Урок по Технологии «Технология токарных работ по металлу», 7 класс
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

Пресняков Алексей Евгеньевич

Цели урока:                                                                                                       

Обучающие:

- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

Развивающие:

- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

Воспитывающие:

- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

 

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Токарно-винторезный ста­нок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран.

 

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

Методы обучения:

1. словесный;

2. исследовательский;

3. демонстративный;

4. частично-поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курмышская средняя школа»

Образовательная область «Технология»

раздел «Технология обработки металла»

7 класс

                                                                                                 Учитель технологии

Пресняков А.Е.

стаж работы 4 года

Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс»

Раздел программы: «Технология обработки металла»

Урок 7. «Технология токарных работ по металлу» (теория)         (слайд 1)

Цели урока:                                                                                                       (слайд 2)

Обучающие:

- Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

- Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом их установки.

Развивающие:

- Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.

Воспитывающие:

- Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, учебник - «Технология» 7 класс, карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: 

1. словесный;

2. исследовательский;

3. демонстративный;

4. частично-поисковый.

ХОД УРОКА:   

1. Организационный этап.    

  1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
  2. Назначение дежурных.
  3. Вводный инструктаж.    

2.Актуализация знаний.                          

Учитель: Опрос по предыдущей теме :Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Ответы обучающихся «Назначение и устройство ТВ-6»)

Сегодня мы продолжим изучение этой темы, научимся различать виды и назначение токарных резцов, виды работ,  выполняемые ими. А на втором уроке мы закрепим полученные знания на практике.

3. Проверка домашнего задания.

3.1. Тестирование.

Ученикам предлагаются карточки-тесты.                                                 (Приложение)

3.2. Беседа.                                                                                                     (слайд 3)

Вопросы для учеников:

1. Назначение ТВ-6 станка.

2. Назвать основные части ТВ-6 станка на экране.                               (ключ – слайд 4)

4. Объяснение нового материала.

Учитель. Мы уже знаем, что токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы. Давай те же поподробнее изучим с помощью чего, выполняются эти операции.

В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента. При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. А движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.

Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металлов на токарно-винторезном станке.

На экране демонстрируется четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной.                                                                                                   (слайд 5)

Вопрос для учеников. - Что у них общего и чем они отличаются?

Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца на экране «Элементы резца»                                          (слайд 6)

Резец состоит из рабочей части, или головки, и тела резца. Тело резца служит для закрепления в резцедержателе, а рабочая часть непосредственно участвует в процессе резания.                                                                                                             (слайд 7)

Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания:

  • Главный задний угол.
  • Угол заострения.
  • Угол резания.
  • Передний угол.                                                                                                (слайд 8)

Главный задний угол уменьшает трение между главной задней поверхностью головки резца и заготовкой.

Передний угол улучшает процесс схода стружки.

Задний и передний углы – это углы заточки резца.

Токарные резцы различают: 

1. по направлению подачи - правые, левые.                                                         (слайд 9)

 Правыми называют резцы, которыми работают при подаче справа налево, т. е. от задней к передней бабке станка, и у которых соответственно этому главная режущая кромка расположена слева.

Левыми называют резцы, которыми работают при подаче слева направо, т. е. от передней к задней бабке станка. Главная режущая кромка левых резцов расположена справа.

Чтобы определить является ли резец правым или левым, поступают так: накладывают на него ладонью вниз руку таким образом, чтобы пальцы были направлены к вершине резца. Правым будет резец, главная режущая кромка которого окажется со стороны большого пальца при наложении правой руки, левым - если главная режущая кромка окажется со стороны большого пальца при наложении левой руки.

  1. по конструкции головки - прямые, отогнутые, изогнутые и оттянутые. (слайд 10)

Прямыми называют резцы, у которых ось резцы в плане прямая, отогнутыми - резцы, у которых ось резца отогнута вправо или влево.

Отогнутые проходные резцы очень удобны при продольном обтачивании поверхностей, расположенных близко к кулачкам патрона. Кроме того, эти резцы применяют при продольном обтачивании с последующей обработкой торцовой поверхности детали.

  1. по способу изготовления - цельные, составные.                                             (слайд 11)

При применении дорогостоящих режущих материалов резцы делают составными: головка изготавливается из инструментального материала, а стержень - из конструкционной углеродистой стали. Распространены составные токарные резцы с пластинами из твердого сплава, припаянные или закрепленные механически.

