Рабочая программа по технологии " Трактор" 10 -11 класс
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему

В рабочей программе за 10 класс  сельскохозяйственные машины за 11  ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0004a5ff-1f21d807.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МС  МОУ Козьмодемьяновской  СОШ

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        200__г.

«Утверждено»

Директор  МОУ Козьмодемьяновской  СОШ

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

на уровне среднего (полного) общего образования

для учащихся 10-11 классов

Байда Сергея Геннадьевича,

учителя 1 квалификационной категории

.

с. Козьмодемьяновка

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа учебного предмета «Технология» («Тракторы и сельскохозяйственные машины»)  составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта на ступени среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации,   издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение,(тракторы, сельскохозяйственные машины ) для сельских школ» г.Москва 1980.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» («Тракторы и сельскохозяйственные машины»)   является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

К обучению  допускаются учащиеся, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке. При   подготовке водителей колесных тракторов категории «С» часть вопросов  изучается в программах по учебным предметам 10-11 классах.

Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов

1. Устройство сельскохозяйственных .

2. Правила дорожного движения.

После прохождения в полном объеме программы подготовки водителей тракторов категории «С» проводиться аттестация в виде  экзамена на присвоение квалификации

«Тракторист-машинист» на право управления трактором категории «С».

Изучение технологии на ступени среднего (полного) общего образования  направлено на  достижение следующих ц е л е й:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности, по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда,  самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:

  • приобретение учениками знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;
  • создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
  •  формирование профессионально значимых качеств;
  • достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
  • развитие потребности в трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в  школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» («Тракторы и сельскохозяйственные машины») в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы  предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащим
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

     Место предмета в базисном учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

 • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов.

 

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает  возможность:
познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,

приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
   • рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

•составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием

• находить необходимую техническую информацию;

• распределять работу при коллективной деятельности;

Личностные результаты изучения курса «Технология»:

• выражение желания  трудиться в сельском хозяйстве  для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные результаты изучения курса «Технология»:

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


         Предметные результаты изучения курса «Технология»:

в познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.

в мотивационной сфере:
    • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии.

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства.

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

в коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива

в физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при  выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с   их работой,  изучают специальные термины и обозначения.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу:

Оценка «5» ставится, если учащийся:

- полностью освоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

- почти не усвоил учебный материал;

- не может изложить его своими словами;

- не может подтвердить ответ конкретными примерами;

- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- творчески планирует выполнение работы;

- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

- правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

- правильно планирует выполнение работы;

- самостоятельно использует знания программного материала;

- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

- допускает ошибки при планировании выполнения работы;

- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

- не может правильно спланировать выполнение работы;

- не может использовать знания программного материала;

- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средст

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.  Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

        Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение   2001 г;  «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М.  Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.

Количество часов в 10 -  70 часов, в 11 классах всего 68 часов в год; в неделю 2 часа с сентября по май;

Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4 (для  каждого класса).

10 класс

Учебно-тематический план

(технология)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Введение.

2

2

-

1. Машины для основной обработки почвы.

8

6

2

2. Машины для ухода за посевами.

16

14

2

3. Посевные и посадочные машины и для посева зерновых и бобовых культур.

8

6

2

4. Машины для внесения минеральных и органических удобрений.

8

6

2

5. Машины для уборки сена.

8

6

2

6. Машины для химической защиты растений.

8

6

2

7. Машины для возделывания и уборки картофеля.

8

6

2

8. Машины для перевозки кормов.

4

4

-

Итого

70

56

14

11 класс

Учебно-тематический план

 (технология)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1. Основные понятия и термины. Обязанности и права участников дорожного движения.

4

4

-

2. Дорожные знаки и разметка.

8

8

-

3. Регулирование дорожного движения. Проезд перекрестков.

10

10

-

4. Порядок движения, остановка и стоянка

20

20

-

5. Пешеходные переходы и остановочные пункты маршрутных транспортных средств.

4

4

-

6. Особые условия движения. Железнодорожные переезды.

