Программа кружка "Школьная компания"
методическая разработка по технологии (10 класс) на тему
Программа кружка "Школьная компания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_shkolnaya_kompaniya.doc | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по ВР _______/Г.И. Коробочкина/
«____»_____2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия № 32» ___________/ Л.А.Якимова/
Приказ № ______ от «____»______2016г | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 32»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Основы творческого проектирования»
для 7 классов
(общекультурное направление)
Составитель:
учитель технологии
Гаранина Елена Олеговна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________2016 г.
г. Нижнекамск
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы творческого проектирования» для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказами МОиН РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 №1\15;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ;
- Учебного плана МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ на 2016-2017 учебный год.
- Авторской программы Е.Н.Бобровской, Е.А.Сапрыкиной «Технология проектной деятельности».
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО» МБОУ «Гимназия №32».
Описание места курса в учебном плане
Внеурочная деятельность «Основы творческого проектирования» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для учащихся 7 классов. Согласно ФГОС проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению. Новый технологический этап развития общества характеризуется постоянным совершенствованием имеющихся и появлением совершенно новых технологий. В связи с этим человеку в течение жизни придется несколько раз кардинально менять направления и содержание своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и реализовывая свой потенциал применительно к требованиям рынка труда. В настоящее время работник, кроме профессиональных знаний на высоком уровне, должен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера: работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде. Для человека в современном обществе также становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты. Курс рассчитан на 70 часов (2 ч в неделю, 35 недель).
Цель курса: обучение учащихся основам проектной деятельности.
Задачи курса:
- оказание содействия становлению личности, способной реализовать себя в продуктивной деятельности;
- формирование личности, способной к самообразованию, саморазвитию;
- развитие творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся;
- формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие критического мышления;
- повышение мотивации к сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
- формирование основ технико-технологических и дизайнерских знаний;
- создание условий для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование общетрудовых и специальных умений ручного труда, основ трудовой культуры, способности к сотрудничеству в трудовом процессе;
- обучение учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний;
- формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями;
- развитие творческих и конструкторских способностей учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
1) регулятивные
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; - разрешатъ конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
По завершении курса обучающийся
- следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- получил и проанализировал опыт разработки различных видов проектов;
- получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-пользуется предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- решает задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполняет арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применяет изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовeует в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретирует результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать:
- объект;
- исследование;
- проблема;
- дело.
Рекомендуя темы учебных проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.
В качестве форм активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся используются проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры.
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляется на публичной защите проектов.
Содержание программы
1. Введение. Структура проекта (2 часа)
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов.
2. Исследовательский проект (22 часа)
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта. Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез и т.д.)
Общие правила оформления исследовательского проекта. Представление результатов проектной работы. Критерии оценки исследовательского проекта.
3. Прикладной проект (18 часов)
Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные этапы выполнения прикладного проекта.
4. Информационный проект (8 часов)
Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта. Основные этапы выполнения информационного проекта.
5. Творческий проект
Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческого проекта.
Проработка структуры совместной деятельности участников творческого проекта. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
6. Прикладной проект (16 часов)
Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные этапы выполнения прикладного проекта.
6. Оформление и оценка проекта (4 часа)
Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению пояснительной записки. Оформление списка литературы и приложений.
Критерии оценки выполненных проектов. Возможные критерии оценки исследовательского, прикладного, творческого и информационного проектов.
Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.
