Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Технология Мальчики 7 класс 2017-2018 уч. год Пояснительная записка Рабочая учебная программа по технологии для 7 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), является примерной учебной программы по предмету « Технология»(Технология ведения дома) (автор: В,Д,Симаненко,Н,В,Синица :Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 г Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки выпускников. Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю) Содержание программы строится по принципу обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников, и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий; овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определённого изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов; освоение компетенций – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда; овладение общетрудовыми и специальными умениями, для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получение опыта их применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности. Программа также включает использование учащимися мультимедийных ресурсов, и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. В целях реализации умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты. Определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Методические пособия для учителя: Программа начального и основного общего образования "Технология". Москва. Издательский центр "Вентана - Граф", 2008 год. Ю.П.Засядько. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Мальчики. 7 класс. Волгоград. "Учитель", 2006 г. Учебники для учеников: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр "Вентана-Граф", 2007 год. Учащиеся 7 класса должны иметь представление: - о рабочих профессиях, которые связаны с обработкой древесины и металла; - об элементах конструирования и технологического планирования; - о способах наладки оборудования, технических приспособлений и инструментов; - о правилах работы на оборудовании. Кроме того, учащиеся должны в полном объёме овладеть: - основами художественной обработки древесины и металла; - практическими навыками конструирования и изготовления простейших приспособлений и инструментов для выполнения всех изученных видов работ. Кроме того, уделяется внимание на изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к технологическим знаниям, расширения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления. Учащиеся должны быть подготовлены к тому, чтобы индивидуально или коллективно в составе бригады разработать и осуществить определенный творческий проект. К моменту окончания 7 класса учащиеся должны иметь представление: - о рабочих профессиях, которые связаны с обработкой древесины и металла; - об элементах конструирования и технологического планирования; - о способах наладки оборудования, технических приспособлений и инструментов; - о правилах работы на оборудовании. К этапу выполнения творческого проекта, являющегося показателем достижений в обучении технологии, учащиеся должны в полном объеме овладеть: - основами художественной обработки древесины и металла; - практическими навыками конструирования и изготовления простейших приспособлений и инструментов для выполнения всех изученных видов работ. Оценка качества знаний и умений по технологии Балл «5» ставится, если ученик: ❖ С достаточной полнотой знает изученный материал; ❖ Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала; ❖ Полученные знания умеет творчески применять в практической работе – лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента; ❖ Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены; ❖ Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей. Балл «4» ставится, если ученик: ❖ Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя. Балл «3» ставится, если ученик: ❖ Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала; ❖ В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно; ❖ Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя; ❖ Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей. Балл «2» ставится, если ученик: ❖ Обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала; ❖ Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы; ❖ Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей. Балл «1» ставится, если ученик: ❖ Проявляет полное незнание учебного материала. Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса. В результате изучения курса технологии ученик должен: Учащиеся должны знать/понимать что такое технический рисунок, эскиз и чертеж; основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль; пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье; особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы; о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений; виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке; общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций; назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций; основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям; виды пиломатериалов; возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий; источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации; технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы; виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения; устройство сливного бачка. Учащиеся должны уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции; читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ; графически изображать основные виды механизмов передач; находить необходимую техническую информацию; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий; читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали; выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву; выполнять шиповые соединения; шлифовать и полировать плоские металлические поверхности; владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками); применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для: получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Календарно-тематическое планирование Технология 7 класс Мальчики № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | 1 четверть | 1 | Физико-механические свойства древесины. | 2 |
| 2 | Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей. | 2 |
| 3 | Заточка деревообрабатывающих инструментов. | 2 |
| 4 | Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. | 2 |
| 5 | Шиповые столярные соединения. | 2 |
| 6 | Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями. | 2 |
| 7 | Точение конических и фасонных деталей. | 2 |
| 8 | Художественное точение изделий из древесины. | 2 |
| 9 | Мозаика на изделиях из дерева. | 2 |
| 2 четверть | 10 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 |
| 11 | Чертежи деталей, изготовленные на токарном и фрезерном станках. | 2 |
| 12 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 2 |
| 13 | Технология токарных работ по металлу. | 2 |
| 14 | Устройство горизонтально-фрезерного станка НТФ-110-Ш. | 2 |
| 15 | Нарезание наружной и внутренней резьбы. | 2 |
| 16 | Художественная обработка металла (тиснение по фольге). | 2 |
| 3 четверть | 17 | Художественная обработка металла (ажурная скульптура). | 2 |
| 18 | Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром). | 2 |
| 19 | Художественная обработка металла (басма). | 2 |
| 20 | Художественная обработка металла (пропильный металл). | 2 |
| 21 | Художественная обработка металла (чеканка на резиновой прокладке). | 2 |
| 22 | Основы технологии оклейки помещений обоями. | 2 |
| 23 | Основы технологии малярных работ. | 2 |
| 24 | Основы технологии плиточных работ. | 2 |
| 25 | Основные требования к проектированию изделий. Принципы стандартизации изделий. | 2 |
| 26 | Творческий проект. Выбор изделия. | 2 |
| 4 четверть | 27 | Экономические расчеты при выполнении проекта. Выполнение чертежей изделия. | 2 |
| 28 | Творческий проект. Изготовление изделия. | 2 |
| 29 | Творческий проект. Изготовление изделия. | 2 |
| 30 | Творческий проект. Изготовление изделия. | 2 |
| 31 | Творческий проект. Изготовление изделия. | 2 |
| 32 | Творческий проект. Изготовление изделия. | 2 |
| 33 | Оформление документации на изделие. | 2 |
| 34 | Защита творческого проекта. | 2 |
| 35 | Резерв времени. | 2 |
| И т о г о | 70 | |
|