Урок по Технологии «Технология токарных работ по металлу», 7 класс
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
Цели урока:
Обучающие:
- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.
- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.
Развивающие:
- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
Воспитывающие:
- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Курмышская средняя школа»
Образовательная область «Технология»
раздел «Технология обработки металла»
7 класс
Учитель технологии
Пресняков А.Е.
стаж работы 4 года
Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс»
Раздел программы: «Технология обработки металла»
Урок 7. «Технология токарных работ по металлу» (теория) (слайд 1)
Цели урока: (слайд 2)
Обучающие:
- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.
- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.
Развивающие:
- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
Воспитывающие:
- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты, мультимедийный проектор, экран.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап.
- Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
- Назначение дежурных.
- Вводный инструктаж.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Опрос по предыдущей теме :Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Ответы обучающихся «Назначение и устройство ТВ-6»)
Сегодня мы продолжим изучение этой темы, научимся различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими. А на втором уроке мы закрепим полученные знания на практике.
3. Проверка домашнего задания.
3.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. (Приложение)
3.2. Беседа. (слайд 3)
Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ-6 станка.
2. Назвать основные части ТВ-6 станка на экране. (ключ – слайд 4)
4. Объяснение нового материала.
Учитель. Мы уже знаем, что токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы. Давай те же поподробнее изучим с помощью чего, выполняются эти операции.
В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента. При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. А движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.
Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металлов на токарно-винторезном станке.
На экране демонстрируется четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 5)
Вопрос для учеников. - Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайд 6)
Резец состоит из рабочей части, или головки, и тела резца. Тело резца служит для закрепления в резцедержателе, а рабочая часть непосредственно участвует в процессе резания. (слайд 7)
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:
- Главный задний угол.
- Угол заострения.
- Угол резания.
- Передний угол. (слайд 8)
Главный задний угол уменьшает трение между главной задней поверхностью головки резца и заготовкой.
Передний угол улучшает процесс схода стружки.
Задний и передний углы – это углы заточки резца.
Токарные резцы различают:
1. по направлению подачи - правые, левые. (слайд 9)
Правыми называют резцы, которыми работают при подаче справа налево, т. е. от задней к передней бабке станка, и у которых соответственно этому главная режущая кромка расположена слева.
Левыми называют резцы, которыми работают при подаче слева направо, т. е. от передней к задней бабке станка. Главная режущая кромка левых резцов расположена справа.
Чтобы определить является ли резец правым или левым, поступают так: накладывают на него ладонью вниз руку таким образом, чтобы пальцы были направлены к вершине резца. Правым будет резец, главная режущая кромка которого окажется со стороны большого пальца при наложении правой руки, левым - если главная режущая кромка окажется со стороны большого пальца при наложении левой руки.
- по конструкции головки - прямые, отогнутые, изогнутые и оттянутые. (слайд 10)
Прямыми называют резцы, у которых ось резцы в плане прямая, отогнутыми - резцы, у которых ось резца отогнута вправо или влево.
Отогнутые проходные резцы очень удобны при продольном обтачивании поверхностей, расположенных близко к кулачкам патрона. Кроме того, эти резцы применяют при продольном обтачивании с последующей обработкой торцовой поверхности детали.
- по способу изготовления - цельные, составные. (слайд 11)
При применении дорогостоящих режущих материалов резцы делают составными: головка изготавливается из инструментального материала, а стержень - из конструкционной углеродистой стали. Распространены составные токарные резцы с пластинами из твердого сплава, припаянные или закрепленные механически.
- по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
5. по виду обработки: проходной, проходной упорный, подрезной, отрезной, резьбовой, расточный (слайд 12)
- Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами, а отрезают заготовки - отрезными. Резьбовыми резцами нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными — растачивают отверстия.
Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.
Вопросы обучающимся: - Из каких основных элементов состоит токарный резец?
- Что представляют собой проходные резцы и на какие виды они подразделяются?
- Из какого материала изготавливают резцы?
Учитель: Пуск и остановка станка осуществляется с помощью кнопок “Вперед”, “Назад”, “Стоп”. Кнопкой “Вперед” включают прямое вращение шпинделя, т.е. против часовой стрелки, если смотреть на него со стороны задней бабки. Кнопкой “Стоп” станок выключают.
С действиями по управлению токарно-винторезным станком тесно связаны такие операции, как установка и закрепление на станке заготовок и режущих инструментов. С этих операций начинается любой вид токарной обработки. (слайд 13)
Заготовку закрепляют на токарном станке различными способами в зависимости от характера обработки и ее размеров. Для выполнения простых токарных операций небольшие по размерам заготовки закрепляют в трёхкулачковом самоцентрирующемся патроне. Для этого ключ патрона вставляют в одно из гнезд, разводят и вставляют заготовку, после чего затягивают заготовку.
Для установки резца в резцедержателе нужно отвернуть торцевым ключом винты резцедержателя так, чтобы можно было свободно вставить резец. Устанавливают резец перпендикулярно к продольной оси заготовки. Это достигается следующими приемами. Если вершины центра и головки резца совпадают с центром панели, то резец установлен правильно. Затем прочно закрепляют резец винтами.
Вопросы обучающимся: - Как осуществить пуск и остановить станок?
- Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?
- Как можно перемещать резцедержатель с резцом при неподвижном суппорте?
(слайд 14,15)
Учитель:
А теперь мы с вами закрепим теорию установки резца в резцедержатель и заготовки в трехкулачковый патрон станка ТВ-6 на практике. Сейчас каждый из вас, по очереди, попробует самостоятельно закрепить резец и заготовку. Затем мы проанализируем ваши возможные ошибки. Но перед тем как приступить к работе со станком, мы с вами познакомимся с правилами техники безопасности.