4

4

-

7. Порядок допуска транспортных средств

4

4

-

8. Практическое использование положений правил дорожного движения.

14

-

14

Итого

68

54

14

Содержание тем учебного курса

10 класс

ВВЕДЕНИЕ (2ч)

Современное состояние механизации сельского хозяйства. Интенсивные и энергосберегающие технологии в растениеводстве, их технологическая оценка. Общая характеристика современной системы машин и основные направления ее развития.

Типы сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами.

Роль предмета в подготовке трактористов-машинистов в сельскохозяйственном производстве. Задачи и структура курса. Принципы классификации и маркировки машин.

1. МАШИНЫ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ   (8ч)

Агротехнические требования к машинам. Общее устройство, рабочий процесс, рабочие и вспомогательные органы плугов:

для вспашки почв, засоренных камнями;

для вспашки почв, не засоренных камнями;

для гладкой вспашки почв.

Основные неисправности машин, их выявление и устранение. Методы и способы предупреждения неисправностей.

           ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства плугов. Изучение устройства фрезерных машин.

Технологические и эксплуатационные регулировки машин для основной обработки почвы.

2. МАШИНЫ ДЛЯ УХОДА ЗА ПОСЕВАМИ  (16ч)

Агротехнические требования к машинам.

Общее устройство, рабочий процесс, рабочие и вспомогательные органы машин:

  • борона дисковая навесная для предпосевной обработки зяби;
  • борона дисковая для разделки пласта после вспашки, предпосевной подготовки почвы;
  • борона зубовая тяжелая, средняя, легкая, малая, сетчатая, райборона;
  • агрегат бороновальный;
  • агрегат комбинированный;
  • агрегат чизельный.

Культиваторы для сплошной обработки почвы.

Основные неисправности машин, их выявление и устранение. Методы и способы предупреждения неисправностей.

           ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства борон. Изучение устройства комбинированных агрегатов. Изучение устройства культиваторов.

Технологические и эксплуатационные регулировки машин для поверхностной обработки почвы.

3. ПОСЕВНЫЕ И ПОСАДОЧНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ПОСЕВА ЗЕРНОВЫХ И БОБОВЫХ КУЛЬТУР   (8ч)

Агротехнические требования к машинам.

Общее устройство, рабочий процесс, рабочие и вспомогательные органы машин:

  • комбинированный почвообрабатывающий посевной агрегат;
  • сеялки пневматические универсальные.

Основные неисправности машин, их выявление и устранение. Методы и способы предупреждения неисправностей.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов.

Изучение устройства сеялок пневматических универсальных.

Изучение устройства сеялки зернотуковой для прямого посева.

4. МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ

МИНЕРАЛЬНЫХ И ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ  (8ч)

Классификация машин для внесения удобрений и агротехнические требования к ним.

Общее устройство, рабочий процесс, рабочие и вспомогательные органы машин:

  • машины для внесения твердых минеральных удобрений;
  • сеялка для внесения минеральных удобрений;
  • навесное приспособление для поверхностного внесения твердых минеральных удобрений;
  • агрегат для внесения минеральных удобрений;
  • разбрасыватель удобрений дисковый;
  • машины для внесения жидких минеральных удобрений;
  • машины для внесения твердых органических удобрений;
  • машины для внесения жидких органических удобрений.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства машин для внесения твердых минеральных удобрений.

Изучение устройства машин для внесения жидких минеральных удобрений.

Изучение устройства машин для внесения твердых органических удобрений.

Изучение устройства машин для внесения жидких органических удобрений.

Проведение регулировок машин для внесения удобрений.

5.  МАШИНЫ ДЛЯ УБОРКИ СЕНА   (8ч)

Классификация машин, общее устройство, принцип работы, основные

рабочие органы машин:

  • косилки-измельчители;
  • косилка-плющилка прицепная;
  • косилка навесная сегментная;
  • косилка дисковая навесная;
  • косилка роторная;
  • грабли-ворошилка;
  • грабли колесно-пальцевые;
  • пресс-подборщики рулонные;
  • обмотчик рулонов;
  • транспортировщик рулонов.

