Повышение мотивации к изучению учебного предмета "Технология" у учащихся среднего звена
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Возрождение интереса к ручному труду и к классическим рабочим профессиям стало принципиальной задачей современного учителя технологии. Он находится в ситуации постоянного поиска эффективных педагогических технологий, методик для формирования и поддержания мотивации к учебному предмету. Одним из удачных в этом отношении, на мой взгляд, методов является модульное обучение. Так как оно способно создать оптимальные условия для развития личности в условиях дифференцированного подхода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология модульного обучения как средство повышения мотивации и самостоятельности учащихся
Стремительное развитие прогресса, инновации в области компьютерных технологий, развитие мультимедийных, Интернет-ресурсов и робототехники – все это приводит к тому, что популярность обычных рабочих профессий падает, интерес к ручному труду угасает.
В связи с этим учебный предмет «Технология» у современного школьника становится непопулярным, вызывает отношение пренебрежения и необязательности. Это приводит к тому, что современные юноши и девушки оказываются в ситуации абсолютного неумения обслужить элементарные бытовые потребности. Что является угрозой глобальной бытовой деградации общества.
Возрождение интереса к ручному труду и к классическим рабочим профессиям стало принципиальной задачей современного учителя технологии. Он находится в ситуации постоянного поиска эффективных педагогических технологий, методик для формирования и поддержания мотивации к учебному предмету. Одним из удачных в этом отношении, на мой взгляд, методов является модульное обучение. Так как оно способно создать оптимальные условия для развития личности в условиях дифференцированного подхода.
Что же мы понимаем под термином «Модульное обучение»? Идея рассматриваемой педагогической технологии состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачей учителя в контексте такого урока является мотивация процесса обучения, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через работу над модулем.
Как же построить модульное занятие? Именно занятие, а не урок, так как для использования технологии модулей требуется как минимум 2 урока. В этом плане «Технология» имеет преимущество перед другими предметами, так как на него в 5-7 классах выделяется 2 урока в связке, что позволяет выстроить лаконичное, логичное занятие, содержащее изучение теоритического блока и отработку практических умений.
Если педагог решил использовать технологию модулей, то целесообразно будет использовать следующий алгоритм:
- Определить количество модулей в уроке, например: повторение, блок теоритических знаний, лабораторная работа, практическая работа.
- Проработать модульную карту для учащихся и инструкции к каждому модулю, растиражировать модульную карту в соответствии с количеством учащихся в классе/ группе. Для наглядного и более глубокого представления о том, что представляет собой модульная карта, можно ознакомиться с приложением №1.
- Подготовить сопроводительный материал к уроку (раздаточные материалы, презентацию и пр.) в зависимости от того, какими ресурсами располагает педагог.
- Продумать, каким образом будет осуществлен этап рефлексии, например, можно изготовить дерево успеха и в конце занятия украсить его листьями разного цвета в зависимости от степени самоудовлетворения и уровня индивидуального успеха каждого ученика на уроке.
Модульное занятие можно проводить только в том случае, если на этапе подготовки к уроку учитель видит четкую логику перетекания одного модуля в другой, цели и инструкции ясны и понятны, сложность и способ подачи учебного материала адекватны психологическим, возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся.
Если учебный материал правильно разбит на модули, задания сформулированы корректно и доступно, то учащиеся достаточно глубоко овладеют содержанием учебного материала, осознают свою самостоятельность и ответственность, повысят мотивацию к изучению предмета. Кроме того, занятие, построенное в соответствии с этой технологией позволят в значительной степени развивать личностные качества. Также у учителя появится хорошая возможность не заниматься непосредственным объяснением материала, а грамотно управлять деятельностью учеников, что требуется от современного учителя в соответствии с ФГОС Второго поколения.
ЛИТЕРАТУРА.
Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. 1987, № 2.
Закорюкин В.Б., Панченко В.М., Твердин Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам. // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс, 1983.
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., «Просвещение», 1989.
Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы// География в школе. 1998, № 2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995.
Модульная карта урока технологии (технический труд) в 7 классе по теме: «Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений» ученика 7____ класса _____________________________________________ | |
Модуль 1 (работа с учебником)
| Модуль 2 (Лабораторная работа)
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Оценка: __________, потому что _________________________ ________________________________ |
Моя оценка за модуль 1: _______ | Моя оценка за модуль 2: _______ |
Модуль 3 (Проверь себя)
1. Шиповое соединение используют: а) для изготовления фанеры 2. Шип – это: 3. Проушина – это: 4. Гнездо – это: 5. Щечками у прямого и косого шипа называют: 7. Количество шипов выбирают в зависимости: 8. Если делается один шип, то толщина заготовки делится на: 9. С какими зубьями необходимо использовать пилу для запиливания шипов и проушин: 10. Проушины и гнёзда: Моя оценка за модуль 3: ______________ Я оцениваю свою работу на уроке на: __ | Модуль 4. (Практическая работа)
Используя технологическую карту изготовления шипа и проушины, выполнить элементы соединения на заготовке. Размеры элементов соединения определить, исходя из размеров заготовки .
Выполнить соединение двух заготовок. По возможности, устранить допущенные ошибки, осуществив подгонку деталей.
Соединить 4 заготовки в рамочку. По возможности, устранить допущенные ошибки, осуществив подгонку деталей. Моя оценка за практическую работу: Моя оценка в группе: ________ Меня оценил учитель: _______ |
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации к изучению иностранного языка в среднем звене нашей школы
Данная работа в презентации является небольшим подспорьем для коллег в изучении методических рекомендаций в изучение иностранного языка. На основе данной презентации коллеги смогут доработать эту тему...
Проект "Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство коррекции познавательных процессов у учащихся среднего звена с ОВЗ"
Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство познавательных процессов у учащихся с ОВЗ...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит ак...
Изучение влияния громкой музыки на слух, работоспособность и физиологические состояние организма учащихся среднего звена.
Была проведена работа по выявлению влияния громкой музыки на работоспособность и физиологическое состояние человека....
"Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся"
quot;Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАНННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Языковые, условно-речевые и речевые упражнения способствуют развитию навыков говорения обучающихся на уроках иностранного языка в средних профессиональных учреждениях....