открытое занятие
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа
«Республиканская специальная общеобразовательная школа им.Н.А.Галлямова
Открытый занятие:
«Изготовление куклы Берегини»
Выполнила мастер п/о
Мухаметзянова Анастасия Викторовна
Казань. 2018 г
Изготовление куклы – Берегини в русском народном костюме.
Цель урока
Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи урока
1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование и материалы:
1. Вид используемых на уроке средств ИКТ.
2. Необходимое аппаратное и программное обеспечение - компьютер и проектор, экран.
3. Образцы выполненных кукол.
4. Таблицы инструкционной карты «Изготовление куклы Берегини».
5. Кусочки хлопчатобумажных тканей.
10. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.
План урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
3. Изучение нового материала
Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды.
4. Практическая часть, 1
Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.
Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.
5. Практическая часть, 2
Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»
а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.
6. Закрепление новых знаний
Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных работ.
7. Подведение итогов. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.
Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.
Ход урока
Изучение нового материала
Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и суть к пониманию культуры народа.
Борис Рыбаков. Язычество древних славян /1, с. 118/
Кукла – это не просто забава, детская игрушка – это очень серьёзно. В народных обереговых тряпичных куклах или сделанных из других натуральных материалов (льна, соломы, бересты) отразились дохристианские представления древних славян о мире и управляющих ими силах.
Все Вы ребята давно знаете, что я многодетная мама. У меня трое детишек (сын Артур, дочь Арина и доченька Каролина) После рождения третьего ребенка моя жизнь изменилась и я стала задумывать о своей семье и детях Безопасность детей стояла на первом месте, поэтому, что могу сделать Я? Мама?
Кукла-Успешница - это образ деятеля, у которого работа спорится, всё к сроку готовится. Это символ человека, который достигает желаемого в работе и в жизни. Ладная, нарядная кукла твёрдо стоит на ногах (как и хозяин куклы). Сумка через плечо-это дела, которые по силам, в удовольствии и в радость. Своими успехами нужно с куклой поделиться (положить денежку в сумку или часть того, что принесло Вам успех).
А с какие куклами Вы ребята знакомы или слышали, читали?
Ответ Детей
Были в русских деревнях ещё куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. На маленький мешочек с зерном (гречкой, горохом, рожью) надевали юбку, повязывали платочек – получалась симпатичная куколка, которая могла стоять. Конечно, эта кукла должна была способствовать хорошему урожаю и хранилась на почётном месте, рядом с иконами. Но детям играть с такими куклами тоже не возбранялось.
Учитель
Дородная «Баба Берегиня» с огромным бюстом и с узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия в доме. В неё вкладывали шерсть, зерно, копеечку – чтобы было тепло в доме, у овец нарастала шерсть хорошая, чтобы денежка не перевелась и хлеб-соль имели в достатке.
Народные обрядовые куклы все чаще стали приковывать к себе внимание. Куколка «Берегиня» дома занимает среди них особое место благодаря своему размеру и назначению. Раньше ее изготавливали из ненужной ветоши. Современный сувенир предусматривает на детали куклы новую ткань. Тряпочки вручную, без ножниц, разрывались на кусочки и перевязывались красной прочной ниткой, которую рвали тоже вручную. Сейчас, безусловно, от таких технологий отказались. Считалось, что кукла оберегает того человека, из старой одежды которого изготовлена. А если собрать вещи со всего дома, то всю семью и будет охранять. Поэтому куклы делались большими, добротными и тяжелыми. Стандартный размер каркаса куклы — с локоть (расстояние от локтя до запястья). Куклу скрепляли прочными красными нитками. Красный цвет славяне считали обережным, да и просто нарядным
Учитель:
Куклы-обереги встречаются и в русских народных сказках. Помните, когда мама Василисы Прекрасной умирала, она дала дочке куколку, велела кормить и беречь её. Куколка давала Василисе хорошие советы, делала за неё трудную работу, спасла от Бабы – Яги… Это сказка, конечно, но она отражает верования наши предков: в куклы-обереги вселяются души умерших, чтобы помогать живым.
Кукла Берегиню не шьют, а изготавливают своими руками . Ткань раньше рвали руками поэтому название некоторых кукол так и остались Рванки. Ну а мы давайте вспомним технику безопасности в начале занятия при работе ножницами и нитками
В некоторых деревнях Русского Севера делали совсем некрасивых кукол – кусок дерева едва обработан несколькими ударами топора, очертания тела едва намечены. Почему? Ведь северные мастера издавна славились сказочной красотой своих изделий из кости, кружев, дерева. За что так обидели куклу? Корни этого уходят в глубокое прошлое. Много столетий назад в каждом северном доме стояла деревянная фигурка духа-охранителя дома, предка хозяев. Её надо было вытесать пятьюдесятью двумя ударами топора – именно столько недель в году. За 52 удара много не сделаешь, фигурки выходили топорные. От них и ведут свой род куклы, которые тоже вырезались небольшим количеством ударов топора.
