рабочая программа элективного курса трактор 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
в программе устройство трактора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122 КБ |
![]() | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МС МОУ Директор МОУ
Козьмодемьяновской СОШ Козьмодемьновской СОШ
______/_______________/ _____/________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ от Приказ №_________ от
«____»_________200__г «___»________200__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс « Сельскохозяйственные машины и механизмы »
на уровне основного образования
для учащихся 9 класса
Байда Сергея Геннадьевича,
учителя 1 квалификационной категории
.
2014-2016 учебный год
с. Козьмодемьяновка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Сельскохозяйственные машины и механизмы », составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение, (тракторы, сельскохозяйственные машины) для сельских школ» г. Москва 1980.
Рабочая программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
Главной целью элективного курса «Cельскохозяйственные машины и механизмы » является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:
1. Устройство тракторов.
2. Устройство сельскохозяйственных машин.
3 . Технология и организация механизированных работ.
Современный механизатор в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать сельскохозяйственную технику и квалифицированно выполнять все виды механизированных работ на полях и фермах.
Изучение элективного курса на уровне основного образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, формировать любовь к земле, технике, профессии сельского механизатора
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельн
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначение элективного курса « Сельскохозяйственные машины и механизмы» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрени
Ценностные ориентиры содержания элективного курса .
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
•умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные план
В результате изучения ученик получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции ;
• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
•составлять последовательность выполнения технологических операций;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием
Личностные результаты изучения курса «Технология»:
• выражение желания трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельност
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ре
Метапредметные результаты элективного курса.
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты изучения элективного курса .
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процесс
в трудовой сфере
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду .
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии.
• выраженная готовность к труду в сфере материального производств;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с их работой, изучают специальные термины и обозначения.
Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья» Москва Просвещение 2001г.;Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение.1998 г.; « Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.
Количество часов в 9 классах всего 34 часа в полугодие; в неделю 2 часа с сентября по декабрь
Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
Элективный курс
(сельскохозяйственные машины и механизмы)
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
Введение. Классификация ,общее устройство и работа двигателя. | 4 | 3 | 1 |
Система питания. | 5 | 4 | 1 |
Система охлаждения и смазки. | 5 | 4 | 1 |
Электрооборудование тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Силовая передача тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Остов, ходовая часть механизмы управления. | 5 | 4 | 1 |
Механизмы отбора мощности. | 4 | 4 | |
Итого. | 33 | 27 | 6 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ (4ч)
Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигат
Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.
Назначение, устройство и принцип работы механизмов газораспределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.
Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.
Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства газораспределительного механизма.
Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.
2. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.
Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.
Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.
Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.
Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.
Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.
Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.
Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.
Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.
Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.
Изучение системы питания двигателя.
3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.
Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.
Назначение, работа и регулировка клапанов.
Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.
Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.
Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.
Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.
4. ЭЛЕКТРО ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ. ( 5 ч )
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.
Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.
Генераторы и реле-регуляторы.
Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов
.
5. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРОВ (5ч)
Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.
Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.
Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.
Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.
6. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (5ч)
Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.
Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.
Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.
Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.
Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.
7. МЕХАНИЗМЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА (4ч)
Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.
Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.
Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности.
Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.
Способы регулирования глубины обработки почвы.
Назначение, конструкция гидравлического догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора. Управление гидросистемой.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства гидравлических насосов и распределителей.
Изучение устройства догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора.
Изучение общей компоновки рабочего и вспомогательного оборудования.
При проведении лабораторно-практических занятий рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- ознакомление с требованиями безопасности труда, организацией рабочего места, оборудованием, инструментом, методическими рекомендациями;
- полная или частичная разборка сборочных единиц;
- изучение устройства и взаимодействия деталей, узлов, агрегатов;
- изучение технологических и эксплуатационных регулировок;
- сборка составных частей, проверка правильности сборки;
- уборка и сдача рабочего места.
Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должна быть отражена в методических рекомендациях по выполнению лабораторно-практических занятий.
В случае, если разборочно-сборочные работы трудоемки и учебного времени для выполнения задания недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.
Требования к уровню подготовки учащихся
9 класс
Учащийся должен знать:
- классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;
- технические характеристики тракторов;
- общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания , охлаждения, смазки ,электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
- неисправности тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
- техническое обслуживание;
- назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.
