривается изучение теоретических основ фитодизайн...