Рабоча программа по технологии в 10 классе
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
6. Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс
№ | Тема | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата | ||
Теория | Практика | Знать | уметь | ||||
Раздел программы: «Производство, труд и технологии» - 16 часов | |||||||
1. Технология как часть общечеловеческой культуры – 2 часа | |||||||
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры | Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологии | Понятие «культура», виды культуры. Понятие «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. | -что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой; -основные виды культуры; -понятие «технологическая культура»; -влияние технологий на общественное развитие; -три составляющие производственной технологии |
| П/р: Подготовка докладов.
|
|
2 | Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий | Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии) | Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технологические достижения. | работать с докладами (сообщениями) об интересующем открытии в области техники и технологий; осуществлять реконструкцию исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии). | Тестирование; оценка подготовленных учащимися докладов.
|
| |
2. Взаимосвязь науки, технологии и производства – 1 час | |||||||
3 | Взаимосвязь науки, технологии и производства | Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники | Развитие технологической культуры в результате научно-технической и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства | -взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства; -роль науки в развитии технологического прогресса; -понятие «наукоемкость» производства | Работать с докладом об интересующем открытии (известным ученым, изобретателем) в области науки и техники | устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов.
|
|
3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества – 4 часа | |||||||
4 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. |
| Влияние научно технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов | -взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; -причины, приводящие к загрязнению биосферы; |
| устный опрос; |
|
5 | Промышленные технологии и транспорт |
| Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы и гидросферы. Понятие «парниковый эффект», «озоновая дыра» | -что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра.
|
| устный опрос. |
|
6 | Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу. |
|
| -негативные следствия со временного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды. |
| устный опрос. |
|
7 | Проведение мероприятий по озеленению и / или оценка загрязненности среды. | Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запыленности воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах |
|
| -выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды. | Контроль по результатам практической работы устный опрос. |
|
4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду – 2 часа | |||||||
8 | Природоохранные технологии. | Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации | Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоемов. | что такое экологический мониторинг, -сущность безотходных технологий (производств), -пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов, -мероприятия по очистки водоемов. | Выявлять источники и степень загрязнения окружающей среды | устный опрос. Контроль по результатам практической работы |
|
9 | Понятие «альтернативные источники электроэнергии» | Подготовка докладов (сообщений) об использовании альтернативного источника энергии | Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергия. Биогазовые установки | виды и возможности использования альтернативных источников энергии |
| устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов.
|
|
5. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире – 1 час | |||||||
10 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мир | Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии | Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. | -почему возникла необходимость в новом экологическом сознании; -сущность, характерные черты нового экологического сознания. |
| устный опрос. Контроль по результатам практической работы |
|
6. Перспективные направления развития современных технологий – 4 часа | |||||||
11 | Основные виды промышленной обработки материалов | Посещение промышленного предприятия. | Основные виды промышленной обработки материалов. Электро-технологии и их применение. | -виды современных электро-технологии, примеры их использования |
| устный опрос. Контроль по результатам практической работы |
|
12 | Применение лучевых технологий |
| Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультрозвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка сварка. Порошковая металлургия. | -сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий; -принцип плазменной обработки материалов, примеры использования |
| устный опрос |
|
13 | Технологии послойного прототипирования и их использование |
| Технологии послойного прототипирования и их использование Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помакулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий | -метод послойного прототипирования и области его применения; -сущность понятия «наноматериал», «наночастица»; -перспективы использования нанотехнологий |
| устный опрос |
|
14 | Информационные технологии |
| Информационные технологии, их роль в современной научно-технической революции | -роль информационных технологий в технологическом развитии общества |
| устный опрос |
|
7. Новые принципы организации современного производства – 1 час | |||||||
15 | Новые принципы организации современного производства | Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке | Информационные технологии, их роль в современной научно-технической революции. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства | -смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства; -сущность непрерывного (поточного) производства; -что представляют собой гибкие производственные системы; -в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства |
| устный опрос. Контроль по результатам практической работы; проверка самостоятельной работы |
|
8. Автоматизация технологических процессов – 1 час | |||||||
16 | Автоматизация технологических процессов | Экскурсия на современное, производственное предприятие | Автоматизация производства на основе информационной технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жесткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП | -сущность понятий «автомат», «автоматизация производства; -гибкая и жесткая автоматизация; -в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУПТ) |
| устный опрос. Контроль по результатам практической работы; проверка самостоятельной работы |
|
17 | Обобщающий урок по теме «Технология как часть общечеловеческой культуры» | Подготовка докладов и сообщений по теме | Технология как часть общечеловеческой культуры | -влияние технологии на общественное развитие; -составляющие современного производства товаров или услуг; -способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | -использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
| Контроль по результатам практической работы |
|
Раздел программы: «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность». 16 часов. | |||||||
Главы учебника: «Методы решения творческих задач», «Технология проектирования изделий» | |||||||
9. Понятие творчества -2 часа | |||||||
18 | Понятие творчества |
| Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности | сущность понятий «творчество», «творческий процесс», -виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество; -изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса |
| Тестирование; |
|
19 | Пути повышения творческой активности | Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач | Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). | -сущность и задачи ТРИЗ |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
10. Защита интеллектуальной собственности – 1 час | |||||||
20 | Защита интеллектуальной собственности | Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения или заявки на полезную модель, промышленный образец | Понятия интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикации. Патент на изобретение. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. | -сущность понятия «интеллектуальная собственность»; -что может являться объектом интеллектуальной собственности; -понятие «авторское право»; -существующие формы защиты авторских прав; Что такое патент; -как осуществляется патентование изобретения; -суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
11. Методы решения творческих задач – 4 часа | |||||||
21 | Методы решения творческих задач | Конкурс «Генераторы идей» | Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синтетика
| -сущность и особенности методов активизации поиска решений творческих задач (прямая и обратная мозговая атака). | -использовать методы решения творческих задач в практической деятельности | устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
22 | Методы активизации поиска решений творческих задач | Решение задач методом синектики |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы |
| ||
23 | Поиск оптимального варианта решения | Игра-ассоциативная цепочка шагов | Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Использование ФСА на производстве. | -методы поиска оптимального варианта (морфологический анализ, ФСА) и их применение. |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
24 | Ассоциативные методы решения задач. | Разработка новой конструкции входной двери с помощью эврестических методов решения задач |
| -способы применения ассоциативных методов решения творческих задач (фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций). |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности – 1 час | |||||||
24 | Особенности современного проектирования | Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований безопасности при проектировании. Качество проектировщика. Значение эстетического фактора в проектировании. | -требования к современному проектированию; -понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»; Каким качеством должен обладать проектировщик; -значение эстетического фактора в проектировании; -законы художественного конструирования |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы и домашней работы |
|
13. Потребительские качества товаров – 1 час | |||||||
25 | Потребительские качества товаров | Оценка объектов на основе потребительских качеств | Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Возможные критерии и оценки потребительских качеств изделий. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности | -составляющие понятия «потребительские качества товара (услуги)»; -критерии оценки потребительских качеств товара; -что входи в процедуру экспертной оценки объекта | -проводить экспертизу товара (проектного изделия) | устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
14. Алгоритм дизайна – 1 час | |||||||
26 | Алгоритм дизайна | Планирование деятельности по учебному проектированию | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Действия по коррекции проекта. | -какие этапы включает в себя проектная деятельность; -как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности; -что включает понятие «алгоритм дизайна» | -планировать деятельность по учебному проектированию | устный опрос; контроль по результатам практической работы по проектной деятельности |
|
15. Источники информации при проектировании – 1 час | |||||||
27 | Источники информации при проектировании | Воссоздать исторический ряд объекта проектирования | Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации. Поиск информации. | -роль информации в современном обществе; -что понимается под научным подходом к проектированию; источники информации для дизайнера | Находить и использовать разнообразные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования | устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
16. Создание банка идей продуктов труда – 2 часа | |||||||
28 | Объекты действительности как воплощение идей проектировщика | Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектируемого изделия
| Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). | -что представляет собой банк идей для проектирования; -методы формирования банка идей | -формировать банк идей для своего проектируемого изделия с использованием ТРИЗ; -графически оформлять идеи проектируемого изделия; -делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа | устный опрос |
|
29 | Графическое представление вариантов будущего изделия. | Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования |
| устный опрос; контроль по результатам практической работы |
| ||
17. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг – 1 час | |||||||
30 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования | Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности | -взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования; -что такое «рынок потребительских товаров и услуг»; -методы исследования рынка потребительских товаров (услуг) | Составлять анкету потребительского спроса» проводить анкетирование по поводу собственного проектного изделия | устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
18. Правовые отношения на рынке товаров и услуг | |||||||
31 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию | Понятие «субъект» и «объект на рынке потребительских товаров и услуг». Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции. Источник получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции | -взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг; -виды и назначения нормативных актов, регулирующих отношения между покупателями и производителем (продавцом); -назначение и виды страховых услуг; -способы получения информации о товарах и услуг | -читать торговые символы, этикетки маркировку, штрихкод товаров | устный опрос; контроль по результатам практической работы |
|
19. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план – 2 часа | |||||||
32 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта |
| Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинг, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы. | -сущность понятия маркетинга, рекламы;
|
| устный опрос |
|
33 | Бизнес-план | Составление бизнес плана | Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта. | -что такое бизнес план; -цели и задачи бизнес-плана; -понятие рентабельности
| Составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия); -рассчитывать рентабельность производства | контроль по результатам практической работы |
|
34 | Обобщение темы «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» | Подготовка сообщений и докладов по теме. Создание презентации | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | -основные этапы проектной деятельности;
| -оценивать потребительские качества товаров и услуг | контроль по результатам практической работы |
|
35 | Итоговый урок по теме «Творческая проектная деятельность» | Отчеты учащихся о проделанной работе. Защита презентаций | Творческая проектная деятельность. | контроль по результатам практической работы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...