открытое занятие
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
открытое занятие по вышивке лентами. Подарок к празнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_vyshivke_lentami.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект открытого занятия
Раздел: Рукоделие. Декоративно – прикладное творчество.
Тема занятия: Вышивка шелковыми лентами
Творческое название темы: « Подарок к празднику»
1.Дидактическое обоснование занятия
Цель занятия: создать условия и способствовать формированию у учащихся качеств, творчески думающей, с эстетическим вкусом личности.
Задачи занятия:
- Ознакомить учащихся с историей появления вышивки ленточками, её применении в современной моде
- обобщить знания о стежках и строчках, применяемых в вышивке.
- Научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением
- Способствовать всестороннему развитию личности учащихся,
- Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Материально-техническая и дидактическая база:
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Дополнительная литература;
- Презентация учителя
- Учебно-техническая документация:
- Технологические и инструкционные карты (ТК, ИК) ;
- Образцы изделий, декорированных вышивкой лентами
- Для учащихся – пяльцы, кусочки тканей нужного размера, нитки мулине, иглы вышивальные, ленты различных цветов и ширины.
- Образцы рисунков вышивки, фотографии, схемы композиционного построения.
- Инструменты, материалы, приспособления: гобеленовая или шенильная иглы, ткань и ленточки, карандаши, копировальная бумага, пяльцы, ножницы.
- Мониторинг и актуализация знаний, умений, навыков учащихся
- Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный. Частично, поисковый (работа учащихся по самостоятельному созданию композиции, нахождению цветового решения работы, подбору цветовой гаммы вышивки, и выполнению вышивки лентами).
- Беседа с объяснением нового материала
- Выступление учащихся с презентациями
- Практическая работа по технологическим картам
- Демонстрация трудовых приёмов
- Интегрирование с предметами
- Историей
- Биологией
- ИЗО
- МХК
- Информатикой и ИКТ
- Урок комбинированный, продолжительность – 60 минут
План проведения урока.
- Организация класса.
- Приветствие.
- Проверка присутствующих
- Проверка готовности к уроку
II Мониторинг знаний, умений, навыков учащихся..
Учитель: «Скажите, пожалуйста, что же такое вышивка?»
Учащиеся: Вышивка - один из наиболее распространенных видов украшения изделий из различных материалов орнаментальным или сюжетным изображением, выполненными нитками или другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с понятиями о вышивке, как традиционно русском виде рукоделия, узнали историю различных видов вышивок, их классификацию, познакомились с оборудованием и инструментами, материалом для занятия вышивкой.
Для проверки ваших знаний, основных понятий о вышивке, мы поступим следующим способом. Большую помощь в рукоделии оказывает нам компьютер:
Задание 1. Разгадывание загодок
Задание 2. Разработать схему для вышивки . Составить клаузуру.
Задание 3.Ваш праздничный буклет. Каков он?
Практическое задание 1. Запялить ткань в пяльцы. Пояснить, почему рисунок должен быть нанесён на ткань до её натяжения на пяльцах или рамке?
Практическое задание 2. Выполнить вышивку стебельков стебельчатым швом, а цветы и листья петелькой «вприкреп»(схему разработать самостоятельно).
Фронтально.
- Что обозначают слова «дизайн и декор»?
- Каково назначение вышивок?
- Перечислите виды вышивок, применяемые в декоре изделий.
- Какие виды вышивок относятся к счетным?
- Назовите разновидности вышивок.
- Стежки и швы, применяемые в вышивке.
- Как правильно подобрать иглы для вышивания?
- Какие инструменты кроме игл нужны при выполнении всех видов вышивок?
Подвести итог и сделать обобщение работы над заданиями, оценить работу учащихся и перейти к работе над новым материалом, начиная словами:
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой, маяться, в безделье,
Займитесь лучше рукодельем!
- Сообщение темы урока, определение целей и задач, методов и форм обучения (слайды из презентации учителя)
Диалог учитель - ученик: На протяжении последних занятий по вышивке вы интересовались, какие нетрадиционные материалы применяют мастера для создания вышитых композиций, декорирования изделий. Поэтому, тема сегодняшнего нашего занятия неслучайно, выбранная и её звучание – «Вышивка шелковыми лентами», а его творческое название «Подарок к празднику».
- А что такое подарок, презент? (Из толковых словарей и словарей иностранных слов уч-ся дают определение)
- Какой подарок или презент хотели бы вы для себя? ( практичный, красивый, нужный и т. д.)
- Что нужно учитывать при выборе подарка? (его нужность, эстетичность, экологичность, и, конечно, стоимость).
