Рабочая программа по технологии с КТП 5-8 классы
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа состоит из следующих разделов: «Технология обработки древесины»,
«Технология обработки металлов», «Элементы машиноведения» и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) для 5,6,8-х классов и 34 для 7 класса.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Программа состоит из следующих разделов: «Технология обработки древесины», «Технология обработки металлов», «Элементы машиноведения»
и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) для 5,6,8-х классов и 34 для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
Рабочая программа по учебному курсу 5 - 8 классов
Составитель:
учитель технологии
Иванов Олег Александрович
2016
Статус рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией В.Д. Симоненко основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа состоит из следующих разделов: «Технология обработки древесины», «Технология обработки металлов», «Элементы машиноведения» и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) для 5,6,8-х классов и 34 для 7 класса.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Структура рабочей программы
Рабочая программа по технологи представляет собой целостный документ, включающий разделы:
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематическое планирование.
- Содержание учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Список использованной литературы
Пояснительная записка
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Цели. Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Учебно-тематическое планирование
5 класс
Количество часов; № урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов в разделе; дата проведения |
Технология обработки древесины | 34 | |
1/1. | Вводное занятие. Правила охраны труда | |
1/2. | Дерево и древесина | |
2/3 | Породы деревьев и их текстура | |
2/4 | Пороки древесины | |
2/5 | Технологический процесс создания изделия из древесины | |
2/6 | Элементы графической грамоты | |
2/7 | Правила оформления графической документации | |
2/8. | Измерение и разметка заготовки из древесины. | |
2/9 | Пиление и зачистка изделий из древесины | |
2/10. | Строгание заготовок из древесины | |
2/11 | Строгание заготовок из древесины | |
2/12 | Сверление древесины ручным инструментом | |
2/13 | Соединение деталей из древесины гвоздями | |
2/14 | Соединение деталей из древесины шурупами | |
2/15 | Соединение деталей из древесины склеиванием | |
2/16 | Художественная обработка древесины. Пропильная резьба | |
2/17 | Художественная обработка древесины. Пропильная резьба | |
Отделка изделий из древесины | 8 | |
2/18 | Столярная подготовка - шпатлевка | |
2/19 | Столярная подготовка - циклевка | |
2/20 | Последовательность работы красками | |
2/21 | Окраска изделия из древесины | |
Технология обработки металлов | 14 | |
2/22 | Элементы машиноведения. Понятие о машине | |
2/23 | Элементы машиноведения. Понятие о механизмах | |
2/24. | Элементы машиноведения. Понятие о деталях | |
2/25. | Элементы машиноведения. Понятие о деталях | |
2/26 | Разметка изделий из металла | |
2/27 | Способы получения проволоки | |
2/28 | Инструменты применяемые при работе с проволокой | |
Творческие проекты | 12 | |
2/29 | Понятие о творческом проекте, этапы выполнения | |
2/30 | Выбор и обоснование проекта. | |
2/31 | Основные конструктивные признаки | |
2/32 | Рекламный проспект изделия | |
2/33 | Экономические расчеты | |
2/34 | Защита проекта |
6 класс
Количество часов; № урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов в разделе; дата проведения |
Технология обработки древесины | 36 | |
1/1. | Вводное занятие. Правила охраны труда | |
1/2. | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Лесоматериал | |
2/3 | Пороки древесины. | |
2/4 | Пороки древесины. | |
2/5 | Производство и применение пиломатериалов | |
2/6 | Чертеж детали и сборочный чертеж | |
2/7 | Основы конструирования и моделирования изделий из древесины | |
2/8. | Соединение брусков по длине | |
2/9 | Соединение брусков под углом 90 градусов | |
2/10. | Соединение брусков врезкой | |
2/11 | Изготовление цилиндрических изделий ручным инструментом | |
2/12 | Изготовление цилиндрических изделий ручным инструментом | |
2/13 | Основы конструирования и моделирования изделий из древесины простейших изделий | |
2/14 | Составные части машин | |
2/15 | Устройство токарного станка для точения изделий из древесины | |
2/16 | Окрашивание изделий из древесины масляными красками | |
2/17 | Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба | |
2/18 | Художественная обработка древесины. Контурная резьба | |
Технология обработки металлов | 24 | |
