рабочая программа элективного курса трактор 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
в программе устройство трактора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_progr._tehnol._9_kl.doc | 122 КБ |
moya_rabochaya_progr._tehnol._9_kl.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МС МОУ Директор МОУ
Козьмодемьяновской СОШ Козьмодемьновской СОШ
______/_______________/ _____/________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ от Приказ №_________ от
«____»_________200__г «___»________200__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс « Сельскохозяйственные машины и механизмы »
на уровне основного образования
для учащихся 9 класса
Байда Сергея Геннадьевича,
учителя 1 квалификационной категории
.
2014-2016 учебный год
с. Козьмодемьяновка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Сельскохозяйственные машины и механизмы », составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение, (тракторы, сельскохозяйственные машины) для сельских школ» г. Москва 1980.
Рабочая программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
Главной целью элективного курса «Cельскохозяйственные машины и механизмы » является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:
1. Устройство тракторов.
2. Устройство сельскохозяйственных машин.
3 . Технология и организация механизированных работ.
Современный механизатор в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать сельскохозяйственную технику и квалифицированно выполнять все виды механизированных работ на полях и фермах.
Изучение элективного курса на уровне основного образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, формировать любовь к земле, технике, профессии сельского механизатора
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельн
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначение элективного курса « Сельскохозяйственные машины и механизмы» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрени
Ценностные ориентиры содержания элективного курса .
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
•умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные план
В результате изучения ученик получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции ;
• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
•составлять последовательность выполнения технологических операций;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием
Личностные результаты изучения курса «Технология»:
• выражение желания трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельност
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ре
Метапредметные результаты элективного курса.
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты изучения элективного курса .
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процесс
в трудовой сфере
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду .
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии.
• выраженная готовность к труду в сфере материального производств;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с их работой, изучают специальные термины и обозначения.
Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья» Москва Просвещение 2001г.;Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение.1998 г.; « Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.
Количество часов в 9 классах всего 34 часа в полугодие; в неделю 2 часа с сентября по декабрь
Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
Элективный курс
(сельскохозяйственные машины и механизмы)
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
Введение. Классификация ,общее устройство и работа двигателя. | 4 | 3 | 1 |
Система питания. | 5 | 4 | 1 |
Система охлаждения и смазки. | 5 | 4 | 1 |
Электрооборудование тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Силовая передача тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Остов, ходовая часть механизмы управления. | 5 | 4 | 1 |
Механизмы отбора мощности. | 4 | 4 | |
Итого. | 33 | 27 | 6 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ (4ч)
Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигат
Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.
Назначение, устройство и принцип работы механизмов газораспределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.
Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.
Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства газораспределительного механизма.
Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.
2. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.
Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.
Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.
Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.
Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.
Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.
Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.
Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.
Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.
Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.
Изучение системы питания двигателя.
3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.
Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.
Назначение, работа и регулировка клапанов.
Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.
Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.
Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.
Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.
4. ЭЛЕКТРО ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ. ( 5 ч )
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.
Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.
Генераторы и реле-регуляторы.
Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов
.
5. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРОВ (5ч)
Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.
Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.
Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.
Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.
6. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (5ч)
Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.
Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.
Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.
Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.
Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.
7. МЕХАНИЗМЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА (4ч)
Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.
Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.
Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности.
Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.
Способы регулирования глубины обработки почвы.
Назначение, конструкция гидравлического догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора. Управление гидросистемой.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства гидравлических насосов и распределителей.
Изучение устройства догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора.
Изучение общей компоновки рабочего и вспомогательного оборудования.
При проведении лабораторно-практических занятий рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- ознакомление с требованиями безопасности труда, организацией рабочего места, оборудованием, инструментом, методическими рекомендациями;
- полная или частичная разборка сборочных единиц;
- изучение устройства и взаимодействия деталей, узлов, агрегатов;
- изучение технологических и эксплуатационных регулировок;
- сборка составных частей, проверка правильности сборки;
- уборка и сдача рабочего места.
Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должна быть отражена в методических рекомендациях по выполнению лабораторно-практических занятий.
В случае, если разборочно-сборочные работы трудоемки и учебного времени для выполнения задания недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.