Учащийся должен уметь:
- Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и регулировать газораспределительный механизм.
- Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
- Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
- Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать; шарниры рулевых тяг, ширину колеи и сходимость направляющих колес трактора.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов
1. Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)
2. Задний мост (в разрезе)
3. Рулевой механизм (в разрезе)
4. Кривошипно-шатунный механизм.
5. Система охлаждения.
6. Система смазки.
7. Система питания.
8. Тормозная система.
9. Электрооборудование.
10. Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.
Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Узлы, агрегаты и рабочие органы сельскохозяйственных машин:
- для основной обработки почвы;
- посевных и почвообрабатывающих машин;
- для защиты растений;
- для заготовки кормов;
- для внесения минеральных и органических удобрений.
Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.
Визуальные средства обучения ,плакаты по устройству и эксплуатации
Сектор хранения с/х машин
- Машины для основной обработки почвы.
- Машины для поверхностной обработки.
- Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.
- Машины для заготовки кормов.
- Машины для химической защиты.
- Машины для внесения минеральных удобрений.
Учебный полигон
Кольцевой маршрут:
- габаритная восьмерка;
- габаритная змейка;
- габаритный дворик;
- габаритный бокс;
- эстакада с уклоном не менее 16 процентов;
- перекресток;
- стоп-линия.
Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.
- Компьютер
- Стенд «Дорожная разметка»
- Классная доска
- Комплекты экзаменационных билетов
- Комплекты планшетов (плакатов)
- Компьютерные программы по правилам и безопасности дорожного движения
Методическая учебная литература.
1. Жаров М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение, 1991.
2.Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования. 7-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 264 с.
3. Родичев В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования, М.: издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
4. Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Список литературы
1 .Программа «Технология, Трудовое обучение» М.: «Просвещение» Москва 2006 год
2. Программа « Сельский дом и семья » М.: «Просвещение» 2001 год
3. Программа « Трудовое обучении, для сельских школ »М.: «Просвещение» 1980 год
4.Социальная сеть работников образования.nsportal.ru.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МС МОУ Директор МОУ
Козьмодемьяновской СОШ Козьмодемьновской СОШ
______/_______________/ _____/________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ от Приказ №_________ от
«____»_________200__г «___»________200__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс « Сельскохозяйственные машины и механизмы »
на уровне основного образования
для учащихся 9 класса
Байда Сергея Геннадьевича,
учителя 1 квалификационной категории
.
2014-2016 учебный год
с. Козьмодемьяновка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Сельскохозяйственные машины и механизмы », составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение, (тракторы, сельскохозяйственные машины) для сельских школ» г. Москва 1980.
Рабочая программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
Главной целью элективного курса «Cельскохозяйственные машины и механизмы » является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:
1. Устройство тракторов.
2. Устройство сельскохозяйственных машин.
3 . Технология и организация механизированных работ.
Современный механизатор в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать сельскохозяйственную технику и квалифицированно выполнять все виды механизированных работ на полях и фермах.
Изучение элективного курса на уровне основного образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, формировать любовь к земле, технике, профессии сельского механизатора
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельн
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначение элективного курса « Сельскохозяйственные машины и механизмы» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрени
Ценностные ориентиры содержания элективного курса .
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
•умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные план
В результате изучения ученик получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции ;
• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
•составлять последовательность выполнения технологических операций;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием
Личностные результаты изучения курса «Технология»:
• выражение желания трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельност
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ре
Метапредметные результаты элективного курса.
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты изучения элективного курса .
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процесс
в трудовой сфере
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду .
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии.
• выраженная готовность к труду в сфере материального производств;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с их работой, изучают специальные термины и обозначения.
Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья» Москва Просвещение 2001г.;Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение.1998 г.; « Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.
Количество часов в 9 классах всего 34 часа в полугодие; в неделю 2 часа с сентября по декабрь
Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
Элективный курс
(сельскохозяйственные машины и механизмы)
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
Введение. Классификация ,общее устройство и работа двигателя. | 4 | 3 | 1 |
Система питания. | 5 | 4 | 1 |
Система охлаждения и смазки. | 5 | 4 | 1 |
Электрооборудование тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Силовая передача тракторов. | 5 | 4 | 1 |
Остов, ходовая часть механизмы управления. | 5 | 4 | 1 |
Механизмы отбора мощности. | 4 | 4 | |
Итого. | 33 | 27 | 6 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ (4ч)
Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигат
Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.
