Физико-механические свойства древесины.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Задание:

Разработать план конспект урока по технологии с подробным описанием  использования интерактивных форм обучения.

Примерная структура плана конспекта:

ФИО педагога :         Мизин Сергей Борисович

Наименование ОУ:  МБУ СОШ ЗАТО Звездный

Предмет:                     Технология

Класс:                           7

Тема урока:   Физико-механические свойства древесины

        Базовый учебник:  учебник технология 7 кл. под ред. В.Симоненко

        Дополнительная литература: учебник технология 7 кл. Сасова И.А.

Тип урока: урок «открытия» нового знания; 

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия; связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества,   управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная, групповая

Интерактивная форма обучения: пары и группы 

Необходимое  оборудование:  

компьютер, мультимедиа, экран,  буклет  на каждого ученика, весы.  верстаки универсальные, ведро с водой

Наглядные пособия: презентация «Свойства древесины »

Раздаточный материал: комплекты  древесины  (для работы в группах).

          Межпредметные связи: Окружающий мир.

                           Ход урока

1. Организационный момент

  1. Приветствие учащихся
  2. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
  3. Домашнее задание: записи в тетради, исследовательская работа в тетради «Деревообработка в древности ».
  4. Организация рабочего места: распределение по группам (с учетом возможностей и способностей учащихся).

2.Актуализация и мотивация знаний

Учитель. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей.

                  Почему? (ответы групп)

 Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства

Трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на нарядную корзинку, сплетенную из прутьев или бересты. Не меньшее восхищение вызывает изящная деревянная шкатулка, резной столик, да и простые предметы обихода. Начиная с древних времен, до сегодняшних дней, мы отдаем предпочтение древесине, несмотря на разнообразие альтернативных материалов, предлагаемых современным рынком. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Древесина – широко распространенный строительный и поделочный материал. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже перечислить.

3.Постановка учебной задачи

 Вопрос: Скажите, а что нам необходимо для того  знать какую древесину можно применять для определенного вида работ?

              Как вы думаете, что такое свойства и строение материала? 

 Древесину не трудно обрабатывать, зная породы, строение, пороки и свойстваСегодня на уроке, вы постараемся ответить на эти вопросы. 

(Слайд 4.)

4.Открытие нового знания

Учащиеся, работая в группах, получают задание: перечислить   изделия изготовленные из различных видов древесины и какими свойствами они должны обладать ,что бы быть полезными человеку. Учитывается количество названных изделий с указанием материала и необходимых свойств для изделия. Сверка с эталоном: проверка проводится поочередным названием изделий. Победившая группа получает дополнительный бал к итоговой оценке.

Изложение программного материала.

Учитель: Сейчас мы перечислили изделия и материалы из которых они были изготовлены.

А как вы думаете почему в одних изделия были применены одни породы дерева ,а в других иные?  

Ответы обучающихся.

Учитель: Попробуем разобраться в этом и познакомиться более подробно со свойствами древесины.

В начале урока вы уже пытались определить свойства древесины. А что такое «свойство»?

Сверим ваши предположения с эталоном.

Свойство – сторона предмета, которая обуславливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Слайд 5.)  (Запишем определение.) Свойства материалов делятся несколько групп : (Слайд 6.) (Схему перечерчиваем в тетрадь.)

Многое о древесине вам уже известно, но есть вопросы, которые предстоит разобрать. Сегодняшняя тема урока позволит вам расширить сведения о свойствах древесины. Древесина обладает различными свойствами, как и разные материалы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с  физическими и механическими свойствами древесины. (Схему перечерчиваем в тетрадь.)

(Слайд 7)

Давайте рассмотрим физические свойства древесины. Вы обращали, наверное, свое внимание, что древесина разных пород бывает более легкой и тяжелой, т.е. менее плотной и более плотной. (Слайд 8.)

Что такое плотность, по вашему мнению? Можно ли ее измерить? (ответы детей)

Плотность – количество массы древесины, содержащейся в единице объема. Находится плотность по формуле, где m-масса древесины, V-объем древесины, записываем в тетрадь определение и формулу.

http://festival.1september.ru/articles/586669/img1.gif

Разные породы древесины имеют разную плотностьзапишите несколько примеров.

(Слайд 9.) Высокая плотность – дуб, береза, лиственница, клен, яблоня, груша примерно от 700 до 900 (кг/м3); Средняя плотность – конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 (кг/м3); Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна – от 400 до 600 (кг/м3);

            Древесину с какой плотностью труднее обрабатывать? (ответы групп)

            Какая древесина меньше подвержена изнашиванию?