При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:
- Включайте станок только с разрешения учителя.
- Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.
- Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.
- Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.
- Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.
- Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.
- О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.
5. Повторение и обобщение материала.
Решение электронного теста. (слайд 16)
Продолжим работу на втором уроке, на котором вы получите оценки и домашнее задание.
Приложение к уроку 7
ТЕСТ
«Технология токарных работ по металлу»
Вариант №1
1.цветные металлы
1-чугун 2-сталь 3-алюминий 4-медь 5-золота
2.легированные стали различают по цели
1-конструкционные 2-инструментальные 3-обыкновенные
4-качественные 5-легированные
3. линии чертежа
1-толстая 2-рваная 3-тонкая 4-длинная 5-штриховая
4. ТВ-6 имеет
1-электродигатель 2-передаточный механизм 3-штурвал
4-панель 5-шпиндель
5.резец состоит из
1-тела 2-головки 3- рук 4-ног 5-коробки
Вариант №2
1.черные металлы
1-чугун 2-сталь 3-алюминий 4-медь 5-золота
- углеродистые стали в зависимости от содержания в ней углерода подразделяются на:
1-конструкционные 2-инструментальные 3-обыкновенные
4 -качественные 5-легированные
3. линии чертежа
1-тонкая сплошная 2-рваная 3-штрих-пунктирная 4-длинная 5-штриховая
4. ТВ-6 имеет:
1-электродигатель 2-передаточный механизм 3-штурвал
4-панель 5-система управления
5.Токари подразделяются на специальности:
1-токарь 2-кулинар 3-фрезировщик 4-расточник 5-револьверщик
Ответы на тест: (за правильный ответ 1 балл)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1 | 1,2 | 1,2 | 1,3,5 | 1,2,5 | 1,2 |
Вариант 2 | 1,2 | 3,4 | 1,3,5 | 1,2,5 | 1,4,5 |
Урок 8. «Технология токарных работ по металлу» (практика)
Цели урока:
- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка на практике.
- Практика способов установки резцов разных видов на станок ТВ-6.
- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, металлические заготовки, штангенциркуль, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка, фартук (по числу учащихся);
Учебник - «Технология» 7 класс, технологическая карта.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап.
- Приветствие учащихся.
- Вводный инструктаж
2. Практическая работа.
Учитель: Перед вами лежат технологические карты (приложение) изготовления различных изделий. Работать будем по парам. Оденьте, пожалуйста, спецодежду и приступайте к работе, с соблюдением правил ТБ.
В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:
- Включение и выключение станка.
- Вставление резца в резцедержатель.
- Закрепление заготовки в патроне.
- Торцевание заготовки.
- Разметка заготовки (длиной).
- Точение заготовки до диаметра 10 мм.
- Чистовая обработка.
3. Повторение и обобщение материала.
Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
Критерии оценок:
- Качество обработанной детали.
- Точность соблюдения размеров по чертежу.
- Соблюдение ПТБ при работе.
- Самостоятельность в работе.
4. Заключительная часть.
4.1. Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?
На следующем уроке мы с вами продолжим закреплять изученную теорию работы на токарно-винторезном станке ТВ-6 на практике, а именно займемся обработкой конических поверхностей (вытачивание шпильки).
4.2. Домашнее задание.
4.3. Выставление оценок за урок.
4.4. Уборка рабочих мест.
Всем спасибо. До свидания!
Приложение к уроку 8
Технологическая карта
«Обтачивание цилиндрических поверхностей »
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение |
1. | Подготовить рабочее место | |
2. | Установить и закрепить заготовку в патроне. Установить и закрепить проходной резец в резцедержателе. | |
3. | Включить станок. Установить резец на требуемую глубину резания. Обточить поверхность заготовки на длине 3..5 мм с ручной подачей резца. | |
4. | Отвести резец от заготовки и выключить станок. Измерить диаметр обработанной поверхности штангенциркулем. Если диаметр оказался больше требуемого, подсчитать, на сколько делений лимба нужно подать резец, чтобы получить требуемый диаметр. | |
5. | Повторить контрольное обтачивание, внеся изменения в глубину резания, и вновь провести измерения. Обточить заготовку с ручной или металлической подачей резца. Не доходя до кулачков патрона 20…30 мм, отвести резец в исходное положение и выключить станок. | |
6. | Переставить заготовку в патрон и отрезать заготовку. Отвести резец и выключить станок. Снять заготовку. Произвести контрольное измерение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...
Урок-конспект по технологии "Хлопок и его свойства" 5 класс
Разработка урока по материаловедению, в 5классе, с презентацией....
Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."
Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....
урок по модульной технологии по теме Наречия в 7 классе
Предлагаю вашему вниманию урок по модульной технологии по теме «Наречия» в 7 классеЦели: Совершенствовать грамматические навыки говорения по теме «Наречия». Употребление их в речи.Ра...
Методическая разработка обобщающего урока английского языка "В поисках работы" в 9 классе
В разработке представлены приемы работы с компьютером (презентация,сопровождающая ход урока; работа группами на ПК; контроль на интерактивной доске через сетевое окружение).С учащимися организована ди...
Повторительно - обобщающий урок с элементами лабораторно - практической работы в 11 классе по теме "Решающие сражения Великой Отечественной войны"
Данный урок направлен на актуализацию и контроль знаний учащихся, их подготовку к ЕГЭ, формированию мировоззрения в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеал...
Презентация к уроку технологии "Технология машинных швейных работ"
Презентация к уроку технологии "Технология машинных швейных работ" 5 класс...