2/19 | Свойства черных и цветных металлов | |
2/20 | Черные металлы (железо, сталь, чугун) | |
2/21 | Цветные металлы (Медь, бронза, латунь) | |
2/22 | Цветные металлы (олово, свинец, алюминий) | |
2/23 | Сортовой прокат | |
2/24. | Измерение изделий с помощью штангенциркуля | |
2/25. | Изготовление изделий из сортового проката. Разработка технологической карты | |
2/26 | Изготовление изделий из сортового проката. Фальцевый шов | |
2/27 | Резание металла слесарной ножовкой | |
2/28 | Рубка металла | |
2/29 | Опиливание заготовок из сортового проката | |
2/30 | Отделка изделий | |
Культура дома. Ремонтно строительные работы | 8 | |
2/31 | Закрепление настенных предметов | |
2/32 | Устройство и установка дверных замков | |
2/33 | Устройство и установка дверных заков | |
2/34 | Простейший ремонт сантехнического оборудувания |
7 класс
Количество часов; № урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов в разделе; дата проведения |
Технология обработки древесины | 17 | |
1/1. | Вводное занятие. Правила охраны труда | |
1/2. | Физико-механические свойства древесины | |
1/3 | Конструкторская документация. | |
1/4 | Технологическая документация | |
1/5 | Заточка дереворежущих инструментов | |
1/6 | Заточка зубьев ножовки | |
1/7 | Настройка рубанка | |
1/8. | Отклонение и допуски на размеры деталей | |
1/9 | Шиповые столярные соединения | |
1/10. | Шиповые столярные соединения. Запиливание шипов | |
1/11 | Шиповые столярные соединения. Запиливание проушин | |
1/12 | Соединение деталей шкантами и шурупами | |
1/13 | Технология изготовления мозаичного набора | |
1/14 | Изготовления мозаичного набора | |
1/15 | Изготовления мозаичного набора | |
1/16 | Отделка мозаичного набора | |
1/17 | мозаичного набора | |
Технология обработки металлов | 13 | |
1/18 | Классификация сталей | |
1/19 | Термическая обработка сталей | |
1/20 | Легированная и инструментальная сталь | |
1/21 | Нарезание резьбы ручными инструментами | |
1/22 | Нарезание наружной резьбы ручными инструментами | |
1/23 | Тиснение на фольге | |
1/24. | Художественные изделия из проволоки | |
1/25. | Художественные изделия из проволоки (ажурная скульптура) | |
1/26 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 | |
1/27 | Виды и назначение токарных резцов | |
1/28 | Управление токарно-винторезым станком | |
1/29 | Технологическая документация для изготовления изделий на станке | |
1/30 | Устройство настольного горизонтального фрейзерного станка | |
Культура дома. Ремонтно строительные работы | 4 | |
1/31 | Основы технологии оклейки обоев | |
1/32 | Основы технологии малярных работ | |
1/33 | Основы технологии плиточных работ | |
1/34 | Основы технологии плиточных работ |
8 класс
Количество часов; № урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов в разделе; дата проведения |
Домашняя экономика. | 5 | |
1/1. | Вводное занятие. Правила охраны труда | |
1/2. | Домашняя экономика. Ресурсы семьи | |
1/3 | Домашняя экономика. Бюджет семьи | |
1/4 | Домашняя экономика. Предпринимательская деятельность для увеличения ресурсов семьи | |
1/5 | Домашняя экономика. Маркетинг | |
Электричество | 17 | |
1/6 | Электричество в нашем доме | |
1/7 | Электрические измерительные приборы | |
1/8. | Однофазный переменный ток | |
1/9 | Трехфазная система переменного тока | |
1/10. | Выпрямители переменного тока | |
1/11 | Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности» | |
1/12 | Квартирная электропроводка | |
1/13 | Бытовые нагревательные приборы. Устройство электрочайника. | |
1/14 | Бытовые нагревательные приборы. Устройство электропечи | |
1/15 | Электроплиты и их применение | |
1/16 | Электромагниты и их применение | |
1/17 | Электрические двигатели и их применение | |
1/18 | Электрические двигатели однофазного тока | |
1/19 | Электрический пылесос | |
1/20 | Стиральная машина | |
1/21 | Холодильник | |
1/22 | Швейная машина | |
Ремонтно строительные работы в доме | 6 | |
1/23 | Ремонт оконных блоков | |
1/24. | Ремонт дверных блоков | |
1/25. | Технология установки врезного замка | |
1/26 | Технология установки врезного замка | |
1/27 | Утепление дверей | |
1/28 | Утепление окон | |
Творческий проект | 6 | |
1/29 | Творческий проект «Складной стульчик». Выбор конструкции | |
1/30 | Обоснование проекта | |
1/31 | Технология изготовления стульчика | |
1/32 | Технология изготовления стульчика | |
1/33 | Результаты испытания изделия | |
1/34 | Защита проекта |
Содержание учебного курса
5 класс
Технология обработки древесины
(Изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании)
Вводное занятие
Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали призматической формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.
Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Разметка, строгание и пиление
Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.
Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.
Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении. Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.
Отделка деталей и их подготовка к сборке
Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.
Сборка и отделка изделия
Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочным материалами.
Практические работы
Составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним - двумя элементами. Чтение чертежей и конструкционно-технологических карт изготавливаемых деталей.
Изготовление изделий, включающих операции: строгание кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий; зачистку обработанных поверхностей напильником и шлифовальной шкуркой; покрытие. Контроль качества изделий.
Элементы машиноведения
Устройство и управление сверлильным станком
Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.
Технология обработки металла
Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметка заготовки
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Правила безопасности труда. Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию.
Содержание чертежа детали из тонколистового металла; выбор изображения (видов), простановка размеров, правила оформления чертежа. Последовательность составления эскиза. Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.
Резка, правка и гибка тонкой листовой стали
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесты. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий.
Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка). Инструменты, применяемые для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного приспособления). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибке металла.
Сверление, клёпка и окраска изделия
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки; приемы клепки. Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий из металла. Контроль качества изделий.
Практические работы
Составление технического рисунка или эскиза детали из тонколистового металла (с одним-двумя элементами). Чтение чертежа и конструкционно-технологической карты изготавливаемой детали.
Правка заготовки разметка. Резание ручными ножницами. Гибка с помощью приспособлений. Сверление на станке. Соединение деталей алюминиевыми заклёпками. Окраска поверхности изделия масляной краской.
Изготовление изделий из проволоки
Проволока в ее промышленное получение. Виды проволоки, ее применение. Конструктивные элементы деталей из проволоки (фаска, скругление, ушко и др.) и их назначение, Анализ геометрических форм деталей. Круглогубцы, плоскогубцы и кусачки, их назначение и основные части. Расчет длины заготовки из проволоки.
Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки
Содержание чертежей изделий из тонколистового металла и проволоки. Правила выполнения надписей на чертежах. Способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки. Понятие о фальцевом шве, соединение проволоки расклепыванием. Приемы пайки и лужения, применяемые материалы (припой, флюсы). Приспособления для опиливания тонколистового металла и проволоки. Варианты конструкции изготавливаемого изделия.
6 класс
Вводное занятие
Цели Обучения и его содержание. Образцы изделий изготавливаемые учащимися Организация рабочего места и труда. Правила Внутреннего распорядка Безопасность я гигиена труда в учебной мастерской. Понятие о технологическом Процессе и технологической карте.
Элементы машиноведения
Понятие о машине и механизме. Классификация машин. Составные части машин в зависимости от их назначения. Графическое изображение механизмов Передач.
Токарный станок по дереву как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Принцип работы станков токарной группы. Операции, выполняемые на токарном станке по дереву. Кинематическая схема станка и ее чтение,
работа. Устройство токарного станка по Дереву.