Древесину с высокой плотностью труднее обрабатывать, но зато такая древесина меньше подвержена изнашиванию.

Следующее из физических свойств древесины (Слайд 10.) влажность. 

            Как думаете, что такое влажность древесины?

 Количество влаги содержащейся в древесине, найти влажность можно по формуле. Влажность древесины выражается в процентах. Записываем в тетрадь

http://festival.1september.ru/articles/586669/img2.gif

(Слайд 11.)

           Какие термины ступени влажности вы бы предложить? Если первая степень – мокрая…?

Различают следующие ступени влажности древесины:

  • мокрая – длительное время находившаяся в воде, влажность выше 100%;
  • свежесрубленная – влажность 50–100%;
  • воздушно-сухая – долгое время хранившаяся на воздухе, влажность – 15–20% (в зависимости от климатических условий и времени года);
  • комнатно-сухая – влажность – 8–12%
  • абсолютно сухая – влажность – 0%.

Ребята, существуют специальные приборы для измерения влажности-влагомеры(Слайд 12.) 

         Как же они действуют? (Слайд 13.) Как вы думаете можно ли изменить влажность древесины? Можно ли, свежесрубленную древесину пускать в производство? Почему? (Ответы детей.)

После рубки содержание влаги снижается. (Слайд14.) Вначале испаряется свободная влага, затем связанная влага, которая содержится внутри стенок клетки.

        Что нужно сделать, чтобы использовать древесину в производстве? (ответы детей.) 

Правильно – сушить.

При сушке древесины прочность пиломатериалов значительно повышается, а возможность их загнивания сводится к нулю. Сушка бывает двух видов: естественная и искусственная.

       Предложите ваши варианты определений «естественная - искусственная» сушка

(Слайд 15.) 

Естественная сушка проводится на открытом воздухе под навесом от дождя и попадания прямых солнечных лучей, а также в закрытом помещении – для того чтобы, как говорят специалисты, материал принял "воздушно-сухое состояние" (15–20%-ная влажность). Этот процесс может длиться в течение недель и даже месяцев, зато в результате древесина получает надежную защиту от поражения грибами.
Искусственная сушка (Слайд16.) проходит в течение нескольких дней или часов и также делает древесину неуязвимой от поражения гнилью и грибами и обеспечивает ее высокое качество. Процесс искусственной сушки проходит в камерах-сушилках периодического и непрерывного действия(Слайд 17.)Теплоносителями служат воздух, пар или дымовые газы, нагретые до температуры 70–80°С. 
Кроме того, сушка может производиться в электрическом поле высокой частоты. Древесина тогда сушится равномерно и в 10–20 раз быстрее, чем в камере. Но такой вид сушки обойдется дороже, поскольку стоимость электроэнергии достаточно высока.

        Как могут измениться доски , если их неправильно сушить?

 При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. (Слайд 18.) В результате высушивания происходит усушка древесины и коробление в различных направлениях.

Разберем с вами еще одно не мало важное свойство древесины – цвет. 

        Кто может сказать, какого цвета бывает древесина? (Ответы детей.) 

Цвет зависит от условий, где росло дерево и от возраста. Цветовые оттенки древесины делятся на несколько групп. (Слайд 19.) Запишите несколько примеров к каждому оттенку. 

           А кто помнит, что такое текстура древесины, и от чего она зависит?) Текстура – естественный рисунок на срезе древесины. И зависит от породы древесины и от направления среза.(Слайд 20.)

Разберем механические свойства древесины(Слайд 21.) Схему перечертите в тетрадь.

Самостоятельная работа с учебником. В тетради начертите таблицу со слайда, (Слайд 23.), и, прочитав  стр.8-9 заполните ее, а потом мы ее проверим. (Слайд 24.)

5.Практическая работа. (Слайд 25.)

 Определение плотности и влажности образцов. Выполняя практическую работу, вы должны следовать последовательности, которая написана на слайде. Выполнив работу, вы заполняете таблицу, результаты будут отражены на слайде, сформулируйте вывод. Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу  (Сверка с эталоном)

Последовательность выполнение работы:

1. Пронумеровать образцы древесины.

2. Вычислить объемы образцов, применяя формулу :V = abc (cм3.)

3. Взвесить образцы древесины.

4. Определить плотность образцов по формуле:http://festival.1september.ru/articles/586669/img3.gif

5. Выдержать образцы в воде в течение 10 минут, и повторно взвесить.

