Креативные Умельцы
методическая разработка по технологии (5, 6, 7 класс) по теме

Чиркова Татьяна Юрьевна

внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnye_umeltsy_dlya_sayta.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МАОУ СОШ №35

Пахомова Л.Г.______________

Приказ № ___от ____________

«____»___________2016 год.

«СОГЛАСОВАНО»

на МС школы №35

протокол № 1

от «    »___________2016 тод

Руководитель МС Попова Е.Н.

___________________________

Рассмотрено

на заседании МО технологии  протокол №__1____________

от  «28»   августа 2016 год

Руководитель МО Чиркова Т.Ю.

____________________________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Креативные умельцы»

5-7 класс

2016-2017 учебный год

Программу составила: Чиркова Татьяна Юрьевна учитель технологии высшей категории

Улан-Удэ

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Креативные умельцы» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный закон 29.12.2015 года №273-ФЗ 9 (ред. 13.0702015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступил в силу с 24.07.2015).
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 09.12.14№1644).
  3. Примерной программы внеурочной деятельности.
  4. Авторской программы «Технология. Обслуживающий труд 5-6 класс» под ред. О.А. Кожиной - М. :Дрофа, 2012г.
  5. «Изобразительное искусство» под руководством Б. М. Неменского /Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских/. – М.: Просвещение, 2009 г. Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
  6. Учебный план МАОУ «СОШ №35» на 2016/2017 учебный год.

Программа составлена с учетом технологических знаний и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися в начальной школе.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы «Креативные умельцы» – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.

Задачи программы:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

2. Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд»»

Внеурочная деятельность является необходимым элементом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основными приёмами ручного труда.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Содержание программ «Креативные умельцы» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.

В программу  включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: тестопластика, вышивка, бумагопластика, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей тестопластики, вышивки, скрапбугинга, изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

3.Место внеурочной деятельности в базисном учебном плане школы

В основной школе внеурочная деятельности по технологии изучается с 5 по 7 класс. Учебный план составляет в 5, 6, 7классах по 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Программа обучения рассчитана на детей 11 — 13 лет, количество детей в группе-10-15 человек, связи с высокой загруженностью кабинета технологии, занятия проходят в 1-й и 3-й четверг месяца по 2 часа

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по предмету « Технология»

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Креативные умельцы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- выбирать художественные материалы, навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Школьники получат возможность научиться:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

Познавательные универсальные учебные действия:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

Школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных;
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

5. Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1.

I  год обучения

Введение: правила техники безопасности

1

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем

2.

Тестопластика

8

7

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с соленым тестом. Знакомство с жанрами изобразительного искусства: барельеф, горельеф

Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.

3.

Бумагопластика (скрапбукинг)

8

7

1

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам.

Освоение технологии изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. Создание открыток к определенным событиям

4.

Вышивка

10

9

1

Знакомство с техникой вышивкой и видами вышивки.

Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.

Овладение основными приёмами вышивки. Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.

5.

Проектная деятельность

7

6

1

Поиск идей решения поставленной задачи. Расчет затрат на изготовление выбранного изделия.

Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия. Подсчет материальных затрат на изготовление изделия.

Итого:

34

30

4

2 год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всегочас

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1.

II год обучения

Введение: правила техники безопасности

1

1

Усвоение правил по технике безопасности

2.

Тестопластика

8

7

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.

Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций.

3.

Бумагопластика  (Скрапбукинг)

8

7

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам и предлагают собственный дизайн открыток

4.

Вышивка. Вышивка бисером

10

9

1

Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.

Знакомство с приёмами вышивки, используемыми для изготовления аппликации. Создание моделей по предложенным образцам.

Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.

Собирание моделей по схемам.

Умение составлять композиции из деталей.

5.

Проектная деятельность

7

6

1

Поиск идей решения поставленной задачи. Расчет затрат на изготовление выбранного изделия.

Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия. Подсчет материальных затрат на изготовление изделия.

Итого:

34

30

4

3 год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1.

III год обучения

Введение: правила техники безопасности

1

1

Усвоение правил по технике безопасности.

2.

Тестопластика

8

7

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.

Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций.

3.

Бумагопластика

9

7

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Знакомство со смешанными базовыми формами в бумажном конструировании

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам

4.

Бисероплетение.

10

9

1

Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.

Создание моделей по предложенным образцам.

Работа с условными обозначениями и правилами чтения схемы.

Собирание моделей по схемам.

Умение составлять композиции из деталей. Работа в технике «французского» плетения.

5.

Проектная деятельность

7

6

1

Поиск идей решения поставленной задачи. Расчет затрат на изготовление выбранного изделия.

Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия. Подсчет материальных затрат на изготовление изделия.

Итого:

34

30

4

6.Содержание программы «Креативные умельцы»

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе - место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Первый год обучения (34ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Тестопластика.

1.Вводное занятие  «Путешествие в страну скульпторов ».

Историческая справка о соленом тесте. Рецепт теста, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с соленым тестом. Разнообразие техник работ с соленым тестом.

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание).

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством тестопластики.

4. Плоскостное изображение.  «Рыбка».

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику

5.«Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

6.Рельефное изображение. «Ферма».

Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с тестом – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесночного пресса.

  1. Бумагопластика

1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.

История возникновения  и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

1. Новогодняя игрушка. Символ года

История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. 

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

2.Открытки к Новому году.

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

3. «Праздничный букет».

Последовательность выполнение работы в составлении открытки к дню рождения.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

  1. Вышивка

1.Вводное занятие. 

Основные виды вышивки. Техника безопасности.

План занятий. Демонстрация изделий. История вышивки. Использование вышивки в народном костюме. Современные направления вышивки. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

2.Знакомство с основными технологическими приемами закрепления нитки на ткани. Знакомство с видами вышивки. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки сумочки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити.