Технология обработки древесины
Изготовление изделий из древесины
Выбор видов на чертежах призматических деталей. Нанесение размеров на чертеже. Понятие о номинальном, предельных и действительном размерах, о предельных отклонениях и допуске на размер.
Пиломатериалы и их получение. Экономный раскрой древесины, безотходная технология раскроя. Применение пиломатериалов. Конструктивные элементы деталей (шипы, проушины, гнезда и др.) и их назначение. Анализ геометрической формы деталей. Конструктивные элементы деталей различных машин.
Выбор формы, материала и размеров заготовки с учетом пороков древесины. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты.
Условия и приемы наладки ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой и других пил) и приспособлений для обработки древесины. Заточка и заправка режущих частей деревообрабатывающих инструментов на оселках.
Лабораторно-практическая работа. Определение видов пиломатериалов.
Практические работы
Чтение чертежей. Выявление технических требований, предъявляемых к детали. Определение условий получения заданной формы обрабатываемой поверхности (на примере плоскости).
Контроль правильности заточки режущих кромок «железок» для шерхебеля и рубанка, их заправка, установка и закрепление в инструменте. Проверка правильности наладки.
Изготовление изделий с самостоятельной наладкой инструмента и приспособлений.
Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения.
Понятие о шиповых соединениях. Виды шиповых соединений и особенности технологии их изготовления. Разметка шипов и проушин.
Долота и столярные стамески, их конструкция и назначение. Приспособления для разметки и получения шипов и проушин. Последовательность и приемы разметки, запиливания шипов и проушин. Соединение деталей с помощью шкантов и нагелей. Приемы склеивания деталей с помощью зажимных приспособлений (струбцин, винтового пресса).
Организация труда и правила безопасности труда при запиливании шипов, проушин и долблении древесины.
Отделка поверхностей детали.
Практические работы
Чтение чертежей изготавливаемых деталей, сборочного чертежа изделий с шиповыми соединениями. Выбор заготовок. Планирование работы. Наладка ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой пилы) и приспособлений (стусла и др.) для обработки древесины. Запиливание шипов и проушин. Долбление древесины. Сборка деталей на шипах и клее. Художественное оформление изделий (покрытие лаком, выжигание, резьба по дереву и др). Контроль качества.
Технология обработки металла
Основные свойства металлов
Металлы и их роль в развитии цивилизации. Краткая история слесарного искусства и художественной обработки металлов. Черные металлы — стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат. Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидкотекучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой). Целесообразность обработки металла тем или иным способом (резанием, давлением, литьем, электротехническим травлением).
Понятие об обработке металлов резанием
Понятие о процессе и основных условиях обработки металлов резанием. Особенности резания металлов.
Методы, способы и условия получения различных форм поверхностей движением материальной точки, линии и поверхности. Понятие о шероховатости, классах шероховатости, их условном обозначении на чертежах, способах контроля (По образцам
и эталонам) и основных условиях и способах достижения допустимой шероховатости поверхности при обработке резанем.
Эскиз детали. Разметка заготовки
Порядок составления эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономное расходование материала при разметке. Правила безопасной работы при разметке.
Рубка и резание металла ножовкой
Назначение и устройство зубила. Приемы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.
Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой.
Опиливание металла. Распиливание отверстий.
Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 900. Приемы обработки криволинейных поверхностей.
Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания.
Инструмент и способы контроля точности формы и размеров обрабатываемых поверхностей и их взаимного расположения на детали.
Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.
Сборка и отделка изделия
Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, ее значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками.
Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями.
Практические работы
Составление эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Определение видов металлов и их сплавов по внешним признакам, Выбор заготовки, определение по чертежу ее формы, материала и размеров. Расчет и распределение припуска на обработку. Экономный раскрой материала. Планирование работы. Чтение (составление) технологических карт.
Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки. кернера, циркуля и по шаблону. Рубка металла.
7 класс
Технология обработки древесины
Технология токарной обработки древесины
Организация рабочего места и правила безопасности труда при работе на токарном станке по дереву. Условия и способы получения сложных форм поверхностей деталей. Приемы обработки конических и фасонных поверхностей. Контроль формы обрабатываемых поверхностей шаблонами.
