Статья: "Особенности современных педагогических технологий и методик"
статья по теме

Чумаковская Юлия Викторовна

Использование различных педагогических методик и технологий в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_tehn.otd_.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Зав. кафедрой технологической

ГБОУ СПО КГТК КК                              

_________________    Христенко Т.В.

«_____»____________20___г.

Чумаковская Юлия Викторовна

Выступление на заседании кафедры технологической

на тему :

«Особенности педагогических технологий и методик, используемых в учебном процессе»

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике.  В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний.

Технология обучение – это совокупность методов и средств обработки или наука о способах воздействия преподавателя  на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Одна и та же технология в руках разных исполнителей может выглядеть по – разному.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются :

  1. Цели обучения;
  2. Содержание обучения;
  3. Средства педагогического взаимодействия;
  4. Организация учебного процесса;
  5. Результат деятельности.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики.

Одна  и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по – иному :здесь неизбежно присутствие личностный компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в аудитории. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими  к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

Понятие «педагогическая технология» шире, чем  « методика обучения ». Технология отвечает на вопрос – как лучше достичь целей обучения. А методика – это совокупность способов и приемов.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий.

По уровню применения выделяют :

  1. Общепедагогические;
  2. Частнометодические (предметные);
  3. Локальные (модульные).

По философской основе :

  1. Материалистические;
  2. Идеологические;
  3. Диалектические;
  4. Метафизические.

По ведущему фактору психического развития :

  1. Биогенные;
  2. Социогенные;
  3. Психогенные идеалистские.

Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой – либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только  какой-либо один единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна.

По ориентации на личностные структуры :

  1. Информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН );
  2. Операционные (формирование способов умственных действий);
  3. Эмоционально – художественные  и эмоционально – нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
  4. Технологии саморазвития;
  5. Эвристические (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры называются технологии :

  1. Обучающие и воспитывающие;
  2. Общеобразовательные и профессионально – ориентированные;
  3. Частопредметные.

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий:

  1. Классическое лекционное обучение;
  2. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
  3. Система «консультант»;
  4. Обучение с помощью учебной книги;
  5. Система «малых групп» - групповые, дифференцированные способы обучения;
  6. Компьютерное обучение;
  7. Система «репетитор» - индивидуальное обучение;
  8. «Программное обучение », для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих систем. Выделяют :

  1. Традиционную классическую классно – урочную систему, представляющую комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы;
  2. Современное традиционное  обучение, в сочетании с техническими средствами;
  3. Групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве  репетитора;
  4. Программированное обучение, основывающее на программном управлении с частными использованием всех остальных видов.

Личностно -  ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природного потенциала. Личность учащегося в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлеченной цели.

В настоящее время происходит переход к личностно – ориентированным технологиям, которые имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося.

В традиционных системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в  личностно – ориентированном образовании – понимание и взаимоотношения.

В рамках личностно  - ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно – личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Методы обучения:

  1. Репродуктивные (включает объяснительно – иллюстрированное обучение)мисс
  2. Проблемные (организация поисковой деятельности, когда ставится проблема)
  3. Проблемно – развивающие (исследовательский)

Репродуктивное обучение не развивает творческое мышление. Проблемное обучение решает задачу развития мыслительных способностей учащегося.

Наибольшая эффективность в обучении достигается за счет применения методов проблемно – развивающего обучения.

В последнее время получают развития игровые методы обучения, которые являются частью личностно – ориентированных (практико - ориентированных) технологий.

Интерактивные методы : дискуссии, тренинги, игры.( лекции – дискуссии, «мозговой штурм», работа в малых группах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное ...

"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."

Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и прие...

Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.

Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик"    ...

"Современные педагогические технологии и методики обучения математике"

Использование в процессе обучения современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихс...

Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка

Методика преподавания адыгейского  языка и литературы: проблемы и пути их  решения. Метод проектов как один из  современных педагогических технологий в        ...