Основные неисправности машин, их выявление и устранение. Методы и способы предупреждения неисправностей.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства косилок. Изучение устройства граблей. Изучение устройства пресс-подборщиков.

Проведение технологических регулировок машин для заготовки кормов.

6. МАШИНЫ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ   (8ч)

Способы защиты растений.

Классификация машин для химической защиты растений и агротехнические требования к ним.

Общее устройство, рабочий процесс, рабочие и вспомогательные органы машин:

  • опрыскиватели тракторные;
  • оборудование к культиваторам для ленточного внесения пестицидов в защитные зоны пропашных культур;
  • агрегат для приготовления маточных и рабочих растворов пестицидов и микроудобрений.

Подготовка машин к работе.

Основные неисправности машин, их выявление и устранение. Методы и способы предупреждения неисправностей.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства опрыскивателей тракторных.

Изучение устройства агрегата для приготовления маточных и рабочих растворов пестицидов и микроудобрений.

Технологические регулировки машин для химической защиты растений.

7. МАШИНЫ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ И УБОРКИ КАРТОФЕЛЯ   (8ч)

Агротехнические требования к машинам. Классификация машин, общее устройство, рабочий процесс, рабочие и вспомогательные органы машин:

  • картофелесажалки;
  • сеялка точного высева;
  • культиваторы-окучники;
  • культиватор универсальный;
  • культиватор-окучник гребнеобразователь;
  • культиватор для междурядной обработки;
  • комбайны картофелеуборочные;
  • картофелекопатели;
  • буртоукрывщик;
  • ботвоудалитель;

Основные неисправности машин, их выявление и устранение. Методы и способы предупреждения неисправностей.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства картофелесажалок.

Изучение устройства комбайна картофелеуборочного и картофелекопателей.

Изучение устройства комбайна свеклоуборочного.

Технологические регулировки машин для возделывания и уборки картофеля, сахарной свеклы, кормовых корнеплодов.

8. МАШИНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КОРМОВ   (4ч)

Общее устройство, принцип работы, рабочие и вспомогательные органы машин для погрузки и раздачи кормов.

Мобильные машины для раздачи кормов. Подготовка к работе.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства раздатчика кормов.

Технологические регулировки машин для раздачи кормов.

Примечания:

1. Лабораторно-практические занятия выполняются на сельскохозяйственных машинах, лабораторных установках, действующих моделях, имитирующих рабочий процесс. Сельскохозяйственные машины выбираются с учетом региональных особенностей и возделываемых в этом районе культур.

2. На лабораторно-практических занятиях изучаются общее устройство, характеристика рабочих органов, принцип работы машины, взаимодействие деталей, механизмов, узлов и агрегатов, производятся полная или частичная разборка машины или сборочных единиц, технологические и эксплуатационные регулировки.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

11 класс

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ОБЯЗАННОСТИ И

ПРАВА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ   (4ч)

Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Общие права и обязанности участников дорожного движения.

Права и обязанности водителей. Документы, которые водитель должен иметь при себе и представлять для проверки. Обязанности водителей перед началом движения и в пути. Порядок предоставления трактора должностным лицам. Обстоятельства и условия, при которых запрещено управление трактором и передача управления им другому лицу.

Права и обязанности пешеходов и пассажиров. Действия, запрещенные пешеходам и пассажирам.

Обязанности водителей и иных участников дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств оперативного назначения с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.  

Обязанности водителей, являющихся участниками дорожно-транспортного происшествия. Действия очевидцев дорожно-транспортного происшествия.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение порядка обеспечения безопасности дорожного движения на основе обязанностей водителей, пешеходов и пассажиров. Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств, стендов, макетов, плакатов и тому подобного.

2. ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ И РАЗМЕТКА   (8ч)

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков.

Предупреждающие знаки. Название, значение каждого знака. Действия водителей, приближающихся к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Название, назначение. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Название, назначение каждого знака. Зона действия. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Название, назначение каждого знака. Зона действия. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков.