Требования к уровню подготовки учащихся
9 класс
Учащийся должен знать:
- классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;
- технические характеристики тракторов;
- общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания , охлаждения, смазки ,электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
- неисправности тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
- техническое обслуживание;
- назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.
Учащийся должен уметь:
- Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и регулировать газораспределительный механизм.
- Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
- Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
- Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать; шарниры рулевых тяг, ширину колеи и сходимость направляющих колес трактора.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов
1. Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)
2. Задний мост (в разрезе)
3. Рулевой механизм (в разрезе)
4. Кривошипно-шатунный механизм.
5. Система охлаждения.
6. Система смазки.
7. Система питания.
8. Тормозная система.
9. Электрооборудование.
10. Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.
Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Узлы, агрегаты и рабочие органы сельскохозяйственных машин:
- для основной обработки почвы;
- посевных и почвообрабатывающих машин;
- для защиты растений;
- для заготовки кормов;
- для внесения минеральных и органических удобрений.
Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.
Визуальные средства обучения ,плакаты по устройству и эксплуатации
Сектор хранения с/х машин
- Машины для основной обработки почвы.
- Машины для поверхностной обработки.
- Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.
- Машины для заготовки кормов.
- Машины для химической защиты.
- Машины для внесения минеральных удобрений.
Учебный полигон
Кольцевой маршрут:
- габаритная восьмерка;
- габаритная змейка;
- габаритный дворик;
- габаритный бокс;
- эстакада с уклоном не менее 16 процентов;
- перекресток;
- стоп-линия.
Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.
- Компьютер
- Стенд «Дорожная разметка»
- Классная доска
- Комплекты экзаменационных билетов
- Комплекты планшетов (плакатов)
- Компьютерные программы по правилам и безопасности дорожного движения
Методическая учебная литература.
1. Жаров М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение, 1991.
2.Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования. 7-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 264 с.
3. Родичев В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования, М.: издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
4. Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Список литературы
1 .Программа «Технология, Трудовое обучение» М.: «Просвещение» Москва 2006 год
2. Программа « Сельский дом и семья » М.: «Просвещение» 2001 год
3. Программа « Трудовое обучении, для сельских школ »М.: «Просвещение» 1980 год
4.Социальная сеть работников образования.nsportal.ru.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МС МОУ Директор МОУ
Козьмодемьяновской СОШ Козьмодемьновской СОШ
______/_______________/ _____/________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ от Приказ №_________ от
«____»_________200__г «___»________200__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс « Сельскохозяйственные машины и механизмы »
на уровне основного образования
для учащихся 9 класса
Байда Сергея Геннадьевича,
учителя 1 квалификационной категории
.
2014-2016 учебный год
с. Козьмодемьяновка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Сельскохозяйственные машины и механизмы », составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение, (тракторы, сельскохозяйственные машины) для сельских школ» г. Москва 1980.
Рабочая программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
Главной целью элективного курса «Cельскохозяйственные машины и механизмы » является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:
1. Устройство тракторов.
2. Устройство сельскохозяйственных машин.
3 . Технология и организация механизированных работ.
Современный механизатор в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать сельскохозяйственную технику и квалифицированно выполнять все виды механизированных работ на полях и фермах.
Изучение элективного курса на уровне основного образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, формировать любовь к земле, технике, профессии сельского механизатора
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельн
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначение элективного курса « Сельскохозяйственные машины и механизмы» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрени
Ценностные ориентиры содержания элективного курса .
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
•умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные план
В результате изучения ученик получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции ;
• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
•составлять последовательность выполнения технологических операций;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием
Личностные результаты изучения курса «Технология»:
• выражение желания трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельност
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ре
Метапредметные результаты элективного курса.
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты изучения элективного курса .
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процесс
в трудовой сфере
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду .
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии.
• выраженная готовность к труду в сфере материального производств;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с их работой, изучают специальные термины и обозначения.
Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья» Москва Просвещение 2001г.;Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение.1998 г.; « Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.
