Статья: "Особенности современных педагогических технологий и методик"
статья по теме
Использование различных педагогических методик и технологий в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_-_tehn.otd_.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Зав. кафедрой технологической
ГБОУ СПО КГТК КК
_________________ Христенко Т.В.
«_____»____________20___г.
Чумаковская Юлия Викторовна
Выступление на заседании кафедры технологической
на тему :
«Особенности педагогических технологий и методик, используемых в учебном процессе»
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний.
Технология обучение – это совокупность методов и средств обработки или наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Одна и та же технология в руках разных исполнителей может выглядеть по – разному.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются :
- Цели обучения;
- Содержание обучения;
- Средства педагогического взаимодействия;
- Организация учебного процесса;
- Результат деятельности.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики.
Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по – иному :здесь неизбежно присутствие личностный компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в аудитории. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.
Понятие «педагогическая технология» шире, чем « методика обучения ». Технология отвечает на вопрос – как лучше достичь целей обучения. А методика – это совокупность способов и приемов.
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий.
По уровню применения выделяют :
- Общепедагогические;
- Частнометодические (предметные);
- Локальные (модульные).
По философской основе :
- Материалистические;
- Идеологические;
- Диалектические;
- Метафизические.
По ведущему фактору психического развития :
- Биогенные;
- Социогенные;
- Психогенные идеалистские.
Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой – либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна.
По ориентации на личностные структуры :
- Информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН );
- Операционные (формирование способов умственных действий);
- Эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
- Технологии саморазвития;
- Эвристические (развитие творческих способностей).
По характеру содержания и структуры называются технологии :
- Обучающие и воспитывающие;
- Общеобразовательные и профессионально – ориентированные;
- Частопредметные.
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий:
- Классическое лекционное обучение;
- Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
- Система «консультант»;
- Обучение с помощью учебной книги;
- Система «малых групп» - групповые, дифференцированные способы обучения;
- Компьютерное обучение;
- Система «репетитор» - индивидуальное обучение;
- «Программное обучение », для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих систем. Выделяют :
- Традиционную классическую классно – урочную систему, представляющую комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы;
- Современное традиционное обучение, в сочетании с техническими средствами;
- Групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
- Программированное обучение, основывающее на программном управлении с частными использованием всех остальных видов.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природного потенциала. Личность учащегося в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлеченной цели.
В настоящее время происходит переход к личностно – ориентированным технологиям, которые имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося.
В традиционных системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно – ориентированном образовании – понимание и взаимоотношения.
В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно – личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Методы обучения:
- Репродуктивные (включает объяснительно – иллюстрированное обучение)мисс
- Проблемные (организация поисковой деятельности, когда ставится проблема)
- Проблемно – развивающие (исследовательский)
Репродуктивное обучение не развивает творческое мышление. Проблемное обучение решает задачу развития мыслительных способностей учащегося.
Наибольшая эффективность в обучении достигается за счет применения методов проблемно – развивающего обучения.
В последнее время получают развития игровые методы обучения, которые являются частью личностно – ориентированных (практико - ориентированных) технологий.
Интерактивные методы : дискуссии, тренинги, игры.( лекции – дискуссии, «мозговой штурм», работа в малых группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное ...
"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."
Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и прие...
Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.
Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик" ...
Методика подготовки к итоговой аттестации учащихся по биологии и химии с использованием современных педагогических технологий и методов обучения
Доклад с использованием современных методов обычения....
"Современные педагогические технологии и методики обучения математике"
Использование в процессе обучения современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихс...
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в ...