Варианты объектов труда.

Вышивка в технике «крест».

3. Вышивка в технике «крест». Сравнительных анализ технологических и эстетических возможностей различных  материалов. Применяемых приемов в декоративно-прикладном искусстве. Коллективное обсуждение творческих работ. Изготовление образцов счетных швов, вышивки по рисованному контуру. Изготовление сувениров с применением различных техник вышивки. Работа в группе.

Варианты объектов труда.

Отделка швейного изделия вышивкой.

V. Проектная деятельность

1.Вводное занятие. Виды проектов. Этапы проектов. Критерии оценивания проекта.

2. Организационный этап проекта. Поиск идей решения поставленной задачи. Расчет затрат на изготовление выбранного изделия. Выбор оптимального варианта выполнения проекта.

3. Технологический этап проекта

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

Практическая часть. Создание проектных работ  Создание образа. Подбор цветового решения.

4. Заключительный этап проекта.

Организация выставки творческих работ. Экскурсии в музей ДПИ.

2 год обучения (34ч.)

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. Учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении ; подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

I. Введение: правила техники безопасности

1.Чему будем учиться на занятиях.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

II. Тестопластика

1. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

2.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО – пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление панно. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

  1. Бумагопластика

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение для скрапбукинга. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы со скрап бумагой. Технология изготовления цветов из акварельной бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

4.Открытки к празднику Белого месяца

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Открытки в национальном стиле.

  1. Бисероплетение

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов. Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

V.Проектная деятельность

3 год обучения (34ч.)

На третий год обучения, направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

  1. Введение: правила техники безопасности

1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

II.Тестопластика

1. Тестопластика – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.Фоторамка.

Приемы тестопластики, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

3.Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

4.Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

5.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием соленного теста и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и соленого. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

  1. Бумагопластика

1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги. Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

2.Конструирование из бумажных полос.

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

  1. Бисероплетение

1.Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

2.Бисерные «растения» в горшочках.

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

 Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть.  Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

V.Проектная деятельность

1.Панно в различных видах техники

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике создания панно на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

 Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3.Подбор цветовой гаммы.

Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть.  Выполнение практической работы

4.Тематические композиции. 

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть.   Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. 

   7.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

•        выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;

•        умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

•        выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

•        создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

•        владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

•        владеть навыком работы в конкретном материале - соленое тесто

Выпускник получит возможность научиться:

•        выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

•        понимать и использовать в художественной работе материалы и сред-ства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

8.         КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система контроля

Выявление уровня овладения обучающимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

1.        учительский контроль

2.        самоконтроль

3.        взаимоконтроль обучающихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

- Активность участия.

- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

- Искренность ответов, их развернутость, образность, умение аргументированность.

- Самостоятельность

- Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:

- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания

- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

9.          ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРО-ЦЕССА

Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:

•        клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крах-мал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материалы.

•        Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера, а также электрических духовых шкафов не являются строгой необходимостью, но может улучшить качество учебно-воспитательного процесса.

•        Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

•        Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.

Технические средства обучения

1.        Музыкальный центр.

2.        Компьютер.

3.        Экран.

4.        Проектор.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

Оборудование кабинета

Специализированная учебная мебель:

1.        индивидуальные столы и стулья для учащихся.

2.        Стол учительский.

3.        Электропечь

Список использованной литературы.

1.        Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация на ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток/авт.-сост. Е. А. Гурбина.- Волгоград: Учитель, 2009.-122.:ил.

2.        Скребцова Т.О. Соленое тесто: идеи для интерьера: панно, фото-рамки, миниатюры/Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко. – 2-е изд:- Ростон/Д: Феникс,2007.-235.:ил.

3.        Рубцова Е.С. Лучшие поделки из соленого теста/Е.С.Рубцова – Ростов н/Д:Владис: М.:РИПОЛ классик 2009.-240 с.,ил.(Красивые вещи своими руками).

4.        Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста/Анна Фирсова.- М.: Айрис-пресс, 2008.-32.:цв.ил. – (Чудесные фантазии).

5.        Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста/Елена Рубцова.- М.: Эксмо,2008.-64с.: ил.- (Азбука рукоделия вместе с детьми).

6.        Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки своими рука-ми.- Ростов н/Д: Владис: М.:Рипол классик 2009.-240.,с.ил.

7.        Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/сост. Г.С. Лабковская.-М.: Просвещение,-1983.-304с.

8.        Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.:Знание,№1,1981 – 96с.

9.        Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.:Просвещение,1979.- 80с.,ил.

10.        Чаянова Г.Н. Соленое тесто.- М.: Дрофа-Плюс,2008.- 144с.:ил.

11.        Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. В. П. Ваташин. – Волгоград. Учитель, 2009.-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Конкурс "Мастерицы и умельцы".

Международный женский день 8 Марта традиционно отмечается в нашей школе соревнованием команд учащихся 5-8 классах. Цель мероприятия- в игровой форме актуализировать знания и умения, полученные на урок...

"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...

Презентация проекта по социальной адаптации "Юные умельцы"

Презентация представлена в виде игры, аналогичной телевизионной "Своя игра". Игра включает один тур по темам: "Кулинария", "Шитье", "Посуда", "Обувь" и "Разное". В ходе игры дети показывают свои знани...

Творческий конкурс для учащихся 5 класса "в МАСТЕРСКОЙ НАЧИНАЮЩИХ УМЕЛЬЦЕВ"

Создание оптимальных возможностей для выявления творческого  потенциала детей и подростков, удовлетворения их потребностей и творческой самореализации средствами художественно-эстетического...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 7-10 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...