Назначение, устройство и принцип работы механизмов газораспределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.
Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.
Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства газораспределительного механизма.
Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.
2. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.
Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.
Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.
Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.
Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.
Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.
Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.
Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.
Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.
Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.
Изучение системы питания двигателя.
3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)
Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.
Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.
Назначение, работа и регулировка клапанов.
Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.
Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.
Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.
Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.
4. ЭЛЕКТРО ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ. ( 5 ч )
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.
Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.
Генераторы и реле-регуляторы.
Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов
.
5. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРОВ (5ч)
Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.
Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.
Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.
Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.
6. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (5ч)
Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.
Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.
Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.
Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.
Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.
7. МЕХАНИЗМЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА (4ч)
Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.
Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.
Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности.
Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.
Способы регулирования глубины обработки почвы.
Назначение, конструкция гидравлического догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора. Управление гидросистемой.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства гидравлических насосов и распределителей.
Изучение устройства догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора.
Изучение общей компоновки рабочего и вспомогательного оборудования.
При проведении лабораторно-практических занятий рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- ознакомление с требованиями безопасности труда, организацией рабочего места, оборудованием, инструментом, методическими рекомендациями;
- полная или частичная разборка сборочных единиц;
- изучение устройства и взаимодействия деталей, узлов, агрегатов;
- изучение технологических и эксплуатационных регулировок;
- сборка составных частей, проверка правильности сборки;
- уборка и сдача рабочего места.
Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должна быть отражена в методических рекомендациях по выполнению лабораторно-практических занятий.
В случае, если разборочно-сборочные работы трудоемки и учебного времени для выполнения задания недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.
Требования к уровню подготовки учащихся
9 класс
Учащийся должен знать:
- классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;
- технические характеристики тракторов;
- общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания , охлаждения, смазки ,электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
- неисправности тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
- техническое обслуживание;
- назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.
Учащийся должен уметь:
- Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и регулировать газораспределительный механизм.
- Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
- Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
- Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать; шарниры рулевых тяг, ширину колеи и сходимость направляющих колес трактора.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов
1. Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)
2. Задний мост (в разрезе)
3. Рулевой механизм (в разрезе)
4. Кривошипно-шатунный механизм.
5. Система охлаждения.
6. Система смазки.
7. Система питания.
8. Тормозная система.
9. Электрооборудование.
10. Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.
Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Узлы, агрегаты и рабочие органы сельскохозяйственных машин:
- для основной обработки почвы;
- посевных и почвообрабатывающих машин;
- для защиты растений;
- для заготовки кормов;
- для внесения минеральных и органических удобрений.
Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.
Визуальные средства обучения ,плакаты по устройству и эксплуатации
Сектор хранения с/х машин
- Машины для основной обработки почвы.
- Машины для поверхностной обработки.
- Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.
- Машины для заготовки кормов.
- Машины для химической защиты.
- Машины для внесения минеральных удобрений.
Учебный полигон
Кольцевой маршрут:
- габаритная восьмерка;
- габаритная змейка;
- габаритный дворик;
- габаритный бокс;
- эстакада с уклоном не менее 16 процентов;
- перекресток;
- стоп-линия.
Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.
- Компьютер
- Стенд «Дорожная разметка»
- Классная доска
- Комплекты экзаменационных билетов
- Комплекты планшетов (плакатов)
- Компьютерные программы по правилам и безопасности дорожного движения
Методическая учебная литература.
1. Жаров М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение, 1991.
2.Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования. 7-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 264 с.
3. Родичев В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования, М.: издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
4. Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Список литературы
1 .Программа «Технология, Трудовое обучение» М.: «Просвещение» Москва 2006 год
2. Программа « Сельский дом и семья » М.: «Просвещение» 2001 год
3. Программа « Трудовое обучении, для сельских школ »М.: «Просвещение» 1980 год
4.Социальная сеть работников образования.nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-437359-1401111216.jpg)
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-556877-1419756300.jpg)
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-642981-1456332338.jpg)
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
Рабочая программа элективный курс " Трактор " 9 класс
В программе устройство трактора....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/01/picture-1246276-1588320106.jpg)
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...