Тематическое планирование курса
«Технология проектной деятельности»
№ | Темы, разделы | Количество часов | ||
п/п | Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение. Структура проекта | 2 | 1 | 1 |
2 | Исследовательский проект | 22 | 10 | 12 |
3 | Прикладной проект | 18 | 6 | 12 |
4 | Информационный проект | 8 | 3 | 5 |
5 | Творческий проект | 16 | 6 | 10 |
6 | Оформление и оценка проекта | 4 | 1 | 3 |
Всего: | 70 | 27 | 43 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение. Структура проекта | 2 | 6.09 | |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 22 часа | ||||
2 | Основные понятия исследовательского проекта. Алгоритм исследовательского проекта | 2 | 13.09 | |
3 | Формулировка проблемы исследования | 2 | 20.09 | |
4 | Обозначение задач и методов исследования | 2 | 27.09 | |
5 | Определение источников информации | 2 | 4.10 | |
6 | Выдвижение гипотезы решения обозначенной задачи | 2 | 11.10 | |
7 | Разработка путей решения проблемы | 2 | 18.10 | |
8 | Аналитическая работа над собранными фактами | 2 | 25.10 | |
9 | Корректировка первоначального направления | 2 | 8.11 | |
10 | Рефлексивно-оценочный этап | 2 | 15.11 | |
11 | Обобщение и обсуждение полученных результатов | 2 | 22.11 | |
12 | Выводы по результатам исследования | 2 | 29.11 | |
ПРИКЛАДНОЙ ПРОЕКТ 18 часов | ||||
13 | Понятие прикладного проекта. Основные этапы выполнения прикладного проекта | 2 | 6.12 | |
14 | Поиск и выбор темы. Сбор и обработка информации | 2 | 13.12 | |
15 | Проектирование изделия. Изучение вариантов. Рассмотрение альтернативных вариантов | 2 | 20.12 | |
16 | Эколого-экономическая экспертиза. Составление документации | 2 | 27.12 | |
17 | Выполнение эскиза и рабочих чертежей | 2 | 10.01 | |
18 | Разработка технологии изготовления. Составление технологических карт | 2 | 17.01 | |
19 | Материальная реализация проекта. Сборочные операции. Текущий контроль качества | 2 | 24.01 | |
20 | Внесение изменений в конструкцию. Общий анализ работы | 2 | 31.01 | |
21 | Защита проекта | 2 | 7.02 | |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ 8часов | ||||
22 | Понятие о информационном проекте. Определение цели проекта | 2 | 14.02 | |
23 | Выделение предмета информационного поиска. Поиск источника информации | 2 | 21.02 | |
24 | Обработка информации. Обработка результата | 2 | 28.02 | |
25 | Презентация проекта | 2 | 7.03 | |
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 16 часов | ||||
26 | Понятие о творческом проекте. Основные этапы выполнения творческого проекта | 2 | 14.03 | |
27 | Поиск и обоснование проблемы. Альтернативные варианты | 2 | 21.03 | |
28 | Выбор оборудования материалов. Обоснование выбора | 2 | 28.03 | |
29 | Выбор технологии обработки материалов. Составление конструкторско-технологической документации | 2 | 11.04 | |
30 | Последовательность сборки. Сборка модели | 2 | 18.04 | |
31 | Моделирование. Конструирование | 2 | 25.04 | |
32 | Экономическое обоснование. Экологическое обоснование | 2 | 2.05 | |
33 | Презентация проекта. Защита проекта | 2 | 16.05 | |
ОФОРМЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА 4 часа | ||||
34 | Требования к пояснительной записке. Оформление пояснительной записки | 2 | 23.05 | |
35 | Оформление технологической документации. Оформление списка литературы | 2 | 30.05 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема раздела | Форма организации | Характеристика видов деятельности |
1 | Введение. Структура проекта | Беседа, практическая работа | Знакомиться с примерами творческих проектов семиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. |
2 | Исследовательский проект | Беседа, практическая работа | Разрабатывать учебный проект изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов по алгоритму. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. |
3 | Прикладной проект | Беседа, практическая работа | Разрабатывать и изготавливать материальный продукт с использованием базовых операций редактора компьютерного трёхмерного проектирования. |
4 | Информационный проект | Беседа, практическая работа | Разрабатывать информационный проект, составлять проектную документацию. Изучать способы представления технической и технологической информации. Выполнять техническое задание, эскизы и чертежи, технологические карты по алгоритму. Выполнять описание систем и процессов с помощью блок-схем с помощью ПК. |
5 | Творческий проект | Беседа, практическая работа | Разрабатывать конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. |
6 | Оформление и оценка проекта | Беседа, практическая работа | Оформлять портфолио и пояснительную записку к проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-познавательная программа для старших классов "Большой секрет для маленькой компании"
Интеллектуально-познавательная программа для старших классов "Большой секрет для маленькой компании", который можно провести перед каникулами, когда все оценки выставлены, домашних заданий нет и можно...
ПРОГРАММА повышения квалификации (профессиональной переподготовки) «Организация рекламной компании с применением информационных технологий»
Цель программы:- целью программы повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответ...
Программа кружка "Белка и компания"(основы экономической грамотности)
Программа предназначена для учащихся 2-3 классов связана с экономикой и бизнесом ....
Конкурсно-игровая программа «Дружная семейная компания»
Развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление взаимосвязей в семье....
Конкурсно-игровая программа "Большой секрет для маленькой компании"
Конкрсно-игровая программа на сплочение коллектива....
Разработка маркетинговой программы линии товаров компании «Уют»
В условиях постоянно меняющихся запросов покупателей, технологий и конкурентного окружения выживание компании напрямую зависит от того, насколько успешно она разрабатывает и внедряет на рынок новые то...
Сценарий игровой программы "Анфиса и весёлая компания"
Игровая программа рассчитана для детей 12-16 лет. В этой программе используются различные игровые формы. Этот сценарий можно использовать для различных праздников....