Способы закрепления заготовок и обработки торцевых поверхностей и отверстий у деталей типа «тарелка» и т. п.
Практические работы
Чтение чертежей и составление эскизов деталей с конической и фасонной поверхностями. Простановка размеров с учетом базовых поверхностей.
Выбор заготовок и технологическое планирование работы.
Вытачивание деталей, имеющих наружные и внутренние торцевые, конические и фасонные поверхности. Отделка деталей. Контроль качества изделий.
Разработка конструкций изделия и технологии изготовления его деталей
Понятие о технологии как науке о преобразовании окружающей среды, материалов, энергии и информации. Методы и орудия этого преобразования технологические процессы и техника.
Механические технологии (обработка материалов резанием).
Малоотходные и безотходные деформационно-термические методы формообразования и порошковая металлургия.
Исходные данные для разработки технологических процессов. Их общие признаки и частные отличия. Способы повышения производительности труда (конструкторский, технологический и организационный). Основные правила разработки технологических процессов.
Свойства древесины. Понятие о влажности древесины. Способы сушки древесины. Подбор материалов для изделия по прочности, износоустойчивости, фактуре, текстуре.
Практические работы
Анализ задания и условий его выполнения. Составление технологической карты. Выбор: формы и размеров заготовки; технологической схемы обработки отдельных поверхностей по справочным таблицам; способов обработки, инструментов, последовательности обработки деталей. Обсуждение разработанной технологии.
Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки
Практическая проверка разработанной технологии в процессе изготовления деталей (изделий) из древесины с применением ручных деревообрабатывающих инструментов. Художественная отделка некоторых поверхностей деталей геометрической резьбой, выжиганием и т. д.
Сборка изделия и его отделка
Конструктивные элементы (скругления, конические и фасонные поверхности и др.) деталей и изделий. Выбор технических форм в соответствии с принципами конструирования и их значением. Общность в конструкциях изготавливаемых изделий и деталей: технические и геометрические формы, типовые детали и соединения.
Приемы работы при сборке из древесины с применением различных деталей.
Сборка изделия из отдельных ее элементов (деталей) с использованием различных видов соединений (на гвоздях, шурупах, клее и т. д.). Способы отделки изделия.
Практические работы
Составление эскизов деталей, чтение чертежей (технологических карт) деталей и изделий. Анализ конструкций деталей по чертежу. Выбор заготовок и технологическое планирование работы. Разметка заготовок. Изготовление и отделка деталей. Сборка изделий различными способами.
Контроль качества изделий по чертежу с помощью контрольных и измерительных инструментов.
Элементы машиноведения
Общность механизмов различных станков. Устройство токарно-винторезного станка
Механизмы главного движения и подачи.
Токарно-винторезный станок как технологическая машина, его назначение и применение, общее устройство (основные части и их назначение). Принцип действия станка. Основные движения в станке, сложение движений. Кмиематяческая схема станка.
Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка
Назначение и устройство горизонтально-фрезерного станка, принцип его работы и выполняемые операции.
Виды фрез (цилиндрическая, дисковая и др.). Режущая часть фрезы и ее элементы. Сущность фрезерования. Применение фрезерных работ в современном производстве.
Технология обработки металла
Виды сталей. Понятие о термообработке
Классификация сталей: углеродистые (конструкционные, инструментальные) и легированные. Применение сталей в народном хозяйстве. Способы экономии металла (замена стальных конструкций пластмассовыми, снижение металлоемкости и др,).
Технология токарных работ по металлу
Токарные резцы — проходные, подрезные, отрезные. Общие сведения о геометрии режущей части резцов. Понятие о режимах резания: скорость резания, подача и глубина. Выбор режимов резания: глубины резания, подачи, скорости резания; расчет частоты вращения шпинделя.
Организация рабочего места токаря. Правила безопасности труда при работе на токарно-винторезном станке. Применение приспособлений для токарных работ.
Технология обработки деталей. Приемы выполнения основных токарных операций.