Учитель. А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?
Дети высказывают свои мысли.
Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!
И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.
Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
Во время рассказа идет демонстрация слайдов о русском народном костюме и вышивке.
Физкультминутка
Упражнение для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.
Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.
Практическая часть, 1
Постановка художественной задачи
Учитель. На основе увиденного мы с вами будем изготавливать куклу Брегиню .
Для приготовления куклы Берегини своими руками приготовить: прямоугольник 15х40 см изо льна на столбик; прямоугольник 28х40 см изо льна или светлого ситца на обкрутку столбика; квадрат 23-25х23-25 см изо льна или светлого ситца на голову и руки; квадрат15х15 из яркой ткани на жилетку; 2 прямоугольника 15х10 см изо льна или светлого ситца на грудь и ягодицы; прямоугольник 8-10х25-40 см из яркой ткани на юбку; прямоугольник 5х10-14 см из яркой ткани на передник; ленточку на пояс и повойник; треугольник со сторонами 17х17х20 см из яркой ткани на платок, лучше взять трикотаж; квадрат10х10 см из яркой ткани, можно – трикотажной на узелок; нитки белого или красного цвета на скрепление; наполнитель из ваты или поролона.
Процесс изготовления куклы — оберега Берегини
1. Столбик. Берегиня относится к куклам-столбушкам, в ее основе – столбик из ткани. Прямоугольник скрутить, связать по середине. Если края у рулона получились неровными, лучше подрезать. Кукла должна потом стоять на столбике .
2. Завернуть столбик в прямоугольник так, чтобы края столбика оказались без срезов.Подвернув последний обрезной край прямоугольника, обмотать полученный столбик в двух местах (по линии колен и шеи)
3. Голова. Квадрат опускается центром на столбик и заворачивается симметричными складочками с лица и спинки куклы. Затем обкручивается ниткой по линии шеи.
4. Руки. Подогнуть внутрь рукава. Краешек рукава завернуть внутрь и сформировать ладонь. Обкрутить ниткой
5. Грудь и ягодицы. Скрутить 2 прямоугольника по широкой стороне. Если ткань тонкая, внутрь можно положить набивку. Один рулончик прикрепляется на уровне груди, второй на линии ягодиц с разных сторон куклы. Краешки рулончиков обматываются ниткой и приминаются.
6. Полученные формы тела прикрываются кончиками квадрата и прикрепляются ниткой по талии
7. Жилет. Квадрат надрезается по центру, одевается через голову уголками по плечам. Уголки туго скатываются. Рукава расправляются и затягиваются краями жилетки. Жилет обматывается по талии
8. Юбка. Сложить прямоугольник пополам по длинной стороне. По сгибу протянуть нитку в несколько сложений или бечевку. Стянуть.
9. Одеть на талию, заложив на спинке края юбки «внахлест». Туго обкрутив ниткой по талии, перевязать. Опустить юбку вниз и разровнять.
10. Передник. По талию спереди наложить прямоугольник. Сверху – большая часть, снизу – меньшая. Обмотать по талии, опустить передник вниз.
11. Пояс. Талию обмотать поясом, завязать.
12. Повойник. Проложить по лбу ленту или полоску ткани, завязать на затылке.
13. Платок. Загнув широким краем внутрь, обернуть платок вокруг шеи и завязать сзади.
14. Узелок со счастьем. Связать квадрат поочередно концами, внутрь положить наполнитель. Привязать узелок к одной или двум рукам. 15. Кукла Берегиня готова.
Технологическая карта изготовления куклы-закрутки.
Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения за учителем. Во время работы ребята делают сообщения о назначении различных кукол (в форме беседы).
- Целевые обходы.
Во время практической работы учащихся, учитель обходит рабочие места, контролирует приёмы работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.
Закрепление новых знаний
Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
Просмотр и выставка готовых работ.
- Анализ и оценка урока.
Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока:
- что вам было непонятно на уроке?
- понравился ли урок?
Подведение итогов. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.
Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2 Открытое занятие "Танцевальная мозаика"
День открытых дверей 27.04.2016 г. ГБОУ Школа №384 СП ДО №2...
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...
- Мне нравится (3)