6. Вычислить влажность по формуле: http://festival.1september.ru/articles/586669/img4.gif

7. Все полученные данные занести в таблицу. Подходите и заносите свои данные. (Слайд 26.)

8. Написать вывод. ( Сверка с эталоном)

Вывод: В ходе практической работе, мы убедились, что разные породы древесины имеют разную плотность и разную влажность.

6.Закрепление пройденного материала: (слайд 28)

Вопросы:

  • Зачем знать свойства древесины?
  • С какой целью сушат древесину?
  • Как определяют влажность древесины?
  • Какие свойства нужно учитывать при выборе заготовок?

У вас на партах лежит кроссворд, вопросы на слайде, разгадайте слова, подходите и записывайте по очереди(1-3группы) (слайд 29-31)

  1. Дерево, обладающее низкой плотностью.
  2. Количество влаги, содержащейся в древесине.
  3. Дерево, обладающее низкой плотностью
  4. Способность древесины восстанавливать первоначальную форму, после снятия нагрузки.
  5. Дерево с высокой прочностью.
  6. Количество массы древесины, содержащейся в единице объема.
  7. Что применяется для изменения влажности.
  8. Физическое свойство древесины.
  9. Дерево с высокой прочностью.

8. Включение нового материала в систему знаний.

(Слайд 32)

  • Какие свойства называются «Физическими»?
  • Какие свойства называются «Механическими»?
  • Перечислите основные физические свойства древесины.
  • Перечислите основные механические свойства древесины.
  • Зачем нам необходимы эти знания, когда могут пригодиться?
  • Как новые знания и понятия расширили ваш кругозор по теме «Технология обработки древесины»?

9.Рефлексия:

Какие этапы вашей работы были на ваш взгляд самыми трудными? Важными?

Что у вашей группы получилось / не получилось? Почему?

Заключительный инструктаж

  1. Задание на дом:    Запишите советы ребятам, которым предстоит в будущем решать подобные проблемы при работе с древесиной?
  2. Уборка рабочих мест

10. Подведение итогов

  1.  Выставляем оценки по рейтингу команд.
  2. Сообщение о достижении цели урока.
  3. Обратить внимание учащихся на допущенные ошибки, объяснить их причины.
  4. Отметить наиболее активных учащихся в командах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок технологии в 7 классе Физико-механические свойства древесины Работу выполнил: учитель технологии МБУ СОШ ЗАТО Звездный Мизин Сергей Борисович

Слайд 2

Физико-механические свойства древесины

Слайд 3

Цели: Ознакомиться с основными свойствами древесины; Научиться определять плотность и влажность древесины;

Слайд 4

Вопросы для повторения: Давайте вспомним , какое строение у древесины? Какие вы знаете породы древесины? Какие пиломатериалы изготавливают из древесины? На что вы обращаете внимание, при выборе заготовок ? Для чего нужно изучать строение и пороки древесины?

Слайд 5

Что такое свойство материала? Свойство - сторона предмета, которая обуславливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.

Слайд 6

Свойства материалов Физические цвет плотность запах влажность Механические прочность обработка резанием упругость Технологические окисляемость растворимость коррозийная стойкость Химические твердость

Слайд 7

СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ физические механические Отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических сил. (прочность, твердость, упругость ) Отличительные стороны которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой. (цвет, запах, плотность, Влажность)

Слайд 8

Физические свойства Плотность - количество массы древесины, содержащейся в единице объема . m- масса древесины, V- объем древесины

Слайд 9

Примеры: Высокая плотность - дуб, береза, клен, лиственница, яблоня, груша примерно от 700 до 900 ( кг/м3); Средняя плотность -конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 ( кг/м3); Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна- от 400 до 600 ( кг/м3);

Слайд 10

Влажность древесины Влажностью древесины называют –количество влаги содержащейся в древесине. m1- масса образца до высушивания, m2- масса образца после высушивания .

Слайд 11

Различают следующие степени влажности древесины: мокрая - длительное время находившаяся в воде, влажность выше 100%; свежесрубленная – влажность 50-100%; воздушно-сухая – долгое время хранившаяся на воздухе, влажность – 15-20% (в зависимости от климатических условий и времени года); комнатно-сухая – влажность 8-12% абсолютно сухая – влажность 0%.