Информационно-указательные знаки. Название, назначение каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят или отменяют определенные режимы движения.

Знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Название, назначение каждого знака. Применение табличек с другими знаками.

Значение разметки в общей системе организации дорожного движения.

Назначение, цвет и применение каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Назначение, цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения. Формирование умения руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ(10ч)

Значение сигналов регулировщика. Значение сигналов светофора. Светофоры для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. Реверсивные светофоры. Регулирование движения на железнодорожных переездах.

Порядок остановки транспортных средств при запрещающем сигнале светофора или регулировщика.

Действия водителей при включении желтого сигнала светофора или поднятии регулировщиком руки вверх. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда сигналы и указания регулировщика не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других технических средств организации дорожного движения.

Правила проезда перекрестков. Порядок и очередность проезда регулируемых перекрестков.

Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок проезда на перекрестках неравнозначных дорог. Действия водителей в случаях, если он не может определить тип и последовательность проезда перекрестка.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Моделирование различных ситуаций и решение комплексных задач по регулированию дорожного движения, проезду регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

4. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ, ОСТАНОВКА И СТОЯНКА   (20ч)

Аварийная световая сигнализация и ее применение. Знак аварийной остановки, его применение и расстояние установки.

Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Виды и значение сигналов.

Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и другим изменением направления движения. Порядок разворота, поворота  направо или налево на перекрестке и вне его. Порядок поворота при наличии полосы торможения или разгона. Места, где запрещен разворот. Движение задним ходом, места, где запрещено движение задним ходом.

Определение количества полос на проезжей части. Требования
к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения. Движение по трамвайным путям. Порядок поворота на дорогу с реверсивным движением. Изменение полосы движения. Маневрирование. Безопасная дистанция и интервал.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе скорости движения. Действия водителей при появлении препятствия или опасности для движения. Ограничение скорости движения в населенных пунктах, вне их, на автомагистралях и в жилых зонах для транспортных средств. Запреты при выборе скорости движения. Опасные последствия неправильного выбора скорости движения, дистанции и интервала.

Действия водителей перед началом обгона и в процессе обгона. Места и случаи запрещения обгона. Встречный разъезд на узких участках дорог. Опасные последствия несоблюдения правил обгона.

Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Места, где запрещена остановка и стоянка транспортных средств. Действия водителей при вынужденной остановке в местах, где она запрещена. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и тому подобного. Решение комплексных задач по порядку движения, остановке и стоянке транспортных средств.

5. ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ И ОСТАНОВОЧНЫЕ ПУНКТЫ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.    (4ч)

6. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИЖЕНИЯ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ. (4ч)

Порядок проезда пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств. Движение мимо стоящего автобуса, обозначенного опознавательным знаком ”Перевозка детей“.  Порядок проезда зон остановок трамвая. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. Движение по дорогам с полосой для маршрутных транспортных средств. Порядок проезда обозначенных остановочных пунктов автобусов и троллейбусов.

                Преимущество маршрутных транспортных средств вне населенных пунктов.

Порядок пересечения железнодорожных переездов. Правила остановки перед переездом. Обязанности водителей при вынужденной остановке на переезде. Запреты, действующие на железнодорожном переезде.

Опасные последствия несоблюдения правил проезда пешеходных переходов, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов.

Запрещения, вводимые на автомагистрали. Действия водителей при вынужденной остановке на автомагистрали.

Движение в жилых зонах и на прилегающей территории.

Движение на велосипедах и мопедах, гужевых транспортных средствах.

Правила пользования внешними световыми приборами в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на освещенных и неосвещенных участках дорог. Действия водителя при ослеплении, способы его предотвращения. Пользование противотуманными фарами, фарой-искателем, фарой-прожектором, задними противотуманными фонарями. Применение ближнего света фар или дневных ходовых огней в светлое время суток. Пользование звуковыми сигналами.

Правила перевозки пассажиров. Обязанности трактористов-машинистов перед началом движения. Скорость движения при перевозке пассажиров. Условия, при которых запрещена перевозка пассажиров.