  1. по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.

5. по виду обработки: проходной, проходной упорный, подрезной, отрезной, резьбовой, расточный                                                                                                        (слайд 12)

- Проходные резцы предназначены для обтачивания внешних цилиндрических и конических поверхностей заготовок, проходной упорный для обработки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрезными резцами, а отрезают заготовки - отрезными. Резьбовыми резцами нарезают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными — растачивают отверстия.

Следует помнить, что токарные резцы являются дорогостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента.

Вопросы обучающимся: - Из каких основных элементов состоит токарный резец?

- Что представляют собой проходные резцы и на какие виды они подразделяются?

- Из какого материала изготавливают резцы?

Учитель: Пуск и остановка станка осуществляется с помощью кнопок “Вперед”, “Назад”, “Стоп”. Кнопкой “Вперед” включают прямое вращение шпинделя, т.е. против часовой стрелки, если смотреть на него со стороны задней бабки. Кнопкой “Стоп” станок выключают.

С действиями по управлению токарно-винторезным станком тесно связаны такие операции, как установка и закрепление на станке заготовок и режущих инструментов. С этих операций начинается любой вид токарной обработки.                           (слайд 13)

Заготовку закрепляют на токарном станке различными способами в зависимости от характера обработки и ее размеров. Для выполнения простых токарных операций небольшие по размерам заготовки закрепляют в трёхкулачковом самоцентрирующемся патроне. Для этого ключ патрона вставляют в одно из гнезд, разводят и вставляют заготовку, после чего затягивают заготовку.

Для установки резца в резцедержателе нужно отвернуть торцевым ключом винты резцедержателя так, чтобы можно было свободно вставить резец. Устанавливают резец перпендикулярно к продольной оси заготовки. Это достигается следующими приемами. Если вершины центра и головки резца совпадают с центром панели, то резец установлен правильно. Затем прочно закрепляют резец винтами.

Вопросы обучающимся: - Как осуществить пуск и остановить станок?

- Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?

- Как можно перемещать резцедержатель с резцом при неподвижном суппорте?                                                                                                                                                                  

                                                                                                                         (слайд 14,15)

Учитель: 

А теперь мы с вами закрепим теорию установки резца в резцедержатель и заготовки в трехкулачковый патрон станка ТВ-6 на практике. Сейчас каждый из вас, по очереди, попробует самостоятельно закрепить резец и заготовку. Затем мы проанализируем ваши возможные ошибки. Но перед тем  как приступить к работе со станком, мы с вами познакомимся с правилами техники безопасности.

При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:

  1. Включайте станок только с разрешения учителя.
  2. Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.
  3. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.
  4. Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.
  5. Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.
  6. Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.
  7. О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.

5. Повторение и обобщение материала.

   Решение электронного теста.                                                                          (слайд 16)

Продолжим работу на втором уроке, на котором вы получите оценки и домашнее задание.

Приложение к уроку 7

ТЕСТ

«Технология токарных работ по металлу»

Вариант №1

1.цветные металлы 

1-чугун           2-сталь          3-алюминий       4-медь      5-золота        

2.легированные стали различают по цели

1-конструкционные      2-инструментальные        3-обыкновенные

4-качественные             5-легированные                                            

3. линии чертежа

1-толстая            2-рваная           3-тонкая        4-длинная     5-штриховая  

4. ТВ-6 имеет

1-электродигатель        2-передаточный механизм       3-штурвал

4-панель                          5-шпиндель                                                        

5.резец состоит из

1-тела         2-головки       3- рук          4-ног          5-коробки                      

Вариант №2

1.черные металлы 

1-чугун      2-сталь     3-алюминий     4-медь     5-золота                        

  1. углеродистые стали  в зависимости от содержания в ней углерода подразделяются на:

1-конструкционные     2-инструментальные     3-обыкновенные  

4 -качественные           5-легированные                                                                                            

3. линии чертежа 

1-тонкая сплошная          2-рваная        3-штрих-пунктирная    4-длинная     5-штриховая

4. ТВ-6 имеет: 

1-электродигатель           2-передаточный механизм          3-штурвал  

 4-панель                          5-система управления                                                                                      

5.Токари  подразделяются на специальности: 

1-токарь          2-кулинар         3-фрезировщик          4-расточник          5-револьверщик                                                                                                                                                                      

Ответы на тест: (за правильный ответ 1 балл)