Слайд 12

Влагомер для пиломатериалов Измеритель влажности древесины

Слайд 13

Определение влажности с помощью прибора

Слайд 14

Сушка древесины

Слайд 15

Естественная сушка древесины

Слайд 16

Искусственная сушка древесины пресс- вакуумная сушильная камера сборно-металлическая камера

Слайд 17

Устройство сборно-металлической камеры

Слайд 18

Коробление древесины б, в, г- усушка древесины; д, е- продольное коробление; ж- винтовое коробление

Слайд 19

Цвет древесины Оттенки древесины черный коричневый бурый фиолетовый красный желтый мореный дуб кедр грецкий орех абрикос черешня тополь ольха слива сирень красное дерево тис липа пихта ясень черемуха

Слайд 20

яблоня ольха дуб клен розовое дерево махонь сосна орех Текстура древесины

Слайд 21

Механические свойства твердость упругость прочность Способность древесины сопротивляться внедрению в нее других тел. (трудно или легко вбить гвоздь) Способность древесины восстанавливать первоначальную форму, после снятия нагрузки. ( деревянная линейка не ломается после изгиба) Способность древесины выдерживать определенные нагрузки не разрушаясь. ( стул не разрушается под большим весом)

Слайд 22

Механические свойства Твердость – свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала

Слайд 23

Механические свойства древесины и их применение № п\п свойство примеры древесины применение

Слайд 24

1 прочность Высокая прочность -дуб, клен, береза. Низкая прочность-осина, липа, ольха. Ножки столов и стульев, лыжи, подвески люстр и мн.др. 2 твердость Твердая древесина-груша, ясень, бук, дуб, клен. Мягкая древесина-сосна, ольха, тополь, липа. Паркетный пол, сваи мостов и перекрытий и мн.др. 3 упругость Береза, граб. Линейки, лыжи, спортивные луки и мн.др.

Слайд 25

Практическая работа Последовательность выполнение работы: 1.Пронумеровать образцы древесины. 2.Вычислить объемы образцов 3.Взвесить образцы древесины. 4.Определить плотность образцов по формуле 5.Выдержать образцы в воде в течении 10 минут, и повторно взвесить. 6.Вычислить влажность 7.Все полученные данные занести в таблицу. 8.Написать вывод

Слайд 26

Таблица измерений № образца объем, V масса, m плотность, р влажность, W 1 образец 2 образец 3 образец 4 образец 5 образец

Слайд 27

Вывод по практической работе В ходе практической работе, мы убедились, что разные породы древесины имеют разную плотность и разную влажность.

Слайд 28

Вопросы : Зачем знать свойства древесины? С какой целью сушат древесину? Как определяют влажность древесины на предприятиях? Какие свойства нужно учитывать при выборе заготовок?

Слайд 29

8 4 6 9 1 2 3 5 7 Т В Е Р Д О С Т Ь

Слайд 30

Вопросы к кроссворду 1.Дерево обладающее низкой плотностью. 2. Количество влаги, содержащейся в древесине. 3.Дерево обладающее низкой плотностью 4.Способность древесины восстанавливать первоначальную форму, после снятия нагрузки. 5.Дерево с высокой прочностью. 6. Количество массы древесины, содержащейся в единице объема. 7.Что применяется для изменения влажности. 8.Физическое свойство древесины. 9.Дерево с высокой прочностью.

Слайд 31

Ответы к кроссворду 1.тополь 2.влажнось 3.ель 4.упругость 5.дуб 6.плотность 7.сушка 8.цвет 9.ольха

Слайд 32

Какие свойства называются «Физическими»? Какие свойства называются «Механическими»? Перечислите основные физические свойства древесины. Перечислите основные механические свойства древесины. Зачем нам необходимы эти знания, когда могут пригодиться? Как новые знания и понятия расширили ваш кругозор по теме «Технология обработки древесины»?

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-механические свойства древесины

Тест составлен в программе тестирования   MyTestX...

Физико-механические свойства древесины. 7 класс

Физико-механические свойства древесины. 7 класс...

Физико-механические свойства древесины

Физико-механические свойства древесины...

Презентация по технологии "Физико-механические свойства древесины"

Материал адаптирован для детей с ОВЗ по слуху...

Презентация по технологии "Физико-механические свойства древесины"

Материал адаптирован для детей с ОВЗ по слуху...

Урок технологии по теме: «Введение. Физико-механические свойства древесины»

Цель: ознакомить  учащихся с основными  программными  требова­ниями  по технологии в 7 классе; восстановить знания по правилам техники безопасности при работе в столярной масте...