Правила погрузки, размещения и крепления груза. Условия, при которых допускается перевозка грузов. Обозначение перевозимого груза. Перевозка грузов в соответствии со специальным разрешением и по специальным правилам. Контроль за размещением, креплением и состоянием груза в пути следования.

Условия и порядок буксировки транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке и способом частичной погрузки. Условия, при которых буксировка запрещена. Перевозка людей при буксировке.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

7. ПОРЯДОК ДОПУСКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ    (4ч)

Общие требования по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении. Условия, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении. Обязанности водителей при возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещено участие в дорожном движении транспортных средств.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение транспортных средств.

Оборудование транспортных средств регистрационными и опознавательными знаками, предупредительными устройствами.

Опасные последствия несоблюдения требований к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ

ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ   (14ч)

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Решение тестовых заданий по комплексному использованию положений Правил дорожного движения при изучении порядка движения в населенных пунктах, вне населенных пунктов, в темное время суток и условиях недостаточной видимости, при проезде перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств, а также при перевозке пассажиров и грузов. Моделирование и разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов и стендов.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

10  класс.

Учащийся должен знать:           

  • классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания; технические характеристики тракторов;        
  • общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания, охлаждения, смазки ,электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
  • неисправности  тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
  • техническое обслуживание;
  • назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.

Учащийся должен уметь:

  • Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и  регулировать газораспределительный механизм.
  • Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
  • Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
  • Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать; шарниры рулевых тяг, ширину  колеи и сходимость направляющих колес трактора.

11 класс.

Учащийся должен знать:

  • систему технического обслуживания тракторов, ее  значение и краткую характеристику;
  • правила техники безопасности при  обслуживании;
  • способы подготовки и правила   хранения тракторов;
  • правила движения тракторов по дорогам и улицам;
  • знать правила дорожного движения;
  • ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения;

Учащийся должен уметь:

Выполнять операции технических обслуживаний ТО-1, ТО-2  и  ТО-3 и работы по ремонту  не ниже  2 разряда.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов

  • Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)
  • Задний мост  (в разрезе)
  • Рулевой механизм (в разрезе)
  • Кривошипно-шатунный механизм.
  • Система охлаждения.        
  • Система смазки.
  • Система питания.
  • Тормозная система.
  • Электрооборудование.
  • Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.

Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин

Узлы,  агрегаты и рабочие органы  сельскохозяйственных машин:

  • для основной обработки почвы
  • посевных и почвообрабатывающих машин
  • для защиты  растений
  • для заготовки  кормов
  • для внесения минеральных и органических  удобрений

Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных  машин

  • Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.
  • Визуальные средства обучения, плакаты по устройству и эксплуатации.

Сектор хранения с/х машин

  • Машины   для основной обработки почвы.
  • Машины для поверхностной обработки.
  • Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.
  • Машины для заготовки кормов.
  • Машины для химической защиты.
  • Машины для внесения минеральных удобрений.

  Учебный полигон

Кольцевой маршрут:

  • габаритная восьмерка
  • габаритная змейка
  • габаритный дворик
  • габаритный бокс
  • эстакада с уклоном не менее 16 процентов
  • перекресток
  • стоп-линия

Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.

  • Компьютер
  • Стенд   «Дорожная разметка»
  • Классная доска
  • Комплекты экзаменационных билетов
  • Комплекты планшетов (плакатов)
  • Компьютерные программы по правилам и безопасности дорожного движения        

Методические и учебные пособия

  1. Гладков Г.И., Петренко А.М «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Жаров  М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение,1991.
  3. Родичев  В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования., М.: издательский центр «Академия»,2004.-224с.
  4. Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих  профессиональное образования.7-е издание, стер.  М.: Издательский центр «Академия»,2008.264с.

Список литературы

1. Программы  общеобразовательных  учреждений  « Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации     Москва.            «Просвещение» 1998 г.

2. Трудовое обучение, для сельских школ.  М.: «Просвещение» 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...