Особенности современного проектирования
план-конспект урока по технологии (10 класс) на тему
План конспект урокатехнологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sovremennogo_proektirovaniya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока; Технология 10 класс. Дата 24.01.2018
Тема урока: «Особенности современного проектирования»
Цели урока: Сформировать понятие «современного проектирования». Развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку.
Задачи урока:
Образовательная: дать элементарные представления о современном проектировании, о его компонентах;
Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.
Ход урока:
- Организационная часть
- Актуализация прошлого материала
- Новый материал
Особенности современного проектирования
Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск аргумеигированных и доказатеьных решения применилельно к данным ус-ловиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.
Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятельности людей (технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной). Примеры различных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, процедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация питания детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые, объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм...
Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:
- не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации:
- не считать метод проб и ошибок рациональным;
- расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
- стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;
- подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
- считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.
Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.
Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного. Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.
Если раньше проекты укладывались в рамки узкой специализации, то в последние 30—40 лет (вероятно, с появлением дизайна) проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным, когда при решении основной задачи — улучшения технико-экономических и социальных показателей продуктивной деятельности учитываются технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы и даже последствия внедрения новшеств. Более того, многие проекты (в биологии, медицине, военной технике, компьютеризации, средствах массовой информации — СМИ) должны включать морально-этические аспекты и быть «прозрачными» для широкой общественности, а не становиться частным делом профессионалов.
В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.
Существенной тенденцией современного проектирования ищется учет «человеческого фактора», т. е. осознание адресованности любого проекта именно человеку, с его уникальными психологическими, антропометрическими, социальными и индивидуальными характеристиками.
- Закрепление нового материала
- В каких случаях возникает необходимость в проектировании?
- Что представляет собой любая деятельность человека?
- Что называть Проектом и проектированием (как процессом его создания)?
- Приведите примеры различных проектов.
- На какие выработанные практикой и наукой требования опирается проектирование?
- Как вы понимаете то, что современное проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным? - объекты проектирования не являются обособленными?
- Заключительная часть
- Задание на дом: читать записи в тетради. составить мини проект (на выбор обучающегося)
Преподаватель технологии ;Петухов Виталий Николаевич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности современной подготовки к школьным олимпиадам по географии.
Раскрываются основные направления в методики подготовки учащихся школы к олимпиадам по географии. Из опыта работы в МОУ "СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области"....
Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов
Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов...
презентация к педагогическому совету "Особенности современных школьников"
Данная презентация дает наглядное представление о современных детях и способах организации продуктивной деятельности с ними...
Статья: "Особенности современных педагогических технологий и методик"
Использование различных педагогических методик и технологий в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений....
Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг
Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг...
Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...
Презентация к уроку "Особенности современного проектирования"
Презентация к уроку "Особенности современного проектирования", технология 10 класс...