Приемы точения конических и фасонных поверхностей и отверстий, подрезания торцов и уступов, зачистки, отрезания и отделки поверхностей деталей на токарном станке по дереву. Уход за станком. Прогрессивные технологии токарной обработки.
Резервы повышения производительности труда. достижения отечественной науки и техники в создании станков в токарной группе.
Ознакомление с содержанием труда: профессия — токарь.
Практические работы
Составление эскиза цилиндрической детали с конструктивными элементами: уступами, канавками, округлениями и др. Чтение кинематической схемы токарно-винторезного станка.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия.
Упражнения в управлении и простейшей наладке токарно-винторезного и фрезерного станков. Установка и закрепление заготовки на токарно-винторезном станке. Подрезание торцов. Обтачивание цилиндрических поверхностей (гладких и ступенчатых). Подрезание уступов. Обтачивание конических поверхностей (широким резцом, поворотом верхних салазок суппорта). Зачистка обработанных поверхностей. Отрезание.
Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы
Назначение резьбы. Диаметр и шаг резьбы. Резьбонарезной инструмент и приспособления. Устройство метчика и плашки: рабочая часть и ее элементы. Приемы нарезания резьбы вручную. Дефекты резьбы. Таблица диаметров отверстий и стержней для нарезания основной метрической резьбы.
Резьбовые изделия (болты, винты, шпильки). Резьбовые соединения. Приемы нарезания крепежной резьбы на станках и вручную.
Технология фрезерных работ по металлу
Установка и закрепление заготовок в тисках на фрезерном станке. Фрезерование плоских поверхностей и канавок (деталей призматических и цилиндрических форм).
Технология обработки деталей на горизонтально-фрезерном станке. Правила безопасности труда при работе на фрезерных станках.
Ознакомление с содержанием труда: профессия — фрезеровщик.
Практические работы
Составление эскиза детали с конструктивными элементами: уступами, пазами и др. Чтение кинематической схемы настольно-фрезерного станка.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия.
Контроль точности изготовления деталей (изделий) с помощью измерительных инструментов.
Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла (4 ч)
Организация и правила безопасности труда. Последовательность выполнения операций на различных рабочих местах.
Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание различных поверхностей: цилиндрических, конических и фасонных. Изображение внутренней и наружной резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы.
Технологический процесс изготовления изделий: сочетание слесарных работ с токарными и фрезерными.
Принципы конструирования (простота, прочность, надежность, экономичность и др.) детали как части изделия. Примеры конструктивных решений (в деталях, соединениях, изделиях). Варианты конструкций изготавливаемых деталей. Основные этапы проектирования изделий.
Способы художественной отделки древесины (геометрическая резьба, выжигание и т.п.) и металлов. Способы контроля качества резьбы.
Практические работы
Составление эскизов (чтение чертежей) деталей (изделий) различной формы и из разных материалов, деталей с наружной и внутренней резьбой. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты на изготовление детали (изделия); определение материала, формы и размеров заготовки. Расчет припуска. Изготовление изделий с применением столярных, слесарных, токарных и фрезерных операций. Нарезание резьбы в отверстиях. Зачистка и отделка деталей. Сборка изделий, Контроль качества изделий.
8 класс
Домашняя экономика
Организация и ведение домашнего хозяйства, маркетинг в домашней экономике, определение потребностей семьи, выявление ресурсов семьи и возможности их увеличения.
Практические работы
Составление бюджета семьи с доходной и расходной частью, расчеты по себестоимости изделий для дома сделанных своими руками.
.
Электричество в нашем доме
Ознакомление с однофазной работой электрических измерительных приборов.
Для чего необходимы выпрямители переменного тока и их устройство. Изучение типовой квартирной электропроводки и видов электромонтажных проводов. Устройство электронагревательных и светильников. Электромагниты и их применение, электрические двигатели и бытовая техника.
Практические работы
Ознакомление с устройством и изучение правил пользования авометром. Сборка разветвленной электрической цепи. Изготовление настольного электросветильника и простейшего обогревателя. Изучение устройства и работы утюга. Ознакомление с работой асинхронного электродвигателя однофазного тока. Ознакомление с устройством и работой электрического пылесоса, стиральной машины, холодильника.