1

2

3

4

5

Вариант 1

1,2

1,2

1,3,5

1,2,5

1,2

Вариант 2

1,2

3,4

1,3,5

1,2,5

1,4,5

Урок 8. «Технология токарных работ по металлу»     (практика)

Цели урока:

  1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка на практике.
  2. Практика способов установки резцов разных видов на станок ТВ-6.
  3. Формировать навыки практической работы на станке ТВ-6.
  4. Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности и аккуратности.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Токарно-винторезный станок ТВ – 6, резцы для ТВ-6, металлические заготовки, штангенциркуль, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка, фартук (по числу учащихся);

Учебник - «Технология» 7 класс, технологическая карта.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: 

1. словесный;

2. исследовательский;

3. демонстративный;

4. частично-поисковый.

ХОД УРОКА: 

1. Организационный этап.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Вводный инструктаж    

2. Практическая работа.

Учитель: Перед вами лежат технологические карты (приложение) изготовления различных изделий. Работать будем по парам. Оденьте, пожалуйста, спецодежду и приступайте к работе, с соблюдением правил ТБ.

В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:

  1. Включение и выключение станка.
  2. Вставление резца в резцедержатель.
  3. Закрепление заготовки в патроне.
  4. Торцевание заготовки.
  5. Разметка заготовки (длиной).
  6. Точение заготовки до диаметра 10 мм.
  7. Чистовая обработка.

3. Повторение и обобщение материала.

    Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

Критерии оценок:

  1. Качество обработанной детали.
  2. Точность соблюдения размеров по чертежу.
  3. Соблюдение ПТБ при работе.
  4. Самостоятельность в работе.

4. Заключительная часть.

4.1. Теперь подведем итоги урока (беседа): 
- Какие навыки были закреплены на уроке?  

 - Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?  

На следующем уроке мы с вами продолжим закреплять изученную теорию работы на токарно-винторезном станке ТВ-6 на практике, а именно займемся обработкой конических  поверхностей (вытачивание шпильки).

4.2. Домашнее задание.

4.3. Выставление оценок за урок.

4.4. Уборка рабочих мест.

Всем спасибо. До свидания!

Приложение к уроку 8

Технологическая карта

«Обтачивание цилиндрических поверхностей »

п/п

Последовательность выполнения

работ

Графическое изображение

1.

Подготовить рабочее место

2.

Установить и закрепить заготовку в патроне. Установить и закрепить проходной резец в резцедержателе.

3.

Включить станок. Установить резец на требуемую глубину резания. Обточить поверхность заготовки на длине 3..5 мм с ручной подачей резца.

4.

Отвести резец от заготовки и выключить станок. Измерить диаметр обработанной поверхности штангенциркулем. Если диаметр оказался больше требуемого, подсчитать, на сколько делений лимба нужно подать резец, чтобы получить требуемый диаметр.

5.

Повторить контрольное обтачивание, внеся изменения в глубину резания, и вновь провести измерения. Обточить заготовку с ручной или металлической подачей резца. Не доходя до кулачков патрона 20…30 мм, отвести резец в исходное положение и выключить станок.

6.

Переставить заготовку в патрон и отрезать заготовку.

Отвести резец и выключить станок.

Снять заготовку.

Произвести контрольное измерение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"

Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...

Урок-конспект по технологии "Хлопок и его свойства" 5 класс

Разработка урока по материаловедению, в 5классе, с презентацией....

Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."

Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....

урок по модульной технологии по теме Наречия в 7 классе

Предлагаю вашему вниманию  урок по модульной технологии по теме  «Наречия» в 7 классеЦели: Совершенствовать грамматические навыки говорения по теме «Наречия».  Употребление их в речи.Ра...

Методическая разработка обобщающего урока английского языка "В поисках работы" в 9 классе

В разработке представлены приемы работы с компьютером (презентация,сопровождающая ход урока; работа группами на ПК; контроль на интерактивной доске через сетевое окружение).С учащимися организована ди...

Повторительно - обобщающий урок с элементами лабораторно - практической работы в 11 классе по теме "Решающие сражения Великой Отечественной войны"

Данный урок направлен на актуализацию и контроль знаний учащихся, их подготовку к ЕГЭ,  формированию мировоззрения    в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеал...

Презентация к уроку технологии "Технология машинных швейных работ"

Презентация к уроку технологии "Технология машинных швейных работ" 5 класс...