- Какой подарок больше всего ценится? Почему?(тот, который выполне своими руками, потому что он сделан с любовью).
- Какой вид искусства, изученный вами, вы можете применить для изготовления подарочной работы?
- Что такое жанр и, какие жанры можно применить в работах декоративно прикладного творчества?
- Какой закон надо всегда соблюдать, чтобы вышивка смотрелась как единое целое? (Закон художественного конструирования, и коротко об этом законе)
- Какие инструменты и материалы необходимы в работе над вышивкой?
- Расскажите о процессе подготовки к вышивальным работам ( рассказ ученицы, которая работала по карточке-заданию)
Учитель: На протяжении последних занятий по вышивке вы интересовались, какие нетрадиционные материалы применяют мастера для создания вышитых композиций. Итак, тема сегодняшнего нашего занятия – «Вышивка шелковыми лентами», его творческое название «Подарок к празднику».
- Как вы думаете, какие вопросы необходимо нам рассмотреть сегодня на занятии, чтобы освоить технику вышивки шёлковыми ленточками?
Предполагаемые ответы учащихся:
- познакомиться с историей данного вида вышивки, раскрыть секреты старинного ремесла.
- Применение и назначение изделий, вышитых ленточками
- Приемы вышивки лентами
- работу с творческой стороны, работу с фантазией и выдумкой, совершенствование своего мастерства и умения.
Учитель: Узнать историю появления вышивки нам поможет Уско Даша (рассказ сопровождается презентацией)
Немного истории
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже, около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех.
Учитель: Все виды рукоделия имеют между собой тесную связь. Многие приемы одинаково применяются в различных видах вышивки.
- Как вы думаете, что необходимо знать и уметь для того, о чём помнить, чтобы освоить этот новый для вас вид рукоделия?
Предполагаемый ответ учащихся: Что такое композиция, цветовое решение работы, виды вышивальных швов, терминологию вышивальных работ, необходимые инструменты и материалы,процесс подготовки ткани к вышивальным работам и т.д. (слайд №
Давайте же вспомним отдельные приемы вышивки и вышивальные швы, которые мы изучали на предыдущих занятиях по рукоделию.(слайд №
- (уч-ся перечисляют)
Учитель: Вышивальные работы предполагают, прежде всего, работу с цветом. С помощью цвета можно связать композицию воедино или же разбить ее на отдельные части.
- Знаете ли вы, кто впервые открыл теорию цвета?
- А каковы основные законы цветовых сочетаний?
Сообщение Ильченко Марины о «Теории и гармонии цвета». Просмотр презентации №2.
Главную роль в составлении любой композиции играет цвет. Нам для грамотной работы необходимо знать основные сочетания цветов. Основы теории цвета были заложены известным ученым – физиком Исааком Ньютоном. Он расположил в замкнутом круге цвета спектра и добавил к ним недостающий пурпурный. Такое расположение цветов показало, что один цветовой тон постепенно переходит в другой. Существует 7 основных цветов. Давайте назовем их (обращается к классу). Красный, оранжевый, желтый (теплые цвета), зеленый, голубой, синий, фиолетовый (холодные цвета). Каждый цвет имеет множество оттенков. Этот цветовой круг поможет нам ориентироваться в подборе нужных цветовых сочетаний, чтобы они гармонировали и звучали в наших изделиях. Диаметрально противоположные цвета и цвета , расположенные под углом 1200 , как правило, сочетаются. Сочетаются также цвета, родственные по тону. Кроме того, здесь нужна собственная фантазия, выдумка, художественное воображение, чтобы создать красивую вещь
- Цветовые сочетания. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит — гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит изделий является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.
Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). К хроматическим относятся цвета солнечного спектра: основные — красный, желтый, синий и промежуточные — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Промежуточные, или дополнительные, цвета получаются при смешивании двух основных: оранжевый — из красного и желтого, зеленый — из синего и желтого, фиолетовый — из красного и синего. Есть также бесцветные, или нейтральные, цвета, то есть такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, черный, серый цвета и все их оттенки.
Хроматические цвета, в свою очередь, делятся на теплые и холодные. К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь — желтый, оранжевый, красный, к холодным — синий, зеленый, фиолетовый и все их оттенки. Самый теплый цвет — красный, а самый холодный — синий. В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью.
Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном — отношением одного цвета к его оттенкам, а также различных цветов друг к другу; насыщенностью или густотой и светлотой или яркостью — степенью освещенности того или другого цвета. - Ахроматические цвета определяются только светлотой или относительной близостью данного цвета к белому.
В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но и промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойны, лучше воспринимаются.
Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток или лент в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. - Если в работе присутствуют оттенки одного цвета – это монохромная схема( слайд №
- Хорошо сочетаются:
красный — с черным, желтым, серым, коричневым, бежевым,'оранжевым, синим, белым;
синий — с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
желтый — с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
зеленый — с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
фиолетовый — с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Учитель:прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте вспомним о чём надо помнить и что нужно знать, чтобы работа была в радость- (слайды № Т/Б)
- Практическая работа: вышивка лентами.
Дифференцированная самостоятельная работа учащихся по составлению композиции, вышивке фрагментов, с применением технологических карт. Работа по группам, парам, либо индивидуальная.
- Вводный инструктаж учителя строится на основе презентации
- Сообщение названия практической работы;
- Разъяснение задач практической работы;
- Ознакомление с объектом труда (образцом);
- Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание ( оборудование, инструменты, приспособления );
- Ознакомление с учебно-технической документацией ( инструктаж по ТК, ИК, ИТК );
- Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
--- напомнить о соблюдении т/б
- Приемы выполнения швов «навивные или французские узелки», «прямой ленточный стежок», «роза по паутинке», « роза плиссе», «петля вприкреп», выполненные шелковыми лентами.
- Требования, предъявляемые к работе:
- Технологические
- Эстетические
- Эксплутационные
- Экологические
- Экономические
Учитель: сейчас вы приступите к работе. Этот вид рукоделия предполагает составление свободной композиции. В зависимости от того, как вы расположите на ткани рисунок вышивки, зависит внешний вид и форма вашей работы.
Композиция – это умение красиво и правильно расположить фрагменты или детали рисунка.
Обратите внимание на ритм рисунка. Это определенное чередование деталей. В вышивке данного вида не должно быть прямых линий. Веточки цветков красиво изогнуты. Всю композицию воедино связывают листья. Каждый элемент должен повторяться. В зависимости от формы лоскута ткани мы располагаем рисунок вышивки по кругу, по диагонали, в выделенном поле, с краю, в углах.
- Распределение по группам, парам, работа индивидуальная (по желанию).
Требования, которые будут учтены при оценке ваших работ:
- правильность выполнения трудовых приемов,
- самостоятельность при выполнении работы,
- правильность композиционного построения рисунка,
- объем выполненной на уроке работы,
- гармония цветового сочетания,
- соблюдение правил техники безопасности,
- организации рабочего места.
По необходимости учащиеся могут обратиться к компьютерной презентации, просматривая ее на мониторе компьютера. Учитель контролирует и координирует работу.
Подведение итогов урока учителем: Меняются времена, меняется мода, но неизменными должны оставаться добрые отношения между людьми. Вышивка актуальна и в наши дни, поэтому ваш подарок, всегда порадует тех, кому он будет предназначен. Вы так же можете пополнить свой гардероб и дополнить интерьер вышитыми вещами. Для этого надо совсем немного: научиться вышивать. Даже двумя самыми распространенными швами можно создавать замечательные узоры.
- Сообщение учителя о достижении целей урока;
- По окончании работы каждая группа представляет и анализирует работы, самостоятельно дают оценку своей деятельности, получают оценку работы учителя. Затем учащимся предлагается поделиться впечатлениями об уроке, узнать, какой новый опыт работы приобрели они в процессе урока, что получилось особенно хорошо, узнать, возникло ли желание продолжить изучение темы самостоятельно, порекомендовать, где можно приобрести литературу или получить информацию по данной теме, предложить принять участие в проведении следующего урока.
Задание на дом: оформить работу с учётом эстетики, для участия в выставке с названием «Подарок к празднику»
.
Информационные ресурсы
- Мелинда Косс . Искусство вышивки. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128с.
- Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).
- Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ. Н. Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128 с. (Серия «Школа изящных рукоделий»)
- http://www.silk-ribbon.ru/stich_.html
- http://www.webposidelki.ru/VL2.htm
Инструкционная карта
Общие правила работы с лентами
- Для работы используется лента длиной 30-35 см.
- Чтобы лента легко проходила в игольное ушко, ее кончик надо срезать под углом 45 градусов.
- Если игла плохо проходит сквозь ткань, то можно сделать прокол деревянным колышком, спицей или шилом.
- Закреплять ленту нужно на изнаночной стороне ткани швейной ниткой.
- Готовую вышивку не стирать и не гладить. Но если это необходимо, то утюжить с изнанки, стараясь не заходить утюгом, на заполненные вышивки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2 Открытое занятие "Танцевальная мозаика"
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2...
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...
- Мне нравится (4)