Ремонтно- строительные работы в доме
Ремонт оконных и дверных блоков, виды оконных и дверных петель, установка д
Составление эскиза детали с конструктивными элементами: уступами, пазами и др.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия.
Контроль точности изготовления деталей (изделий) с помощью измерительных инструментов.
Художественная обработка металла
Использование ажурных накладных декоративных элементов в сочетании с металлами, древесиной, тканью, кожей и другими материалами для достижения наибольшего декоративного и функционального эффекта. Технология изготовления контурных изображений из металла посредством выпиливания или высверливания отверстий с последующей их опиловкой надфилями. Отделка металлических предметов, предназначенных для самостоятельного использования.
Приемы безопасного труда.
Пластические возможности материала. Особенности композиции изделия, влияние толщины металла на декоративную выразительность. Использование проволоки в сочетании с другими материалами. Демонстрация репродукции стальных кованых решеток, входных навесов, балконов и др. Технология работы с проволокой, ее правка, гибка ручным инструментом, гибка в тисках и с применением различных оправок и приспособлений. Различные способы соединения проволочных деталей: скрутка, муфты, хомуты, пайка соединений, армированных тонкой медной проволокой. Сходство и различие металлопластики и чеканки. Использование чеканки при изготовлении изделий из листового металла
Практические работы
Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной обработки. Работа с проволокой, ее правка, гибка ручным инструментом, гибка в тисках и с применением различных оправок и приспособлений. Чеканка при изготовлении изделий из листового металла.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся 5 класса должны:
иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкцконно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль;
знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;
знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;
знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию;
иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.
Учащиеся 6 класса должны:
уметь читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды механизмов передач;
знать виды пиломатериалов;
иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства;
иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм;
знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль;
уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля;
знать общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих станков токарной группы;
уметь осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
уметь выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках;
иметь представление о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей; уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву, чеканкой; полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности водными и масляными красками;
уметь соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.);
иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий) путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия); уметь отливать детали простых форм из гипса, носка (стеарина);
уметь производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции, изготавливать детали по чертежам и технологическим картам;
знать возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов и получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
уметь осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий;
знать условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках;
знать основные виды инструментов для резьбы по дереву, выполнять простейшие операции резьбы (по окрашенной поверхности, геометрической, контурной);
уметь шлифовать и полировать плоские металлические поверхности.
Учащиеся 7 класса должны:
иметь представление о современных технологиях;
иметь общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;
знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства;
знать классификацию машин по их функциям;
иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей; уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
знать общие принципы технического и художественного конструирования изделий;
иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий;
уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
уметь рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;
работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учеб- но-производственной деятельности;
уметь конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек, сувениров и т. п.;
владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.
Учащиеся 8 класса должны:
знать, понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
уметь, рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Учебно-методическое обеспечение
- Программа по технологии, под редакцией В.Д.Симоненко, М.: «Просвещение», 2000.
- Справочник по трудовому обучению 5-7 класс, под редакцией И.А.Карабанова, М.: «Просвещение», 1992.
- Технология 5 класс, В.Д.Симоненко и др., М.: «Просвещение», 2005.
- Столярные и слесарные инструменты школьных учебных мастерских, под редакцией Г.П.Сальникова, М: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1962.
- Объекты труда, обработка древесины и металла. В.И. Коваленко, М.: «Просвещение», 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...
Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.
Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....
Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)
Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно в процессе освоении технологических навыков учащиеся получают воз...
Рабочая программа по технологии для неделимых 5-8 классов по учебникам под ред. Симоненко
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства ...
Рабочая программа по технологии для девочек 5-10 классы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образоват...
Рабочая программа по технологии для объединенного 10-11 класса
В основе рабочей программы обучения технологии в 10 и 11 общеобразовательных классах лежит программа под редакцией В. Д. Симоненко. Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неде...