Количество часов в 9 классах всего 34 часа в полугодие; в неделю 2 часа с сентября по декабрь
Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
Элективный курс
(сельскохозяйственные машины и механизмы)
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
Введение. Классификация ,общее устройство и работа двигателя. | 4 | 3 | 1 |
Система питания. | 5 | 4 | 1 |
Система охлаждения и смазки. | 5 | 4 | 1 |
Электрооборудование тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Силовая передача тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Остов, ходовая часть механизмы управления. | 5 | 4 | 1 |
Механизмы отбора мощности. | 4 | 4 | |
Итого. | 33 | 27 | 6 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ (4ч)
Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигат
Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.
Назначение, устройство и принцип работы механизмов газораспределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.
Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.
Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства газораспределительного механизма.
Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.
2. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.
Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.
Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.
Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.
Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.
Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.
Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.
Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.
Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.
Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.
Изучение системы питания двигателя.
3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.
Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.
Назначение, работа и регулировка клапанов.
Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.
Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.
Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.
Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.
4. ЭЛЕКТРО ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ. ( 5 ч )
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.
Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.
Генераторы и реле-регуляторы.
Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов
.
5. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРОВ (5ч)
Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.
Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.
Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.
Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.
6. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (5ч)
Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.
Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.
Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.
Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.
Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.
7. МЕХАНИЗМЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА (4ч)
Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.
Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.
Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности.
Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.
Способы регулирования глубины обработки почвы.
Назначение, конструкция гидравлического догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора. Управление гидросистемой.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства гидравлических насосов и распределителей.
Изучение устройства догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора.
Изучение общей компоновки рабочего и вспомогательного оборудования.
При проведении лабораторно-практических занятий рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- ознакомление с требованиями безопасности труда, организацией рабочего места, оборудованием, инструментом, методическими рекомендациями;
- полная или частичная разборка сборочных единиц;
- изучение устройства и взаимодействия деталей, узлов, агрегатов;
- изучение технологических и эксплуатационных регулировок;
- сборка составных частей, проверка правильности сборки;
- уборка и сдача рабочего места.
Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должна быть отражена в методических рекомендациях по выполнению лабораторно-практических занятий.
В случае, если разборочно-сборочные работы трудоемки и учебного времени для выполнения задания недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.
Требования к уровню подготовки учащихся
9 класс
Учащийся должен знать:
- классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;
- технические характеристики тракторов;
- общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания , охлаждения, смазки ,электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
- неисправности тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
- техническое обслуживание;
- назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.
Учащийся должен уметь:
- Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и регулировать газораспределительный механизм.
- Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
- Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
- Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать; шарниры рулевых тяг, ширину колеи и сходимость направляющих колес трактора.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов
1. Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)
2. Задний мост (в разрезе)
3. Рулевой механизм (в разрезе)
4. Кривошипно-шатунный механизм.
5. Система охлаждения.
6. Система смазки.
7. Система питания.
8. Тормозная система.
9. Электрооборудование.
10. Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.
Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Узлы, агрегаты и рабочие органы сельскохозяйственных машин:
- для основной обработки почвы;
- посевных и почвообрабатывающих машин;
- для защиты растений;
- для заготовки кормов;
- для внесения минеральных и органических удобрений.
Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.
Визуальные средства обучения ,плакаты по устройству и эксплуатации
Сектор хранения с/х машин
- Машины для основной обработки почвы.
- Машины для поверхностной обработки.
- Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.
- Машины для заготовки кормов.
- Машины для химической защиты.
- Машины для внесения минеральных удобрений.
Учебный полигон
Кольцевой маршрут:
- габаритная восьмерка;
- габаритная змейка;
- габаритный дворик;
- габаритный бокс;
- эстакада с уклоном не менее 16 процентов;
- перекресток;
- стоп-линия.
Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.
- Компьютер
- Стенд «Дорожная разметка»
- Классная доска
- Комплекты экзаменационных билетов
- Комплекты планшетов (плакатов)
- Компьютерные программы по правилам и безопасности дорожного движения
Методическая учебная литература.
1. Жаров М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение, 1991.
2.Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования. 7-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 264 с.
3. Родичев В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования, М.: издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
4. Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Список литературы
1 .Программа «Технология, Трудовое обучение» М.: «Просвещение» Москва 2006 год
2. Программа « Сельский дом и семья » М.: «Просвещение» 2001 год
3. Программа « Трудовое обучении, для сельских школ »М.: «Просвещение» 1980 год
4.Социальная сеть работников образования.nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
Рабочая программа элективный курс " Трактор " 9 класс
В программе устройство трактора....
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...